Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1008) → Протоиерей Димитрий Предеин: Бесовские искушения и страсти

Протоиерей Димитрий Предеин: Бесовские искушения и страсти

№15 (1008) / 15 апреля ‘19

Беседы с батюшкой

Великий пост – благодатное время особого подвига, но именно тогда обостряются страсти. О бесовском искушении и страстях и пойдет речь сегодня. Почему в пост обостряются страсти?

– Это вполне закономерный процесс. Если мы в обычное время года ведем образ жизни более-менее размеренный, спокойный, расслабленный, то и страсти наши дремлют в глубине нашей души. А если мы на протяжении Великого поста стараемся что-то делать для своего духовного совершенствования – глубже копнуть свою собственную внутреннюю жизнь, разобраться в себе, увидеть свои недостатки и хотя бы в какой-то степени их ограничить, – это сразу вызывает противодействие нашего грехолюбивого естества: оно не терпит, когда его притесняют, и это вызывает определенное действие. Таким образом, страсти, которые мы разворошили в своей собственной душе, начинают более активно о себе заявлять. И когда мы чувствуем это противодействие, то, в какой-то степени, это признак, что мы на правильном пути.

Что в таком случае значат слова Спасителя о бесах: род сей изгоняется постом и молитвой?

– Господь говорит истину, и здесь Он говорит именно о бесах, а не о страстях. Разница есть.

Мы знаем из святоотеческих произведений, что есть бесы, которые «специализируются» по отдельным страстям, они возбуждают их в людях, но по существу это разные вещи. Бесы – это демоны, падшие духи, а страсти – это прежде всего наше внутреннее действие: они гнездятся в нашей душе, в нашем теле, поэтому любая страсть, если мы уже достигли какого-то возраста, росла вместе с нами. Если мы ее не преодолели, она уже углубилась, пустила свой корень довольно глубоко, и вырвать его, выкорчевать совсем не просто. Поэтому здесь нет противоречия: молитва и пост, безусловно, отгоняют от нас бесовские силы. Как учат об этом святые отцы (в частности, Тихон Задонский), когда мы ополчаемся против бесов, они отступают от нас – они не хотят, чтобы мы преодолевали их молитвой, постом, их посрамляли и приобретали через это награду от Господа. Поэтому, как только они видят с нашей стороны противодействие их козням, они, как правило, довольно быстро отступают и ищут другой способ влияния на нас. Что же касается страстей, то тут от нас требуется длительная, планомерная и усиленная работа.

Как христианину распознать: это бесовские напасти, а это действие страсти, которая гнездится, в нашем естестве?

– Мы это чувствуем в личном духовном опыте. Человек, внимательный к своей собственной духовной жизни, учится все это распознавать, у него это получается, он понимает, когда имеет место бесовское вмешательство.

Оно, как правило, довольно резкое, агрессивное. Или во сне, или наяву, но мы ощущаем бесовское присутствие: оно вносит тревогу в душу. Бывает, что страх мы ощущаем от того, что бесы нас атакуют: это естественно для нас – мы чувствуем зло, сконцентрированное в их демонической природе, и мы от этого стараемся как-то оградиться силой крестного знамения, силой молитвы. Что же касается действия наших страстей – как Господь говорит, это именно из нашего сердца исходит: оттуда истекает все злое, что мы сами можем придумать, захотеть, сделать. Так что даже трудно сказать, борьба против чего тяжелее – и там, и там противник очень силен. Наш внутренний враг по-своему очень опасен именно потому, что он очень вынослив. Как говорят святые отцы (тот же Иоанн Златоуст), не бывает человека вообще без страстей, только святой человек умеет их обуздывать, в отличие от грешника. А бесы, которые при виде нашей решительности, нашей готовности с ними бороться отступают, отступают ненадолго: они очень коварны, изворотливы, они ищут новые способы нападать на нас, поэтому нужно накапливать духовный опыт и во внутренней брани, и во внешнем противодействии невидимому, но опасному духовному врагу.

Возможно сказать, что бесы, видя, как мы боремся с определенной страстью, которую они сами возбуждают в нас, отступят, видя нашу решительность, и перестанут «нажимать на клавишу» этой страсти?

– Это может иметь место, но вряд ли навсегда. Как правило, это временный эффект. Они уже имеют очень большой опыт искушения христиан и видят, какая страсть в нас господствующая (ясно, что в каждом из нас не одна страсть, их несколько, но, как учат святые отцы, все равно у каждого человека есть какая-то страсть, которая более других ему досаждает, она главенствующая, наносит ему больший урон). Вступая в Великий пост, мы должны об этом помнить – и сразу против этой страсти направлять свои главные усилия.

Но и бесы тоже знают, что именно это их самый действенный рычаг в борьбе против нас. Поэтому если у нас получается на какое-то время ослабить эту страсть, удалить ее проявление в своей жизни, то, с одной стороны, конечно, это радует. Но тут есть и другая сторона медали – у нас это может вызвать тщеславие, самоуспокоенность, что все, наконец-то мы чего-то достигли, теперь можно уже о чем-то другом подумать. И в самый неожиданный момент как раз бесы и могут нам вновь напомнить, что страсть эта никуда не делась.

Поэтому надо в комплексе решать эти проблемы, надо знать причины действия каждой страсти, ее подоплеку, что ее усиливает и что ослабляет, и соответственно прилагать максимум внимания и сил, чтобы по возможности эту страсть вообще подавить в себе или, по крайней мере, ослабить настолько, чтобы ее проявления были вполне контролируемыми. Ясно, что мысленная брань может продолжаться, но это все-таки уже другой уровень искушения.

Когда христианина может поджидать опасность в посту? Ведь мы говорим, что пост – время именно такого сугубого искушения?

– Каждый день, даже буквально каждый час в посту нас могут ожидать искушения. В этом и особенность бесовских искушений: они внезапны, неожиданны. Если бы мы знали, когда и как бесы будут нас искушать, то мы бы приготовились, мы бы уже намного эффективнее сопротивлялись искушениям и меньше бы от них страдали. Но, как об этом писал в свое время отец Александр Мень, зло всегда действует быстро и нагло – в этом зачастую успех его и состоит; добро действует медленно, но верно, а зло как раз наскоком, нахрапом зачастую берет, и потому, когда с нами случаются искушения, они нас обычно застают врасплох. Вроде бы мы стараемся быть бдительными и знаем, что какие-то могут быть проблемы, но все равно нам не хватает этого чувства, концентрации внимания, потому зачастую случаются те или иные проблемы в нашей жизни, как показывает просто жизненный опыт.

Какое время Великий пост занимает на протяжении года? Скажем, около десятой части, чуть больше. Но почему-то значительная часть искушений каждого года приходится именно на это время. Можно посмотреть и на протяжении своей жизни вспомнить, какие у нас бывали в жизни трудности, проблемы, неприятности, искушения, конфликты… Львиная доля из них почему-то выпадает именно на это время. Конечно, это не случайно.

Человек нуждается в постоянном обновлении своей памяти… Напомните всем, в чем заключается Великий пост.

– Великий пост – это воздержание не только чрева, но и вообще всех чувств. И это прежде всего духовный подвиг, борьба со страстями – поприще, которое призвано нас приблизить к Богу. Если мы будем пост проводить так, как это задумано Церковью ради нашей пользы, то заканчивая это поприще, приближаясь к Пасхе, мы будем ощущать, что мы немного стали лучше, чище, добрее, ближе к Богу, что мы в чем-то преуспели, мы что-то приобрели за это время, а не потеряли. Вот это и есть цель поста. Ведь каждое светлое событие в истории Церкви требует того, чтобы мы приступали к нему с очищенным сердцем, очищенным оком души, чтобы мы могли все это адекватно воспринять. Для этого нужно потрудиться.

Так что Великий пост – время чрезвычайно благотворное для каждого христианина. И хотя есть и другие посты (Рождественский, например, тоже 40-дневный), но ничто не сравнится с Великим постом. Что-то есть особое в это время, мы чувствуем, что это поприще надо пройти с максимальным напряжением сил. И само время как-то меняется, сама жизнь наша меняется, как будто бы нагнетается какое-то напряжение, силовые линии всего года буквально сходятся на этот период. Поэтому, с одной стороны, любая наша ошибка, допущенная в это время, бывает более чувствительна и чревата для нас большими негативными последствиями. А, с другой стороны, и каждое свершение доброе, полезное глубже врезается в память, более глубокий след оставляет в душе. Нужно уже постараться набраться сил и решимости это время проводить строго и по возможности ближе к церковному Уставу.

По словам святого Иоанна Лествичника, многие наши падения связаны с завистью бесовской. Отчего Бог всеблагой допускает демоническое влияние на христиан?

– Святитель Иоанн Златоуст говорит, что дьявол зол для себя, а не для нас: теми кознями, которые он творит против нас, он себе зарабатывает вечную муку, геенну огненную. Что же касается того, почему Господь допускает его действие, то дьявол не может сделать ничего такого, что бы Господь ему не разрешил. А Господь нам не попускает искушения выше наших сил – об этом прямо говорит Священное Писание. И если мы преодолеваем искушения бесовские, мы себе приобретаем венцы на Небе. Это награда от Господа за то, что мы преодолели те или иные духовные препятствия, искушения, соблазны. Это все входит в общий Промысл Божий о спасении души каждого человека.

Так что если бы не было сатаны, от этого принципиально ничего бы не изменилось, все равно действие страстей в нашем падшем человеческом естестве после грехопадения само по себе достаточно сильно и могущественно. Просто от себя сатана еще добавляет. Неприятно, когда его присутствие мы ощущаем, видим, как он творит разного рода козни против нас, но мы знаем, что те средства, которые Церковь предоставляет в наше распоряжение для борьбы против дьявола, вполне эффективны. Господь сильнее, чем сатана, поэтому если мы будем всегда на стороне Божьей, если не будем грешить (а если случится ошибиться, то сразу будем в этом каяться, просить у Господа прощения), то никакого существенного вреда дьявол нам не принесет.

Когда человек в посту больше раздражается, чем обычно, это искушение?

– Это закономерное действие нашей падшей человеческой природы на то, что мы пытаемся ее ввести в определенное духовное русло.

То есть узду набросить?

– Конечно. Это вполне естественный процесс, то есть начинать нужно с этого. Вот есть такая тенденция у некоторой части нашего православного общества: во всех своих проблемах обвинять сатану. Даже в одном из житий святых говорится, что дьявол даже удивился, когда его в чем-то обвиняли, говорит: «Я даже и не успел ничего такого сделать!». Человек сам себе создал проблемы – и уже успел сатану обвинить… Нужно помнить, что наша свободная воля не подвластна сатане. Мы сами можем себя контролировать – мы сами выбираем, что хотим делать. Сатана нас искушает, как он искушал наших прародителей в раю, но он не может нас заставить, он не может нас принудить ни к чему злому. И когда возникает раздражение в Великом посту (оно действительно чаще возникает и, бывает, более острые формы принимает, более резкие), нужно быть к этому готовым: именно вся наша жизнь утончается, наши чувства начинают даже по-другому действовать – и раздражительная часть души тоже активизируется, она в любом человеке есть. Другое дело, как мы направим энергию этой части души. Если мы направим ее на борьбу против греха и страстей, так это слава Богу: так и задумано Богом, чтобы она против всего негатива боролась. А вот если мы раздражительность направляем против ближних, сродников, членов семьи, начинаем придираться без повода или по незначительному поводу, ясно, что мы не на правильном пути.

Зависит ли сила искушения от меры преуспеяния в добре?

– Да, это можно утверждать с полной уверенностью. Многие святые отцы об этом говорили – преподобный Исаак Сирин так вообще пишет, что великих дарований не бывает без великих искушений, поэтому человек может молить Господа, чтобы Он его избавлял от тяжелых искушений, и Господь будет ему внимать. Он его будет избавлять от больших искушений, но, если человек будет об этом постоянно молиться, он должен быть готов к тому, что больших дарований, большого духовного преуспеяния у него тоже не будет: это взаимозависимые вещи.

Когда человек преуспевает в духовном подвиге, искушения против него становятся тоньше, опаснее, более коварными – это уже другой уровень борьбы. Он постепенно развивается и начинает этому противодействовать. Тем самым он духовно растет. Соответственно, его награда перед Богом больше. И в целом его уровень духовный намного выше, а если он решает для себя, что вот все, ему достаточно – «не хочу, мне этого уже и так много», то Господь не будет этого человека нагружать дополнительными искушениями, но опять же это сам человек себе ставит определенный предел. Как пишет об этом преподобный Иоанн Лествичник, даже в райских обителях, глядя, как блаженствуют великие святые, подвижники будут сокрушаться, что они мало трудились над возделыванием своей души, ибо они сами себя лишили великих Небесных благ.

Какие еще могут быть явные искушения в посту?

– Очень большой ассортимент искушений в посту. Могут быть и причины совершенно немотивированной злобы, ненависти со стороны даже незнакомых нам людей. Обычно в Великом посту хотя бы раз что-то такое происходит, что думаешь: с чего бы вдруг такое? Обостряются конфликты в семье очень часто именно в Великий пост. Кроме того, в Великом посту могут быть просто несчастные случаи.

Бывает какое-то фатальное стечение обстоятельств, что если бы не было того, то не было бы и этого, и этого, но все складывается буквально в одну цепочку так, что в результате выходит для нас очень неприятный результат. Сатана работает, сатана стремится создать для нас больше искушений в Великом посту, чтобы вывести нас из равновесия, чтобы лишить нас внутреннего мира, чтобы мы не могли сохранить духовную, мирную, благодатную настроенность. Если ему удается хотя бы на время нас выбить из правильного течения наших мыслей, то нам потом требуются дополнительные усилия, чтобы опять к этому вернуться.

Не поздно ли начать поститься в конце поста или с середины поста, как сейчас?

– Это вопрос обоюдоострый. С одной стороны, конечно, Господь принимает человека, в какой бы час он ни пришел. Есть такая притча о работниках: в единодесятый час Господь принимает тех, кто приходит, и дает такую же награду, как тем, кто пришел с самого раннего утра. Но мы должны понимать: хотя можно поститься и на Страстной седмице, но Церковь не случайно установила именно такой длительный пост: те, кто его проходит с самого начала, все 6 седмиц и потом еще на Страстной, получают благодатный плод, который невозможно успеть получить за одну или 2 недели. Некоторые для себя решают так: буду поститься 1-ю седмицу и Страстную. И когда они об этом говорят, складывается впечатление, что они думают, что это и есть вполне достаточный подвиг. Но нет такого учения в Церкви, чтобы поститься 1-ю и последнюю седмицы – это может быть для немощных людей или для тех, кто много путешествует, у кого серьезные препятствия для соблюдения поста. Если человек ведет спокойный и стабильный образ жизни, если он в целом себя считает церковным православным христианином, он должен стараться по возможности соблюсти весь Великий пост – и он не лишится награды своей.

Спаси Господи, отец Димитрий, за интересную и важную духовную беседу. Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры, Божией вам помощи, ангела-хранителя.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс