Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня наша передача посвящена ответам на вопросы телезрителей. Вопрос: «Как помочь своим сродникам переступить порог храма? Хочется видеть их в храме на службах, вместе приступать к таинствам Церкви, быть малой Церковью дома».
– Хороший вопрос, очень актуальный. Это вопрос о миссии для самых близких вам людей. И к мужу, жене, детям, родителям, дядям, тетям, дедушкам, бабушкам, к кому угодно – к каждому свой подход.
Действовать необходимо по обстановке. Смотреть, думать, что может этих людей привлечь, заинтересовать, взволновать. А самая общая база, конечно, – это посмотреть на себя: самой быть для них безупречным примером православной христианки с тем, чтобы они смотрели на вас и им хотелось быть с вами, подражать вам, дружить с вами, следовать за вами. А иначе, как это нередко бывает, на вас посмотрят и скажут: «Ну да, нам такие христиане не нужны, подальше от них надо держаться». И тогда все ваши усилия без толку.
Вопрос телезрительницы: «В Евангелии от Матфея говорится: И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! Что это значит?».
– «Радуйся» – очень простое слово: Χαῖρε («хэрэ») по-гречески – обычное приветствие. Мы говорим: «Здравствуйте!». Что такое «здравствуйте»? Ведь это «будьте здоровы», и тот, кто не знает русского языка, скажет: чего это они вдруг о здоровье заговорили? А это всего-навсего стандартное, обычное греческое приветствие, которое в известном смысле до сих пор сохранилось почти в той же форме.
Вопрос: «Что нужно делать человеку, если он решил измениться в корне, помимо каждодневных молитв, хождения на службу, исповедовавшись и осознав свои ошибки, работая над ними днями и ночами?».
– Конечно, вопрос общий. А что значит «измениться в корне»? На голове ходить, что ли? Раньше он ходил на ногах, теперь ботинки на голову наденет? Наверное, не это. Автору этого вопроса надо бы на Исповеди выяснить, попросить священника помочь ему выяснить, в чем именно ему нужно измениться «в корне» и где этот корень. Этот корень должен быть в его грехе: если человек хочет меняться просто так, ради самих перемен, это напрасно, не нужно, ибо человек – образ Божий. Его, человека, беда (можно смело сказать это слово) в том, что его образ Божий искажен грехом. Чтобы эту беду превозмочь, Спаситель приходит на землю и дает нам возможность освободиться от греха. Поэтому увидеть свой грех («Даруй ми, Господи, зрети мои прегрешения») – вот задача. Только увидишь грех – уже большая часть дела сделана. И тут уже помогут измениться в корне. У одного алкоголь, у другого личные отношения, у третьего лень, у пятого еще какие-то неприятности, и так достигается успех.
То есть конкретное…
– Совершенно верно, целевое воздействие.
В чем коренное отличие сект от Церкви?
– Если взять просто какие-то религиозные образования, которые мы называем Церквами (как лютеране или римокатолики), пожалуй, отличие будет такое. Церковь – это группа верующих, религиозная организация, которая образует культуру. Это культурообразующая функция религиозного объединения. Да, есть лютеранская культура, с XVI века (как раз 500 лет исполнилось), со времен начала Реформации мы видим очень важные элементы лютеранской культуры. Римо-католическая культура… Это не значит, что она принимается нами, мы не разделяем многого из того, что в этих культурах обретается, но мы признаем их исторический вес, историческую значимость.
А если возьмем свидетелей Иеговы, – это чисто деструктивная секта. Задача их – привлечь сторонников, обобрать их материально, оторвать от той среды, где они были (будь то Православие, римокатолицизм или что бы то ни было), и сделать своими рабами. Вот это есть тоталитарная секта, которая полностью овладевает людьми и отрывает их от родной почвы. Я сверхкратко сказал – более подробно можете найти в интернете, на сайте противосектантского центра. Пожалуйста, информации достаточно.
Вопрос: «Как относится Православная Церковь к китайскому искусству, фен-шуй, китайской народной медицине и так далее?».
– Вопрос-то интересный, но уж очень он широкий, как выстрел дробью по всем целям. Искусство есть искусство, какое отношение Церковь имеет к искусству? Рисуйте, китайцы мои дорогие, какие у вас тут изображения, картины, театр... Церковь тут, грубо говоря, ни при чем. Медицина? Опять ни при чем. Фен-шуй соединяет элементы искусства с элементами образа жизни, мировоззрения. Здесь надо быть повнимательнее и не поддаваться тем элементам религиозности или, может быть, магии, которые присущи проявлениям этих культурно-эстетических направлений. Иными словами, друзья, не пытайтесь одной кистью, валиком красить эти тонкие предметы. Валиком красят стены, а когда речь идет о разных сторонах национальной жизни, причем такой древней, как китайская, – это 4 000 лет, как минимум…
С одной стороны, там много глубокого, интересного, полезного. С другой стороны, могут быть элементы, которые вас отведут от нашего христианского наследия, от той истины, которую мы сохраняем в Святой Православной Церкви. Поэтому будьте осторожны и внимательны. Это во многом относится к молодежи, которая любит заниматься единоборствами, гимнастикой, физкультурой определенного рода. Где-то это и полезно физически, где-то может увлечь прочь от христианского сознания. Будьте разборчивы, внимательны, однозначного ответа здесь не будет.
Может ли человек заниматься йогой или использовать искусство фен-шуй, обходя эти моменты, о которых Вы сказали?
– Вот про йогу у нас даже есть ответ Святейшего Патриарха Кирилла именно в том духе, как я только что высказал. Пока речь идет о физических упражнениях, гигиенических правилах – ради Бога, какая нам разница, какой зубной щеткой зубы чистить? Но когда руководители групп по занятию йогой уводят людей в какую-то магическую практику нехристианского религиозного опыта, естественно, надо их сторониться, держаться от них подальше. Что касается фен-шуй – я просто не в курсе: не знаю, какого рода предлагаются там основы, действия, практики.
Но легко понять, что христианская жизнь всеобъемлюща. Конечно, гвозди забивать может и христианин, и мусульманин, и буддист совершенно одинаково. Когда речь идет о жизни человеческой организации, быта, организации семьи, эстетики, личной культуре, то здесь христианство накладывает свои отпечатки, свои стандарты, обычаи, которым мы следуем. Если мы вместо того, чтобы следовать христианскому стандарту, обычаю, христианской норме, уклоняемся в норму чуждую – пускай она древняя, уважаемая, но она чужда нашему религиозному строю, мировоззрению, – мы тем самым подвергаемся опасности, корабль начинает черпать воду и в конце концов «пойдет под заныр».
Вопрос телезрительницы: «У меня супруг занимается йогой, он на голове стоит, медитирует по полчаса в позе лотоса. Я христианка, хожу в церковь, причащаюсь и исповедуюсь. Как мне его убедить, что он русский человек, что его вера должна быть православной? Он мне отвечает: ты еще будешь воплощаться тысячу раз. Я просто реагирую на это, как бык на красную тряпку…».
– Может быть, в этом и беда, что вы так реагируете. Вам надо прекратить так реагировать. Судя по всему, ваш муж человек достаточно упорный, и вы только поддаетесь на его провокации.
Чтобы не поддаваться на его провокации, будьте православной христианкой не на словах, а на деле. Сожалейте, сочувствуйте, сострадайте его заблуждениям. От того, что он стоит на голове, проблем нет. А от того, что он начинает вам ахинею пороть насчет воплощений, – уже гораздо хуже. Он, а точнее, те невидимые силы, которые движут бедным вашим мужем, вас провоцируют на скандал. От скандала-то избавляйтесь, сами занимайтесь своим православным просвещением, сами узнавайте, почему и по какой причине духовные основы индостанской религии (даже не только буддизма, а буддизма и индуизма вместе) никак не совместимы с христианством. И аккуратно, очень ненавязчиво, но в то же время уверенно излагайте это мужу в подходящий момент, подходящее время. А когда вместо разумного, сдержанного просветительского стиля разговора вы, как выражаетесь, изображаете из себя быка, результат будет только отрицательный.
Может быть, Вы что-то посоветуете прочитать, чтобы эти основы как раз изучить и сравнить?
– Есть у нас книги по сравнительному богословию или истории религий. Я сам, поскольку не очень этим занимаюсь у нас в России, то и не знаю названий. В свое время была неплохая книга иеромонаха Серафима (Роуза) «Православие – религия будущего», но она направлена немножко на другую цель, на так называемый Нью-эйдж, то есть воздействие восточных культур на верующих христиан, причем в 70-е годы прошлого века – она уже устарела, элементарно говоря. А вам бы надо просто посмотреть в библиотеке или в интернете поискать хороший материал – не скандальный, не полемический, а просветительский, о том, что такое религиозная культура Южной Азии, буддизм и индуизм и как их нужно воспринимать с точки зрения Православия. Там есть очень глубокие вещи, которые ясно демонстрируют не просто различие, а противоположность христианского образа мысли и образа мысли индуистов и буддистов.
Хотя бы одну из вещей можете назвать?
– Могу, конечно. Христиане (как, кстати, и мусульмане, и иудеи) исповедуют определенный факт испорченности человеческой природы грехом, грехопадением и освобождение тем или иным путем, избавление от этого греховного наследия. У мусульман он свой, у иудеев свой. Христиане прекрасно понимают, что Господь Бог становится Человеком и дает нам избавление от результата грехопадения, что мы, люди, не такие, какими должны быть. Спасение, или избавление от наследия греха, есть цель жизни. У индуистов и буддистов этого совершенно нет. У них нет понятия грехопадения. У них есть просто рассуждение, что жизнь не такая, какой должна быть, и что правильный подход, правильное восприятие окружающей реальности, окружающего мира (даже слово «реальность» не очень точное), восприятие человеком окружающих воздействий, исправление ведет его к так называемой у буддистов в той или иной форме нирване.
Что такое нирвана? Иногда люди малограмотные нирвану отождествляют со спасением. Это опаснейший вздор! «Нирвана» на санскрите – «угасание». Угаснуть должен человек: жизнь – вещь неприятная, и, кроме того, буддисты считают, что она нереальна. Нужно угаснуть, перестать воспринимать жизнь в том виде, как она есть, и как-то выскочить из нее за счет угасания, исчезновения. Исчезнуть – вот буквально что нужно воспринять с точки зрения буддиста, исчезнуть. С точки зрения христианина – реализоваться. Совершенно противоположные пути. Христианин реализует себя в своем движении к Господу. Буддист желает исчезнуть. Это вот суперкратко.
Вопрос: «Меня зовут Наталья. Пишу Вам по просьбе мамы, ее зовут Надежда, ей 84 года. Крестилась, когда ей было 70, в храм не ходит. Давно слышу от нее, что животных она любит больше, чем людей. Просит узнать, не грешно ли это».
– Наталья, дорогая, 84 года человеку: ученого учить – только портить. У нее какие-то свои идеи, прямо скажем, неразумные. Не пытайтесь ее ни в чем переубедить – не нужно. Судя по вашему краткому письму, жизнь вашей матери была далека от христианской нормы. Сочувствуйте ей, сострадайте, ставьте какие-нибудь хорошие аудиозаписи с хорошими православными проповедями, доступными, с приятными на ее слух православными песнопениями или просто музыкой, даже классической. Иными словами, облегчайте закат ее жизни.
А спорить с ней на богословские сюжеты, кого она больше любит – животных или людей, не надо. Поверьте, этот подход – очень важный для пожилого поколения. Не пытайтесь их переломить через колено. Пытайтесь им помочь, сострадать, утешить, облегчить им жизнь. Они будут любить вас и, может быть, за вами в какой-то момент пойдут. Вы будете маму любить, утешать ее, и в какой-то момент она скажет: «Пригласи священника, чтобы он меня исповедовал и причастил Святых Даров». А будете спорить насчет животного мира – только конфликт лишний.
Вопрос телезрителя: «Где граница добрых дел, если благими намерениями выстлана дорога в ад?».
– Я такого высказывания – насчет того, чем дорога в ад выстлана, – не знаю. Не знаю, откуда оно взято. Дорога в ад выстлана грехами. Вот это можно с уверенностью сказать. Пословица про благие намерения иронична: она о том, что человек имеет какие-то намерения, ему кажется, что у него хорошие намерения, а на самом деле он делает гадости и, естественно, скользит в понятном направлении. Так вот, гадости делать не надо – надо делать добрые дела, чтобы были хорошие намерения и хорошее дело. А чтобы человеку в этом помочь, поспособствовать, существует Святая Церковь со своими таинствами – Покаяния и Евхаристии, со своими богослужениями, молитвами, своим христианским просвещением. Все это вместе сходится, и ваши благие намерения становятся дорогой не в ад, а в Небо, чего мы вам и желаем.
Вопрос телезрительницы Татьяны: «Скоро наступает Великий пост. Как приготовить 11-летнего сына к Причастию?».
– Серьезный вопрос, 11 лет – как раз возраст пограничный. Уже не малыши, которые, в принципе, чужды поста, но еще не юноши и девушки, которые вполне могут поститься, молиться, участвовать в христианской жизни вместе со взрослыми. Поэтому, дорогая Татьяна, вы должны аккуратненько посмотреть, подумать, понаблюдать за своим сыном, насколько он уже взрослый, насколько способен приобщиться ко взрослой жизни. 11-летний мальчик будет воспринимать свое взросление как привилегию, если вы ему раз-другой скажете: «Ты теперь взрослый – уже можешь быть, как мы: когда ты был еще ребенок, ты не постился, жил детской жизнью, а теперь уже входишь во взрослый мир и способен быть взрослым». С этой мотивацией он потянется вслед за вами.
Не надо ему предъявлять требований, которые вы предъявляете к себе. К себе хорошо предъявлять требования, а к ребенку предъявлять опасно. Ребенок 11 лет должен видеть свою христианскую жизнь, повторяю, как некую привилегию – привилегию взросления, своего совершенствования, своего вхождения во взрослый мир. На этом постарайтесь сделать акцент. Тогда будет ему польза и от поста, и от молитвы, и от всего, что дает людям Церковь.
Вопрос: «Муж увлекся порнографией. Чем опасен этот грех?».
– Этот вопрос, казалось бы, довольно неприятный, но в то же время важный. Мы интуитивно чувствуем, что это гадость. А почему? Я встречал, увы, таких людей, женатых, которые сами в этой дряни купаются и еще норовят свою семью втянуть, жене демонстрировать те же самые мерзости.
Что такое порнография? «Порни» по-гречески – проститутка, если кто не знает. Значит, порнография – изображение проституток. В чем вред самого этого термина, уже более-менее понятно, гнусность присутствует. Но гнусность эта становится вполне конкретным вредом. Это разрушение брака.
Вы говорите о муже (отдельная тема, когда заходит речь о молодых людях) Мы говорим о женатых мужчинах, состоящих в браке, которые вместо своего супружеского соединения, супружеского ложа уходят к тем самым «порни», которые фигурируют в порнографических изображениях. Они разрушают брак. Это форма диверсии против брака, средство убийства брачной жизни, которое сатана реализует через своих земных слуг. Нам очень горько, во всяком случае мне и всем, кого я знаю, что наша страна и наши правоохранители, администраторы, те, кто у нас отвечает за общественный порядок, не блокируют эту форму информации, которая фигурирует в интернете, как это делают во многих цивилизованных странах мира, прежде всего в странах ислама и в Китае, кажется, тоже. А у нас до сих пор еще нет. Я бы очень хотел, чтобы нас услышали наши правоохранители и приняли немедленные меры к тому, чтобы предотвратить засорение нашей информационной среды, нашей среды обитания этой зловредной информационной силой – враждебной, антинародной, антихристианской, античеловеческой.
Вопрос телезрительницы: «Почему женщине нельзя находиться в церкви в шапке, а нужно быть именно в платке?».
– Кто Вам сказал такую глупость?!
Телезрительница: «Мне сделали замечание…».
– О, у нас очень любят! Лучше задайте такой вопрос: почему у нас в Церкви так любят делать замечания? Почему люди не могут спокойно стоять, молиться, а им обязательно нужно делать замечания? Это тоже форма человеческого несовершенства. Этим людям, которые делают замечания, помоги Господь исправиться. А вы стойте в церкви в том виде, в каком считаете нужным. Если вам будут делать замечания, отвечайте им очень просто: спасибо, я вас услышала! Больше ничего.
Хорошо. Телезрительнице, которая задавала предыдущий вопрос об увлечении мужа порнографией, может, дать какой-то совет? Молиться или как-то воздействовать на мужа?
– Лучше всего бы, если этот муж вообще христианин, если ходит в церковь, рассказать об этом горе, беде священнику, чтобы священник воздействовал на мужа. Если нет, может быть, найти какого-то другого человека, авторитетного для мужа, который попытается вправить ему мозги. Самой жене это и неловко, и неэтично, и неэффективно.
Надо искать способ воздействия на мужа, способ его просветить, изменить его довольно гнусную зависимость уже. Бывает, люди смотрят из какого-то странного интереса, извращенного, а бывает достаточно часто, что они впадают в зависимость от порнографии. В результате идет полностью под откос их интимная супружеская жизнь – и брак разрушается. Кончается дело гибелью брака, то есть разводом.
Вопрос: «Меня зовут Варвара, мне 9 лет. В Татьянин день меня крестили, могу ли я в этот день праздновать свой как бы второй день рождения?».
– Ну-у, «как бы»… День Крещения, так и празднуйте, дорогая, – день Крещения! И вообще для вашего возраста чем больше праздников, тем лучше – христианских праздников, православных, в память святых, память вашего Крещения. Это очень хорошая, разумная мысль. Просто иногда у нас взрослые люди, те, кто старше вас, не понимают, в чем состоит праздник: им надо либо пузо набить, либо еще чего похуже – этого не нужно, это лишнее. А праздничное дело, радость, приглашение гостей, посещение храма, что особенно важно, с молитвой – это всегда в ваших руках.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.