Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Борьба со страстями – во время поста, наверное, самая насущная тема для обсуждения, ведь страсти преследуют нас всегда и везде. И покаяния не может быть, если мы не будем бороться со страстями, а для этого нужно понять, что такое страсти. Какие страсти самые страшные в жизни человека, с которыми необходимо бороться так, как будто ты на войне?
– Вопрос непростой. Человек есть духовно-душевно-телесное существо, в котором дух должен бы управлять душою, а душа должна управлять телом, и когда нарушается эта гармония, эта иерархия, тогда и начинаются страсти. Собственно говоря, мне даже трудно сказать, какая страсть страшнее: все, что выбивает нас из подчинения Богу, и есть страсть (и неважно, что это – пьянство, блуд, пристрастие к телевизору или, может быть, к своей любимой кошечке, из-за которой я не вижу своих ближних): все, что негармонично, что ставится на первое место, впереди Бога, и делается кумиром, и есть страсть.
Я понимаю, что про курение говорят «все курят», про страсть к винопитию скажут, что «все пьют, и в кино все пьют». Наркомания никак не вписывается в такую рекламу страстей.
– Курение же вписывается в рекламу страстей – это наркомания, только в легкой форме.
Сейчас уже если человек курит в кадре, то изображение размывается, но идешь по улице и видишь: люди не понимают, что это губительная страсть… Существует ли градация степеней страсти?
– Есть 4 степени алкоголизма, и какой-нибудь бокал за праздничным столом – это еще даже не 1-я степень (будем наде-яться, что до этого не дойдет). Но важно, что человек получает измененное сознание («минутное забвенье горьких мук», по словам Пушкина), и испытывает его не от трудов праведных, не от молитвы к Богу, не от творческих исканий – просто от вещества. Это наиболее короткий, животный путь к удовольствию, на этот путь можно легко сойти и дойти уже до конца, если не всполошиться.
А почему человек встает на такой путь? «Мы все живем в трудное время»? Я думаю, что и наши отцы, и матери, дедушки и бабушки, прадедушки жили во времена не легче наших, однако они и войну преодолели, и разруху. Я не помню, чтобы они оправдывали себя, как им тяжело живется, «потому что Гитлер напал»: напал – значит, надо это преодолевать. А сейчас и в себе, и в ближних с горечью замечаешь – ответственность перекладываем на внешние обстоятельства: «Плохие условия жизни, плохой работодатель, завхоз плохой, управляющая компания плохая», и так далее. И столько поводов выпить: «Надо же забыться! Я же не могу, все такое плохое, а я вот так забываюсь!». И если не брать ответственность за свою жизнь на себя, перекладывать ее на Ивана Ивановича, тогда мы – на опасном пути: человек ищет утешения, спокойствия, разрядки, но, к сожалению, не творчески, а гибельным путем, который вначале и не кажется таковым: «Ну, подумаешь, бутылочка пивка». Это уже потом, когда у тебя руки дрожат... Поэтому вы совершенно правы: начало алкоголизма – в нежелании принимать ответственность за свою жизнь на себя.
В Православии есть понятие трезвенного взгляда на жизнь: когда я смотрю на происходящее и стараюсь правильно оценить себя в этой жизни.
Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Если я вижу, что стоит человек, явно алкоголик, и просит милостыню, я не знаю, как поступить: если подаю милостыню, значит, как бы потворствую его падению, а не подать – тоже вроде нехорошо. Как в этой ситуации поступать?».
– Я думаю, надо купить кефир этому человеку. Если есть возможность, расспросить, в чем он нуждается, попытаться это сделать, хотя это не всегда приятно делать. В огромном большинстве случаев все ваши деньги пойдут на выпивку. Судить этого человека я не берусь, да и никто не осудит. Жить ему плохо, одиноко, может быть, он живет на улице. Но чтобы привести его хотя бы в центр помощи бездомным «Ночлежка», поверьте, надо много ваших душевных усилий, и 10-ю рублями тут не обойдешься… В бегущей строке есть наш телефон, можете на него ориентироваться.
Я знаю много реабилитационных центров, где видишь иногда тех, кто приходит с улицы – с ними самая тяжелая ситуация. Если человек живет в своем доме и амбулаторно приходит к вам, это одна ситуация: ему есть куда идти. А тем, кому некуда идти, как помочь?
– У нас в социальном отделе есть специальный раздел помощи бездомным – фонд «Ночлежка», есть пункты обогрева. Вопрос не в том, что это все есть, но обычно люди, опустившиеся до состояния бомжей, просто уже не в силах что-то менять, у них нет желания, они привыкли жить на помойке. И помочь им, реально вдохнуть в них новую жизнь крайне сложно.
Поэтому, мне кажется, надо хотя бы помнить о таких людях, молиться за них, как-то пытаться их накормить, напоить горячим чаем (только не вином); есть единичные случаи, когда такие люди все-таки берутся за ум. Но жалеть их и молиться за них, давать им пищу, наверное, все могут.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Привыкание к вере – это страсть? Допустим, когда постепенно уходит благоговение, неофитство, а больше приобретается фарисейство в процессе привыкания ко всему. Это страсть или нет?».
– Хорошо, что вы видите в себе такое привыкание. Когда человек видит в себе недостаток, он может его оплакать, может взыскать помощи Божией. Слава Богу, что вы бьете в колокола и будите себя. Я думаю, что надо взыскать все пути, чтобы возвратить себе благоговение, испросить у Бога этот дар.
Конечно, где-то привыкаешь к церковной обстановке, к тому, что ты священник. Знаете, ко многому можно привыкнуть («подлец человек, ко всему привыкает», – говорил Федор Михайлович Достоевский), но к Богу привыкнуть невозможно. И если мы замечаем такое, то давайте и молиться, и искать, почему это с нами случилось, где был допущен огрех или нерадение. Страсть ведь ради чего-то к нам пришла, из-за чего-то? Наверное, какое-то искажение нашего духовного мира можно назвать страстью.
Но давайте посмотрим, с чего это началось. Может быть, я когда-то стал невнимательно молиться, может, я когда-то пренебрег кем-то? Надо все-таки посмотреть себе в душу, помолиться об этом и взыскать Бога Живого, Который, несмотря на все наши изменения, несмотря на все геополитические изменения, во веки Тот же. И с Ним не скучно.
Если мы вернемся к трезвенническому движению в России, меня несколько поражает это (если просто по истории посмотрим, что было): трезвеннические крестные ходы объединяли не десятки, не сотни, не тысячи, а десятки тысяч людей, сам храм был построен этим обществом. И я понимаю, что в то время водка была в свободной продаже (конечно, во время войны ее нельзя было купить, был введен сухой закон но никто не отменял самогоноварение и так далее). Почему было популярно трезвенническое движение?
– Мне, конечно, больше знаком отец Александр Рождественский и его преемник – отец Петр Миртов. Они не только «отбирали» у людей бутылку, но на освободившееся место, на это человеческое поле насаждали широкую христианскую и общечеловеческую культуру. Приобщение простого народа к этой культуре было не только в форме крестных ходов (это, может быть, было наиболее доступно, наиболее популярно), но и в виде, например, создания библиотеки, паломничества на остров Валаам. Была специально подаренная Государем Императором яхта для проповеди трезвости по водным путям России, был антиалкогольный музей, где были представлены разные органы (они сейчас есть у нас в Музее гигиены на Итальянской улице) – популяризация идей трезвости происходила всевозможными путями, и вместо алкоголя, вместо дурмана, который разрушает, проповедовалась и была доступна христианская вера, христианское просвещение.
Вопрос телезрителя из Москвы: «Когда жена разводится с мужем-пьяницей, она помогает ему или просто облегчает себе жизнь?».
– Я думаю, универсальным образом невозможно ответить на этот вопрос. Прежде чем разводиться, несомненно, жена испробовала все, что только можно, чтобы спасти своего мужа. И это уже крайняя мера, которая освобождает ее от сожительства с таким человеком… Сказать, что правильно так или эдак, нельзя; надо идти к батюшке по месту жительства – в Москве много замечательных батюшек, много семейных психологов, групп христианского трезвения. Я думаю, вам лучше помогут на месте, чем вот так, по телефону.
Спасибо. Резкие и скандальные отношения в семье, где есть пьющий человек, – самая распространенная реакция на пьющего. К сожалению, у нас существует и женский алкоголизм. Есть расхожее мнение, что женский алкоголизм лечится значительно сложнее, чем мужской. Так ли это?
– Признаваться в этом женщине сложнее. У нас в Обществе трезвости в основном женщины созависимые, у кого мужья или же дети, братья – зависимые. Но я знаю и таких, которые и сами «приложились» очень плотно к рюмке и выходили из этого с трудом. У меня просто нет достоверных цифр перед глазами. Что легче, что труднее – не могу сказать. Почему-то пьющего мужчину видеть легче...
Привыкли.
– А видеть пьющую женщину – это просто мучительно, сразу жалость возникает.
У человека алкоголизм уже такой степени, что на него махнули рукой… Бывает ли так, что ничего нельзя сделать?
– Наверное. Есть ситуации с нашими прихожанами, о которых я знаю, когда человек ничего менять не хочет. Например, его жена или мать не может его не кормить, она его кормит, в худшем случае еще и деньги дает. Соответственно, он идет и опохмеляется. Иногда эти люди еще могут работать, но все деньги употребляют только на себя, на свою страсть. А чаще они уже не могут работать, где-то деньги добывают (у друзей или воруют). Есть несколько таких ситуаций, просто люди молятся: надеются уже со слезами на глазах. И сами обет взяли, но почему-то бывает так, что Господь дает это просто для терпения. Они терпят – и все.
Насильно никого не вылечишь – человек уйдет из любого реабилитационного центра… Это, конечно, великое горе, на колени хочется встать перед русской женщиной: бывает так, что приходится терпеть таких близких, которые давно стали не близкими, а домашними тиранами. Сколько там слез пролито, но почему-то терпят – и все.
В одном из вопросов говорилось о молитве. Что это значит – «остается только молиться?».
– По дороге сюда я слушал отца Андрея Лемешонка из Минска (совершенно замечательный пастырь). Как молиться? Готов ли я на все, чтобы, например, спасся мой близкий? И он рассказал, что в его приходе одна женщина была готова на все, чтобы только ее близкий не пил и спасся. Он заболел раком, отрезвел, причастился и умер. И отец Андрей говорит: «А мы готовы дать такую цену за спасение нашего близкого?».
Очень интересно.
Вопрос телезрительницы из Москвы: «В церкви мало говорят про аскетику, но ведь борьба со страстями как лестница, она и для мирян тоже. У меня вопрос. Монахи обычно начинают борьбу со страстями с чревоугодия, а я слышала, что миряне должны начинать со сребролюбия. Но можно ли начать с любой другой страсти? Например, я вижу, что корень моих проблем – тщеславие. Не будет ли это слишком сложно или нужно как-то по-другому начинать?».
– С какого места начинать оборону, менее важно. Главное – начать оборону своей души. Если я заметил в себе тщеславие – слава Тебе, Господи: почитаю про него и начну действовать так, чтобы его искоренять. А то пока мы будем примеряться к страстям, с какой начинать, то и вовек ни с чего не начнем. Так что помощи вам Божией – начать с того, что вы в себе увидели, и найти к этому ключик.
Все-таки вернемся к нашей теме: существует ли опыт борьбы с алкоголизмом, который восходит к каким-то другим векам?
– Были пьянственные забавы на Руси... У меня здесь лежит «Поучение Григория, епископа Белгородского» XII века, и это послание к киевлянам, к которым он приезжал и говорил для них назидание, видя, что они все погибают в пьянстве: «А вы говорите: тогда только праздник хорош, если на несколько дней мы упьемся. Как очерствил сатана вашу душу! Раскайтесь, откажитесь от такого веселья и восплачьте, каясь в ваших излишествах». Там много можно читать, но это XII век, Русь только что приняла христианство, в ней еще остатки языческих пиршеств. А чем это отличается от нашего времени? «Нет человека несчастнее пьяницы, он жизни своей лишается; и для загробной жизни пьяница умер, жизни он и там не сподобится». И еще замечательная фраза: «Дым отгоняет пчел, а пьянство – Духа Святого» – это же просто жемчужина, и это XII век. Чем-то мы изменились? Все осталось во многом тем же: и борьба со страстями, и попытка сделать передышку на какой-то пирушке.
Мне кажется, что если кому-то не хватает остроты ощущений, то надо идти на какую-нибудь текущую войну. Во время Великой Отечественной войны были же и 100 граммов, но тогда было такое напряжение, что люди немного успокаивались, принимая водку. А мы, не имея такого внешнего напряжения, от этой водки убиваемся. Поэтому кто хочет напиваться – идите на войну в любое место земного шара. Вы получите свой драйв.
Вопрос телезрительницы из Москвы: «Обет от пьянства в церкви принимается. А от чревоугодия страдает не меньше людей. Можно ли в этом дать обет наподобие того, который дают от пьянства?».
– Я думаю, в Москве есть много храмов, много приходских батюшек (известных и менее известных). Если вы к кому-то из них испытываете доверие, то можете подойти и попросить: «Батюшка, я слишком люблю кушать, хотела бы дать обет трезвости на какое-то излишество». Думаю, никакой духовник не откажет вам в этом и, конечно, засвидетельствует о вашем обете перед Богом. Вам будет облегчение. Поэтому помоги Христос.
У нас множество художественных фильмов, в которых абсолютно спокойно люди и пьют, и курят... Мы можем вспомнить советское время, когда, с одной стороны, у нас были лечебно-трудовые профилактории, куда людей отправляли лечиться от пьянства, с другой стороны – все время рекламировалось застолье с огромным количеством бутылок на столе. Откуда взялось в нашем обществе это раздвоение? Как Вы думаете?
– Я думаю, что с 1917 года это раздвоение... Может быть, это еще вариант наслаждения от безбожия, когда такой человек хочет получить здесь и сейчас максимум наслаждений. Это самое доступное наслаждение: стол, выпивка.
Некий миф об успешной жизни.
– Об успехе, наслаждении… Какую-то альтернативу этого мы видим у Бориса Зайцева или у Ивана Шмелева. Они говорят о поездках еще на тот, старый Валаам, когда они приходили к старцам и те угощали их сухариками, но при этом была такая радость, такое умиротворение, что никакие наши пирушки, никакие наши петербургские рестораны не сравнятся с теми сухариками. И мне кажется, безбожный человек, не зная высшего наслаждения от общения с Богом, понимает только наслаждение гортани.
Недаром у нас есть такие понятия, как чревобесие и гортанобесие.
– Наслаждение на земле... А когда ты находишься рядом со старцем, веяние Духа Святого чувствуется всем существом. И человек понимает, что есть какая-то другая радость, другие удовольствия в жизни, не чревные.
Любая страсть может быть изменена, уничтожена обращением ко Господу и принятием Духа Святого… Только мы должны знать, каким образом обратиться к Нему. И священники, которые работают в вашем отделе, несут, наверное, какое-то особое служение? Что здесь происходит?
– Очень важно не осуждать тех, кто приходит, – ни родственников, ни самих страдающих: если ты над ними хоть чуть-чуть возвышаешься, то контакт с ними уходит. А когда человеку сопереживаешь, стараешься изменяться вместе с ним, тогда есть смысл.
То есть это любовь?
– Наверное, да.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.