Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №07 (952) → Протоиерей Сергий Рыбчак: Вера должна быть такой, чтобы она светила

Протоиерей Сергий Рыбчак: Вера должна быть такой, чтобы она светила

№07 (952) / 5 февраля ‘18

Беседы с батюшкой

Спасибо, что сегодня в такой морозный вечер выбрались в нашу студию. Надеюсь, плодотворно ответим на вопросы зрителей.

Совсем недавно мы отмечали день Крещения Господня (или Богоявления). До этого целая череда праздничных дней, в первую очередь, Рождество Христово, затем святки – праздничные, поздравительные. Сейчас продолжается попразднство Богоявления, отдание этого праздника будет совершаться в храмах 27 января.

А церковный календарь в дальнейшем напоминает нам о наступлении недель подготовительных к Великому посту, который начнется в этом году 19 февраля. С состояния праздников, поздравлений нужно перестраиваться на более спокойный, умеренный период подготовки к встрече Светлого Христова Воскресения. Как это сделать?

– Надо сказать, что первая «официальная» подготовительная неделя началась в субботу, воскресенье. Мы достали с полок Триодь постную, на клиросе с вечера субботы уже начали петь песнопения, посвященные Неделе мытаря и фарисея. И первая неофициальная неделя тоже уже началась – о Закхее, начальнике мытарей, который возжелал видеть Христа и совершил подвиг – залез на смоковницу, как мальчишка. Господь пообещал быть у него в дому. Впереди четыре подготовительных недели к весне духовной, как называется она у нас в Церкви, – к Великому посту. Самый, наверное, важный период в нашей духовной жизни. Безусловно, Церковь, как заботливая мать, как педагог, подготавливает нас, то есть сосредоточивает наше внимание, чтобы мы обратили его на те притчи, которые Господь будет рассказывать, о которых мы будем читать, много говорить в храмах в ближайший воскресный день. И задумаемся о самих себе, о том, как мы живем, о чем думаем, чего хотим. Соответственно, подготовимся к тому, чтобы испросить этого у Господа в период Великого поста.

Чему во время подготовки к Великому посту и во время самого поста уделить особое внимание?

– Самое главное, наверное, – обратить внимание на свое духовное состояние, или, как учат отцы, на наши взаимоотношения с ближними, с Богом. Посмотреть на свое состояние честно, беспристрастно, искренне. Это внимание, сосредоточенное на себе, ближних, на Господе, безусловно, покажет, где у нас духовные проблемы. Потому что, если с ближними у нас постоянно ссоры, недоразумения, надо, в первую очередь, подумать о своих собственных проблемах, несовершенствах.

Время поста – это время молитвы, углубления внутрь себя. Мы живем в век информации, читаем новости, смотрим телевизор, обсуждаем между собой политику, осуждаем политиков, говорим, что страну разворовали, и прочее, прочее. Все это внимание вне себя, и постепенно понимаешь, что внимание не обращено внутрь себя. Как говорится, бревна в своем глазу не замечаем.

– Абсолютно верно, именно так и есть. Основная забота о том, чтобы завладеть нашим вниманием и переключить его на все что угодно, но только не на самих себя. Это самая главная наша проблема – как воздержаться от колоссального потока информации. И невозможно проверить, что правда, что ложь, что действительно можно принять к положительному осознанию. Очень трудно разобраться. Воздержание от этого потока информации – очень полезное состояние. Уже давно есть практика у многих христиан – во время Великого поста ограничить свои развлечения, связанные и с телевидением, и с интернетом. Я знаю, многие даже выходят из социальных сетей во время поста, чтобы поменьше не столько даже общаться, а меньше тратить попусту время в бесконечном просмотре всевозможных новостей. Это действительно помогает вернуть внимание и в молитву, и в отношения с ближними, перейти на живое общение. А то ведь уже анекдотом стало, когда люди собираются за одним столом и «сидят» в своих телефонах, проверяют сообщения… А реального, живого общения у людей не происходит, за редким исключением. Это может быть работа, учеба, еще какие-то моменты. Но, в первую очередь, мы говорим о семье. Именно в семье это становится большой проблемой. Воздержание от потока информации – ненужного, пустого – будет очень полезным.

В начале двухтысячных и в последующее десятилетие очень популярны были люди, обучающие старшее поколение пользоваться компьютерами, телефонами, планшетами и так далее. Наверное, эта пора постепенно уходит, зато в будущем, говорят, будут актуальны профессии по выстраиванию диалога с другими людьми. Это на самом деле очень страшно, когда придется учиться разговаривать, общаться, что-то обсуждать…

– Думаю, мы до этого не доживем. Мы в наших храмах имеем достаточно широкое общение с представителями разных поколений – и молодыми, и детьми, и пожилыми людьми. И мы очень дорожим этим общением, поэтому приглашаем всех на наши беседы, они всегда проходят в свободной форме. Так же и молодежные, детские праздники. На наших приходах живое общение продолжается. Я слышал даже, в последнее время те люди, которые крестились и пришли в храм всей семьей, с детьми, говорят: надо же, нам никогда еще не было так интересно, и дети могут общаться, заниматься в воскресной школе или участвовать в православных праздниках, и нам интересно. Наверное, это наша главная задача – сохранить на приходах такое живое общение между людьми. Если сохраним, это поможет сохранить общение и в семьях, и в жизни всех, кого мы называем своими прихожанами.

Живое общение на приходе – это занятия воскресных школ для взрослых и детей, я так понимаю?

– Да, в основном. Занятия – это, наверное, очень громко будет сказано, если мы говорим о взрослых. У нас, например, это происходит в виде живого общения. Мы находимся в диалоге, собираемся за общим столом, пьем чай, люди задают свои вопросы – о духовной жизни, о Священном Писании, если что-то непонятно, о молитвах. И о каких-то моментах своей жизни, о чем можно говорить публично. Такой живой диалог. Поэтому это трудно назвать занятиями, скорее всего, действительно живое общение.

Вопрос телезрительницы: «В преддверии поста мы все будем чаще исповедоваться. Как в наше время исповедовать такой грех, как недоверие, подозрительность к малознакомым людям? Вообще, к какому виду греха это относится, как с этим можно бороться? Полное доверие не всегда себя оправдывает. По плодам потом узнаешь, а как предупредить негативные последствия?».

– Я думаю, что осторожность в общении, особенно в современном мире, безусловно, должна быть. Крайности в этой осторожности – подозрительность, недоверие. Да, это крайние проявления. Тем не менее, осторожность не является каким-то греховным состоянием человеческой души. Поэтому, в первую очередь, наверное, важнее всего не открывать какую-то личную информацию о себе, детях, семье малознакомым людям. Это сбережет от разочарований.

А что касается недоброжелательности в отношении к малознакомым людям, это действительно нужно преодолевать, и не только на Исповеди. Скорее всего, это необходимо преодолевать в плане желания добра другому человеку, понимая, что каждый христианин, по заповеди Господа нашего Спасителя Иисуса Христа, как светильник. А светильник, зажегши, не ставят под сосудом, а чтобы светил всем в доме. Вера должна быть именно такой, чтобы она светила. Надо развивать свою веру именно таким образом, в том числе чтением Священного Писания, святых отцов. И, безусловно, это участие в богослужениях, которые для нас являются очень важными, а также таинство Святого Причастия и Исповедь. Все это в комплексе поможет преодолевать недоверие к незнакомым людям.

Вопрос телезрительницы: «У меня умер ребенок в месячном возрасте, но он некрещеный. Можно ли его включать в список об упокоении усопших в церкви?».

– Смотря в какие списки. Если это касается списков, которые подаются на Литургию, на проскомидию, то, безусловно, они могут быть только за крещеных православных христиан, потому что это особое таинство. Если человек крестился от воды и Духа, то он пребывает в Церкви, в том числе в Церкви Небесной. Поэтому мы за таких молимся. Когда дело касается младенцев, особенно некрещеных, за них можно молиться, в том числе и на панихиде. Вот панихида – это совсем другое дело. Панихида служится, так же, как и молебны служатся в церкви, можно прийти. Но только, понимаете, у нас выработалась не совсем хорошая и благочестивая традиция – пришли, написали, отдали, и теперь там все должны молиться. Нет, вы подойдите к своему священнику, вместе с ним, вместе с Церковью помолитесь. Тем более, мы молимся за младенца. Тем более, если вы верующий человек. Если вы мама, вы можете молиться и на панихиде за своего ребенка, это даже необходимо.

Вопрос телезрительницы: «Сейчас существует мнение, что креститься нужно в сознательном возрасте. Как же тогда подавать требы за младенцев, отроков и болящих? Спрашивают всегда, крещен ли».

– Мнение такое не просто бытует. Надо вспомнить, что многие великие святители, начиная с Василия Великого, Григория Богослова, принимали Крещение в достаточно серьезном возрасте – в тридцать лет. Такие случаи известны во множестве. Но вы спрашиваете по поводу подачи треб, участия в требах и так далее. Понимаете, сознательный возраст имеется в виду самих родителей. Если вы христианская семья, живете по-христиански, если вы действительно живете евангельским, церковным духом, безусловно, это для вас составляет смысл вашей жизни. Если у вас есть дети, вы стараетесь приобщить их к лучшему. То есть все зависит от того, насколько вы как родители способны научить ребенка. Если вы готовы ребенка воспитывать в истинно христианской вере, безусловно, Крещение необходимо. Вот он, ваш сознательный возраст.

Когда вы уповаете на то, что он сам вырастет, сам разберется, какую ему веру принимать или не принимать, я не считаю это серьезным рассуждением. По одной простой причине. Так же мы можем говорить, когда ребеночек заболеет: вот вырастет, будет знать химию, биологию, как действуют лекарства, будет знать состав лекарства, тогда пусть и лечится как хочет. Нет, Церковь молится за детей, за всех членов Церкви. Это очень важно, необходимо, тем более, когда деток приносят на Святое Причастие, когда и сами родители тянутся за детьми. Я смотрю по нашей воскресной школе. Ребенка привели – а потом ребенок заставляет и родителей потихонечку ходить чаще в храм Божий. У меня примеров очень много, когда дети приводят своих родителей в Церковь. И родители потом благодарны своим детям за это. Так что тут еще неизвестно, у кого сознательный возраст проявляется раньше – у ребенка или взрослого. Если это действительно христианская семья, то и воспитывать детей нужно в христианстве. Это и есть сознательность.

Если мама и папа каждое воскресенье (или хотя бы раз в месяц) ходят в храм, молятся, причащаются, то неужели они не будут брать с собой ребенка?

– Именно так. Если они сами причащаются, понимают, что они делают, для чего делают, если они считают, что это очень важно, ценно, что это один из самых важных моментов в их жизни, как к этому не приобщать своего ребенка? Удивительно.

Вопрос: «Атеизм предполагает вечную смерть. Христианство – вечную жизнь. Христианство говорит, что нет безгрешных, то есть большинство людей ожидает ад. Может, лучше вечная смерть, чем вечные мучения?».

– Ну, я не знаю, что лучше для того, кто задает такие вопросы… Я думаю, если каждый человек задумался бы об этой теме, о своем существовании (или не-существовании), значит, это уже хорошо, уже недалек вопрос о смысле самой его жизни. Какие тут могут быть противоречия? Это совершенно разные системы координат. Объяснять, почему атеисты так веруют, наверное, большая тема, серьезная. Мы же веруем, потому что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Мы веруем, что человек по своему духовному состоянию и по своей душе вечен. Господь говорит: где буду Я, там будете вы со Мной. Мы этого желаем и следуем за Христом, мы хотим быть с Ним. С атеистами все сложнее.

Вопрос, близкий к теме о детях, которые привели своих родителей в храм: «Можно ли прививать веру с самого раннего детства, заставлять ребенка насильно ходить в церковь и посещать православную школу? Иногда ведь это может обернуться совсем в другую сторону, человек может стать атеистом».

– Насильно ничего нельзя делать, особенно в духовной жизни. Любое насилие всегда чревато последствиями. Ребенку нужно объяснять, его нужно зажигать своим примером, надо жить этим. Если ребенок видит, что для вас это очень важно, интересно, действительно является смыслом жизни, он этим загорается. Потому что дети учатся даже более всего не от наших слов, а от наших поступков, нашего поведения. К сожалению, мы своим необдуманным или жестоким поступком можем гораздо больше навредить. Учили самому доброму и светлому, а один поступок может отвратить… Поэтому насилия ни в коем случае не должно быть. Но убеждать, рассказывать, вдохновлять, привлекать – это, безусловно, задача каждого родителя. Надо в этом совершенствоваться. В этом и заключается педагогический талант любого родителя. Мы должны это делать, в том числе и в отношении своих детей, если желаем им чего-то лучшего.

Вопрос телезрителя: «Христос предупреждает в Евангелии: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. Он же не имел в виду животных в прямом смысле слова, нормальный человек не будет перед свиньей жемчуг кидать. Наверное, Он имел в виду людей. Как это тогда сочетается с первой главой Книги Бытия, что человек создан по образу и подобию Божиему? Значит, образ Божий – это не константа, его можно и потерять?».

– Образ Божий – это то, что дано любому человеку. Не имеет значения, какого он вероисповедания. Но человек получил все таланты от Бога, и он должен их еще развить, привести к определенной завершенности. Этого не получилось, потому что вы помните о той страшной катастрофе, которую мы называем грехопадением, с чего и начинается история человечества. Эта история и печальная, и кровавая. Очень много страданий, и ни один человек не минует их. Но как раз в бездуховном состоянии человек доходит, можно сказать, до скотского состояния. Тогда он движим в лучшем случае лишь инстинктами, превращается даже в животное в своих поступках, желаниях, стремлениях.

В этом плане с человеком, потерявшим истинное высочайшее человеческое предназначение, говорить о тех тайнах, о том сокровенном, что действительно для нас является святым, не приходится. Если мы встречаем человека, который не понимает, что такое добро и зло, не может отличить левой руки от правой, как сказано в Писании, как мы можем говорить с ним о тайнах Царства Божия? Сначала надо научить простым понятиям добра и зла, потом понятиям закона и так далее. Так же, как Господь учил человечество. Ведь сначала, до Моисея, мы помним, не было закона. И только в определенный период, когда созрел род человеческий, избранный народ, Моисею дан был этот закон. И к чему он привел? Никто не мог спастись, пока люди не поняли, что без Христа, без Спасителя это невозможно. Это притчевый оборот, аллегория, иносказание, для того чтобы понимали, что надо правильно оценивать ситуацию. И с теми, кто не понимает самых простых вещей, говорить о сложном не приходится. А, тем более, о святом и сокровенном.

Подводя итог нашей программы, хотелось бы от Вас услышать духовный совет, пожелание на подготовительные недели Великого поста, чтобы мы все обрели человеческое лицо, чтобы не были теми самыми свиньями, перед которыми не нужно метать бисер.

– Действительно, подготовительные недели очень интересны в своих темах, которые будут звучать в притчах Господних – о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде. Я хочу только посоветовать одно: будьте внимательны, прислушайтесь к тому, о чем говорит Христос, что хочет донести до нас в этих притчах. Попробуйте вернуть свое внимание к себе, вернуть внимание в отношения с ближними и посмотрите на ваши отношения с Богом. Если вы будете в этом плане внимательны, честны, искренни, я думаю, вы сами поймете, с чего начинать ваш пост. Для одного это может быть воздержание в пище, а кто-то искренне в Прощеное воскресенье придет и попросит прощения у того, с кем не может примириться несколько лет. У меня тоже такие случаи, к сожалению, были в практике. Поэтому иногда простить, попросить прощения бывает очень важно. Может быть, это даже самое главное, если человек хочет иметь пользу от того воздержания, которое будет Великим постом. Будьте внимательны к тем словам, которые услышите в храме.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс