Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1006) → Священник Игорь Лысенко: Взаимоотношения в семье Великим постом

Священник Игорь Лысенко: Взаимоотношения в семье Великим постом

№13 (1006) / 1 апреля ‘19

Беседы с батюшкой

Великим постом, конечно, очень много всяких испытаний, искушений. И внутри семьи возникают, наверное, самые большие проблемы, а взаимоотношения в семье можно назвать лакмусовой бумажкой духовного состояния человека?

– Без сомнения. Недаром сказано, что семья – малая Церковь. И в семье отношения, которые в Церкви так важны, особенно сильно проявляются и особенно сильно накаляются – градус духовного общения, градус душевного напряжения очень велик. И потому очень важно, как и в Церкви, чтобы каждый член семьи понимал, что в семье самое главное – научиться слышать другого и жить для другого. Вот тогда все будет хорошо. Может быть, семья для этого и дана – чтобы человек научился видеть себя в другом. Тогда он будет меняться, и услышит Господа, и поймет, что и как ему делать. Если же человек слышит только себя, если он «отключен» и считает, что ему все должны, все обязаны (жена обязана быть такой и такой, муж обязан быть таким и таким, а дети вообще всем должны), то, к сожалению, это не семья.

И пост в этом смысле – очень важный период жизни, когда мы должны уметь себя ограничить, чтобы высвободившееся время, до сих пор спящие энергию, силы либо нереализовавшиеся возможности отдать тому, кто рядом, и в первую очередь семье. И, уж если мы говорим про семью, чтобы она не ограничивалась только мужем, женой и детьми, но чтобы мы обязательно дали свое внимание бабушкам и дедушкам – посетили их или хотя бы им позвонили, больше давали возможность нашим детям общаться с бабушками и дедушками, ведь союз малого и старого всегда благотворен – он насыщает энергией и ту, и другую стороны, а самое главное, передает опыт, возвращает ясность восприятия; у пожилых ведь гораздо больше спокойствия, мудрости, подлинного терпения, в котором так нуждаются наши дети.

И, конечно, пост всегда – молитва: возможность вспомнить, что Господь слышит нас в молитве и всегда нам дает, но только мы должны быть к этому готовы. Когда мы постимся по-настоящему (недаром мы говорим в Церкви – «постимся постом приятным, благоугодным Господеви» (стихира, понедельник 1-й седмицы Великого поста)), нам важно осознать, что пост – это не соревнование в ложно понимаемом благочестии, в том, что мы формально будем соблюдать. Если мы так будем поступать, мы всегда обидим ближнего, поставив на первое место букву, закон, обязательно оскорбим: не услышим, не будем нежны, не будем тщательно подбирать слова, чтобы не поранить и дать то, что мы хотим дать, без искажений.

Мы очень часто хотим дать хорошее, но поторопившись, привыкнув к спешке, можем так изменить свои слова, свое отношение к человеку в этих словах, что в результате можем его очень сильно оскорбить, и тогда, конечно, это не пост: пост – всегда радость, всегда возможность быть с Господом.

Ведь – помните? – сказано: «Сей род изгоняется молитвою и постом». Где сей род есть, там нет радости – либо скука, либо страхи, либо суета и суеверия. А когда пост настоящий, тогда враг отходит и приходит благодать. И в этом смысле для семьи это очень важный, очень нужный и очень благодатный период жизни.

Столько вопросов возникло… Вы сказали, что если мы в семье будем слышать друг друга, то, соответственно, услышим и Бога. Идеально было бы говорить только о семье верующих христиан, но в большинстве случаев – несколько другая ситуация. В храме я часто вижу много женщин в возрасте 30–40 лет, которые приводят с собой детей; они без мужей пришли в храм (муж, может быть, на работе – сегодня рабочий день, но даже в воскресенье женщины с детьми в храме – норма, а чтобы в храме были мама, папа и ребенок, – это чрезвычайно редкая ситуация). Почему? И как ее можно исправить?

– Сегодня после Божественной литургии на проповеди перед Причастием я сказал, что покаяние очень легко замерить, ведь покаяние – это изменение.

Метанойя – то есть изменение сознания.

– Да, и оно влечет за собой изменение поведения (иначе это не изменение сознания). Если мы не меняемся, в том числе и внешне, значит, мы и не каемся. Вот постом, например, мы каемся, мы меняемся – во время поста мы в чем-то ограничиваем себя, и это видно, это можно измерить: тем, что ты съел или не съел.

Настоящее покаяние можно измерить как раз по количеству людей, приходящих в храм со временем, то есть по тому, как меняется число людей. И в этом смысле у женщины одна из наиболее сильных возможностей покаяться – так поменяться в своем поведении, внешнем виде, чтобы мужчина обязательно захотел прийти в храм. Если женщина относится к Господу доверчиво, если она с молоком мамы научилась чувствовать Его любовь, то она понимает: Он настолько любящий Отец, что точно поможет ей в самых сложных и самых важных моментах. Ведь женщина гораздо больше нас с вами знает, как много нюансов в воспитании детей, насколько там много опасностей: самой, опираясь только лишь на интеллект или книги, точно невозможно правильно воспитать – здесь нужен опыт бабушек, нужно и самой постоянно учиться воспринимать новую информацию и про знания, и про лекарства, и про упражнения. Но самый важный элемент, как говорят в быту, интуиция – слышание Господа...

Можно назвать это духовной жизнью.

– Без сомнения, конечно. Важно только, какой дух ты слышишь: если ты с молитвой, с доверием и уважением к Господу, если причащаешься, тогда это правильная духовная жизнь. Если же ты медитируешь без Бога, если ты считаешь, что есть некие сущности, с которыми можно вступать в отношения, то, к сожалению, это тоже духовная жизнь – только духи другие: духи злобы поднебесной, к сожалению, для нас существуют.

Они же поднебесной – то есть на этой земле.

– Да. Поэтому тут надо быть аккуратным. И в этом смысле очень важно, чтобы женщина настолько доверяла Господу, что пропитывалась бы Его любовью, подпитывалась Его благодатью, и тогда она будет такой счастливой, радостной, что мужчина ее от себя никуда не отпустит и в любую минуту будет с ней, и в первую очередь в храме.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Находясь на службе, я часто вижу, что женщины с детьми в храме одни. Скорее всего, многие мужья на работе, но я допускаю, что многие находятся в разводе и супруги между собой не общаются. Мое мнение: если мужчина простит женщину, какая бы она ни была, простит все обиды и позвонит ей, скажет ей слова поддержки, любви, заботы – мне кажется, это будет очень большое благо. Тем более, идет Великий пост. Как Вы считаете?».

– Без сомнения. Вы абсолютно правильно говорите, что самый мужественный поступок мужчины – это когда он помогает, когда он отдает себя, когда он жалеет и поддерживает каждого, кто нуждается в поддержке. А уж кто так, как женщина с его ребенком, нуждается в поддержке?! Без сомнения, надо сделать все, что только в твоих силах, – и в молитве, и в своих действиях. И уж если ты позвонил в такой ситуации, найди самые ласковые, самые теплые, самые нужные и искренние слова, чтобы не поранить, поддержать, чтобы этот звонок вместо поддержки не стал еще одной раной. Важно поддержать, важно позвонить, но позвонить максимально деликатно, максимально трепетно и максимально тепло.

И помолиться перед этим еще.

– Не только перед этим, но и во время этого: враг может найти возможность и самое искреннее чувство поменять, если нет молитвы, если нет понимания, что только с Господом мы можем делать добрые дела.

В вопросе прозвучало слово «простить». Сейчас, во время Великого поста, наверное, это ключевое слово: в молитве Ефрема Сирина мы просим дара не осуждать брата своего (сюда можно добавить еще и сестру, и тещу, и так далее). Мы все знаем, что надо простить, прощать, мы с легкостью это говорим, но сталкиваемся с тем, что это, наверное, один из самых сложных процессов в нашей душе – простить. Что нужно сделать, чтобы в семье не один раз простить в Прощеное воскресенье, а все время прощать?

– Я с этого и начал. Ведь когда у нас возникает повод для прощения? Когда мы обижены. А когда мы обижаемся? Когда думаем о себе, когда заботимся только о себе, когда мы для себя самые важные, а все остальные –либо для обслуживания нас, либо для обеспечения нас, либо для развлечения нас, таких важных и любимых. И тогда нас все ранит – любая царапинка у нас на пальчике становится самой страшной раной всех времен и народов. В этой ситуации простить невозможно: ты всегда обижен, тебе всегда мало, ты как черная дыра – умеешь только всасывать.

А вот если ты, не думая о себе, заботишься о другом, слушаешь другого, делаешь для другого – как любящая мама, когда ребеночек находится в ее утробе. Почему говорят, что беременная женщина самая красивая? Она самая одухотворенная – она вся во внимании: она слышит, как ребеночек пошевелился, как он там себя чувствует, она помогает ему, живет для него, кормит его. И тогда он вырастает очень хорошим, ибо он уже там, в утробе, почувствовал любовь, был в атмосфере любви и знает, что на любое его движение есть любящий, добрый, теплый отклик. Если каждый из нас будет вести себя так, у нас не будет обид. А если не будет обид, не будет и прощения: не надо будет никого прощать. Поэтому лучше начинать с профилактики любого греха и заглядывать поглубже: отчего он возникает, в чем его причина? Тогда мы поймем, что любовь только в Господе, и мы ею наполняемся, когда причащаемся.

Почему Великим постом Уставом Церкви введены Литургии Преждеосвященных Даров? Как раз чтобы человек мог чаще причащаться. Некоторые говорят, что причащаются только по воскресеньям. А как же тогда среда и пятница, когда проходят Литургии? А как же суббота, когда мы поминаем ушедших родителей? Опять будет родительская суббота: как же мы сможем развлекаться, делать для себя, забывая тех, благодаря которым мы живем, дышим, можем что-то сделать в этом мире? Надо быть благодарными. Если ты будешь благодарен, твои дети будут тебе благодарны, они потом будут о тебе молиться и помогать тебе. Это очень выгодно, очень правильно, когда ты отдаешь себя: чем больше ты умеешь себя отдавать, тем больше получишь.

Чем искреннее ты это делаешь и с чем большим вниманием к Господу, тем больше то, что отдашь, принесет духовной и душевной пользы – в первую очередь тебе. Ведь самое радостное – делать подарок. Самое радостное – помочь кому-то, кто даже не просил о твоей помощи. И в глубине души Господь тебе подсказывает: «Правильно, молодец» – и гладит тебя по головке.

Он «намерение целует» даже.

– Да. И наоборот, как плохо, когда ты внешне вроде все делаешь хорошо, а внутри-то ты понимаешь, почему ты так делаешь (где-то обманул немножко, где-то недоделал, где-то себя пожалел) и чувствуешь, как червячок начинает тебя разъедать. Внешне ты выглядишь замечательно, импозантно, а внутри чувствуешь неполноценность, и это обязательно проявится и в здоровье, и в отношениях, и в другом.

Самое главное – то, что в глубине души. И единственное средство, чтобы в душе червячки не завелись, – там должен быть Господь, там должна быть благодать. И пост – как раз время, когда мы ограничиваем себя в развлечениях, в лишней пище, которая раздражает наш желудок, печень, почки. Ведь когда мы слишком много поедим, мы вообще ни на что не способны, правда же?

Да.

– А если мы себя немножко ограничим и вовремя перестанем вечером кушать, чтобы за ночь все смогло перевариться, то с утра мы свежие, благожелательные (ведь невозможно быть благожелательным, если ты встаешь с тяжелой печенью, изжогой и так далее – тебя все раздражает). В этом состояние поста помогает настроиться на весь год, поэтому очень важно радоваться посту (и слава Богу, что каждую неделю есть постные дни – среда и пятница, и кроме Великого поста есть еще пост Петра и Павла, Успенский, Рождественский: во время поста у нас есть возможность себя очистить, отмыть, настроиться, убрать лишнее) – это совершенно замечательный и совершенно необходимый элемент. Тогда это духовная жизнь, тогда это правильная физическая и душевная жизнь.

Поговорим о семейном столе. Бывает так, что дети не соблюдают пост. Даже нашим семинаристам во время Великого поста дают рыбу и молочные продукты: им нужны силы учиться.

– Обучаясь в семинарии и академии 8 лет и преподавая уже почти 10 лет, я пока не встречал Великим постом молочных продуктов. Рыбу дают (кроме 1-й, последней, Крестопоклонной недели, среды и пятницы), но всегда есть постный стол – если семинарист или учащийся академии хочет для себя настоящего поста, он всегда может питаться без рыбы.

И это как раз показательно. Молодой человек (может быть, и не очень молодой – у нас учатся в том числе и священники) усиленно работает, усиленно служит Церкви, у него получается двойная или тройная нагрузка: с одной стороны, он служит церковную череду, при этом изучает предметы, еще у него есть какое-то социальное служение на приходах или в заведениях по уходу за больными. При этом он еще и растет, физически растет его организм. И Церковь, понимая это, допускает, чтобы он мог питаться еще и белком.

Как в семье происходит? Если есть маленькие дети, то им надо питаться молоком. Если у ребенка есть какие-то показания (к сожалению, сейчас не все здоровы), соответственно, постом для него становится исполнение предписаний хорошего, доброго врача, который ему подскажет, что и как делать. Почему доброго и хорошего врача? Чтобы не было стандартных подходов, когда мы идем к врачу, оказывающему платные медицинские услуги. В этом смысле очень важно найти врача – по-настоящему, а не по названию православного, для которого исцеление очень важно и который радуется как раз исцелению, а не количеству больных, лечащихся за деньги. Если предписание врача сделано правильно, безусловно, его надо выполнять, и это будет постом; ведь гораздо проще делать, что хочу, или делать, как все – но это будет не пост, а самочиние, бесчиние.

Если женщина во время поста чувствует, что ее муж устает, работая на 2-х – 3-х работах, она должна учесть его затраты и постараться найти продукты, рецепты, которые с соблюдением постных ограничений, позволят ему восполнить силы. Например, гладиаторы, физически крепкие люди, оказывается, ели в основном растительную пищу, но при этом много бобов, шпината, то есть пищу, где много микроэлементов, полезных веществ, в том числе и белка. Бобы, например, – это очень хороший белок.

Чечевица...

– Надо найти продукты, чтобы не только картошка, макароны и еще что-то: к сожалению, мы можем сэкономить на блюдах, но потом очень потратиться на лечении. Хорошего продукта ведь не так много надо, чтоб наесться. Ведь иногда человек много ест, когда ему не хватает каких-то микроэлементов и организм пытается в количестве продуктов найти нужное. А если дать другой продукт, оказывается, съел немножко, и кушать не хочется – все восполнил.

Вопрос телезрителя: «Как преодолеть гнев, ярость, раздражение, злобу? Ведь это бесо-вской нападок на тебя, чтобы ты ускользнул от истины и угнетал своими антихристианскими деяниями близких (в основном, конечно, это касается родителей, ближних, которые с тобой живут)».

– Как победить гнев и раздражение? Во-первых, было сказано о родителях, которые вместе с тобой живут. Давайте вспомним 5-ю заповедь, данную еще Моисею и всему израильскому народу: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле». Хочешь быть долголетен, счастлив, здоров? Почитай родителей, какими бы они ни были.

Иногда говорят: каждый народ достоин своих правителей. Наверное, в этом смысле и мы достойны своих родителей. Если мы благочестиво к ним относимся, любим их, заботимся о них, то они поменяются, станут другими. В любом случае, даже если они внешне не поменяются, Господь тебе все восполнит – Он даст тебе такие качества, силы и возможности... Например, в моей практике много примеров, когда родители злоупотребляли алкоголем и для детей это стало абсолютным табу: благодаря тому, что они видели, как было плохо у родителей, они, к счастью для себя, избавились от этого вообще.

Ответ, как избавиться от этого искушения, очень простой. Господь нам сказал: «Сей род изгоняется постом и молитвой». Как это реализовать в жизни? Наверное, начинать с Причастия, соединяться с Господом. И, готовясь к нему, понимать, что Причастие – это действительное соединение с Господом, когда Он ближе всего, что может быть. И поэтому молитва к Нему мгновенна и с откликом мгновенным. Те, кто часто причащались, как тот же Иоанн Кронштадтский, жили во Христе. Читаешь дневники Иоанна Кронштадтского: он что-то подумал, вопрос задал и сразу же получил ответ и записал его. Поэтому так важна молитва: она не позволяет врагу вклиниться, влезть, раздражить тебя.

И, конечно, постом нужно ограничивать себя. Повторюсь: пост – это не вкушение по графику или по списку определенных продуктов. Это ограничение себя для насыщения другого: ты себе меньше времени уделил, но больше пообщался с родителями, больше помог тем, кто нуждался в твоей помощи, а раньше у тебя не было времени для этого. В начале поста, в чине Прощеного воскресенья, мы читаем, кого ставим одесную от Господа, – тех, кто напоил, одел, навестил, накормил. И наоборот. Вот это пост. А мы, к сожалению, часто эту сторону поста забываем: легче съесть не колбасу, а кусочек картошки – и считать, что ты постящийся. Ничего подобного.

Вопрос телезрителя: «Многие имеют привычку срывать зло на людях, не имеющих никакого отношения к их плохому настроению. Часто такое случается и в семье. Как не поддаться этому искушению и не ответить злом на зло?».

– Когда мы в семье слушаем друг друга, важно слышать не внешнее, как сейчас было сказано, – не раздражение, не слова обидные, а причину этих слов: надо услышать, почему нам так говорят. Ведь тот, кто раздражен, кто обидно говорит, он же сам очень несчастен – надо понять, почему он несчастен, и помочь ему в его несчастье. Если мы поможем ему, то в результате он нас поблагодарит и, как минимум, ему станет стыдно: он увидит, как внимательно мы к нему относимся. Может быть, с первого раза он даже постесняется показывать свой стыд, постесняется попросить прощения, но если мы будем настойчивы, если мы будем спокойны, если мы действительно поможем ему найти причины, которые его так раздражили...

Ведь чаще всего раздражение бывает от усталости, от того, что его никто не ценит, что его не слышат, где-то обидели. Надо пожалеть его, надо помочь ему, услышать его: «Расскажи, что с тобой случилось?». Вот он тебе что-то крикнул, сказал, а ты вместо того, чтобы сразу откликнуться, оттолкнуть, старайся внешнее пропустить мимо ушей, не восприняв в себя, а обратиться к нему повнимательнее: «Что же такое, дорогой (или дорогая)? Почему так? Что с тобой случилось? Может быть, ты мне расскажешь?». Сначала человек, может быть, не поверит, особенно, если такого не было раньше, посчитает, что ты над ним издеваешься. Но надо говорить это с молитвой и не один раз. Чувствуешь, что пока он не открывается тебе, – пока отойди. Помните, как у Экзюпери: «Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! – А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц. – Надо запастись терпеньем, – ответил Лис. – Сперва сядь вон там, поодаль, на траву – вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…»?

Отец Игорь, благословите наших телезрителей.

– Господь благословит всех, кто хочет делать добро, и всех, кто любит нашего Господа и почитает Его.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс