Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (993) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Во всех случаях, когда мучает совесть, надо идти на Исповедь

Протоиерей Димитрий Смирнов: Во всех случаях, когда мучает совесть, надо идти на Исповедь

№48 (993) / 17 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы: «Я хожу в церковь, мне 70 лет, а я грехи все старинные поминаю, говорю одно и то же. Эти грехи когда-то от нас отходят? Или Бог их нам так и не прощает? Почему я постоянно их говорю?».

– Очень просто. Либо надо в грехе раскаяться, и тогда он исчезнет, либо он продолжается. Можно грешить всю жизнь. Надо приложить усилия и молитву Богу, чтобы Он нас от этого избавил, тогда грех не будет повторяться.

Но та женщина говорит: я всю жизнь в этих грехах каюсь, исповедуюсь.

– Да, «исповедуюсь»: «каюсь» – это разбойник на кресте покаялся и в рай вошел через час.

А нашей Исповеди не хватает, чтобы ей стать покаянием.

– Не хватает решимости оставить грех.

Но то, что порой возникает, нами не контролируется, раздражение...

– Многие люди вообще ничего не контролируют. Живут, так сказать, импульсивно и руководимы страстями, которые в данную секунду пребывают в душе.

Гнев и раздражение можно контролировать?

– Конечно. Любой человек, если его пригласят для вручения медали в Кремль, будет там вести себя прилично, говорить тихо и все контролировать. Ибо будет исполнен чувства ответственности...

Момент может человека мобилизовать, чтобы он себя сдерживал, – а вот по жизни...

– ...а по жизни, особенно дома, при близких, человек распускается.

Значит, это распущенность – то, что происходит в человеке из раза в раз?

– Конечно. Человек должен собраться, а он распускается.

Но почему не происходит внутреннего изменения? Ведь и усилие прилагается.

– Нет покаяния.

Нет желания измениться?

– И желания достаточного нет, и нет желания принести плоды покаяния, и нет желания осудить себя за грехи, а есть желание оправдания. Ты не заметил? На Исповеди стараются все подробнее рассказать.

Это повсеместно.

– Это уловка, в которой сокрыто желание самооправдаться.

Обычно это желание батюшке объяснить все подробнее, чтобы он понял...

– Чтобы он понял, что «я не виноват».

Вопрос телезрительницы Людмилы из Белгорода: «Моей маме 83 года, сегодня я ее водила в храм, она исповедовалась, причащалась. Пришли домой, и она начинает мне про Винокура рассказывать, про Машу, которая уехала в Киев, еще про что-то. Я говорю: „Мам, я тебя прошу, не рассказывай мне про это, я знать не хочу, телевизор не смотрю”. А она мне говорит, что я неуважительно отношусь к родителям, хотя хожу в храм, плохо к ней отношусь. Что мне ей сказать Вашими устами? Сама я не могу, у меня ума не хватает. В итоге я ушла, она обиделась. Мы живем отдельно – вместе жить не получается. Скажите, что я как дочь могу ей сказать, чтобы она не обиделась, но чтобы мне телевизионные новости не пересказывала?».

– А это невозможно: старый человек живет по своим привычкам. Если не случится какого-то землетрясения (я условно говорю), так и будет продолжаться. Поэтому премудрый русский народ в своих пословицах говорил: яйца курицу не учат. А вы в данном случае – «куриное яйцо». Поэтому она сама знает, о чем ей думать, о чем заботиться, Винокуром интересоваться или Хазановым.

Но при этом она хочет, чтобы и слушающие тоже интересовались и поддерживали с ней этот разговор.

– Поговорить же охота.

И когда ей отказываешь – обида.

– Ну да. Но когда человеку за 80 лет, поздно его учить.

Но ублажать в этой ситуации нужно?

– Необязательно. Но делать это как можно деликатнее, чтобы это не выглядело грубо.

Одна женщина тоже посетовала, что на нее обиделся папа (мол, с тобой просто поговорить не о чем, ты ничего не знаешь из происходящего в мире). Она: «А мне действительно неинтересно! Дома телевизор не смотрим, новости не смотрим, у нас интерес храмовый». А ему – наоборот. И – обида.

– Тут, собственно, не на что обижаться: «Папочка, я такая, какой ты меня воспитал».

«Я тебя такой не воспитывал, это тебя Церковь такой сделала»: каждый родитель, если видит недостаток в ребенке, считает, что это – детский сад, школа, улица и так далее, но только не он сам.

– Это неправильно. Некоторые атеисты очень даже подталкивают своих детей к храму.

Это как?

– Невольно, своим абсурдом.

Атеистической жизнью, рассуждениями?

– Ну да. Каждый нормальный человек чувствует присутствие иного мира в нашей жизни, а ему говорят: «Его нет».

Вопрос телезрительницы: «Мой брат духовный умер – был 1-й день поста, и 40 дней будет в последний день поста. Но так как он умирал от рака горла, очень сильно хотел кушать. Можно ли поставить несколько блюд непостных на стол для тех людей, кто не постится?».

– Конечно, можно.

Последний день поста – это Рождественский сочельник.

– Ну и что? Этим людям главное поминки, а не Рождество Христово.

Немножко вернусь к предыдущему вопросу. «Мы часто согрешаем, каемся, опять согрешаем, а сколько Господь может прощать человеку один и тот же грех?».

– Наблюдая за этим процессом: всю жизнь может прощать. Но на самом деле люди-то над этим не задумываются. А потом, как древние святые отцы говорили, в человеке все привычка. Он чувствует, чем-то совесть его отягчена, и на Исповеди об этом говорит, но покаяния-то все равно нет.

Цель Исповеди – немножко облегчить совесть?

– Цель Исповеди – поставить диагноз духовной болезни, которой болен человек. Но ведь поставить диагноз – это только наполовину выздороветь.

Но человек довольствуется этим диагнозом, доволен тем, что знает...

– Человек может быть доволен тем, что у него рак? Не предпринимать никаких попыток затормозить течение болезни или исцелиться...

Это связано с нашим драгоценным, горячо любимым телом.

– А к душе-то надо – с еще большей ответственностью.

Душу не видно, она даже если болит – где-то внутри...

– Бывает, сильно. Во всяком случае, не хватает человеку духовного просвещения: люди, к сожалению, не понимают, что от них требуется.

Даже ходя в храм много-много лет.

– Анна и Каиафа очень долго (много лет) ходили в храм. А когда в храм стал ходить Иисус Христос, они на Него вознегодовали и подставили Его Пилату под убийство – так все отрежиссировали, такой составили сценарий… А Христос невинный. Все, кто просто смотрел на это, видели, что Он совершенно ни в чем не виноват. Так что в храме человеку дается шанс, что он что-то услышит, чему-то научится.

Храм человеческому просвещению способствует?

– Конечно. И в храме все говорит о спасении, но воспримет это человек или нет, зависит от его воли.

Только лишь от воли? Или, может быть, от способностей, от его воспитания?

– Все гении, которые говорили о своих достижениях, говорили обычно так: способности – это только 5%, остальное – труд.

Если каждый человек возжелает воспринять, то Господь ему такую возможность преподаст?

– Да. Важно возжелать.

Вопрос: «Объясните, пожалуйста, слова из Евангелия: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. Как это понять – «благонадежен»?».

– Можно сказать, что души, которые в Царстве Небесном пребывают, надеются, что этот человек тоже получит благо, оказавшись рядом с ними.

Когда человек проявляет страх или отчаивается в какой-то ситуации, это говорит о его неблагонадежности? Или это что-то временное?

– Это может быть такое временное помешательство.

Благонадежен человек или нет, может увидеть только Господь?

– А как же? Господь-то видит.

Люди часто друг про друга рассуждают – о такой благонадежности и вообще о верности. Человек может оценить веру другого человека?

– Это определяется по поступкам.

Всех поступков знать никто не может.

– Всех – нет. Допустим, познакомились два человека. И при общении у них складываются разные ситуации. Один ведет себя как джентльмен – всегда; значит, это – благонадежный человек. А если наоборот?

Очень частая ситуация: на людях – просто исключительно джентльмен, а дома – такое, что даже не подумаешь, что в этом человеке могут уживаться два разных существа.

– Это говорит о том, что он знает, как себя вести. Но знать и уметь – это еще не значит таковым стать.

Вопрос телезрительницы: «Хотела бы спросить смысл слова „бесплатно” – я слышала, значение такое: „бес платит”. Я бы хотела услышать Ваше мнение: как все-таки правильно?».

– Правильный русский язык – это до большевистской реформы. А большевики очень сильно испортили грамматику. Такого слова не было – третья буква была «з»: «безплатно». Поэтому-то возникает такая путаница и какие-то глупые теории – на пустом месте.

Да, с этой приставкой я тоже уже встречался, когда люди просто ее боятся как огня...

– Не все же знают, что большевики не всегда были на нашей земле и не всегда у них была возможность делать всякие гадости нашей культуре, языку.

С языком сейчас тоже происходят преобразования: люди стали общаться больше не вживую, а через интернет и сообщения, в которых появился собственный язык.

– Он сильно вульгаризирован.

Так люди стали и говорить на нем.

– Ну, некоторые воспринимают его как норму.

Скоро классический русский язык будет некой архаикой, его перестанут понимать?

– Нет, понимать-то еще очень долго будут.

Вопрос: «Как не растерять благодать Божию после Причастия?».

– Надо постараться ничего не делать, что оскорбляло бы Святого Духа. Тогда она будет оставаться.

Нередко люди, выходя из храма, общаются – они встречаются раз в неделю, давно не виделись. Это общение мешает человеку удержать благодать Духа Святого?

– Ну, по-разному бывает.

Некоторые люди говорят: «Как? Убегать от этого общения?».

– Есть такие женщины (хотя с такими мужчинами я тоже встречался, но реже), которые говорят непрестанно, как заведенная пластинка. Этого, конечно, нужно стараться избегать. Причем интересно: им все равно – кому и о чем. И даже не задумываются, может это быть интересно другому человеку? Они даже не разговаривают, а просто молотят языком. Конечно, тут же лишаешься всего, что мог бы приобрести и воспринять благодать на благодать.

А занятия домашними делами в этот день не мешают человеку быть с Богом?

– Нет. Это как некоторое рукоделие: можно заниматься мытьем пола и посуды, очень даже сосредоточенно молясь, воспевая Богу благодарственные псалмы.

Вопрос телезрителя: «Если человек умер, его нужно предать земле, похоронить. А сейчас места на кладбище мало, и получается, что человека кремируют, сжигают и потом урну прикапывают в могилку к родственникам. Это можно делать – кремировать? Или это грех?».

– Можно, и это не грех. Просто такие похороны – не христианские: это языческий обычай сжигать покойников. А так кладбищ вокруг Москвы полно, и вообще в России столько места, что весь мир можем похоронить. Поэтому это проблема надуманная.

Проблема в деньгах, батюшка: это гораздо дешевле, чем покупать новый участок.

– Конечно. Поэтому очень многие пожилые люди копят себе и накапливают.

Забота о своих будущих похоронах – вещь обычная?

– Да, обычная. А почему бы нет? Египетские фараоны как заботились? Много десятилетий строили...

...себе гробницы.

– Конечно.

Ну что ж, и родственникам легче, и сам спокоен, что не сожгут.

– Дело тут не в самом процессе, сжигать или не сжигать; Нил Сорский, кажется, сказал: «Бросьте меня псам» – это совершенно на судьбе не сказывается. Но похороны в крематории скорее напоминают Освенцим, нежели христианское погребение. Если человека это не смущает, что он уподобляется деятелям совершенно другой культуры...

Вопрос телезрительницы: «Когда мы исповедуемся (в идеале – каемся, конечно), может ли лукавый слышать наши ошибки, чтобы потом их усугубить? Ведь недаром же говорят, что на верующих людей, воцерковленных, как-то больше нападение вот этой силы. Я читала, что лукавый мысли не читает, но свое навязывает».

– Нам больше надо интересоваться, как действует благодать Святого Духа в нашем сердце. А зачем заниматься всякими исследованиями демонизма? Не совсем понятно. Если хотите, чтобы бесы не нападали, надо с ними дружить, заключить с ними договор, как шаманы – они бьют в бубен, приносят всякие жертвы, задабривают нечисть и служат ей верой и правдой. Вместо молитвы вечный огонь на могиле ставят. Хороший символ – вечный огонь.

Но человек хотел бы оградить себя от бесовских нападок.

– Самое лучшее ограждение (и единственное) – стяжать благодать Святого Духа: никакой другой защиты нет. Благодать Святого Духа так действует, что бесы отбегают, не переносят ее...

Но мы знаем из житий святых, как люди, уже живущие благодатью Духа Святого, подвергались нападкам бесовским, иногда даже до физического избиения.

– Ну и что? Самое обычное дело – война. Живет себе крестьянин, сеет хлеб, ячмень сеет, клевер для корма скота, и вдруг случается война: воюют, жгут поля, берут в полон, продают на невольничьем рынке – самое обычное дело. Или гриппом заболел. Ну что тут такого? Мы же – в Адаме – рай оставили. Волчцы и тернии производит наша земля. Все хотим не болеть. А как Господь сказал? В мире скорбны будете. Человек хочет всю жизнь переделать под себя: чтобы мне было хорошо, удобно, а если уж умирать (ну ладно, невозможно избежать), то чтобы так тихо-тихо, плавно – и в рай. За какие такие заслуги?

Каждый человек может рассказать о собственных заслугах – он видит в себе много хорошего.

– Я очень рад. Но этого недостаточно.

И боится, что вот это хорошее могут бесы попортить.

– Каким же образом?

Всякими нападками.

– Да нет. Если человек стяжал благодать Святого Духа, они ничего попортить не могут.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс