Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1008) → Священник Валерий Духанин: Крест Христов укрепляет нас на духовном пути

Священник Валерий Духанин: Крест Христов укрепляет нас на духовном пути

№15 (1008) / 15 апреля ‘19

Беседы с батюшкой

Отец Валерий, как только я с Вами встречаюсь, первым делом беру благословение. Порой замечаю, что это становится машинальным. Как приветствие. Зачем нужно брать благословение? Почему нужно складывать руки именно так? Какой смысл в этом вообще? И как получить от этого пользу, а не вред? Конечно, само благословение имеет огромное духовное значение. Мы ставим целью приобщиться благодати Божией через молитвенное призывание ее священнослужителем, который осеняет нас крестным знамением и говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», или: «Господь благословит».

А тот, кто берет благословение, складывает руки крестообразно, тем самым символизируя Крест Христов. Благодаря этому символическому изображению он стремится воспринять Божию благодать. Но у нас, видимо, так сложилось, что часто мы уже воспринимаем это как бытовое приветствие, даже уже на таком уровне: «Привет, как дела?» И не ощущаем того глубокого духовного значения, которое содержит в себе благословение. А ведь иногда нужно остановиться и подумать, стоит ли наспех все время на ходу бросаться вот такими словами: «Благословите». – «Бог благословит», подойти к этому более сознательно. Духовная жизнь предполагает более осознанное отношение. Часто мы говорим такие фразы: «Помогай Бог» или «Спаси, Господи» и так далее. Не произнесение ли это имени Бога всуе?

– Да, я как раз об этом и хотел сказать. Когда сакральные слова сопровождаются чисто таким вот будничным отношением, они теряют духовный смысл. И уже идет нарушение заповеди о благоговейном произнесении имени Божия. Тут мы произносим это действительно всуе, то есть погрешаем против имени Божия. Из-за этого, может, и оскудевает наша вера. То есть вроде бы мы считаем себя верующими, произносим какие-то духовные слова, но на деле (в сердце) оказываемся от этого далеки, потому что не вкладываем в это внутреннего значения. Я думаю, надо почаще останавливаться и думать. Лучше промолчать. А если произносишь священные слова, то, конечно, с соответствующим отношением.

Батюшка, нельзя обойти сегодняшний день в церковном календаре. Это особый день – Крестопоклонная неделя. И у нас церковный порядок предусматривает ее как раз во время Великого поста. Почему так? Ведь есть Воздвижение Креста Господня, Изнесение Честных Древ.

– Эти праздники очень созвучны друг другу. Если подходить исторически, то было конкретное событие, которое положило начало Крестопоклонной неделе. Это возвращение Честного Креста Господня в Иерусалим. Дело в том, что в начале VII века Иерусалим захватили персы, хан Хозрой увел в плен очень многих христиан, в том числе Патриарха Иерусалимского Захарию. И Крест Христов, как самая главная святыня христианского мира, был тоже увезен туда. Император Ираклий вел достаточно длительную борьбу с персами. В марте 1631 года удалось победить персов и вернуть Крест Христов. Причем Ираклий лично нес Крест Господень на себе, когда вносил его в Иерусалим.

Но в те времена дни Великого поста еще формировались, поэтому было решено такое грандиозное событие соединить с воскресным днем. И этот воскресный день в каком-то смысле полагает середину Великого поста. То есть Крестопоклонная неделя (начиная с воскресенья) является центральной внутри Великого поста. И мы стали в это вкладывать духовный смысл: Крест Христов укрепляет нас на духовном пути к Страстной седмице, когда мы будем вспоминать страдания Господа за грехи людей, как Он шел на крестные страдания. И сейчас для нас Крест Христов является надеждой, духовным утешением.

Вообще, иногда спрашивают: какой в этом смысл? Почему везде изображается распятие как, скажем, умерщвление? Но для нас Крест Христов – это проявление Божией любви. И в середине Великого поста он полагается пред нашим взором для того, чтобы мы тоже увидели, что в центре духовной жизни должна быть любовь. Мы отталкиваемся от того, что Сам Господь проявил к нам любовь, пострадав за наши грехи.

Интересно еще отметить, что в древности начиная с этого момента оглашенные проходили уже особый курс подготовки ко крещению, чтобы принять крещение в Великую Субботу накануне Пасхи Христовой. И в наши дни, именно начиная со среды, на Крестопоклонной неделе уже на литургии Преждеосвященных Даров будут особые молитвенные возглашения о тех оглашенных, которые готовятся в скором времени принять крещение. Тут мы видим, что совмещаются и исторические, и духовно-богословские смыслы, – Божий Промысл охватывает все.

Во многом Крест Христов напоминает нам заповедь Спасителя: «Кто хочет со Мной быть, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». То есть, если мы хотим быть вместе со Спасителем, с Господом, мы должны отвергнуться своих низменных греховных пожеланий, взять на себя крест (как ниспосланные трудности нашей жизни) и всецело последовать за Господом.

Но это легко сказать: последовать за Господом. Мы все – достаточно знающие, образованные. Однако нам почему-то тяжело это делать.

– У апостола Павла есть такие слова: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе». И эти строки апостола Павла хорошо всегда вспоминать в конкретных ситуациях, когда наступают конфликтные ситуации, недопонимание. Когда нам в чем-то отказали и хочется кого-то осудить. Нам бы хорошо представить: а как Сам Христос реагировал в подобных ситуациях, как Он относился к Своим врагам, к тем, кто Его предал? А Сам Он никого не предавал и готов был простить всякого.

Христос являет нам наглядно воплощенную любовь. Бог есть любовь. Во Христе любовь воплотилась в самом прямом смысле. Потому что Христос – воплотившийся Бог. И вся Его жизнь представляет воплощенную любовь. Читая Евангелие, особенно заповеди блаженств, Нагорную проповедь, мы можем с этим соприкоснуться и постараться как-то это реализовать в своей жизни.

Вопрос телезрительницы: «Я слышала такое выражение: «В главном – единство. Во второстепенном – свобода. И во всем – любовь». В главном – понимаю, что это соединение со Христом в Духе Святом. «Во второстепенном – свобода». Это что? И о молитве, и о посте, о наших путях к Господу? Вообще – где и каковы границы свободы?».

– Это слова блаженного Августина. Он выражает удивительное многообразие путей Господних в нашем мире, что нельзя все укладывать в одну схему. «В главном – единство» – это именно в том вероучении, которое открыто нам в Священном Писании, что Господь открыл Божественным Откровением. Мы не можем в этом погрешать, потому что слово Божие не человеческая философия. Господь открывает подлинную истину, в которой нельзя погрешать. Поэтому против догматов Христовых и Вселенских Соборов мы не можем выступать и что-то в них корректировать.

А второстепенное – это как раз все те многочисленные обряды, какие-то литургические особенности, которые зачастую разнятся у разных Поместных Церквей. Допустим, в Иерусалимской Церкви на вечернюю службу не надевают поручи (священные принадлежности облачения, которые надеваются на руки, на запястья и тоже символизируют благодатную духовность), надевают их только на литургию. Это второстепенное, поэтому что тут спорить? В этом – многообразие, а главной должна быть любовь.

К великому сожалению, как раз старообрядческий раскол возник из-за того, что второстепенное стало выдаваться за главное, а любовь исчезла. Посчитали, что спасается только тот, кто держится двоеперстия, и стали провозглашать друг другу анафемы, утратив любовь. Когда уходит любовь, начинают второстепенное выдавать за главное, и гибнет все. То есть не нужно попрекать человека, если он делает что-то не так. Со временем он может сам поменять свою позицию и уже иначе относиться к этому вопросу.

Под второстепенным обычно мы подразумеваем именно какие-то обряды или обычаи. Если вы узнали, что кто-то не читает утренних и вечерних молитв, а какие-то другие (или правило преподобного Серафима Саровского, или какие-то еще), то тоже не надо его попрекать за это. Господь его спасает через эти молитвы. Самое главное – сохранять нам любовь, тогда люди будут недалеко от спасения.

Мы много постом говорим о том, что должны побеждать всякие страсти. Но постом обычно они увеличиваются. То есть такое ощущение, что как специально все обостряется, начинается много конфликтов и так далее. Мы должны примириться с тем, кто опечалил. Но как быть, когда ищешь прощения, пытаешься с человеком примириться, но не получается? Даже если говоришь: «Прости», – остается огромный негатив. Понимаешь, что по духовным законам ты должен сейчас попросить прощения, но никак не получается…

– Тогда надо в этот момент просто увидеть свою немощь и сказать: «Господи, до чего же я докатился! Господи, прости, очисти меня, грешного, укрепи!». То есть каяться в том, что в конкретный момент не находишь в себе силы освободиться от негатива. Увидеть вот эту свою внутреннюю грязь, признать это и покаяться. И тут же молиться Господу: «До чего ж я безобразный человек, оказывается, не могу сейчас ни попросить прощения, ни простить». И вот это будет началом покаяния. И молитва из такого состояния будет иметь огромную силу.

Даже когда молиться не хочешь? Просто невозможно. Такое бывает.

– Ну, если совсем мы парализованы, то о какой духовной жизни говорить? Ожидать момент, когда хотя бы немножко внутри будет какой-то просвет? Если голову совсем переклинило, то тут и шагу не сделаешь в духовном смысле. Какое уж тут причащение Святых Таин? Но, по крайней мере, можно заставить себя пойти на исповедь, и на исповеди бывает, что душа меняет свое состояние. То есть тут нужно подходить к своему спасению творчески, искать, что пробуждает душу, что способствует нашему внутреннему преображению, что помогает нам преодолевать наш внутренний негатив.

Это вообще отдельная тема. Мы привыкли видеть плохое в других людях, вот в чем дело. А почему мы видим в них плохое? Да потому, что мы сами плохие. Хороший человек будет и в других людях видеть только хорошее. А у нас настолько внутреннее око испорчено, что мы везде подмечаем какие-то огрехи, везде своим лукавым оком стараемся увидеть, выискать что-то не то. Заметь в себе это и начни над этим работать. Вот тебе такой-то человек не нравится, а все-таки подумай: ведь Господь дал ему жизнь, призвал к вечной жизни, в нем есть образ Божий. Может быть, ты чего-то не видишь. И наверняка ведь есть люди, которые на этого человека смотрят с любовью. Как его родная мама смотрела на него и радовалась этому ребенку, и надеялась, что у него будет счастливая жизнь. Да, у него ошибки, грехи, он в чем-то неприятен. Ну а сам я всем ли приятен? И если загляну в свое собственное сердце и собственные мысли – сколько там может оказаться всего грязного и нечистого? И пред Богом, Который видит наши сердца и мысли, может быть, мы еще хуже, чем тот, кто кажется лично нам неприятным. То есть все время нужно стараться подходить к этому вот так нестандартно. Выискивать, что есть плохого во мне – и что в другом человеке есть хорошего.

Правильно я понимаю, что как только возникает проблема – начни с себя?

– Совершенно верно. Иначе, перекладывая все на других, потеряешь, погубишь самого себя. Сейчас, конечно, такое время, когда у многих повышенное раздражение, вспыльчивость.

Или где-то в пробках люди стоят, или еще где-то сталкиваются – тут же вспыхивают. Человека уже просто несет, он выплескивает негатив на другого. И очень важно все время себя контролировать, когда едешь в машине, в общественном транспорте, сталкиваешься с другими людьми. И молиться в мыслях Господу. И за тех людей, что находятся рядом с тобой, тоже молиться, чтобы Господь и их спас и просветил. Когда мы начинаем молиться за тех, кто находится рядом, мы уже с ними обретаем духовное единство, это уже – наша к ним расположенность. Если мы молимся – мы желаем человеку спасения, добра. Что-то начинает у нас внутри пробуждаться теплое. Так что для того, чтобы побеждало в нас добро, нужно начинать с молитвы.

Вопрос телезрительницы: «У меня два вопроса по молитвам. К причастию вот молитва святого Иоанна Златоуста. Объясните, пожалуйста, как „от мысленного волка звероуловлен буду”? Это мне непонятно».

– Мысленный волк – это дьявол, искушающий нас. Речь в молитве идет о том, чтобы сохранить себя в чистоте, в предстоянии пред Господом. Чтобы мы не были «звероуловлены» – уловлены словно каким-то зверем, вот этим мысленным волком, потому что он ищет, в чем нас подловить. Он подбрасывает нам свои мысленные прилоги – чтобы мы осуждали других, чтобы у нас были злые чувства. И как только мы ухватываемся за помысел, данный дьяволом, оказываемся звероуловлены. А этого нам, конечно, нужно всячески сторониться. Для этого хранить ум свой в чистоте, всегда блюсти свою мысль: куда нас внутри влечет, к добру или ко злу. И тут же ко Господу обращаться с молитвой.

И из утренних молитв: «Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче». Непонятно.

– Тут речь идет о том, что бывают люди, которые думают, что они много совершат дел и что делами можно спастись. А Господь спасает нас благодатью. И спасает даром. Наши добрые дела – это не то, что мы одалживаем Богу, что мы совершили какие-то хорошие поступки, чтобы показать: вот, Господи, смотри, какие мы хорошие. Тут суть в том, что христианин, по большому счету, и не должен бы грешить. То есть это его прямая обязанность.

Когда у нас рождается ребенок, у нас естественно пробуждаются родительские чувства, любовь, желание всяческого добра нашем чаду. Так и в целом по жизни у христианина ко всему должно быть доброе отношение. Это должно быть естественным. Соответственно, дела должны быть добрыми. Но это не значит, что этими делами мы как бы одалживаем Богу, потому Он и обязан нас спасать. Помните притчу? Спаситель говорит: что бы вы ни сделали – говорите, что вы рабы недостойные и сделали то, что должны были сделать. А если вспомнить, сколько у нас у каждого греховных преткновений, то понятно, что спастись делами мы не можем. Мы спасаемся только Божией благодатью.

А ее тоже нужно стяжать.

– Стяжать, конечно. А это возможно только тогда, когда сердце способно стяжать. Если сердце не открылось Божией благодати – как оно обретет благодать? Когда губка уже наполнена какой-то жидкостью, она уже ничего в себя не впитывает. Так и душа: если она наполнена всяким хламом, грязными мыслями, то она не может впитать благодать Божию. Нужно выжать всю нечистоту из себя. А это происходит через исповедь, через покаяние, когда мы освобождаемся от всего греховного содержания, когда душа наша становится уже более открытой для благодати Божией. И уже благодать Божия сама очищает и преображает душу.

Столько раз мне посчастливилось здесь задавать вопросы и слышать очень мудрые ответы. Я понимаю, что вся наша жизнь – сплошной труд. Не столько физический, сколько духовный.

– Нести крест без труда невозможно. Спаситель произносил эти слова (Кто хочет последовать за Мной, возьми крест свой и иди за Мной) еще до Своего распятия. Но в то время уже казнь через распятие была известна, римские войска стояли на территории Иудеи, и уже такая казнь совершалась. И это самая тяжелая казнь – через крест. Осуждаемый нес крест к месту казни, это было крайне тяжело. Поэтому Спаситель в каком-то смысле настраивает Своих учеников: если вы хотите быть со Мною, то возьмите свой крест и идите за Мной. Потому что и Он Сам уже в каком-то смысле несет крест.

А Крест Христов в том, что Он подъял все трудности жизни и болезни за нас. Он чист от греха, но Он понес на Себе все тяготы жизни уже с самого младенчества, когда был гоним Иродом, не имел места, где голову приклонить, не имел своего жилья. Как бы сейчас сказали – бомж, нищий, ничего нет. Везде ходит и где-то останавливается на короткое время. Попробуйте жить без своего угла. На подаяние жил. И в то же время Его нравственный авторитет был необычайно высок. Потому что во Христе воплотилась подлинная святость, чистота. И Он подымает ради нас вот этот крест и несет его. И в конце концов Он распят, любовь распята. Из-за нашей ненависти, наших грехов. И мы призываемся безропотно нести свой жизненный крест, трудности, чтобы стать соучастниками Жертвы Христовой, Его крестных страданий и приобщиться Его воскресению.

Вопрос телезрителя: «Кто-то из святых (по-моему, Феофан Затворник) говорит: «Освящайте все крестом, не только внешнее, но и мысленное». А кто-то говорит, что нужно даже перед собой накладывать крест. К примеру, заходит ребенок сдавать экзамены, волнуется, перед ним мусульманин или иудей. Может он перед собой мысленный крест наложить?».

– Можно крестить хоть кого, крестным знамением осенять. И мысленно, и видимым образом. Другое дело, что мы в каком-то смысле начинаем людей провоцировать. Потому что для них это совсем чуждо, непривычно, кого-то даже обидит. Поэтому лучше, конечно, мысленно. Но не всегда обязательно именно крест мысленно начертить. Главное, чтобы все было с молитвой, себя в руки Божии вверять и с упованием на Господа действовать. Тогда всегда с нами будет благодать Божия – и ничего мы не будем бояться.

В этом смысл – выкинуть все лишние страхи, рядом с нами Сам Господь. Он рассеет все ненужные искушения, призраки. Часто мы просто накручиваем себе лишнее. И иногда не нужно мысленно чертить какие-то изображения, а просто в молитве обратиться к Господу. Потому что Господь находится везде. Куда бы мы ни пошли, везде будет с нами рядом Сам Господь. Без Его воли с нашей головы ни один волос не упадет. А если упадет, значит, так нужно для нашей пользы. И все наши болезни, страдания и скорби попускаются нам для нашей пользы. Это нужно помнить, с молитвой всегда идти и не бояться.

Давайте кратко подытожим нашу программу.

– Дорогие братья и сестры, мы говорили о Кресте Христовом. А Крест Христов – это воплощенная Божия любовь, которая принесла нам спасение. И чтобы быть причастными этой любви, нам в своей личной жизни нужно тоже стараться чаще являть любовь. Прежде всего к своим родным, к тем, кто находится непосредственно рядом с нами. И всякий раз, когда мы увидим распятие Господа (все мы носим нательный крестик), то постараемся вспомнить, что это, прежде всего, свидетельство о любви. А любовь надо воплощать в своей собственной жизни. Да поможет всем нам Господь в том, чтобы быть выразителями любви Христовой.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс