Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1015) → Священник Игорь Лысенко. Как говорить с неверующим человеком: монолог или диалог?

Священник Игорь Лысенко. Как говорить с неверующим человеком: монолог или диалог?

№22 (1015) / 10 июня ‘19

Беседы с батюшкой

Апостол говорит: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе . Но в современном мире сложно научиться не то что все время радоваться, а хотя бы иногда. Кроме того, мы с трудом понимаем, что значит – все время молитесь и за все благодарите Господа, ведь в нашей жизни столько сложностей, что с большим трудом получится благодарить за все. Что же такое радость и как научиться радоваться?

– Радость – естественное состояние человека. Ученые, изучая мозг человека, выяснили, что (и отец Григорий Григорьев об этом часто говорит), гормонов радости у нас очень много: человек создан для радости, как птица для полета. Когда Господь творил землю (и об этом сказано в Библии в Книге Бытие), после каждого дня творения говорится: «И увидел Бог, что это хорошо». А если хорошо, то и мы воспринимаем, что это хорошо. Это и есть радость: понимание того, что Господь – любящий Отец, что Он создал человека Себе подобным. Ведь даже ангелы, созданные до нас, не обладают благодатью богопознания и богообразности. Как же можно не радоваться, если ты богоподобен?

Другой вопрос, что мы впадаем в искушение безрадостности, уныния, когда начинаем вести себя так, как будто нет в нас образа Божия. У апостола Павла сказано: непрестанно молитесь. Исихасты (аскеты, давно творящие молитву) понимают, что молитва – это не только произнесенные слова, это состояние стояния перед Богом. Помните, когда в Библии упоминается о праведнике, говорится, что он постоянно стоял перед Богом, то есть он знал, что Господь видит его всегда? Это – хождение перед Богом. Там древнееврейский язык, и в нескольких переводах каждый раз слова немножко меняются, но смысл один и тот же: ты все время рядом с Богом, все время в Его глазах, в Его сердце.

Я хожу или стою перед Богом и непрестанно молюсь. Когда мы говорим о рассеянности в молитве, получается, мы в этот момент отпадаем от Господа?

– Именно так. Молитва – состояние соединенности с Богом, состояние слышания Его. Если мы молимся, не слыша Бога и не понимая, что Он нас слышит, – это не молитва, а бормотание, заклинание. У колдунов, магов именно так: есть некий текст, ты обязан его правильно прочесть – и тогда получишь нечто, если чуть-чуть ошибся, то ничего не получишь, тебя еще и обманут…

Очень часто люди, формально читающие молитвослов или Псалтирь, удивляются, почему у них такое унылое состояние. А от того, что они не молятся: они далеки в этот момент от Бога, их сердце не с Богом. Ведь первая заповедь, данная Моисею: «Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». Это главное – если нет реального исполнения этой заповеди, то нет и молитвы.

А когда ты настроен на Бога, когда ты Его слышишь, Ему доверяешь, ты находишься в состоянии, будто восхищен на третье небо, как говорит апостол Павел, то есть ты в благодатном состоянии. Когда молился Серафим Саровский, он весь сиял, и тем, кто его видел, даже смотреть на него было трудно. Или Моисей, сойдя с горы, настолько сиял, что вынужден был, чтобы не ослепить окружающих, надеть на себя покрывало. Вот состояние постоянной радости, постоянной освященности, постоянного горения сердца.

Но молитва – это еще и дела. Повторюсь, для исихастов молитва уже превращается в их постоянную жизнь. Молитва – это и приготовление пищи, и ухаживание за теми, кто к ним приходит. И молитва за кого-то, когда просят: батюшка, помолитесь, пожалуйста, за того-то… Тогда он дополнительно к своему естественному состоянию слышания, доверия и делания добавляет еще одно дополнительное прошение: когда Иоанна Кронштадтского просили помолиться, он дополнительно в алтаре во время Литургии взывал к Богу, вроде бы формально нарушая совершение Литургии по Служебнику, тем не менее он не мог оставить без внимания эту просьбу – его любовь была постоянной. Или Серафим Саровский, о котором мы сказали, что он сиял во время молитвы, – что запомнилось тем, кто к нему приходил? Его обращение к человеку в любое время: «Христос Воскресе, радость моя!».

