Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1015) → Протоиерей Андрей Фёдоров: Чем скромнее мы о себе думаем, тем лучше о нас думают окружающие

Протоиерей Андрей Фёдоров: Чем скромнее мы о себе думаем, тем лучше о нас думают окружающие

№22 (1015) / 10 июня ‘19

Беседы с батюшкой

В церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и события до распятия и воскресения. Сегодня поговорим об обращении самарянки к вере в Господа Иисуса Христа как Спасителя. Какая же связь между Воскресением Христовым и этими событиями?

– Период Пятидесятницы – это период ожидания сошествия Святого Духа. День сошествия Святого Духа на апостолов мы называем днем рождения Церкви, ведь это день начала апостольской проповеди. Именно поэтому и вспоминается событие земной жизни Господа Иисуса Христа, когда Он обращается к самарянке, потому что Дух Господень сошел на всякую плоть, на всякого человека. Господь Своим ученикам заповедал идти проповедовать среди всех народов, и это исключительный момент, можно сказать, противоположный еврейскому мировоззрению.

Дело в том, что свою исключительность и богоизбранность можно понимать по-разному. Можно понимать, например, так: я такой исключительный и умный, что могу вытереть ноги об любого человека и пойти дальше. Или: я такой исключительный и умный, что могу в жертву своим целям и задачам принести кого угодно и вообще все человечество. Я такой умный, богоизбранный, что случись что-то не то, сразу буду вопить: «А за что? Почему? Как такое могло случиться?».

А можно богоизбранность понимать иначе, и вопросы себе задавать иначе: не «почему я и за что мне?», а «кто, если не я?». Если я такой умный и богоизбранный, то почему бы мне не пожертвовать чем-то ради любого человека и не подтвердить этим свою богоизбранность?

Если мы обратимся к богоизбранности еврейского народа, увидим, что Господь в ветхозаветные времена тщательно ограждал их от соседних племен. Почему? Да потому, что они легко впадали в идолопоклонство, легко принимали ложных богов соседних племен. Если бы была хоть малейшая стойкость, думаю, Господь разрешил бы общение, чтобы евреи стойко свидетельствовали о своей вере и обращали в нее окрестные народы. Но мы видим, что практически вся история Израиля – это история богоотступничества, предательства, впадения в ложные мнения и поклонение ложным богам. Даже в такие моменты, когда Моисей взошел на гору получать десять заповедей, он увидел, вернувшись, что его соплеменники сделали золотого тельца и устроили ему поклонение. Они сорок лет ходили по пустыне и могли уж точно увериться, что Господь не оставит их, но при вступлении в Землю обетованную опять возникли какие-то колебания, сомнения: «А пройдем ли мы? А поможет ли нам Бог?». Бог помогает ежедневно и ежечасно, а мы сомневаемся, будет ли от Него помощь.

Как видим, богоизбранность может быть понята по-разному, и причины богоизбранности могут быть разными. Одного человека ограждают, чтобы он мог учиться, развивать свой интеллект и потом приносить пользу человечеству. А другого сажают в келью в инфекционной больнице, чтобы он не заразил окружающих. Поэтому нужно помнить: чем скромнее мы о себе думаем, тем лучше о нас думают окружающие.

А что случилось с самарянкой после встречи с Господом?

– Я прочитаю из Евангелия этот отрывок.

Надлежало же Христу проходить через Самарию. Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

В этом рассказе очень много важного нужно изъяснить для нашего понимания. Нам не удивительно, что Христос беседует с самарянкой. Но такое маленькое замечание. Женщина спрашивает Его: «Почему Ты говоришь со мною, ведь иудеи с самарянами не сообщаются?». Действительно, был такой тяжелый период в отношениях.

Самарянами называли тех евреев, которые, когда несколько колен, племен были уведены в плен, остались на этом месте и смешались с языческими племенами. Когда евреи вернулись из плена и посмотрели на эту смесь, они посчитали их предателями. И для евреев хуже было общаться с самарянином (то есть с человеком, близким по роду, по крови, но предавшим), чем общаться с язычниками. Хотя, как мы видим, и с язычниками евреи не общались.

На этой неделе Церковью читались отрывки из Деяний святых апостолов о том, как апостол Петр крестил первого язычника – Корнилия (сотника). Этому посвящен специальный рассказ, очень подробное повествование, потому что это был исключительный момент, исключительное событие в истории уже христианской Церкви.

То, что Христос общался с женщиной, было удивительно для учеников. Сейчас мы читаем апостольские правила, правила святых отцов, церковные правила о том, что все мы перед Богом равны, – и мужчины, и женщины. Василий Великий пишет, что, если мы и видим в правилах некоторую разницу по отношению к мужчинам и женщинам, мы это соблюдаем, потому что нам досталось это от отцов в наследство, но некоторым образом удивляемся, потому что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, и все имеют одинаковую ценность пред Богом.

В том, что женское достоинство перед Богом восстановлено, заслуга Божией Матери. А у евреев отношение к женщине было совсем другим. Особенно к вдовам отношение было не то что высокомерное и презрительное, но настолько ужасное, что не было хуже участи, чем участь вдовы в каком-нибудь еврейском поселении. Иногда хозяйственный инвентарь считался ценнее, дороже, чем женщина. С одной стороны, такое отношение евреи оправдывали тем, что через Еву в мир пришел соблазн, через Еву в мир пришел грех. Зато женское достоинство восстановлено в христианстве, потому что через Деву Марию, через Божию Матерь в мир пришел Спаситель для нашего спасения, для нашей радости, для нашего утешения.

И вот Господь предвосхищает все эти моменты. Хотя в других местах Евангелия, в том же Евангелии от Иоанна, мы видим, как однажды Он проходил через какое-то селение (вид у Него был как у паломника, идущего в Иерусалим), и самаряне прогнали Его и учеников. Ученики, уже чувствовавшие силу, которую дает им Учитель (Господь уже посылал их исцелять больных, изгонять бесов, воскрешать мертвых, проповедовать приближающееся Царство Небесное), подошли к Нему и сказали: «Господи, давай помолимся, как Илия Пророк, чтобы сейчас огонь пал с неба и испепелил это селение». Вот какое было отношение. Но Христос им сказал: «Не знаете, какого вы духа».

Когда уже воскресший Господь Иисус Христос являлся ученикам, Он заповедал им: «Идите и проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И это было удивительно. Хотя ученики могли вспомнить, что Господь общался и с язычниками, и с женщинами и ради них совершал многие чудеса. И вот эта беседа Господа с самарянкой вспоминается в одно из воскресений перед Троицей потому, что открывает нам тайну Царствия Небесного: что Богу нужно поклоняться в духе и истине.

Иногда мы свою жизнь строим таким образом, что, исполняя какое-то правило, ставим это себе в заслугу: вот я утренние молитвы вычитал, вечерние молитвы вычитал, вот я в храм сходил, свечку поставил, исполнил заповедь «шесть дней трудись, седьмой посвящай Богу»… Смысл не в том, чтобы ставить галочки. Этих галочек гораздо больше, когда мы заповеди нарушаем, но мы этого не помним. И получается как бы двойная мораль. Одно отношение к себе – всепрощение, саможаление, самолюбие, эгоизм, когда мы говорим себе: «Да это маленькое, ничтожное, ничего не значащее. Бог простит». Зато в окружающих подмечаем очень многое, любую мелочь. Вот и получается сейчас такая же ситуация, которая была и две тысячи лет тому назад.

Мы созданы Богом не для того, чтобы маршировать на плацу как солдаты. Мы созданы для того, чтобы любить Бога и любить друг друга. И любовь не измеряется никакими рамками. Одна девочка спросила своих родителей: «Расстояние измеряется в сантиметрах и километрах, вес измеряется в граммах и килограммах. А в чем измеряется любовь?». Неужели любовь измеряется в галочках, которые мы ставим: вот я сделал это и это? Конечно, нет. Мы не знаем единиц измерения любви. Может быть, это ласковые, нежные, добрые слова, которые мы говорим друг другу. Может быть, это даже благожелательное молчание. Может быть, это молитва друг о друге, самопожертвование, самоограничение. Много чего можно привести. Самое главное – помнить, что Бог нас создал не для подсчета добрых дел, а для любви, а любовь не имеет никаких границ, никаких ограничений.

И в этом чтении нам как раз предлагается пример преодоления этих границ, когда не только к мужчинам, но и к женщине обращается Господь и через нее самаряне получают вразумление и направление ко спасению. Не только к соплеменникам, но и к язычникам, и к самарянам обращается Господь. Все это является прообразом будущей Церкви, в которую войдут все народы и люди всякого положения, всякого возраста, пола, звания, общественного положения и так далее. Все мы составляем единую Церковь Христову.

Преполовение Пятидесятницы. Красивое слово – преполовение, и праздник красивый. Песнопения к нему в разные века написаны выдающимися авторами, среди которых преподобный Иоанн Дамаскин, Андрей Критский... Преполовение празднуется восемь дней, достаточно продолжительно. А что, собственно, отмечаем мы в этот день? Какие события вспоминаем?

– Мы вспоминаем, что в эти дни Господь Иисус Христос посетил Иерусалим. В древности тоже было преполовение Пятидесятницы, но это было связано с выходом евреев из Египта, с событиями ветхозаветной истории. Эти события отмечались определенным образом всем еврейским народом в Иерусалиме, в храме. Для нас это интересно тем, что даже родственники Господа Иисуса Христа, видевшие чудеса, которые Он совершал, слышавшие слова Его, недоумевали: «Кто же Он такой? Это же наш родственник, такой же простой человек, как и мы. Откуда у Него все это?». Они Его подбивали: «Пойдем с нами в Иерусалим на праздник, явишь Себя миру. Глядишь, люди и признают Тебя Мессией. И нам, родственникам Твоим, глядишь, тоже что-нибудь достанется».

Христос отказался с ними идти в Иерусалим, потому что это был просто момент, может быть, нехорошего любопытства. Момент, который использовали все правители от Древнего Рима до наших дней, когда предлагали людям хлеба и зрелищ для того, чтобы они были покорны и зависимы. Господь Иисус Христос отказывается участвовать в этом процессе. Много раз в Евангелии Он говорит: «Не хлебом единым жив человек». И когда Ему предлагают какими-то зрелищами потешить окружающих: «Сотвори еще чудо, сделай еще что-нибудь, и тогда мы поверим в Тебя», Он всегда отказывается.

Но тут Он приходит в Иерусалим и произносит такие слова, которые производят очень сильное и неоднозначное действие на народ. Кто-то думает, что раз Ему позволяют такие слова говорить, значит, старейшины Его признали, значит, Он есть Мессия. Старейшины сами недоумевают, зачем Он такое говорит, и даже хотят Его арестовать. В очередной раз нарастает противостояние между старейшинами еврейского народа и Господом нашим Иисусом Христом. Но все равно это событие – приход Господа в Иерусалим – оказалось очень важным и значительным для нас.

Самое главное, что Господь обращает к людям, – это не чудеса, которых Он не творит напоказ, а слово: слово о Боге, слово о Боге Отце, слово о Духе Святом, слово о Сыне, о Самом Себе. Все это является подготовкой к принятию высшей истины, которая заключается в том, что Бог есть Троица, что высшей целью человека должно быть стремление к своему Небесному Отцу, к Творцу Богу.

Чему всем нам стоит поучиться у святителя Николая?

– Есть такая побасенка. Однажды святой Кассиан Римлянин и святой Николай решили прогуляться по земле и посмотреть, как живут люди. Они увидели, что какой-то мужичок с телегой застрял в болоте. Когда святой Николай предложил помощь, святой Кассиан Римлянин сказал: «Смотри, какие у нас чистые белые одежды, неужели мы в рай понесем какую-то грязь с земли?». А святой Николай подставил плечо, вытолкнул телегу, измазал одежду. Когда они вернулись в рай и предстали пред Богом, Господь спросил, что произошло. Кассиан сказал, что свои одежды берег, а Николай сказал: «Прости меня, Господи, я запачкался, потому что телегу вытаскивал». Господь тогда святому Николаю сказал: «Память твоя будет праздноваться два раза в году». А Кассиану сказал: «А твоя память – один раз в четыре года, 29 февраля».

Конечно, это побасенки, шутки. Но мы знаем, что память святого Николая празднуется не только два раза в году (Никола весенний и Никола зимний). Есть еще удивительный праздник – рождество святого Николая... И если мы посмотрим посвящение дней недели, то вспомним, что понедельник посвящен силам ангельским, вторник – Иоанну Крестителю, а четверг – апостолам и святителю Николаю. Поэтому каждый четверг мы можем вспоминать святителя Николая. Я знаю, что во многих храмах в честь его имени и во многих благочестивых домах по четвергам читают акафисты Николаю Чудотворцу, совершают ему особые молитвы. Мы видим, какую силу, власть и могущество Господь дал Своему угоднику. В течение земной жизни он заботился о своих соседях, о прихожанах, о своей епархии, и даже в окрестные страны достигала весть о его молитвенной чудесной помощи. Сейчас в любой точке земного шара, в любой стране, в любом месте мы можем помолиться: «Святой Николай, моли Бог о нас». И получить его благодатную помощь. По его молитвам Господь благословит и утешит нас.

Благодарю Вас, отец Андрей, за интересную беседу.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс