Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №07 (952) → Архимандрит Алексий (Поликарпов): Мы сами должны трудиться, не откладывая своего спасения

Архимандрит Алексий (Поликарпов): Мы сами должны трудиться, не откладывая своего спасения

№07 (952) / 5 февраля ‘18

Беседы с батюшкой

Эфир мы начнем с горестной вести: скончался архимандрит Венедикт, наместник Оптиной пустыни, один из тех, кто восстанавливал этот монастырь с великой историей. Вы с ним были знакомы. Что это был за человек? Какие труды он понес на благо Церкви?

– Отец Венедикт – так же, как и я, постриженик Троице-Сергиевой лавры. Через 2 года после того как Святейший Патриарх Алексий II решил, что на место теперешнего митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия должен быть направлен отец Венедикт, я тоже был направлен в Данилов монастырь. Мы оба были на послушании в Троице-Сергиевой лавре, пересекались на одном делании, в последние годы были духовниками для народа, и теплое воспоминание о собрате, который ушел, конечно, живет в наших сердцах.

Отец Венедикт был незаурядным человеком – пленял своим умом, своим рассуждением, глубоким знанием Священного Писания. Он много трудился в обители: был на казначейском послушании, занимался просвещением народа – работал с людьми. Исповедь – непростое таинство, каждый из церковных людей знает: это не только «прощаю, прощаю», но беседы, общение с людьми. Интересно, что мы исповедовали, как тогда говорили, в разных углах. Это было в Предтеченском храме на Гульбище, где стояли аналои и братья обители принимали богомольцев. Он был в одном углу, я стоял в другом, и так видели друг друга, видели, как подходят люди, смотрели, как этот ручеек таял и можно было уже пойти в келью.

У каждого было свое послушание. У него трудное, большое, ответственное – Оптина пустынь, в Даниловом монастыре работы в основном уже были закончены, почти уже десятилетие, на подходе был юбилей открытия Данилова монастыря. У каждого было свое делание. Он был болен, еще в лавре у него обнаружилась астма. Интересно, что когда он пришел в Оптину, то эта болезнь у него потом ушла, но зато было множество других трудностей. И всегда мы встречались с любовью, с радостью. Нечастые были эти встречи – у каждого свое дело, но тем не менее. Его деятельность, неутомимая, неугомонная, мудрая, конечно, давала пример всем остальным, и нам в том числе.

Очень интересны отношения, которые он в последние годы выстроил с братией. Когда он назначал духовников для братии, у определенного числа монахов был свой духовник, а духовники уже выдавали отчет наместнику обители. Это интересный подход, мудрый, здравый. Думаю, это принесло свои добрые плоды, и братья обители будут примером и для прочих монастырей. Само слово «Оптина» говорит за себя, мы всегда смотрим на нее как на идеал духовной русской жизни, там присутствует такое редкое явление, как старчество. Причем эта духовная жизнь была засвидетельствована и братской кровью, когда трое иноков пострадали во время Пасхи. Конечно, это тоже особое впечатление, в Оптиной всегда был особый дух, когда, кажется, незримо присутствуют старцы, и новые свидетельства о святости тоже как бы воспитывают каждого из нас.

Знаю, что в последние годы по благословению Владыки Феогноста Вы посещали монастырь, поздравляли батюшку с праздниками и т.д. Какое Ваше впечатление? Ведь человек доживал последние годы, и многие говорили, что он уже готовился перейти в иной мир. Каким он был именно в последние дни?

– У меня при встречах с ним всегда было радостное чувство. И он, зная, что серьезно болен, встречал радостно и с большим оптимизмом. Он не говорил о болезни, не вникал подробно в эти проблемы, но дух, который он имел, был весьма и весьма значим. Даже сейчас смотрю видеокадры об Оптиной – и вновь оживает сердце, вновь все вспоминается, насколько это духовно, насколько это благодатно и насколько всем нам нужно. Думаю, эта духовная сторона и останется в памяти и сердцах братии обители, и в сердцах многочисленных богомольцев. Тот дух, который был воспитан в обители прежними духовными поколениями старцев, дух, который неутомимо поддерживался богослужениями, издательской деятельностью – очень много делается в Оптиной пустыни сейчас, – это все важно и значимо для всех нас, для всей Церкви. Конечно, Церковь понесла утрату, но надеемся, что молитвы отца Венедикта там будут содействовать всем нам.

Вы говорите о духе, который позволял ему последние годы находиться в здравом уме, ясности. Вы отметили его мужество – он не говорил о своей болезни, не жаловался, чего нам не хватает: мы здоровы, но все равно на что-то жалуемся постоянно. За счет чего приобретается этот дух? Это дар Божий либо это можно как-то приобрести в своей жизни?

– Дар Божий – это безусловно. Человек подвизается столько лет в обители, столько лет со Христом, в Церкви, чтобы получить от Господа это дарование, сохранить его и умножить. Отец Венедикт хорошо знал Священное Писание, святых отцов и легко, с любовью делился этим с другими – мы знаем его беседы с братией, беседы с народом. Это очень важно. Думаю, что, раздавая эти благодатные дары, он привлекал к себе особую Божию милость. Он мог быть строгим, серьезным, мог сделать выговор, но в то же время в нем присутствовали духовная сила, любовь и благодушие.

Отец Алексий, мы встречались с Вами в эфире, когда от нас ушел отец Кирилл (Павлов). Затем от нас ушел отец Наум. И вот сейчас – еще один действительно великий человек нашего времени, нашей Церкви. Немножко боязно, что уходят такие люди и порой мы не видим им достойной замены. Так ли это? Стоит ли об этом переживать или нужно положиться на волю Божию?

– Достойной замены, наверное, не видим. Даже отец Кирилл, когда у него спрашивали: «А есть ли сейчас старцы?», говорил: «Старцы – не знаю. Старики есть». Так что и старые монахи, и старые люди, христиане, достойные люди тоже уходят. Но я думаю, что не должно быть безмерной скорби, а должен быть труд. Конечно, каждый не может сказать: «Я встану в этот ряд», но у нас нет повода для безмерной печали. Отец Кирилл говорил: да, мы знаем, что будет конец света, конец мира, но мы должны продолжать трудиться, мы должны молиться, должны учить и учиться, мы должны подвизаться. И когда батюшка еще мог говорить, он говорил: «Каждый должен делать свое дело». Вот это нас должно утешать.

Если мы ученики, то мы должны учиться, если кому-то поручено особое, ответственное служение, тогда он совершает это служение, и каждый из нас на своем месте приносит скромную лепту в сокровищницу Христову, и, когда нужно будет, тогда Господь позовет каждого из нас и спросит: «А что же ты сделал здесь, на земле? Чем ты можешь оправдаться?». Вот об этом нам нужно задуматься. Один, теперь уже прославленный, оптинский старец говорит, что он думает, куда пойдет, с чем пойдет и какой ответ даст.

Это очень важные слова, которых нам сейчас очень не хватает… Вы сказали, что Исповедь – непростое таинство. Мы, миряне, идем на Исповедь, и для нас это тоже непростое таинство: мы переживаем порой, стыдно бывает за свои грехи, и так далее. А для священника что это за таинство – Исповедь?

– Каждый из нас участвует в таинствах. Священнослужитель совершает Божественную литургию, и ту благодать, которая всем преподается, ощущает, видимо соприкасается с ней, причащаясь Тела и Крови Христовой. В таинстве Покаяния и отпущения грехов и дается та духовная сила, которая помогает, уже покаявшись, исправиться и творить противоположное тому, что человек делал. Когда христианин в Церкви, у него есть уже не просто привычка к этому, но добрый навык.

Например, в христианских духовных семьях родители постепенно приучают своих детей к Исповеди, приводят вначале малых детей, которых сперва нужно держать за ручку, чтобы ребенок не ускользнул. Или приходит тогдашний малыш и начинает тебе улыбаться – хочет так снять остроту момента. Он тебе улыбнулся – ты ему в ответ тоже улыбку послал, и тогда вся напряженность уходит и начинается доброе общение. Вот тогдашние малыши теперь уже солидные протоиереи, которые сами имеют паству и назидают других. Это такая благодатная сторона, через которую священник, который принимает таинство Покаяния, и сочувствует кающемуся, сопереживает, и он сам в этот момент тоже может каяться в своих согрешениях, принося их Христу Богу и прося, чтобы Господь дал взаимную помощь в этом труде.

Почему говорят, что вне Церкви нет спасения?

– Церковь – это благодатный институт: Господь стяжал Церковь Христову Своею Кровью и учредил ее, чтобы пребывали таинства, Его ученики, потом ученики учеников, ученики апостолов, мужи апостольские, епископы, духовенство; это благодатная сторона Церкви. Без благодати, вне Церкви нет спасения: мы не можем достичь его только собственными средствами, а прежде всего – силою Христовою. И это очень важно. Можно молиться, можно поститься, но вне таинств, вне благодати Христовой спасение невозможно.

Один из вопросов, присланных нам телезрителями: есть ли грех, который Бог не прощает?

– Есть только один непрощенный грех – нераскаянный, грех, в котором не принесли покаяние. Если человек считает, что Бог его не простит, то это не просто заблуждение, но это и высокоумие, и надежда на себя.

Вопрос телезрителя: «После вечернего правила могу ли я читать другие молитвы и Псалтирь?».

– Да, молитвы можно читать в том порядке, как вам удобно. Для домашнего, келейного правила устав не писан.

А молиться своими словами разрешено?

– Это разрешено, естественно. Вечерние, утренние другие молитвословия – это мысли и чувства, выраженные святыми при их обращении к Богу, то есть самая лучшая, можно сказать, апробированная духовность. Человек может и должен своим немощным языком, своими духовными чувствами обращаться к Богу. И он будет, несомненно, услышан.

Вопрос: «Как жить с грехами, если я знаю, что вновь их совершу?».

– В Отечнике есть такой пример. Ученик задает вопрос: «Если я покаялся и опять согрешил?». – «Вставай». – «А если опять согрешил?». – «Опять вставай. Кайся и опять вставай».

Покаяние необходимо, всегда есть надежда на исправление, с тем что Господь нам поможет. Но и мы сами должны трудиться, не откладывая своего спасения.

Вопрос: «Нужно ли бороться с помыслами?».

– Несомненно; мысли нас просто могут полонить, причем самые разные – неприятные, греховные и просто мысли, которые будут угнетать нас.

Это, прежде всего, молитва. Это может быть молитва Иисусова, когда мы говорим: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», любая другая молитва: «Господи, помилуй!», «Боже, милостив буди мне, грешному». Молитва, которая противоборствует нашествию всех дурных помыслов, будет оружием против врага.

Как понимать слова «послушание выше поста и молитвы»?

– Послушание выше поста и молитвы – наверное, все об этом знают. Но не исключая поста – как иногда думают, что «если я делаю что-то доброе и полезное, то могу и не поститься». Это лукавство.

Нужны и пост, нужно и послушание. Но если, положим, церковный человек занят каким-то богоугодным делом и совесть ему подсказывает, он всегда может взять благословение у своего духовника, и тогда он будет рассуждать: я не могу много молиться, значит, я заменяю это каким-то другим трудом, равнозначным, может быть, своему посту. Либо такое послушание, которое не просто дает мне силы, но и спасает, служит мне во благо, в очищение моей души.

От чего зависит сила молитвы?

– Подчас – от скорби: когда есть скорбь у человека, тогда он просит горячо, просит от всей души. Когда он не видит вокруг другой помощи – только Бог Всемогущий, Богородица, ангел-хранитель, – тогда у него идет горячая молитва. А когда человек расслаблен, когда кажется, что у него все хорошо, он думает: «Ну, хорошо, и слава Богу!». Но ведь прежде всего есть молитва благодарственная, о которой мы как раз и забываем: мы должны благодарить Бога, если у нас все хорошо.

Есть примеры подвижников, святых, когда они благодарили Бога не только за радостное, но и за скорби. Например, в свое время благочестивая московская семья Патрикеевых, где отец был неоднократно выбираем главой городской Думы, несколько детей впоследствии подвизались в монастырях – во времена революции у них отняли их дома, кто-то умер, кого-то репрессировали. И один из младших детей этой семьи проводил с матерью уже скитальческий образ жизни: он садился в последнюю электричку и ехал до конца, ночевал где-то на станции, вновь садился на электричку и приезжал в Москву. Но интересно, что он был очень аккуратным человеком, следил за собой: где-то в туалете мылся, приводил себя в порядок. И вот однажды, когда он находился между контейнеров, контейнер брали техникой и его прижали – потом он имел такой согбенный образ, как у преподобного Серафима. И этого человека, который жил в таких условиях, но не терял веры, обращался к Богу, духовник спрашивал: «Павел, за все ли ты благодаришь Бога? Подумай, за все ли ты благодаришь Бога?». Вот такие молитвы тоже могут быть.

Следующий вопрос: что значит «стяжи дух мирен»?

– «…и около тебя спасутся тысячи». Это говорил преподобный Серафим Саровский. Мирный дух – это душа, в которой живет Бог, в которой есть духовная сила, когда она может переносить и скорби, и радости, когда человек заботится не только о себе, но о ближних. Вид его может быть таким располагающим к себе! Почему люди так стремятся искать духовников? Чаще всего хотят прозорливого человека, который подскажет наперед. А вообще, мы стремимся друг к другу, когда видим ласку, внимание, любовь – преподобный Амвросий Оптинский шутил: «От ласки бывают другие глазки». Это важно – мирный дух, дух с Богом, дух Божий.

Следующий вопрос из присланных нам: «Что делать, если нет времени ходить в церковь?».

– А какая есть альтернатива? Молиться дома? Можно. Но если буквально, то каждый же отвечает за себя, за свои действия, совесть ему подсказывает. Но если у него действительно нет времени, то молиться можно во всякое время на всяком месте, любой молитвой.

Значит, домашняя молитва. Но если это просто оправдание себя, что «я не могу», а за этим стоит «я не хочу, не буду», то это не будет правильно. Преподобный Феодосий Печерский говорит, что одно церковное «Господи, помилуй!» больше многочисленных наших домашних, келейных молитв. Так что, если есть возможность доброго выбора, то предпочесть церковную молитву; если нет – всякая молитва хороша, Бог принимает все.

У меня есть знакомая, которая доказывает, что ей не обязательно исповедоваться священнику; я пытался переубедить, что это невозможно, что есть определенные правила – нужно участие в таинстве, которое впоследствии должно увенчаться святым Причастим. Как объяснить такому человеку? Мне не хватило слов переубедить.

– Видимо, у нее какие-то мотивы есть. Может, ей это священник и говорил – возможно, было такое время, когда нельзя было подойти к любому священнику, нельзя было подойти к православному священнику. Может быть, такое было. В записках Сергея Фуделя говорится, что, когда одна схимонахиня высокой духовной жизни готовилась к Причастию, исповедовалась сначала у себя в келье – монастыри уже были закрыты, время было революционное. Она сама открывала грехи Богу перед иконами, а потом уже шла в храм и там говорила священнику, но, видимо, уже что-то другое говорила. И ей потом было видение – ей было дано два цветка и было сказано: «Вот тебе за две твои Исповеди». Но это особый случай.

Конечно, в Священном Писании сказано, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Но мы же говорим о таинстве Исповеди, а таинство совершается только в Церкви, там можно каяться, открываться Богу, но это будет мое личное покаяние.

Если видишь, что человек осуждает тебя напрасно, ты прав, – в этой ситуации нужно сказать, как принято, «простите, благословите» и уйти? Ведь, получается, ты просишь прощения за то, что не совершал – здесь вежливость или лицемерие?

– Если это от души, от сердца, то, как у святых отцов написано, просить прощения надо у всех. У преподобного Иоанна Лествичника написано: «Кто отвергся обвинения справедливого или несправедливого, тот отвергся своего спасения». Но для этого тоже надо вырасти – и в такую меру, что ты будешь чувствовать, что если не виноват в этом грехе, то, значит, был виноват прежде, если не сейчас, то потом это будет: ты несовершенный человек. Но, опять же, это должно быть с глубоким сердцем, не формально.

Почему одному человеку дарований или талантов дается больше, а другому меньше?

– От Господа стопы человеку исправляются. А преподобный Нектарий Оптинский шутил: «От Господа стопы человеку искривляются». Господь каждому дает столько, сколько он может понести и умножить. В Евангелии как сказано? Важно не только взять, принять этот талант, не только сохранить его, а еще и умножить.

Вопрос касается вживления чипа ребенку в кору головного мозга – что Вы думаете по этому вопросу?

– Вживление чипа в кору головного мозга, думаю, недопустимо.

Есть еще вопрос от телезрителя (вероятно, это человек, который только интересуется церковной жизнью): «Не передается ли инфекция через крест и лжицу для Причастия?».

– Мы знаем, что не передается. Наоборот, известны случаи в годины моровых поветрий, разных язв, когда совершались молебны и причащали людей, они получали исцеление.

Вопрос от телезрителя: «Какие шаги необходимо делать молодому человеку, чтобы постепенно, не резко, плавно влиться в нормальную церковную жизнь, не наломать дров, не разочароваться?»

– Самое простое и обыденное, что можно сказать: ходите в церковь – даже не все понимая и не во всем сразу участвуя, может быть, не всегда, если не позволяют обстоятельства. Мы можем купить какую-то литературу, можем познакомиться с азами Православной веры: такая замечательная книга, которая отвечает на многие вопросы, как «Закон Божий», – сейчас есть возможность во многих книжных магазинах, монастырях, на приходах приобрести эти книги. Взяв такую книгу, можно ознакомиться с азами веры и потом постепенно приходить к таинствам – это Исповедь, Причастие.

Сейчас почти везде, во всяком случае во многих местах, есть воскресные школы, есть курсы для взрослых, можно подойти к священнику, есть катехизаторы на приходах. Но постепенно входить в церковную жизнь, а прежде всего просить: «Господи, помоги, научи, вразуми», и потихоньку будет нарабатываться церковный духовный опыт.

Уже скоро начнутся подготовительные недели, когда в храмах будут петь особые песнопения: «Покаяния...», и так далее. Как нам отойти от радости праздников и вести себя в подготовительные недели, чтобы достойно подойти к самому Великому посту?

– Церковь нас этому учит. Уже начались предуготовительные чтения к Великому посту. Уже Церковь вспоминала такой пример покаяния, как пример Закхея: он был сборщик податей, поставленный от римлян, колонизаторов, хозяев государства – когда иудеи были угнетаемы, римляне правили страной, а мытари собирали подати и передавали своим хозяевам, за что были, мягко говоря, нелюбимы народом, а иногда и просто ненавидимы. И вот один из сборщиков податей в Иерихоне, Закхей, когда мимо проходил Христос, очень хотел Его увидеть. Он был небольшого роста и забрался на дерево и смотрел на Христа. Христос увидел его и сказал, чтобы тот слез с дерева: Ему, Христу, надлежит быть в доме Закхея.

Спаситель действительно вошел в дом мытаря и, как написано в Евангелии, возлежал со сборщиками податей, мытарями, с грешными людьми, которых правоверные людей гнушались. Но Он разделил с ними трапезу, явил им Свое милосердие и Своею любовью, конечно, затронул сердце Закхея – и он сразу покаялся, словесно выразил это и сказал, что половину своего имения раздаст нищим, ведь оно было неправедное, а если кого чем обидел, то воздаст еще вчетверо. Вот пример покаяния.

Уже Церковь запоет молитвенный гимн «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», где будет говориться и о сокрушении души, и о желании исправиться, покаявшись, начать новую жизнь. И Господь нам поможет: нужно просить у Него помощи, иметь намерение доброе, искреннее, и тогда мы получим от Господа и утешение, и крепость, и силу и станем новыми, духовными, может быть, чуточку менее грешными, если слова свои подтвердим делами.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс