Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (993) → Священник Стахий Колотвин. Mы делаем выбор: молимся – вместо ругани, уповаем на Господа – вместо раздражения в сердце

Священник Стахий Колотвин. Mы делаем выбор: молимся – вместо ругани, уповаем на Господа – вместо раздражения в сердце

№48 (993) / 17 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

К нам пришел вопрос от телезрителя: «Как хранить мир в душе?» – видимо, он очень много работает на автомобиле, и вот это бесконечное движение и постоянно какой-то негатив вокруг него. Как правильно вести себя, как сохранить мир в душе нашим автомобилистам?

– Замечательный и практический вопрос. Но чтобы ответ на него был интересен всем зрителям, таким же пользователям общественного транспорта, как я сам, я его немножко расширю. Это вопрос, как в дороге сохранить мир в душе.

В дороге мы находимся в непривычной ситуации. Вот приезжаем на работу – там наше рабочее место, какое-то наше рабочее пространство, наши коллеги, начальники, может, не идеальные люди, но мы знаем, чего от них ожидать. Дома тоже – может, жена начнет воспитывать или мама, или дети капризные, или еще что-то, но все равно это наш дом, это наша крепость. В храм ли мы пришли (вспомнили батюшек и бабушек, которые могут проблемы создать верующему человеку на пути Богу), – это наши родные стены.

А сколько ни езди на автобусе, метро или даже в любимом автомобиле с роскошным салоном, ты все равно находишься среди людей, которые случайно встречаются. Для начала нам надо вспомнить, что мы путники в этом мире. К одному афонскому старцу пришел человек и удивился: «А где же все твое имущество?». А он говорит: «А я в пути. Вот, – говорит, – ты в пути, я в пути, поэтому у меня никакого имущества нет, мы оба путники, мы проживем на этой земле лет 80, а дальше уже все равно с собой ничего не унесем». И если мы научимся в жестких ситуациях в пути на автомобиле или на общественном транспорте вести себя по-христиански, это нам поможет на нашем пути ко Христу.

Мы должны просить Господа заранее... Когда уже пожар, можно, конечно, бежать с ведром по воду, хватать огнетушитель, но лучше заранее проследить за пожарной безопасностью. Вспомним трагедию в Кемерово, когда уже пожар, вроде кто-то спасся, а кто-то уже все равно погиб. Точно так же уже поздно, когда пожар возник в нашей душе.

Понятно, когда мы идем, например, на работе к начальнику (и он может строго с нас спросить), мы молимся: «Господи, укрепи». И это помогает. А на дороге неожиданно все, но все эти неожиданности все равно ожидаемые. Вот мы едем – и, в принципе, необязательно, что автомобиль справа нас подрежет, но такое можно предположить. Поэтому обязательно перед началом пути надо искренне помолиться.

Следующий пункт: надо обязательно помнить, что лукавый нам не помощник, а Господь может помочь. Например, толкает нас кто-то грязной сумкой или подрезает автомобиль так, что мы можем в аварию попасть, повредить свое имущество или, не дай Бог, здоровье… Если мы начнем негодовать, ругаться или хулить имя Божие какими-то словами, то кого мы этим зовем? Мы зовем сатану. А вот если мы в этот момент помолимся, то Господь уже может нас уберечь. Он сделает так, что эта грязная сумка повернется к нам уже более чистой стороной. Или, например, Господь шепнет нам на ушко: «Притормози – пусть проедет, и никто друг друга не поцарапает, и не будете сейчас посреди зимы ждать 3 часа, пока к вам ГИБДД доедет». Или просто совершенно чудесным образом ситуация рассосется так, что даже сложно представить.

В любом случае мы делаем выбор: молимся – вместо ругани, уповаем на Господа – вместо раздражения в сердце. И тогда Господь поможет. Если Господь мог ходить по водам, если Он мог накормить пять тысяч человек пятью маленькими хлебами, то что Ему стоит какой-нибудь автомобиль переставить в безопасное место?

Вопрос телезрителя: «У меня богословский вопрос (может быть, простой, а может, и нет). Не кажется ли вам, что название «Богородица» некорректное? Получается, что женщина (а Она все-таки простая женщина, хоть и святая) родила Бога, Который существует всегда и был еще до Нее. Она родила человека, а уж как Бог воплотился – это тайна, которую мы не знаем и, наверное, никогда не узнаем».

– Когда я учился в Свято-Тихоновском университете на кафедре догматического богословия, специализировался по христологии, то есть по богословской дисциплине, которая изучает Воплощение Христа, явление Бога, Второго Лица Святой Троицы, в мир. Мы тут должны уже не изобретать велосипед, а вернуться в IV век к ереси несторианства. Как мы знаем, Константинопольские патриархи не всегда отличались таким благочестием, как Иоанн Златоуст, и могли делать вещи ужасные... И 1700 лет назад патриарх Несторий точно так же задался вопросом и решил сказать: «Нет, Богородицу неправильно называть Богородицей, надо Ее назвать Христородицей – Она родила Христа. Это человек, на Которого уже потом, когда Он крестился в реке Иордан, сошел Святой Дух». Это вроде по Евангелию, мы его открываем и слышим, что был глас с Небес от Господа, когда Иоанн Предтеча погружал Христа в воду. Смотрим – и правда: Дух в виде голубя сходит. Вроде все подтверждается, в Новом Завете является вся Троица.

Однако эта ересь почти не выжила. Если другие отклоняющиеся от вероучения – монофизиты вполне многочисленны на территории Сирии, Армении, Египта и Эфиопии, то несториан абсолютное меньшинство. Есть немножко в Сирии, и чуть-чуть, как ни странно звучит, в Индии. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Изгнанные из Византийской империи несториане ушли далеко на восток и донесли весть о Христе (пусть в искаженном виде) до монголов. Поэтому монголы, когда подступили к русским землям, уже с некоторым почтением относились к храмам: людей убивали, а храмы не разрушали. Такой вот парадокс.

Что на это ответила Церковь? Что нет отдельной Божественной и отдельной человеческой личности, что Бог родился, что Христос – истинный Бог и истинный Человек. Да, это учение формулировалось не только на III Соборе, но и потом, в ответ на другие ереси, и на IV, и на V, и даже немного на VI Вселенском Соборах. Но самое главное надо понять: Пресвятая Богородица родила Личность.

Когда мать рождает ребенка, она рождает не просто кусочек мяса с рефлексами, который надо питать, одевать, пеленать и так далее – она рождает личность, настоящее чудо. Каждые роды – это чудо. Роды Богородицы – это двойное чудо: Личность, Которую Она родила (пусть она целиком в нашем человеческом теле с нашей человеческой душой, то есть вся наша человеческая природа во Христе пребывает), это Бог. Он прежде веков, Он этот мир сотворил. И это великая тайна, которую сложно осмыслить. Можно познакомиться с деяниями III Вселенского Собора, можно почитать различных авторов или хотя бы начать с учебника догматического богословия.

Предлагаю вам учебник, написанный моим научным руководителем протоиереем Олегом Давыденковым – он написал Катехизис, где в более простом изложении немного описал наше православное вероучение. Но если детально хотите с вопросом ознакомиться, то для начала, прежде чем читать древних авторов (которые, увы, не все переведены на русский язык), начните с книги отца Олега Давыденкова. Лучше разберетесь в вопросе. Для нас самое главное – реальность Воплощения Христа.

Мы не просто в терминологическом поле находимся. Если мы отрицаем, что Богородица родила Бога, если не Бог пришел в мир, то нам и не надо праздновать Рождество, нам не надо праздновать Благовещение: для нас Бог еще не явился.

Нет, явился настоящий Бог. Если бы родился не Бог, то и на Кресте бы страдал не Бог. Если бы страдал не Бог, то кто бы сошел во ад? Просто человек, который в аду очутился бы вместе с другими праведниками, – с Давидом, пророком Моисеем и всеми остальными? Но сошел Сам Бог, родился от Богородицы Бог, во чреве появился в момент Благовещения Тот же Бог. И Бог сходит в ад, и ад не может Его удержать, что мы каждое воскресенье и видим: как Христос попирает врата адские и выводит праведников в рай. Мы надеемся этим путем последовать вслед за Богом.

Вопрос телезрителя: «Почему нельзя освятить весь океан, чтобы вся вода в мире была святой?».

– Интересно. Самое главное, что вся вода в мире становится святой, и человек тоже (он же примерно на 80% состоит из воды), абсолютно вся природа (все водное естество) – все становится святым, благословляется Богом на праздник Крещения. Господь сотворил прекрасный и настолько масштабный мир: гигантскую Вселенную, на ее окраине сотворил Галактику – Млечный Путь, в уголке поместил крохотную звездочку – Солнце, которую вообще там почти и не видно, между гигантскими газовыми планетами и раскаленными маленькими планетами поместил нашу Землю, и на Земле есть столько воды!

А вода – основа нашей человеческой жизни, не только всего животного и растительного мира. Поэтому освящение воды играет такую роль в таинствах: вода добавляется в Чашу перед причастием и символизирует теплоту Святого Духа, Который сошел на Дары; Крещение как рождение души мы принимаем через воду. Господь с чего начал Свою проповедь? Как Он вышел из Своего скромного образа простого сына плотника на путь служения, проповеди и спасения мира? Господь выходит, погружается в водное естество – и уже в тот момент на самом деле вся вода освящена.

Господь как бы сказал: «Я сотворил мир, сотворил человека, дал ему все необходимое, и Я пришел, чтобы все человечество благословить, весь этот мир». Когда совершилось грехопадение, Адам и Ева были изгнаны из рая, и, как сказал апостол Павел, вся тварь стенает и мучится доныне. Весь мир страдает – и все это по вине грехов человека. Когда Господь приходит и показывает, как этот грех омыть через благодать Крещения, Он благословляет не только человека, Он благословляет весь мир – человек освобождается от греха, и вся вода освящается… Вся вода с момента погружения Господа в Иордан уже Господом благословлена, она свята. Но при встрече с водой мы действительно просим благословения, если нам это нужно для общения с Богом, для укрепления сил. Если мы просто с утра убегаем на работу и забываем помолиться, самый лучший способ: попил чуть-чуть святой водички – и уже к Господу устремился.

В принципе, воду и в океане освящают: батюшки, которые служат на зарубежных приходах и на берегах Атлантического, Индийского или Тихого океана, приходят к океану и освящают его с нескольких сторон. Весь океан, все моря становятся святыми, и мы радуемся этому в праздник Крещения.

Но, допустим, идут водосвятные молебны весь год (есть такая практика, обычно по воскресным дням в Москве) – зачем это делается? Один раз освятили 19 января по нашему обычаю, в праздник Крещения и Богоявления – почему еще раз освящаем ее и чем она отличается от крещенской? Каково ее назначение?

– Назначение святой воды – нам чуть-чуть помочь. Порой человек спрашивает: для чего чаще причащаться?.. Однако Причастие – это вершина духовной жизни. Мы все-таки работаем над своей совестью, каемся в грехах, стараемся исполнять заповеди Божии, обновляем их знание через чтение Священного Писания, творений святых отцов. И обязательно к Богу обращаем свою молитву. Стараемся доброе дело сделать не чтобы нас кто-то похвалил, а чтобы Господа этим самым порадовать. А святая вода – как образ очищения нас от греха.

Мы говорим: «Господи, явись нам снова в окроплении и вкушении этой святой воды» (как просит священник на обычном водосвятном молебне). Уже силы наши закончились – вот мы на Крещение набрали святой крещенской воды, а как жили грешно, так и сейчас живем… «Господи, Ты нас и на этой неделе, когда мы на водосвятном молебне молимся, понемножку укрепляй через святую водичку».

Кроме того, тут есть и необходимость. Опять же, батюшка идет освящать квартиру или прихожане обзавелись автомобилем – тоже батюшка использует некоторые вещества, чтобы попросить большего благословения. Конечно, можно было бы сказать вслед за протестантами: «А что – молитва сама не действует без какого-то вещества?». Действует. Но тут надо помнить, что человек, пока он не умер, состоит из тела и души, то есть он принадлежит телесному миру и миру духовному… Пока наша душа с телом не разлучилась, мы со смирением это признаем и говорим: «Господи, яви нам чистоту через воду». Или помазание маслом (масло – символ милосердия): «Яви нам Свою милость через елей». Мы признаем, что мы пока в теле. Конечно, если человек гордый и говорит: «Ой, я совсем не телесный человек», то он может от этого отказаться. Но Господь заботливый и может вразумить: как начнешь кашлять, чихать или спину заломит, сразу вспомнишь: «Господи, все-таки еще телесный! Признаю, был не прав».

Вопрос телезрителя из Чувашии: «В одной передаче батюшка сказал, что на Исповеди надо называть только тяжкие и смертные грехи, а остальные как бы сгорят. Как Вы относитесь к такому видению Исповеди?».

– Возможно, вы тут немного неправильно восприняли... Кроме того, надо очень осторожно относиться к словам (почему каждый христианин и призван читать Священное Писание). Даже батюшка может на камеру сказать чепуху… Однако здесь мы, возможно, должны вернуться к практике Древней Церкви. До эпохи иконоборчества (это уже конец первого тысячелетия) христиане исповедовались только в тяжелых смертных грехах. Зато как они исповедовались? Они приходили в свой храм, говорили священнику, что есть грех, рядом с батюшкой становились и на весь храм объявляли: «я украл», «я убил», я «блудил» или «я к колдунам ходил». После этого все люди с сочувствием за него молились, а человек молился вне храма несколько лет – немного в притворе, потом немного с людьми стоял, – но к Чаше не дерзал подойти.

Но это было время, когда в храм не просто кто-то случайный приходил – похихикали, позлорадствовали… Это были настоящие братско-сестринские отношения. Потом это несколько ушло. И в эпоху иконоборчества Исповедь стала совершаться по некоторому монашескому обычаю, ведь монахи не были священниками. Для нас священство и монашество – это вроде привычно, у меня духовник тоже иеромонах, но на самом деле в Древней Церкви это было трудно представить: монах – это тот, кто ушел в монастырь от мира, а священник – это тот, кто рядом с людьми, служит им. Поэтому в пустынные и отдаленные монастыри такие жертвенные, семейные батюшки ходили просто послужить. Уходили на месяц, и это тоже была некоторая помощь монахам. А потом, чтобы их не гонять, чтобы семья не ругалась, уже стали и среди монахов рукополагать... Когда мы видим в житиях святых название «преподобный» и слово «освященный» (например, преподобный Савва Освященный) – это не просто некий высокий титул, это означает уникальный случай – древний монах был священником. У преподобного Саввы просто было 8 000 монахов, поэтому как-то без священника совсем было тяжело, городских батюшек не нагоняешь 8 000 монахов окормлять.

Вопрос телезрительницы из Орла: «Почему огромное множество людей умирает, так и не познав Христа?».

– Господь начинает Свою проповедь, то есть Он крестится, уходит в пустыню, испытывается дьяволом, возвращается и начинает проповедовать. И вершина Его проповеди (одновременно и некоторая стартовая вершина, собственно, все остальное Он лишь дополняет и конкретизирует) – это Заповеди блаженств. «Блаженны нищие духом» – и дальше пошла лесенка, насколько человек приближается к Богу. А после этого сразу же, если мы посмотрим Евангелие, идет обращение Господа к апостолам, которым Он говорит: Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям и соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою; солью можете весь мир осолить. Мы сами знаем, когда что-то готовим, что соль – вещь очень важная, однако все-таки ее кладут немножко.

Господь, конечно, обращается к апостолам (это Его ученики, вроде их мало), а христианским должен весь мир стать. Каждый христианин должен себя считать учеником Христа, не таким достойным и совершенным, как апостолы, но на него те же самые задачи Господь возлагает: нести Христа всей своей жизнью – не обязательно проповедью, не обязательно что-то рассказывать и пояснять, а просто свидетельствовать своей жизнью, исполнением заповедей. И иногда, конечно, наших друзей (тех, кто у нас спрашивает совета или кто на краю какой-то жизненной ошибки или неправильного решения) удерживать от чего-то, подправлять с любовью и заботой.

Вот этот семимиллиардный котел земного шара – в нем христиан совсем мало: где-то четверть. А из них православных христиан вообще десятая часть, воцерковленных – совсем маленький процент, из воцерковленных христиан тех, кто ведет жизнь праведную, а не просто грешник, – минимум. А в церковный календарь посмотрим – там имен десятки тысяч. И кажется, что совсем все печально.

Но не все печально. Один апостол Павел столько проповедовал! Обратил тут 10 человек, там – 20, там 100 человек, а вокруг миллионы в Римской империи. Но все равно мы видим, как весть Христова распространилась. Господь сказал, что Он придет судить мир, когда о Евангелии услышат во всех концах земли, когда услышит любой народ (и в джунглях Амазонки, и в глухих горах Афганистана) и каждый человек. У всех будет возможность сделать выбор: быть со Христом или нет. Пока этого не произошло, мир спасается молитвой Церкви.

Конечно, можно встретить радикальные утверждения, немного чуждые христианской любви Бога к человечеству: ой, человек некрещеный, все сгорят в аду. Там про огонь очень любят рассуждать, и люди радуются: ха-ха, я крещеный, у меня вода Крещения затушит адское пламя. Нет, Господь сказал иначе. Вспомните притчу о талантах: больше дано – больше спросится. Дано 5 талантов… Мало того, что ты родился там, где христианство, да еще православное, так еще тебя привели либо родители, либо друзья, либо обстоятельства стать воцерковленным, ты действительно воцерковился и надеешься в рай попасть – значит, с тебя Господь спросит совсем по-другому, чем с какого-нибудь людоеда из Папуа-Новой Гвинеи… Спрос разный. Но мир стоит и спасается только из-за того, что среди него есть православные христиане.

Нам не надо расслабляться. Возможно, хватит вот той щепотки соли святых людей, которые среди нас есть, которые есть в Церкви вокруг нас. Однако, если мы окажемся негодной солью, – ее выкинут вон, в Царствие Небесное она не попадет. Мы, христиане, уже соль, но мы не только об этом торжествуем, но и помним, чем Господь все завершает. Не дай Бог нам оказаться случайно выкинутыми вон из рая...

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс