Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (990) → Протоиерей Игорь Петров: Как быть христианином в повседневной жизни?

Протоиерей Игорь Петров: Как быть христианином в повседневной жизни?

№45 (990) / 1 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – сложная и актуальная, чтобы ее охватить, нужна не одна передача... Что же значит быть христианином в повседневной жизни? Каковы составляющие христианской жизни?

– Не дерзаю давать ответ на вопрос. Обратимся к трудам митрополита Антония Сурожского – из всех трудов Владыки следует, что мы должны научиться любить Христа в повседневной жизни, жить с Ним, жить для Него, служить Ему. Я думаю, что все это понимают.

Это главный стержень, на котором все держится?

– Да, мы часто любим говорить о каких-то вещах, ситуациях, но упускаем самое главное – упускаем из виду Христа. Вот этого делать не нужно: для нас, как Владыка писал, любовь ко Христу – это не созерцание перламутрового крестика, а память, что Господь распялся за нас – была живая человеческая кровь, страдания и ужас. Они даны нам в доказательство, что мы куплены дорогой ценой, как апостол Павел говорит, его часто цитирует Владыка Антоний. И вся церковная традиция свидетельствует, что мы куплены дорогой ценой, что мы ответственны. Мы должны помнить, что христианство – не просто набор неких замечательных вещей, которые нам помогают комфортно жить в повседневной жизни, а ответственность, обязанность и глубокая вина перед Христом, что мы не соответствуем тому, чему должны.

Мы рассматриваем повседневную христианскую жизнь именно в современных условиях. Сегодня мы окружены суетой, заботами – Как сохранить внутреннюю жизнь в гуще событий?

– Есть такой замечательный русский богослов отец Георгий Флоровский, который употреблял термин «синтез». Нужен неопатристический синтез, как он сказал (такой достаточно сложный академический термин). В чем его смысл? В том, что каждый человек должен помнить, что его духовная жизнь строится во многом благодаря чтению святоотеческих текстов, Священного Предания: оно – не отвлеченное сложное повествование, а именно конкретное указание и инструкция, как мы должны жить в повседневной жизни. И во многом это говорит, что мы должны учиться «ходить в присутствии Божием» – любое наше деяние, любой наш поступок должны опираться на Евангелие, на Евангельские тексты, на Послания апостола Павла. И мы должны учиться поступать именно так, как поступал Господь. Владыка Антоний тоже об этом пишет.

Мы об этом часто говорим и вспоминаем Нила Сорского, великого отца и интеллектуала, который говорил, что никогда не принимал тех или иных решений, пока не находил тому подтверждения в Священном Писании и Священном Предании, в трудах святых отцов. Будучи образованнейшим человеком, он знал Писание наизусть. И вот если мы посмотрим труды Владыки Антония, Владыки Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, то увидим: великие отцы Церкви не просто давали советы от своего ума – они всегда давали советы из глубины Писания и Предания церковного, цитируя святых отцов, Священное Писание, Псалтирь, Евангелие, прежде всего труды апостола Павла. Это очень важная вещь, мы тоже должны этому научиться.

Владыка Антоний был образованнейшим человеком: если мы возьмем любую его беседу, то увидим, что это человек Церкви, укорененный в церковном Предании, который буквально в каждом своем выступлении, беседе цитирует святителя Феофана Затворника, его тексты, и мы тоже должны учиться именно этому: принимая те или иные решения, живя в повседневной жизни, мы должны учиться тому, чему учит нас Церковь, святые отцы. И эти тексты – не отвлеченные Священные тексты, а конкретная инструкция для нас, в основе которой лежит память о присутствии Божием.

Вопрос телезрителя из Самары: «Вы сегодня говорите, как нам вести нашу христианскую жизнь. Я читаю Евангелие каждый день, и с каждым днем что-то во мне меняется. Подскажите, как правильно изучать Евангелие? Мне очень это нужно, ведь одни так говорят, другие по-другому. Мне нужны рекомендации от Вас: начинать читать с Евангелия от Матфея или же с Книги Бытие? Я недавно пришел к вере, поэтому мне нужны рекомендации».

– Я тоже новоначальный, поэтому не смею давать рекомендации, просто я по-братски могу поделиться прежде всего методикой, то есть чему нас учит Церковь. Церковь нас учит тому, что нужно читать Писание, руководствуясь Преданием Церкви. Поэтому я вам рекомендую читать Евангелие. Мы уже упомянули имя Владыки Антония Сурожского – замечательные слова он сказал: мы должны читать Евангелие молитвенно, воспринимая его так, словно каждое Евангельское слово обращено лично к нам, а не просто Господь говорит это каким-то людям, которые Его окружают. Несомненно, это так.

Но Владыка Антоний говорит: мы должны учиться читать Евангелие, стоя на коленях, как и отцы нас учат (так говорит преподобный Серафим Саровский). Он комментирует эти слова: что, может быть, не в буквальном смысле, а именно в смысле внутреннего состояния. Или, Владыка Антоний цитирует Иоанна Златоустого, «помыв руки»; опять же имеется в виду не буквальное толкование этого текста, а именно внутреннее состояние – с трепетом, с благоговением. Очень важно помнить, что Господь обращается всякое мгновение лично к нам: лично к вам, лично ко мне, к другим нашим братьям и сестрам в Церкви, что Евангелие принадлежит Церкви и очень важно читать Евангелие, молитвенно размышляя над текстом, то есть не скользить по поверхности смысла (который, в общем-то, известен любому церковному человеку).

Коль вы начинаете это делать, очень хочу порекомендовать именно наших великих отцов Церкви: святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова), митрополита Антония Сурожского. О чем они говорят? Что нужно начинать воцерковление с чтения святоотеческих текстов. В частности, мне очень близок цикл Владыки Антония Сурожского «Размышляя над Евангелием» – очень вам рекомендую, его можно найти и в любом поисковике, и на бумажных носителях.

Есть такое понятие – «святоотеческий синтез», мы о нем уже говорили; отец Георгий Флоровский, учитель Владыки Антония, говорил именно об этом. Почему я и дерзаю вам давать такие советы: читая Владыку Антония, я в свое время узнал о существовании Макария Египетского, отца нашего преподобного Иоанна Лествичника, преподобных Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова. И вот эти великие отцы Церкви учат нас читать Евангелие. Читайте отцов. И главная установка: читая Евангелие, мы, по сути, прикоснуся воскрилiю ризы Христа – к краю одежды Его, как та кровоточивая женщина (вам известен этот текст, наверное).

Мне понравилось, как Владыка Антоний писал, что Евангелие нужно читать, как письмо от дорогого, близкого человека: сердцем принимая его, – не формально, расчленяя разумом, а именно как долгожданное письмо от близкого, родного человека.

– Мне тоже очень нравится этот образ, и Владыка об этом говорит: он не запрещает нам рационализировать ситуацию, несомненно, но главное именно вот это – личное письмо каждому из нас, и когда мы вот так читаем Писание, то, даже много раз прочитывая знакомый текст, ощущаем присутствие Божие.

Почему сегодня у нас заставкой как раз Евангельский сюжет: Марфа и Мария у ног Христа?

– Мы такую тему выбрали, и я думаю, о чем нам это говорит. Каждый раз, когда мы церковно воспоминаем то или иное событие, связанное с именем Пречистой Матери нашей Богородицы и Приснодевы Марии, мы всегда читаем текст о Марфе и Марии. И мы знаем, что Марфа и Мария были не только бесконечно преданы Господу: они еще для нас пример и в богословии, и в традиции Церкви, – образ деятельной и созерцательной жизни: в нашей восточной традиции принято считать, что Марфа – это образ деятельной жизни, Мария – созерцательной, и каждый из нас призван, где бы мы ни находились, что бы ни делали, быть у ног Христа. В общественном транспорте, в каких-то своих повседневных делах мы должны пребывать в памяти Божией: помнить, что Господь ближе к нам, чем любая наша проблема, чем люди, которые нас окружают, чем одежда к телу, чем душа к нашему духу и нашему самосознанию – Бог ближе к нам, чем наше собственное «я».

Это очень важное начинание, в котором мы должны находиться и в котором должны всегда себя, что называется, центрировать, это очень важная вещь, о которой говорят нам первая, самая главная заповедь и все святоотеческое Предание. Есть много замечательных текстов отцов Церкви именно об этом: ходи в памяти о присутствии Божием – это не просто важный психологический момент, помогающий нам подняться над ситуацией, управлять собой, своими эмоциями, чувствами, желаниями, а это еще состояние духовное. Как говорят богословы, мы существуем, находимся в подлинном бытии.

Хочу вспомнить Иоанна Лествичника, который говорит нам о молитве… Находясь в памяти Божией, мы находимся в некоем не просто психологическом, а в бытийственном состоянии, когда мы вместе с Богом и мы можем видеть свои помыслы, осознавать себя. Это очень важные вещи, и Владыка очень тепло и хорошо говорит, что мы должны научиться жить не в страдательном залоге, как часто живут люди, реагируя на различные обстоятельства, ситуации.

Еще он употребляет очень интересное сравнение с осьминогом, у которого щупальца направлены вовне. Мы должны научиться жить внутри себя – это очень важная вещь: то самое условие, при котором мы научаемся управлять собой. И, конечно, Владыка Антоний замечательно и легко вводит нас в святоотеческое Предание Церкви. Буквально нет такой беседы, такого текста Владыки Антония, где бы он ни цитировал Евангелие, прежде всего – возлюбленного апостола Павла. У него обязательны прекрасные цитаты из святителя Феофана Затворника или преподобных отца нашего Максима Исповедника, аввы Дорофея. Для нас это что? Сигнал. Мы должны, понимая современные тексты, читать святых отцов, быть людьми, которые живут внутри Церкви, принадлежат ее духу, букве и этим живут. И для нас это ответ.

Вы сказали о важности внутренней тишины. А сильные эмоции мешают ей?

– Мы должны дать определение, что такое эмоции – это наша греховная реакция на внешние раздражители. Что такое эмоции? Как правило, это наши страсти. И когда появляется повод, страсть проявляется, и мы выдаем эмоциональные реакции на эти вещи, потому что в нас живет грех, в нас живет страсть. Их 8 – святая традиция об этом говорит, и мы должны, находясь в присутствии Божием, стараясь ходить в памяти о Его присутствии, видеть в себе это состояние.

Владыка Антоний, любимый и приснопоминаемый, очень часто цитирует апостола Павла, тоже весьма любимого нами, который учит нас, что не всякому духу нужно верить, но испытывать духа, от Бога ли он. Это особенно ярко описано у апостола Павла, со всеми нюансами, например, в Послании к Филиппийцам – ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, – или у св. апостола Иакова: гнев человека не творит правды Божией. Поэтому, даже находясь в памяти о присутствии Божием, надо учиться замечать свои помыслы. И когда мы видим, что что-то делаем по любопрению или по тщеславию, как-то себя немножко останавливать, успокаивать.

Любопрение, гнев, тщеславие – негативные проявления, негативные эмоции. Но я слышал, что и положительные сильные эмоции тоже не полезны в духовном смысле (чрезмерная радость, громкий смех).

– Да, здесь нужно вспомнить понятие лабильной психики в психиатрии, когда у человека бурные эмоции, а потом за ними следуют депрессивные состояния, очень характерные для современного человека. Поэтому радость, любое эмоциональное колебание должны быть в духе Христовом. Апостол Павел не запрещает нам радоваться, Дух Святой устами апостола Павла говорит: «Непрестанно радуйтесь». Но имеется в виду не холерическая радость, не эйфория (мы должны это понимать и различать в себе), а именно радость о Христе. Никто нас не заставляет быть унылыми, скучными, занудными людьми – надо стараться радоваться Христом, жить со Христом, служить Христу, чтобы вся наша жизнь была укоренена во Христе, как мы читаем в Писании и в Предании у святых отцов. И тогда, поминая возлюбленного апостола Павла, будем непрестанно радоваться, к чему нас призывает Священное Писание – Первое Послание к Фессалоникийцам, 5-я глава.

Я предлагаю подвести итог нашей беседы, повторить какие-то мысли.

– Читай Писание. Что говорит нам апостол Павел, столь любимый всеми нами и митрополитом Антонием Сурожским? Подражайте наставникам вашим и, взирая на кончину их, подражайте вере их. Для нас спасение – чтение отцов. Мы православные христиане, поэтому свою духовную жизнь выстраиваем в контексте учения Матери Церкви: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец», – говорит нам Церковь. Мать Церковь дает нам замечательное научение, мы должны читать святоотеческие книги, учиться Священному Писанию, Священному Преданию. И таким живым воплощением того, что Владыка Антоний услышал от отца Георгия Флоровского, неопатристического синтеза, является Сергей Сергеевич Хоружий – замечательный человек, богослов, наш с вами современник. Мы должны этому учиться, то есть читать тексты, читать отцов, которые учат нас не просто букве, а духу и опыту жизни в Церкви, которые нам помогают решать все наши проблемы, все наши задачи, учиться радоваться, не унывать и жить со Христом прежде всего, с Божией Матерью и со всем тем, что Церковь нам милостиво дает. Погружаться в Писание и Предание, находить в этом вдохновение, радость и утешение.

Еще, может быть, несколько слов о хождении в присутствии Божием... Мне кажется, это важно повторить.

– Собственно говоря, об этом говорит нам первая и самая главная заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею – всякое мгновение Господь ближе к нам, чем мы сами к себе. Святоотеческое Предание раскрывает для нас первую, самую главную заповедь. Дерзну сказать, что Господь, возможно, с нас завтра не спросит, почему мы не любили Его всем сердцем, всей душой, всей крепостью, но, несомненно, мы призваны к тому, чтобы учить себя ходить в памяти о присутствии Божием. Об этом говорят нам все святые отцы, научая нас правильно понимать и прикладывать к своей повседневной жизни Священное Предание, Священное Писание. И у Владыки Антония помним замечательный пример, когда Господь ему явился: он не видел Его плотскими очами, но это перевернуло всю его жизнь.

Я хочу пожелать всем нам, нашим слушателям помнить, что даже если мы не ощущаем присутствие Господа, то Господь ближе к нам, чем мы сами к себе всякое мгновение. Об этом говорят нам много отрывков в Священном Писании, Предание Матери Церкви, труды митрополита Антония, удивительные тексты. «Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение [Твое], – высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу», – читаем мы в Псалтири.

Великая радость, что Господь всегда с нами, и никогда не бывает искушений, которые превышают наши силы, никогда не бывает безвыходных ситуаций для христианина. Хочется пожелать всем нашим людям радости о Христе – радости жизни с Господом. И понимания: когда мы живем для Христа, для ближнего, для Родины своей, Господь дает нам силы, и мы имеем возможность бороться с нашим унынием, печалью и так далее. Действительно, всегда радуйтесь, за все благодарите, как говорит нам апостол Павел, которого так часто цитирует Владыка митрополит, и в смысле, и в духе его текстов мы всегда это ощущаем.

Может быть, напоследок посоветуете нашим телезрителям, с чего начать изучение трудов Владыки митрополита Антония?

– Владыка – человек Церкви. Нет ни одной беседы, где бы Владыка Антоний не ссылался на святителя Феофана Затворника. Поэтому начните с этого: «Письма о христианской жизни», «Письма о молитве и духовной жизни», «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника – я думаю, что это великий, наш любимый отец Церкви, который нас научает любить Владыку Антония, правильно его понимать. Без богословского контекста нам очень сложно жить вообще и, в частности, понимать духовную литературу правильно.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс