Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (990) → Протоиерей Николай Малета: Царствие Божие, как говорит Господь в Евангелии, это наше внутреннее состояние

Протоиерей Николай Малета: Царствие Божие, как говорит Господь в Евангелии, это наше внутреннее состояние

№45 (990) / 1 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя: «В 11-й главе Евангелия от Матфея Христос говорит: “Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его”. Тогда было известно, что в Царствии Небесном находились Енох, Илия, Моисей. Так кого из них он стал меньшим?».

– Действительно, Христос в отношении Иоанна Крестителя говорит, что это самый больший из рожденных женами, то есть больше подвига и святости, которую стяжал Иоанн Креститель, не было на земле. Что такое Царствие Божие – здесь уже есть толкование, церковное понимание, о чем идет речь. Господь в другом месте говорит, что есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Илия и Енох, по Священному Преданию, действительно не увидели смерти и были взяты Богом с телом в Небесные обители.

Но нужно иметь в виду, что до совершения Христом подвига крестной голгофской искупительной Жертвы все человечество находилось – в разной степени – не в раю, ибо двери райские были затворены. Только Своим крестным подвигом, смертью и Воскресением, Вознесением на Небо Господь сел одесную Бога Отца и таким образом открыл райские двери.

К Царству Божию призваны все люди, даже самые маленькие... И нужно еще понимать, что ветхозаветные и новозаветные представления о Царствии Божием несколько отличаются. Чем отличается рай от Царствия Небесного? Рай – это, можно сказать, определенное место, где люди живут в блаженстве, в радости. А вот Царствие Божие, как говорит Господь в Евангелии, внутрь вас есть: это наше внутреннее состояние.

Мне кажется, таким образом, можно вкратце сказать, что больше в Царствии Небесном внутренне тот человек, который вкусил блаженство, не находясь в каком-то определенном месте, но внутренне его душа находится в любви, в мире, в благодарности Богу.

Вопрос телезрителя: «Когда я читаю Псалтирь каждый день и на „Славах“ вспоминаю своих родных и близких за здравие и за упокой (и еще до послушания, по возможности, так было в течение всей жизни), будет ли это духовной отвагой и что это дает мне, как христианину, для спасения?».

– Безусловно, я считаю, что это отвага или подвиг (как угодно можно назвать). Каждый человек определяет сам для себя, насколько это для него серьезно, насколько ему приходится прилагать усилия, не имея возможности, времени и так далее, чтобы каждый день уделять время такой сугубой молитве (кроме положенных молитвословий утреннего и вечернего правила).

Здесь нужно иметь в виду очень важный момент. Я бы хотел сказать, что, конечно, важно читать Псалтирь, но не нужно при этом забывать и о Священном Писании Нового Завета – Евангелии и апостольских посланиях. Но если вы читаете Псалтирь, это очень хорошо, благодатно. Думаю, главное – не нужно самому в сердце и в уме признавать это как какой-то подвиг, не нужно кому-то доказывать, что мы великие подвижники.

Любой наш внешний подвиг, будь то пост, молитва или любое доброделание, – это всего лишь средство. Хорошо, если это средство приносит нашей душе благо, пользу, если мы чувствуем собственное недостоинство. А если в основание молитвенного подвига не положено смирение, то оно может вырасти в чувство превозношения и гордыни, а Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. От такой молитвы никакой пользы не будет.

Есть множество примеров из жизни святых угодников Божиих. По-моему, у аввы Дорофея рассказывается про молодого подвижника, который в молодые годы достиг такого совершенства, что его все поливали грязью в прямом и переносном смысле, издевались над ним, а он никому не ответил даже плохим словом. При этом многие спрашивали, как он достиг такого совершенства. Он никому не открывал, а авве Дорофею сказал: «А что на этих псов обращать внимание?». Казалось бы, внешне он великий подвижник, а внутреннее состояние его души было на высотах гордыни – то есть гордыня и смирение были практически неотличимы. Только зоркий духовный взгляд может уловить это отличие. Даже авва Дорофей, если бы ему не сказали, может быть, и не увидел бы, что это все совершалось ради превозношения, а не ради смирения и чувства собственного недостоинства.

Поэтому, совершая любой подвиг, нужно всегда иметь в виду эти моменты. Бывает, говорят: зачем читать вечернее правило, времени нет, усталость одолевает, перекреститься бы, один земной поклон на всю кровать – и достаточно. Я всегда говорю, что даже если наши мысли рассеиваются, то, когда мы одну минуту молимся, из этой минуты мы, может быть, 5 секунд реально молимся, а все остальное в этой минуте бывает рассеянным. Если мы 10 – 15 минут будем молиться, то, может быть, минута или 2 будут временем нашего сосредоточения. Всегда нужно это учитывать. Понятно, что не механическое вычитывание должно ставиться во главу угла – «вот, я должен обязательно вычитать кафизму». Нет. Лучше один псалом, но с чувством, с пониманием, с молитвой, с усердием. Мне кажется, нужно всегда иметь в виду эти вещи.

Вопрос телезрителя, 11 лет: «Как слиться с коллективом, чтобы тебя не обижали в школе?».

– Вопрос интересный. Что можно посоветовать юноше? Мне кажется, не нужно ставить перед собой такой цели – «слиться» с коллективом: в любом случае нет коллективного существа, которое всегда будет жить единым порывом, едиными мыслями, целями и решать одни задачи. Каждый человек уникален, он единственный и неповторимый.

Как не вызывать отторжения коллектива? Я могу предположить, что у человека есть какой-то конфликт, что он верующий, а учится в обычной школе, где абсолютное большинство – неверующие. Бывает сложно. Но в этом случае есть такое предостережение: не надо выставлять напоказ свою веру, свои религиозные убеждения. 11 лет – это уже начало переходного этапа в жизни человека. Поэтому, если в коллективе происходят какие-то негативные вещи, можно на общечеловеческих примерах нравственности и морали рассказать и показать, что некрасиво, нехорошо, неприлично делать такие вещи...

Можно молиться, не вставая (хотя рекомендуется прочитать «Царю Небесный» перед занятиями, это очень полезно – призвать благодать Духа Святого на помощь в изучении наук), сделать это про себя. Просто оставаться честным, открытым, добропорядочным человеком, который готов прийти на помощь друзьям, не дать в обиду слабого – оставаться человеком. Я думаю, что все будет нормально. Но «слиться с коллективом» (а я представляю, что такое современный коллектив, какой у него настрой, какие устремления, какие ценности) – это большая проблема; лучше не становиться одним целым с таким коллективом. А свою веру, если она есть, держать в себе.

Есть такое выражение в Священном Писании – не мечите бисер перед свиньями. Не нужно обзывать ребят, когда на биологии начинают рассказывать теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны, а я буду всем доказывать, что Бог создал человека. Это очень хорошо. Но если начнут возражать, а я скажу: «Не буду вам ничего говорить, потому что сказано: не мечите бисер перед свиньями», – то ребята возьмут и побьют за это, и, что называется, поделом.

Господь говорит: не мечите бисер. Если чувствуете, что они не готовы принять, то лучше на эту тему не говорить. Только если есть заинтересованность. Так что нужно оставаться самим собой, бояться греха, зла, каких-то ненормальных вещей, и Господь все устроит, поможет. Если есть проблемы во взаимоотношениях – самому стремиться наладить отношения и просить Бога: «Господи, вразуми, помоги, как мне поступить так, чтобы и мне была польза, и не навредить ближнему».

Как отец пятерых детей, которые отучились в обычной светской школе, чем бы Вы могли поделиться? Одноклассники детей знали, что их папа священнослужитель, – и это подразумевает особое внимание к их персонам. Не приходилось ли им сталкиваться с тем, что им задавали, например, слишком много вопросов, которые не стоило бы задавать?

– Серьезных конфликтных ситуаций, слава Богу, не наблюдалось. У меня двое старших уже закончили школу. Младшие – 2-й, 6-й и 8-й класс. Сегодня (как раз перед тем как сюда приехать) успел сходить на родительское собрание. Поэтому и родители, и преподаватели знают... Я иногда появляюсь в школе не как священник, а как родитель. И родители вопросы задают, и у детей не было конфликтных ситуаций. Когда дети становятся постарше, они сами начинают осознавать, какие вопросы можно задавать, какие нельзя, где спорить. В той же системе Дарвина есть какие-то моменты… У нас есть основы православной культуры, в том числе я проголосовал за них, а мне сказали, что будет только светская этика преподаваться: нет учителей – какое угодно там заявление пишите… И детей, так или иначе, знакомят. Я смотрю содержание литературы, обществознания, истории. Уже немножко преподается...

Я вспоминаю свои школьные годы, изучение истории – и поражаюсь до сих пор, как в советское время умудрились выдавить весь религиозный компонент из истории нашего государства. Это поразительно. Даже намека не было на то, что абсолютное большинство людей были верующие, все ходили в храм. Оказывалось, что была светская история, а параллельно были какие-то митрополиты, попы, протопоп Аввакум, еще какие-то церковные личности, какие-то споры, расколы и так далее. Поэтому мои дети (конечно, я не могу сказать, что они много чего знают) более сведущие в теме церковной истории, чем остальные дети, они даже выступают на этих предметах как эксперты, знатоки. У них даже переспрашивают учителя, правильно ли сказали, ведь сами преподаватели – без богословского образования (в лучшем случае прошли курсы повышения квалификации и получили сертификат, допуск до ведения таких предметов).

Слава Богу, конфликтов нет. Будь человеком – и с тобой будут вести себя по-человечески.

Слава Богу, когда есть диалог между учениками и учителем, он очень нужен в системе образования, вообще в образовании. Нередки случаи, когда ребенок из верующей семьи в принципиальные моменты, которые его затрагивают, выступает против, становится оппонентом, его не хотят слушать и «гасят» как ученика, а не как лицо, выдающее знания.

– Есть и это. В основном почему-то эта злополучная теория Дарвина (которая до сих пор остается лишь теорией, она не доказана) оказывается единственной и неповторимой. Причем преподаватели фанатично стоят на этой позиции, не принимая любое возражение креационистского взгляда, что был все-таки акт творения Богом мира и человека… В той же школе, где учатся мои дети, это серьезная проблема. Я их вооружаю даже научными знаниями, цитатами, в которых есть доказательства.

Великие ученые высказывали мнение, что вероятность происхождения Вселенной самой по себе равна нулю. Один мудрый человек сказал: это равнозначно тому, если бы обезьяна 400 раз перепечатала Библию на печатной машинке без единой ошибки. Вот такая вероятность возникновения жизни на Земле.

Все клонируют что угодно, и до сих пор не создали из неорганической мертвой материи, из неживого ни одну живую клетку, хотя знают всё детально, все составляющие, все компоненты. Не могут… У учителей своя задача поставлена в программе; альтернативные взгляды, точки зрения нигде не предлагаются.

Вопрос телезрительницы: «Моей маме было 80 лет, она сильно болела, память плохая. Она жаловалась, что ей плохо. Я ее спрашивала, не хочет ли она попросить смерти у Бога. Она один раз ответила: „Я туда всегда успею“. Взяла ли я себе на душу грех, когда спросила это у нее?».

– Это ваша совесть, и вы сами знаете, какие мотивы были, что предшествовало этому вопросу. Всякое в жизни бывает. Бывает, и сам больной человек мучается, и все, кто рядом с этим больным или старым человеком, устают – это очень тяжелый крест, безусловно. Если было ваше желание быстрее избавиться, вам и маме отмучиться, здесь может быть грех. Но если вы просто поинтересовались у мамы по поводу ее внутренних ощущений, мыслей, чувств, которые могут возникнуть в тяжелой ситуации, то, мне кажется, здесь нет никакого греха.

Интересно, ваш вопрос меня натолкнул на мысль. Ведь поразительно: если нет Бога, если нет души, то в чем может быть смысл человеческой жизни? Ведь у нас есть внутреннее желание быть счастливыми, чтобы все было хорошо, чтобы мы были вечно молодыми, довольными, обеспеченными, чтобы ничто не омрачало нашу жизнь, благополучие. Есть такое желание? Безусловно есть. Но почему люди, даже не глубоко верующие, претерпевая такие страдания, что невозможно терпеть, используют наркотические обезболивающие средства?.. Почему люди продолжают цепляться за жизнь, почему хотят дожить до конца? Мне кажется, только потому, что у человека есть не только тело, которое сегодня может быть здоровым, а завтра может закончить свое биологическое функционирование, но и бессмертная душа... А жизнь не заканчивается переходом из земного существования к жизни вечной, это всего лишь переход. Мучиться, страдать, болеть, чтобы потом закопали, – и все? Если бы этого не было дано от Бога человеку, то давно почти поголовно люди совершили бы коллективное самоубийство, потому что тяжело жить. Очень тяжело бывает. Люди находятся в различных обстоятельствах, самых неблагоприятных, и в болезни, и в невзгодах. Но люди живут и стараются прожить максимально и до конца. Это еще одно доказательство бытия Бога и бессмертия души, доказательство того, что мы не видоизмененные обезьяны.

Вопрос телезрительницы: «В Евангелии Сам Иисус Христос сказал: не называйте никого отцами, кроме Моего Отца Небесного. Почему сейчас мы священнослужителей называем „отец Игорь“, „отец Николай“? Когда это было установлено, чтобы мы называли священнослужителей отцами?».

– Спасибо. Пока не забыл, «батюшка» и «отец» – это слова-синонимы, насколько я их понимаю. Батюшкой называют (и в дореволюционное время называли) отцов. Я даже не слышал и не встречал, чтобы были постановления на этот счет, решения Соборов. Здесь нужно просто читать толкование Священного Писания. В этом нас обвиняют многие сектанты. Именно они указывают, что это сказано в Священном Писании. Иисус Христос в каком смысле говорит «не называйте отцами»? Кто отец? Это родитель. Мы – дети Отца Небесного, в этом смысле у нас один Отец. В Евангелии в скобочках уточнения. Господь говорит: «Отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах». Но там нет в скобочках: за исключением родителей.

Родных отцов?

– Да, да, родного отца. Ведь мы называем отцами своих отцов или нет?

Как бы парадоксально это ни звучало.

– Абсолютно. И в этом смысле есть церковная православная община, приход. И есть священник. Мы как семья, братья и сестры, мы хотим создать духовную семью. Если есть физическая семья: папа, мама, дети, братья и сестры, – то и в духовном смысле есть дети.

У апостола Павла есть такие слова (не ручаюсь за буквальность воспроизведения текста): «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Апостол Павел не называет себя отцом, но кто родил? По ветхозаветной традиции: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, и так далее. Я вас родил, я ваш отец. Или можно по-другому понять? По-другому здесь и не поймешь. Поэтому вырывать из контекста и называть «священник», «батюшка», «отец» – это не играет никакой роли. Даже в свое время, в советский период, немножко поиздевались над одним из таких обращений к священнику: до революции попы были. Официально. Поп такой-то, протопоп такой-то.

Как иерей и протоиерей.

– Да. А в советское время немножко поиздевались и попами стали не называть, а обзывать духовенство, и слово приобрело пренебрежительно-уничижительный характер. Поэтому, когда сейчас к священнику обращаются таким образом, называя попом, то сразу чувствуется, что здесь далеко не благожелательные чувства, не добрые и не сыновние.

Для меня никогда не возникало этой проблемы. Единственное, с сектантами, которые вырывали это из контекста, не имея церковного понимания. Приходилось общаться с сектантами: «Вы своего папу отцом не называете?». Они признают. У нас даже во всех документах есть графы «мать», «отец» – мы указываем своих родителей. Безусловно, в подлинном смысле отцом является Небесный Бог, потому что Он – единственный Источник, Податель жизни. А дальше этот дар жизни Господь дает людям через других людей, родителей – он и она женятся, создается семья, рождаются дети. Таким образом, дар отцовства Отца Небесного имеет продолжение и реализацию здесь, на земле. Мне кажется, таким образом. Но постановления, догматического определения я не встречал.

В какой-то степени это культурное обращение зависит и от нас. К примеру: «Ваше преподобие», «Высокопреподобие». Хотя это официальное обращение к иерею и протоиерею, это звучит действительно пафосно, если человек приходит в храм и говорит: «Ваше преподобие, как рады видеть Вас сегодня мои очи…».

– Да, это официальное обращение. В каких-то документах это встречается. Безусловно, мы только учимся культуре церковного этикета. Мало того, чаще в жизненных ситуациях ко мне обращаются не «ваше преподобие», а «святой отец» (может быть, насмотревшись католических фильмов): не просто «отец», а «святой отец». При этом с «отцом» можно согласиться, а по поводу святости – большие сомнения.

Вопрос телезрителя: «Вы говорили про теорию Дарвина, которая преподается в школах. У меня сын учится, там такая же проблема – преподают эту теорию. С другой стороны, в СМИ (и вполне светских) постоянно показывается, что Патриарх встретился с президентом, с министрами образования, рассказывается про раскол. Дают понять, что у нас в основном православное государство. Несоответствие получается. В школах преподают одно, в СМИ преподносится другое, хотя вроде бы министры образования заявляют, что они верующие люди. Что делается, чтобы преподавать хотя бы 2 – 3 точки зрения? Как объяснить ребенку, почему в школах одно, а по телевидению – другое?».

– Безусловно, это проблема. Проблем предостаточно. И Святейший Патриарх говорит, и различные конференции, симпозиумы проводятся, и в Рождественских чтениях обязательно принимают участие и министр образования, и прочие властные люди… Безусловно, работа ведется. У вас сын – ученик, вы прекрасно понимаете, сколько учебников. Сейчас пытаются привести к какому-то более-менее единообразному пониманию концепции школьного образования.

Но говорят, что мы совершенно не успеваем за тем, как развиваются события. Даже подготовить ребенка к жизни сложно, потому что через десять лет будут не те профессии, что сегодня. Что-то пересматривается, но в каких-то школах, программах это допускается, а в каких-то не допускается.

Многое зависит от инертности, которой живут преподаватели старой закалки, поэтому им сверху ни министр, ни Святейший Патриарх, ни президент не могут сказать: вот это ты должен. Хотя им дается возможность преподавать, но то, что господствующей оказывается теория Дарвина, – это парадокс, я с вами согласен. Поразительно, большинство людей – православные, верующие. Если ты веришь в Бога и веришь в то, что ты видоизмененная обезьяна, то это несовместимые вещи. Я думаю, что с Божией помощью, усилием всех нас, в том числе родителей, может, что-то сдвинется с мертвой точки.

Но, как правило, только мы поднимаем этот вопрос. Такие моменты обходят молчанием. Мол, это не самое важное, лишь бы ребенка там не развратили, не научили нехорошему – курить, употреблять наркотики и прочим безобразиям. Так что с Божией помощью будем трудиться, будем поднимать эти вопросы и на телеэкранах, и на школьных родительских собраниях, и где-то еще. Думаю, что с Божией помощью что-то изменится.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс