Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1008) → Протоиерей Сергий Вогулкин: О творчестве в жизни человека и о Боге в творчестве

Протоиерей Сергий Вогулкин: О творчестве в жизни человека и о Боге в творчестве

№15 (1008) / 15 апреля ‘19

Беседы с батюшкой

Позвольте, я сразу же начну с поздравлений от телеканала «Союз»: Вам исполнилось 75 лет. Мы искренне надеемся, что еще много-много лет будем встречаться с Вами, общаться с нашими уважаемыми зрителями, отвечать на их вопросы, видеть Вас в таком прекрасном благорасположении и душевном, и физическом. Дай Бог Вам многая и благая лета!

– Спасибо! Я очень рад в этот день быть с каналом. Всегда с большим трепетом прихожу сюда, озвучиваю какие-то свои мысли, получаю вопросы от телезрителей. Эта обстановка радует мое сердце, и я очень рад, что именно в этот день я здесь, с вами.

Еще одна причина, по которой мы сегодня с Вами встретились, – первые экземпляры Вашей книги. Я зачитаю: «Протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор, почетный работник Высшей школы, автор 6-ти учебников по медицине, педагогике и антропологии, 7-ми монографий и книг на духовно-нравственные темы, автор учебного пособия для сестер милосердия, в течение 22-х лет служения настоятель больничных и студенческих храмов». Это очередная Ваша книга?

– Да, очередная книга. Я рад, что как раз сегодня получил эти контрольные экземпляры. Прошу обратить внимание на самую первую страницу книги: здесь изображена совершенно изумительная икона, которая имеет название «Спаситель в белом хитоне». Что интересно, автор этой иконы – совершенно изумительный человек, священномученик Серафим (Чичагов). Жизнь его полна патриотизма, творчества, духовности, он блестящий офицер, полковник, имеющий массу наград за участие в русско-турецкой войне. Это человек, который, видя страдания раненых, специально поступил в университет на медицинский факультет, получил образование, разработал свою систему лечения, и 20 000 пациентов получили облегчение благодаря его трудам. Потом он становится диаконом, священником, потом монахом. Он был организатором прославления великого святого – Серафима Саровского. В самое жестокое время, во время гражданской войны и в первые годы советской власти, он становится архиепископом, потом митрополитом. Не раз подвергался преследованиям. И он написал вот эту замечательную, потрясающую икону «Спаситель в белом хитоне». Насколько все-таки талантливый человек! Если человек талантлив в чем-то одном, он талантлив во всем. Это творение его рук совершенно замечательное.

Потом он заканчивает свое очень насыщенное, очень тяжелое служение в то страшное время, живет какое-то время вдали, будучи уже больным, слабым, пожилым стариком. В 1937 году за ним приезжают, на машине скорой помощи увозят в тюрьму, через 3 дня на носилках уносят на Бутовский полигон и расстреливают. Вот такая история. Но какая замечательная жизнь!..

К великому сожалению, сейчас очень трудно надеяться, что мы достигнем этой степени творчества в своей жизни. При той жизни, какой мы живем, нам вообще не до творчества – мы настолько заняты суетой! Мы видим вокруг себя простые вещи: стены, окна, деревья. Причем обратите внимание на деревья, особенно по весне: такое впечатление, что тополя четвертовали – у них нет ни головы, ни рук, ни ног. Пожалуй, единственное, что можно найти живое, – это небо. Кругом все человеческое – и только там природное, так скажем.

Вот сейчас вся природа просыпается, оживает. Мы видим это? Мы этого не видим. Весной мы раздражаемся: кругом грязь. Летом раздражаемся: пыль, смог. Зимой раздражаемся: холодно, ветер. Осенью раздражаемся: опять грязь, мокро, нехорошо. Мы все время недовольны тем, что происходит в природе, мы не замечаем, когда появляется трава на лугах, когда открываются почки. Поэтому создается впечатление, что мы живем в каком-то своем замкнутом мире и о смысле этого мира, этой жизни не задумываемся.

Я читаю лекции студентам, вполне уже взрослым людям, и задаю им вопрос: «Скажите мне, пожалуйста, смысл вашей жизни в чем?» И знаете, такое недоумение возникает, такая паника. Они над этим даже не задумываются. Это, конечно, очень печально. Я думаю, что жить вот так – неправильно; мы не должны так жить.

Неужели Вам не отвечают, что хорошо бы купить машину, квартиру, хорошие вещи, не голодать?..

– Да, конечно. Предел мечтаний нашей молодежи, к сожалению, ограничен буквально мирскими делами, мирскими потребностями. Но дело в том, что человек ведь рожден творцом. Конечно, не так, как Господь – Он сотворил весь этот мир прекрасно, изумительно, красиво, в гармонии. Человек так не может – он может только брать то, что уже сделано, и делать какое-то украшение к этому. Но рождены мы именно с даром творца, с даром творчества. Основное, что нас отличает от животного мира, – именно дар творчества. Но мы им не пользуемся. Вместо творчества мы стали потребителями, из творцов превратились в потребителей: нам это дай, то дай. А чтобы самим что-то создать, что-то изобрести, нарисовать, сделать что-то необычное – мы этого не делаем: нам некогда, да и не надо. У нас ограниченный круг материальных потребностей.

На обложке Вашей книги изображена высохшая земля. Можно добавить к этому грязные реки, плохую атмосферу, ржавую воду в кране...

– Что человек отличается от животных двумя своими способностями: способностью творить и способностью разрушать. Только человек может творить, причем иногда он творит в уме, абстрактно: он сидит, как будто бы ничего не делает, а в голове мысль, которая потом будет воплощена в какие-то архитектурные формы, в какое-то произведение и так далее. Животное так не может, оно думает только о том, что видит перед глазами, – абстрактного мышления, способности мыслить на высоком уровне у животного нет. Но у животного нет и способности разрушать окружающую его среду, уничтожать эту среду. Мне ни разу не приходилось видеть, чтобы заяц поджег лес, например. Или чтобы лиса курила, спрятавшись где-нибудь за деревом. Эта способность – чисто человеческая.

Поэтому у человека как бы две стези: либо творить, либо разрушать, третьего не дано. И если человек не творит, то он разрушает: разрушает себя, разрушает окружающий мир, разрушает людей, с которыми встречается. Нарисовать на себе какие-то изображения, вдеть кольцо в нос – это чисто по-человечески. Или перевернуть автобусную остановку после дискотеки, например. Я видел такое: утром вышел, а автобусная остановка перевернута вверх ногами. Представляете, металлические трубы вырвали из земли вместе с бетоном и перевернули остановку.

Конечно, самое человеческое, самое лучшее – это творчество. Мы должны каждому человеку с детства дать возможность творить, ведь каждый человек обязательно рождается с талантом. И если родители не увидят этого таланта в ребенке, не захотят его воспитать, то талант умрет, зароется в землю, и на этом все закончится.

Человеку в большом городе очень непросто. Вы в начале беседы сказали: мы видим стены, улицы, обрубленные тополя, чтобы они не осыпали пухом в июньской жаре...

– Это очень сложная и очень тяжелая ситуация. Почему? Мы сузили свой мир – это одно из самых ярких и самых печальных последствий нашей цивилизации, в которой мы сейчас живем.

Представьте себе, что видел раньше человек, выходя в лаптях из своего дома в деревне. Он видел огромные просторы, поля, леса. Потом человек приехал в город, и что он видит? Стены. Это, конечно, неприятное зрелище, это уже сузило кругозор. Мы изобрели телевизор, по которому теперь можем видеть весь мир. Но нам этого оказалось мало – по телевизору все будто ненастоящее. Потом мы сделали планшет. Потом – сотовый телефон. То есть наш мир уменьшался, уменьшался, уменьшался, и сейчас он чуть не в точку превратился.

Но самое главное не в этом. Самое главное в том, что когда мы смотрели на прекрасные просторы, мы, во-первых, видели, насколько это красиво; во-вторых, мы знали, Кто это создал. Понятно, что это нечеловеческое творчество – всю эту красоту так гармонично, так прекрасно, так человечно, то есть для нас, мог создать только Бог.

Теперь мы живем в таких условиях, когда творение Божие уже не видим; мы считаем, что теперь все создано людьми. И, к великому сожалению, мы ведь так же воспитываем и детей. Что может нарисовать ребенок, который родился в городе? Машину, дом, телевизор, папу с мамой. Пожалуй, все. А нарисовать природу? Он нарисует вот этот обрезанный тополь и принесет этот рисунок дерева учителю рисования. Представляете, что он получит за это? Но мы в этих условиях живем, мы же эти деревья видим каждый день, и ребенок совершенно прав, и ему за это надо поставить «отлично» – он хорошо нарисовал изуродованное дерево.

Жизнь в городе отучает людей от понимания того, что все создано Господом. И самое главное еще в другом: кто скажет ребенку, что мир создан Богом? И где ему об этом скажут? В школе? Нет; там изучают законы и тех, кто их открыл. И никто не скажет ребенку, что эти законы лишь открыты людьми, что они существовали и раньше, до этих ученых, все это – творение Божие. Никто не скажет об этом ребенку, и это очень печально, потому что в последующем у него и будет такой кругозор: сотового телефона и интернета. Конечно, это очень большая проблема, и надо как-то ее решать.

Но даже при таком, я бы сказал, сегментарном мышлении (если возможно так выразиться) у человека все равно не останавливается жизнь – у человека возникает желание хорошо поступать, хорошие мысли и греховные мысли возникают. Это же происходит. Почему?

– Дело в том, что мысль сама по себе (в том числе творческая, художественная, а также и греховная) возникает пока неизвестным нам способом. В Православии это называется помыслом. Святые отцы так и представляли, что помыслы приходят к человеку. Греховные помыслы фиксируются и вызывают грех; хорошие помыслы фиксируются и вызывают милосердные, добрые поступки и так далее.

Есть представление о мозге как о некоем большом приемнике, который воспринимает мысли, рассеянные в воздухе. Мы воспринимаем космические лучи, совершенно не осознавая этого, электромагнитные колебания. Масса всяких влияний на нас оказывается, которых мы, в общем, не замечаем. И вполне возможно (во всяком случае, такие предположения есть), что и мысли составляют какую-то определенную атмосферу, которой мы дышим. Как воспитать мозг, который воспринимал бы положительные, правильные, умные, красивые помыслы, – это самая большая задача. Поэтому развитие мозга человека представляет собой исключительную важность. Дело в том, что сейчас мы больше заботимся о теле, чтобы оно было здоровым, напитанным...

Красивым, сильным.

– Да. И когда мы достигаем этого состояния, мы считаем, что жизнь удалась. На самом деле внутреннее содержание человека, его личность, если хотите, его головной мозг, то есть то, что внутри человека происходит, – это самое главное. И только это отражается, например, на лице человека. То есть хорошего человека видно издалека – у него особое выражение лица.

Мы, по нашему недомыслию, очень часто из красивых, высоких, стройных делаем для себя кумира, объект для поклонения, подражания, следования. Это как раз то, что называется золотым тельцом. И, создав такого золотого тельца, мы за ним следуем. Разные пути приводят нас к разным последствиям.

Представьте себе: люди собрались и слушают прекрасную музыку гениального композитора. У них возникают разные эмоции (но все положительные), разные образы. Но это уже некое подобие соборности: они слушают все вместе – это как в храме, когда мы собираемся на молитву: у каждого свои мысли, своя молитва, но мы все вместе, и это соборность. Конечно, эта музыка не духовного содержания – она душевная, но она поднимает нас на новый уровень, мы поднимаемся над этим миром и все вместе слушаем прекрасные произведения. Это один путь.

И совсем другой путь, когда выступают популярные эстрадные певцы, разные «поп-царьки» или какие-то спортивные команды. Что тогда происходит? Вопли, крики, дудки, свистки. Это тоже единое целое, но это же не назовешь соборностью, это имеет другое название – толпа, которой, в общем-то, очень легко управлять (у животных это называется стадо, у людей – толпа). Толпа живет по своим законам, и человек, попавший в толпу, теряет свою личность – он становится как все. Если в соборности каждый как-то возвышается над собой, над своими представлениями, то в толпе все одинаковые. И толпа, конечно, страшна своими последствиями.

Вопрос: куда мы ведем своих детей? К соборности или в толпу? Все зависит от нас. Ребенок, как говорили святые отцы, – это мягкая печать, с которой можно все сделать. И как мы это сделаем, так и будет.

После Ваших слов у меня совсем по-другому, под другой точкой зрения крутится фраза: «Вот вырастет ребенок, пусть определится сам».

– Да, вся беда в этом... Воспитание ведь идет не столько словами, сколько личным примером. Мы еще будем говорить о воспитании детей, как это нужно делать. В этой моей книге собраны очень интересные высказывания педагогов, которые прямо указывают, что нужно делать, буквально рецепты того воспитания, которое мы должны детям дать.

Но сейчас можно совершенно четко сказать, что ребенок повторяет своих родителей практически во всем. Поэтому если мы желаем воспитать ребенка творческим человеком, мы сами должны внутренне измениться. Если мы этого не сделаем, ребенок не станет творческим человеком. Он будет смотреть на нас, слушать наши слова, но он нам не поверит. Дети очень чувствительны к неправде, к обману, ко лжи. Они запомнят, что мы их обманывали, и жизнь их может быть очень печальной в этом случае.

Делаю небольшой вывод из Ваших слов: жатвы много, делателей мало?

– Да, есть такое очень интересное выражение: Господь говорил, что жатвы много, а делателей мало. Конечно, Он имел в виду, что много людей, еще не обращенных к Богу, и мало тех, кто поможет им обратиться к Богу. Вот о чем шла речь. Но, знаете, ситуация не очень изменилась – делателей действительно мало. Поэтому если мы желаем, чтобы что-то у нас в жизни получилось, я полагаю, что мы сами должны быть и жатвой, и делателями: мы же творческие люди, нам Господь повелел творить – будем творить сами себя, воспитывать в своей душе те добрые качества, которые заповедал нам Господь. Конечно, живя в городе, трудно найти место, где можно было бы отдохнуть душой. Но посмотрите: в этой пустыне из суеты, из огромных машинных скоплений – оазисы храмов, они стоят прямо посреди города, среди этой суеты. Поэтому если у человека только появляется желание изменить себя, ему есть, где это сделать. Это прекрасно, что сейчас столько храмов, куда можно прийти, постоять и подумать о себе... Человеку все равно ведь придется о себе думать: когда начинаются болезни, несчастья, он вдруг начинает задумываться о смысле своей жизни, о том, как он жил, что делал. И лучше, если человек, не дожидаясь этих болезней и испытаний, решит для себя, кто он есть, что он несет в этот мир, для чего он здесь живет.

Внутреннее делание самого себя – это важнейший момент, и без веры его не сделаешь. Нужно иметь глубокую веру, чтобы, заглянув в себя, увидеть не просто хорошего человека, которым ты себя считаешь, а увидеть, кто ты есть на самом деле. Только через веру можно увидеть, что находится у тебя внутри, в душе. И иногда это зрелище печальное… Все святые отцы Церкви считали себя самыми грешными людьми, а уж они-то умели заглянуть в свою душу – и они находили себя самыми грешными среди людей.

Зачем нормальному человеку, считающему себя полноценным гражданином, личностью, у которого уже выросли дети, у которого есть где жить, на чем спать, где работать, заглядывать в себя и видеть то, что он не настолько хорош, как себе представлял?

– Зачем это нужно делать? Иначе мы перестаем ощущать себя людьми.

Не заглядывая внутрь себя, мы теряем ориентир в этой жизни, мы не знаем, куда идти, не находим пути в этой суете. И рано или поздно это закончится плохо: если человек идет без компаса, без четкого понимания, куда идти в этой жизни, он рано или поздно упадет в какую-нибудь пропасть, в совершенно непотребное место (в людском понимании). Жизнь настолько сложна, что идти по ней без компаса, без известного пути невозможно. А где компас? В душе. Рано или поздно все равно человеку придется посмотреть в душу и найти свой путь в этой жизни.

Одного только здоровья, состояния материального благополучия совершенно недостаточно. Человек, хочет он этого или не хочет, постоянно испытывает внутреннее недовольство, неудовлетворенность, и это чувство все равно проявится. Просто удовлетворяя свои обычные потребности, он лишает себя возможности творчества, а творчество – это потребность: постоянная, неизбывная и на всю жизнь. Если этого не делать, рано или поздно мы придем к депрессии, к одиночеству, к растерянности и не будем знать, что делать. Поэтому придется в свою душу заглянуть, посмотреть.

Батюшка, мне от всей души хотелось бы пожелать Вам здоровья, от всей души пожелать возможности как можно больше раз еще встретиться в студии, и чтобы Ваша книга оказалась если не в каждом доме страны, то хотя бы в каждой тысячной семье и была прочитана всеми православными людьми.

Вот у меня сейчас в руках распечатанный технический, рабочий вариант этой книги. Я открыл для себя столько новых писателей, поэтов, философов! Я не могу себя назвать человеком нечитающим – я читаю с детства и сейчас много времени отдаю на чтение или прослушивание книг абсолютно разных жанров, но имена и фамилии, которые упоминаются Вами в книге, чьи цитаты Вы приводите, я не слышал. Часть цитат святых (а моя работа обязывает изучать духовное наследие) опять же я не слышал и не видел.

– Эта книга писалась не быстро. Она включила в себя и высказывания святых отцов Церкви, и поэзию, и молитвы. То есть это коллаж, который мне кажется очень целесообразным и связным, ведь действительно наша жизнь – жизнь людей творческих. В книге у меня есть одно такое название: «Жизнь с избытком». Жизнь с избытком – это та жизнь, которой действительно достоин человек. А жизнь с избытком – это жизнь человека творческого. В какой творческой стезе человек себя найдет – здесь каждый свободен в выборе, но только так можно познать жизнь во всей ее красе, получить от нее удовольствие и спокойно приготовиться к тому, что мы за это ответим. Я думаю так.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс