Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Первый вопрос: «Можно ли, выходя со службы, говорить, что ты стал святым, побывав на ней? И можно ли вообще христианину делать акцент на собственном «я» или это все хвастовство?».
– Можно ли называть себя святым? Можно и нужно, только надо этому соответствовать. В воскресенье каждый христианин должен причащаться Святых Христовых Таин. В предвкушении соединения со Христом мы слышим слова священника: «Святая святым» – те самые Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, которые мы благодатью Святого Духа получили из хлеба и вина, даются кому? Святым. Что это за святые? Это как раз мы. Не потому, что мы этого заслуживаем и такие молодцы, а потому, что Господь нас освятил. Мы стали святыми через принадлежность к Святой Церкви, в которой действует Дух Святой.
В праздник Троицы, Пятидесятницы мы вспоминаем, что были апостолы, такие же грешные и слабые люди, как и мы, но Дух Святой на них снизошел – и они стали святы. Господь делает для нашей святости все. Посылает нам Духа Святого, говорит: «Будьте святыми», – а мы упираемся и грешим, отталкиваем от себя благодать Божию. Поэтому нам тяжело святость сохранить. А какое главное препятствие? То же, что и у лучезарного ангела Денницы в начале времен: гордость – как раз это: «Я! Я! Я!». Мы, наоборот, говорим: «Я недостоин, но Ты, Господи, делаешь меня святым». Вот это здорово. Если же я как христианин свою святость соотношу не с заслугой Божией, а думаю, какой я молодец, то, конечно, ее теряю: ничего не приобрел, а наоборот, по гордости потерял то, что дает Господь.
Каждый из нас может наследовать Царствие Небесное, должен это сделать, – но для этого надо постараться.
Вопрос телезрителя Игоря Викторовича из Москвы: «Почему люди не рождаются сразу верующими в Бога?».
– На самом деле люди рождаются сразу верующими в Бога, ведь детская душа абсолютно чужда всякого греха. Человек рождается христианином. Даже если какие-то тяготы первородного греха (вспомним слова псалмопевца Давида: «Во гресех роди меня мати моя») отделяют нас от Христа, человек, когда крестится, точно становится верующим – даже маленький ребеночек, который на рациональном уровне ничего не понимает. Но потом грех в нашей природе начинает торжествовать, и уже порой нужно какое-то волевое решение: либо выбор наших родителей и крестных подтвердить, либо тем людям, которым не так повезло, самим искать Бога, находить Его.
Возможно, вопрос немножко в другом: почему Господь для нашего же блага не сделает так, чтобы мы от младенческой веры автоматически переходили в веру уже сознательного возраста? Но мы – образ и подобие Божие. И для Бога одно из основных свойств (помимо любви) – конечно, свобода. Если бы мы не имели возможности отказаться от веры, от общения с Богом, мы были бы несвободны и Господь Сам бы нарушил Свое творение.
Господь, любя нас и желая нам только самого лучшего, тем не менее оставляет нам возможность свободного выбора: хотим мы быть с Ним или нет. Поэтому мы, зная о Господе своей чистой душой, должны уже с возрастом веру души подкрепить своим разумом. Или, наоборот, увы, ее потерять и потом снова найти как многоценное сокровище. Человеку кажется, что он веры никогда не знал. Нет, знал, душа ее обязательно чувствовала, Господь дал все необходимое для спасения. Надо это только найти.
Вопрос телезрителя: «Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый (хотя Петр первый вошел). И написано: «увидел и уверовал». Что он там увидел? Он не уверовал, когда стоял возле Креста, и не уверовал, когда Христос 3 года объяснял, что будет убит и на 3-й день Воскреснет, – что он увидел?».
– Спасибо за вопрос, мне на него ответить легко: вчера на всенощном бдении мы слышали замечательное воскресное чтение про уважение апостола евангелиста Иоанна Богослова к своему старшему собрату апостолу Петру… Как вы верно вспомнили – стоял у Креста Господня, внимал Его страданиям, 3 года сопровождал Спасителя, слушал каждое Его слово. И вот он бежал и действительно думал: «То, на что я надеялся, сбылось или нет? Мои надежды реализовались?». Но как молодой человек, вежливый, почитающий старших, он видит, что за ним с трудом поспевает апостол Петр (можно сказать, евангелист Иоанн Богослов годился в дети апостолу Петру: из 12-ти учеников Петр – самый старший, апостол Иоанн Богослов, наоборот, – юноша безбородый, самый молодой, и он из почтения пропускает апостола Петра вперед). Апостол Петр быстрее прибежать был бы и рад: им движет раскаяние, укоры совести из-за того, что он отрекся от Спасителя, – и евангелист Иоанн Богослов понимает это.
Но все-таки (спасибо наблюдательным телезрителям телеканала «Союз») про апостола Петра не сказано: «увидел и уверовал». Он увидел то же самое, что и Иоанн Богослов, и мироносицы: увидел, что лежат одежды, возможно, увидел ангела, сияющего как свет. Для нас это не так важно – важно, что картина одна и та же. Но она укрепляет веру Иоанна Богослова и не дает укрепления в вере апостолу Петру. Почему? Ровно потому же, что один человек причастился Святых Христовых Таин – и у него радость в душе такая появилась, что хоть прыгай. А другой причастился – «и что такого»? Это зависит от состояния, в котором мы приходим к встрече с Воскресшим Христом. Если приходим с чистой совестью, в примирении, не отступив от Спасителя грехами, то нам достаточно просто одежд Спасителя – даже можно Самого Спасителя не увидеть, чтобы уверовать, что Христос Воскрес.
Если же мы отягощены нераскаянным грехом (у апостола Петра покаяние впереди), то нам этого недостаточно. Но для надежды апостола Петра и всех, кто причастился, но (может, из-за каких-то житейских забот) не настолько получил радость, – ничего страшного. Ведь потом Господь-то увидит старания апостола Петра и Он войдет сквозь стены в Сионскую горницу и скажет: «Петр, ты ко Мне стремился – вот Я». Встретив его на берегу моря, Он скажет: «Любишь ли ты Меня?» – и даст ему возможность покаяться.
Евангелист Иоанн Богослов единственный не отрекся от Христа. Хоть и убежал при событиях в Гефсиманском саду, но потом сразу вернулся и, несмотря на угрозу смерти, уже не отступал от своего Учителя до Его последнего смертного часа и погребения. И благодаря этому он даже из маленьких косвенных вещей почувствовал, как в нем строится вера.
Поэтому, дорогие мои, если даже мы что-то не понимаем на рациональном уровне в нашей вере, важно, что чистой душой к Христу стремимся… Пролетевшая птичка, лучик закатного солнца, свежий летний ветерок в нашей душе веру возгреют, и нам станет так тепло и хорошо! Мы из каких-то вещей, даже вроде не связанных с иконой Спасителя или храмом, поймем, что Христос действительно Воскрес и победил смерть.
Вопрос: «Скажите, пожалуйста, нормально ли постоянно сомневаться в правильности своих слов, поступков и мыслей?».
– Нормально. Лучше семь раз отмерить и один раз отрезать. И к словам надо относиться вдвойне трепетно…
Мы на Пасху слышали Евангелие: «В начале было Слово». Мы должны подражать Богу. Его природа – в слове, и мы должны каждое свое слово соизмерять с тем, чтобы оно было достойным Бога Слова, Христа. Причем это не в смысле, что мы должны только говорить: «Аминь! Богу нашему слава!». Нет. Даже наши повседневные дела, наше беззаботное (не высокое богословское, высококультурное) общение с друзьями должны прославлять Творца.
Кажется, наши мысли никто не видит. Но поскольку мысли видит Господь наш Иисус Христос и от наших скверных мыслей, конечно, расстраивается, мы должны и каждую свою мысль проверять: все ли в ней хорошо? Вот есть на производстве контроль качества. Собирают автомобиль, и вроде марка надежная, но где-то неправильно деталь ввинтили. И все – авария, погибли люди, завод закрывают, вводят штрафные санкции, работники завода теряют работу. И все так бесславно из-за того, что среди ста идеальных машин одна плохая. Точно так же и с какими-то пищевыми продуктами – добавили немного консервантов, пищевые добавки, а где-то переборщили – человек купил колбаску, отравился и погиб. И хотя это исключения из правил, все равно они приводят к таким последствиям. Поэтому это правильно – мы в себе должны сомневаться.
Единственное, когда мы можем не сомневаться и чуть-чуть расслабиться (кажется, как же все время в таком напряжении быть?), это когда опираемся на слово Божие, Евангельское, или обращаемся к Господу в молитве. Тут мы можем быть абсолютно спокойны, свободны, а во всех остальных случаях лучше быть настороже: «Предупрежден – значит, вооружен». И Господь, видя нашу заботу, наше желание не задеть других людей своими словами и делами, наше желание Ему угодить даже своими мыслями, обязательно нам поможет. И для нас это перестанет быть трудом и станет нормой.
Вопрос телезрительницы Любови из Москвы: «Я внимательно прочитала диалог Ездры с ангелом, что нас ждет. Там дословно такие слова: «Пусть погибнет множество, которое напрасно родилось, и сохранится ягода Моя и насаждение Мое, которое Я вырастил с большим трудом». То есть большинство погибнет: Бог создал как бы два мира, но во второй мало кто войдет? Я осознаю, что мы все грешные и вся наша жизнь – борьба с нашими грехами, и не факт, что перед уходом из этой жизни мы сможем сказать, что справились с этой задачей. Но это было до Христа, – а после прихода на землю Христа есть ли надежда, что мы будем помилованы? Как понимать слова о нашей посмертной участи после прихода Христа? Есть ли здесь разница?».
– Очень интересный вопрос. Мы действительно знаем, что каждое слово Священного Писания Духом Святым трепетно сохраняется в неповрежденности. Однако Книга Ездры не является канонической. Да, она почитается, но при этом мы должны к ней относиться уже более критично. Кроме того, вы верно заметили: это Книга ветхозаветная. А ветхозаветное учение мы рассматриваем только в пророческом ключе: как оно сбудется в Новом Завете. Смотрим Ветхий Завет – да, время жестокое. Например, говорится: «Завоюйте Землю Обетованную, истребите всех язычников». Для нас образец чего? Что мы не должны никого из людей истреблять, но мы должны в Новом Завете точно так же бескомпромиссно строить свою христианскую жизнь: все гнилое, греховное из нее убрать. Не думать так: тут немножко пусть грех лежит...
Господь и говорит, что ради чего-то многоценного можно жертвовать всем остальным, главное, сохранить чистым самое важное. Так должен жить христианин. Но это не в смысле, что надо людей уничтожать; у нас есть вера христианская, и ради этого не страшно, если все вокруг погибнет, а только она сохранится: вспомним новомучеников, которые теряли имущество, в лагерях теряли здоровье, жизнь, но все равно сохранили самое важное – веру во Христа. Все вокруг рушилось, но если на них человек неверующий со стороны посмотрит, он будет удивлен.
Не нужно думать, что речь о том, что у каких-то людей спасения точно не будет и все они погибнут. У Господа в раю хватит места на всех, кто хочет туда попасть. Если мы этого хотим и делаем реальные шаги, не сдаемся, идем в Царство Небесное, – мы обязательно его наследуем. Мы ни с кем за место в Царстве Небесном не конкурируем: у Господа – безграничные возможности, и Он всех может взять к Себе, лишь бы только человек этого захотел.
Раз мы вспоминаем ветхозаветные Книги, то должны помнить: для израильтян было очень важно, что весь народ сохраняется невредимым. Однако, если посмотрим на логику первосвященников, которые решили распять Христа, они говорили наоборот: лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Как они Книгу Ездры вообще читали? Там сказано с точностью до наоборот...
Иосиф, Никодим, которые были вхожи в иудейскую знать, в структуру управления ветхозаветной церковью, почему все-таки не стали распинателями Христа? Возможно, потому, что они точно так же, как и вы, внимательно читали ветхозаветные Книги и запомнили эти слова. И как только первосвященник говорит, что лучше одному погибнуть за народ – у них сразу же: «Так, а в Книге Ездры сказано ровно противоположное». Возможно, они промолчали, но для себя сделали вывод: нет, так не может быть... И, конечно, они переживали, что Христос погиб, но, когда узнали, что Он Воскрес, – подумали, что слова Ездры сбылись… Как мы видим, римляне пришли, разрушили Иерусалимский храм и рассеяли иудеев по всему миру, а Христос Воскрес и сохранился невредимым. Если мы будем как Христос, то точно так же все наносное, вплоть до нашей жизни в этой тленной плоти, потеряем, но себя со Христом мы сохранить в силах.
Вопрос от нашей юной телезрительницы: «Зачем нужны образование, развитие техники и науки? Ведь цель человека – вернуться к Богу, а не упростить жизнь».
– Конечно, если человек святой жизни, ему хватает сил и навыков, чтобы, вспахивая какой-нибудь деревянной или каменной мотыгой почву, которая не дает урожая, позаботиться о себе и своих детях, о своих близких и находить время для молитвы. Пожалуйста, можно так попробовать. Однако, учитывая, что гораздо больше времени на молитву и какие-то добрые дела у нас появляется, когда мы можем просто купить в магазине продукты, полученные с помощью современной сельскохозяйственной техники, работающей на двигателе внутреннего сгорания, используя нефть, добытую высокотехнологичным способом не из каких-то верхних слоев почвы, а из глубоких, откуда ее сложно добыть, то мы все-таки понимаем, что все, что ни делает человек, он делает, чтобы прославлять Творца.
Человек создан по образу и подобию Божию. Бог – Творец, человек обязательно должен на Него походить. Более того, апостол Павел подчеркивает, что мы, люди, – венец творения, что ангелы – служебные духи, они просто выполняют инструкцию. Зато как выполняют? Либо как бесы бестолковые – и погибают. Либо как ангелы совершенные. Нам до такого послушания не дорасти: ни один самый смиренный святой, самый строгий подвижник и аскет не был так послушен Богу, как даже самый простой и неизвестный нам по имени ангел. Но зато мы существа творческие – как Бог, мы можем творить и улучшаем мир вокруг себя.
Господь из ничего творит этот прекрасный мир. У нас нет возможности (поскольку мы всего лишь Богу подобны) сделать прекрасный мир из ничего, но из не очень красивого сделать прекрасное – с помощью науки, искусства, техники, образования – мы можем. И очень хорошо, что мы прилагаем усилия: если человек не прилагает усилий (неважно, не прилагает он усилий, когда не вскапывает деревянной мотыгой каменистую почву, чтобы туда зернышко положить, или отказывается учиться, получать знания XXI века), в любом случае он ленится и Творца недостоин. Неважно, жил человек 10 000 лет назад или живет сейчас, в XXI веке, – если он трудится, совершенствует мир и служит своей любовью ближним, то он прославляет Творца и выполняет Его замысел.
Тоже очень интересный вопрос: «Почему вера в Бога требует идти на жертвы и противостоять своему естеству?». Такой личный, на самом деле, вопрос…
– Раз вторая часть вопроса – «противостоять естеству», то, возможно, естество в данном случае находится в порабощении у каких-то сил, которые для нас не союзные. Наше естество создано для вечной жизни с Богом – и, раз что-то не ведет нас к ней, значит, там есть некоторые инородные явления. Те, кто пользуется сетью интернет, пусть найдут фотографии, ролики, как Кордицепс однобокий – вид грибов, паразитирующих на муравьях-древоточцах, прорастает в муравьях и заставляет этих муравьев, вместо того чтобы выполнять свою работу, ползти куда-то во влажное место, где этим грибам легче прорасти. Или как у гусеницы личинки-паразиты тоже в телах других насекомых прорастают: они не только поедают их изнутри, но и заставляют их выйти на верхние листики, где птицы их с легкостью съедят – паразиту важнее, чтобы птица его съела и разнесла его частички через свой организм по ареалу обитания.
Точно так же наше человеческое естество, предназначенное для вечной жизни, для стремления к Богу, порабощено страстями. Бес поселяется в нашей душе и говорит: «Это для тебя полезно, это для тебя нужно». Но надо подумать: «Если я муравьишка и ползу на верхний листик, где меня птичка съест, нужно ли мне это?». Хочешь не хочешь, но единственная возможность выжить для этих насекомых – это все-таки остановиться и не идти на поводу у внутреннего паразита.
Поэтому когда мы противостоим своему естеству, захваченному грехом, мы действуем в своих собственных интересах. Да, конечно, очень приятно, что заодно мы еще выполняем Божию волю, ведь Господь хочет для нас лучшего. Если мы действуем в своих интересах, волю Божию выполняем, то, по-моему, вполне можно пожертвовать без всякого сожаления (пусть и с некоторыми усилиями, для этого приложенными) интересами лукавых паразитов нашей души и обратить свое естество туда, где ему будет хорошо. Если наше естество случайно попадет в ад, нам там не понравится! (Окончание в следующем номере)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.