«По делам их узнаете их»: если мы понимаем, что слышим Бога и доверяем Ему, мы не можем чего-то не исполнить. Если же мы слышим и не исполняем, значит, мы делаем иное от того, что нам Господь подсказывает. А когда мы делаем иное, мы попадаем в очень неприятные ситуации. Как и случилось с нашими прародителями: они оказались вне рая, вне бессмертия. Пройдя через историю Ветхого Завета, дойдя до Христа, они уже получили настоящее бессмертие, выйдя из ада…

К сожалению, враг очень часто подменяет понятия. Радость, любовь сейчас у многих заменяется на псевдорадостное состояние. Есть, например, соответствующие учреждения, которые иногда называются домами любви, но они не имеют к любви никакого отношения. Настоящий дом любви – это храм Божий, где мы радуемся, ибо мы с Ним. Как можно не радоваться, если ты встречаешься с Любящим тебя и Любимым тобою?

Сегодня мы встречались со студентами Русской христианской гуманитарной академии и говорили, что наиболее радостная притча для нас – притча о блудном сыне. Этот человек фактически похоронил своего отца, ведь он потребовал его наследства, а это можно сделать только в одном случае – если отца уже нет: фактически в мыслях своих ради получения материальных ценностей он убил своего отца. И дальше, взяв то, что не могло ему принадлежать при жизни отца, пошел, все это расточил и дошел до скотского состояния.

Он был голоден, уже ел рожки вместе со свиньями и был абсолютно безрадостный, унылый, депрессивный, и в этот момент он вспомнил, что ведь у отца-то слуги едят лучше. Он решил вернуться и сказать отцу: «Я согрешил против неба и пред тобою», думая: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

И вот он уныло шел к отцу, но, наверное, уже что-то брезжило в нем – иначе он не дошел бы. И что происходит дальше? Отец, увидев его, бежит ему навстречу, обнимает его, дает ему перстень власти, одевает в лучшие одежды, устраивает пир и говорит, что сын его ожил. Представляете, какая радость!

Мы находимся в таком состоянии постоянно, когда не слышим Господа, когда начинаем делать что-то свое и в далекой стране расточаем, теряем таланты, силу, благодать, данные нам от Бога для совершения дел, о которых Он нас просит, которые нам поручает. Естественно, мы впадаем в состояние уныния, депрессии, бессилия. И наоборот, как только мы вспоминаем о Боге, как только возвращаемся к Нему, как только Он нам дает Себя в Причастии Тела и Крови Своей, у нас появляются радость и силы, появляется состояние благодати.

Когда Вы говорите о радости, я хочу узнать, как обратиться к радости людям, которые еще не вошли в церковную ограду?

– Уже достаточно давно я к нашим прихожанам обращаюсь с очень простым объяснением о покаянии (мы перед эфиром говорили о покаянном духе и о том, как совместить покаяние с радостью). Я прихожанам объясняю, что покаяние – это изменение. Если мы, общаясь в обычной жизни, будем как все, то есть не очень радостными, не очень наполненными энергией жизни, будем утомленными, усталыми, с глазами побитой собаки, то вряд ли мы воодушевим человека, который с нами общается – особенно если он узнает, что мы ходим в храм, да еще и причащаемся.

А вот если мы, осознав радость Причастия, этой радостью поделимся, тогда это и есть покаяние: мы смогли из состояния подавленности, уныния, которое всегда вызвано недоверием Богу, перейти в состояние, о котором апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». Радуйтесь, потому что вы всегда с Богом, у вас всегда есть возможность Причастия; причастились – несите эту радость.

Как измерить покаяние? Степенью вашей радости. Если вы пришли в храм в унынии, покайтесь: изменитесь – превратитесь из унылых в радостных и эту радость несите в мир. Помните, как Мария Магдалина взяла яичко и пошла со словами: «Христос Воскресе!», свидетельствуя об этом всем, в том числе римскому императору. В результате Римская империя через 300 лет стала христианской.

Поэтому для нас все очень просто: нужно заряжаться радостью Литургии, заряжаться радостью общего делания. Если ты в одиночку сидишь (особенно если уже вечер и нет солнца), думая, что делать завтра, не понимая, где взять денег, чтобы кормить детей, – ты все больше и больше унываешь – как будто нет Бога, будто Бог тебя не любит и будто дети твои не дети Божьи, будто только ты один должен решить эти проблемы.

Я вообще не понимаю: как живут атеисты? Мне иногда настолько их жалко... И мы молимся о них именно потому, что, может быть, они самые несчастные люди на земле и наша задача – дать им возможность познакомиться с радостью. Не чтобы упрекнуть их и сказать: «Вот мы-то радостные, а вы такие», тем самым еще больше уязвляя их. Наоборот – чтобы позвать их к радости, сделать первый шаг, как сделал его блудный сын, когда пошел из дальней страны в сторону отца, – и отец бросился ему навстречу.

Без Божией помощи спастись невозможно. Именно поэтому Господь воплотился: Он сделал все от Него зависящее, нам остался только последний шажочек – направиться к Нему, разрешить Ему себя спасти, разрешить Ему с нами соединиться.

Я все время сталкиваюсь с такими странными вещами: когда собираюсь в храм на Божественную литургию и готовлюсь причаститься, каждый раз вдруг возникает что-то... Каждый раз я думаю, как лукавый все время придумывает что-либо, чтобы ты не пошел в церковь. Это просто удивительно!

– Более того, например, когда взрослый человек хочет покреститься (а я по первому образованию физик, поэтому такие вещи подмечаю)... Я помню сотни случаев в своей практике, когда взрослый человек решал покреститься (либо крестить своих детей, но во взрослом состоянии) – и сразу что-то происходило. Особенно мне запомнился случай с человеком, занимающим достаточно высокий пост. Он рассказывал, что, когда он решил покреститься, самое малое, что с ним было перед Крещением, это когда его новая машина после столкновения стала непригодна к использованию, – это было самое малое! (Но я не пугаю зрителей, особенно тех, кто еще не покрестился, – просто показываю и рассказываю).

Еще один пример. Мой одногруппник из политехнического института решил крестить своего ребенка. Я договорился, чтобы его приняли в храме (это было еще до 1990-х годов, когда это было не так просто). Причем заранее ему сказал: «Ты материалист, ты физик. Приготовься, что будет происходить много того, что тебя не будет пускать». Первый раз у ребенка поднялась температура под 40, когда надо было ехать. Они, естественно, остались дома. Как только они остались дома, температура ушла. Второй раз у них поломалась машина, когда они собрались ехать. Он мне позвонил и сказал (а он честный человек): «Слушай, откуда ты знал, что все это будет происходить?». Я говорю: «Я ничего не знал, но знал, что есть те, кто будет мешать крестить твоего сына. Их по-разному называют, но это духи злобы поднебесные». Он спрашивает: «А что же мне делать?». Я говорю: «Даже если на твоих глазах разверзнется земля, будут падать метеориты, будут случаться всякие невозможные вещи, но ты в решимости своей будешь понимать, что тебе надо, и пойдешь, невзирая ни на что, с тобой ничего не случится: врагу, когда он увидит твою решимость, подсовывать будет нечего, и он займется другими, которых сможет соблазнить».

И действительно, в третий раз, когда он сказал: «Теперь что бы ни было, хоть на руках донесу», – его решимость помогла. Он сказал, что было легко, все складывалось, наоборот, самым лучшим образом: он доверил себя Богу, разрешил ангелам себе помочь. А до этого он все время сомневался, как-то отвлекался и был готов поддаться уговорам змея.

Получается, обращение к Богу, доверие Ему зачеркивает в нас уныние: уныние – это прежде всего неверие. Так?

– Я думаю, это как тень: она исчезает, когда появляется свет.

Вспоминаю такие выражения – «светился радостью», «искорки света». Вы сейчас это говорите, и от вас идут эти искорки света. О чем мы говорим в Символе веры? «Света от Света...» – радость и Свет взаимосвязаны неразлучно. Когда же у нас нет радости, в этот момент в нас нет света. Значит, надо свету открыться – не воздвигать между собой и Светом (Богом) свои сомнения, какие-то самооправдания, самоограничения.

Любая самость связана с тем, что ты отодвинул Бога в сторону и сам пытаешься решить задачу, придумать ответ, сам пытаешься себя обвинить либо оправдать. В любом случае ты проиграешь, в любом случае ничего доброго у тебя не будет (рано или поздно). Может, поначалу тебе даже будет казаться, что ты выиграл – помните: «Но пораженья от победы // Ты сам не должен отличать»? Это вот об этом. Когда ты пытаешься все сделать сам, рано или поздно проиграешь.

Чтобы этого не было, откройся, доверься, услышь, что тебе скажет Господь – помните, Он говорил: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас»? Зачем же задумываться? Ведь можно было рассуждать так: тебя поведут – надо готовиться, надо придумать, вспомнить, напрячься, это же настолько тяжело! Если это пытаться реально сделать, ты будешь абсолютно несчастным человеком, – а если ты открыт, если знаешь, что Господь тебе подскажет, и ты этим поделишься, и это будет спасительно и правильно, радостно и совершенно удивительно!

Мы часто говорим: радость и веселье. Я не готов легко и просто объяснить, в чем же разница между радостью и весельем, а сказано: «Возвеселитесь, ибо...», или: «Возрадуйтесь и возвеселитесь...».

– Все-таки сущность вопроса не в названии. Скажем, любовь: Бог есть любовь – и любовью же называют какие-то совершенно низменные действия. Поэтому и веселье может быть радостным и благочестивым, и радость может быть нечестивой, безумной и бесчинной. Вопрос в содержании понятия. А содержание мы можем понять своим сердцем.

Заповеди блаженств, которые Господь нам дал, заканчиваются так: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Но о чем говорят предыдущие заповеди? Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят): чистота сердца и есть индикатор, показатель. Когда ты Свет принял чистым сердцем – ты возрадовался.

Нищие духом – это те, кто не загрузил свой дух самостью, когда самость не заслонила Бога, не заполнила сердце грязью ошибок, самоуверенности, самооправдания и так далее. Нищета в данном случае – это отсутствие самости, ее минимальность, необходимая для того, чтобы своей свободной волей соединиться с Богом, довериться Богу, открыться Ему.

Блаженны – значит, счастливы?

– Да. Помните: Никто не благ, только один Бог. Фактически, настоящее блаженство – это уже богоподобие, это уже когда ты можешь все. Господь говорит: Если будете исполнять заповеди Мои, то сделаете то, что Я сделал, и больше Меня сделаете. Вот настоящее блаженство.

А радость, которую мы воспринимаем, – как аванс, как некое предвозвестие блаженства. Помните, как свидетельствовал апостол Павел, когда был вознесен на небо? Он не собою хвалится, а говорит о себе в третьем лице: Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать, ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. К этому мы призваны, для этого созданы.

Нам тяжело переносить трудности, когда мы пытаемся их преодолеть без Бога. Почему римляне массово переходили в христианство, видя казни христиан? Они видели, что даже во время казни христиане вели себя совершенно по-другому, чем должны были. Они воспевали псалмы и говорили: «Радуйся! Мы слышим Господа!», вместо того чтобы кричать от ужаса, просить пощады, быть готовыми предавать все что угодно. Они действительно были в ином состоянии: то, что для человека без Бога мучение, страдание, невыносимое состояние, для человека с Богом, в богоподобном состоянии, становится совершенно иным. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс