Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №05 (950) → Протоиерей Андрей Панков: О страстях чревоугодия и уныния

Протоиерей Андрей Панков: О страстях чревоугодия и уныния

№05 (950) / 1 февраля ‘18

Беседы с батюшкой

Сегодня мы поговорим о страстях чревоугодия и уныния (напомню, что в начале Рождественского поста мы говорили о страстях тщеславия, гордыни и зависти). В некоторых статьях говорится, что страсть чревоугодия – корень всех страстей, обуревающих человека.

– Да, в книге святителя Игнатия (Брянчанинова), посвященной восьми главным страстям, страсть чревоугодия, как и во многих древних святоотеческих творениях, стоит на первом месте. Вообще, при рассуждении на эту тему мне на ум приходят слова преподобного Иоанна Лествичника: «Имея намерение говорить о чреве, если когда-нибудь, то теперь наиболее, предположил я любомудрствовать против себя самого, ибо чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти», – мало кому удалось победить ее до смерти. Конечно, наше настоящее далеко от голода, и эта страсть в той или иной форме присутствует среди многих людей.

В ней есть некая загадка, тайна: рассуждая о чревоугодии, с одной стороны, мы говорим о естественном процессе вкушения пищи, обязательном для всех людей, – очень трудно бывает понять, где кончается естественная нужда человека и начинается страсть. Преподобный Варсонофий Великий говорил, что действие одно и то же, но страсть определяется намерением. С другой стороны, весьма несложно почувствовать в себе эту страсть. Есть такая мудрая мысль – чем человек счастлив, что составляет его стержень, его основу, что наполняет его радостью, тем он и является. И, перенося это на пищу, можно почувствовать в себе нечто. Святые отцы подчеркивают, что естественное употребление пищи продиктовано голодом. А то, что начинается после этого – аппетит, стремление к пище определенного рода, деликатесам и тому подобному, – это уже относится к страсти чревоугодия.

В своих творениях святые отцы разделяют эту страсть на два больших направления: гортанобесие (по-гречески «лемаргия») и чревобесие («гастромаргия»). Эти два направления, сходные по сути, отличаются по деталям – первое заставляет человека стремиться к пище особого рода, различного рода деликатесам и сладостям; второе заставляет человека набивать свой живот до отказа. И в том, и в другом нет меры.

У преподобного Варсонофия есть и некий способ, чтобы определить в себе эту страсть. Он говорит, что если твой помысел обладаем какой-то определенной пищей, то это первый знак, говорящий, что эта страсть нашла место в твоем сердце. Конечно, как сказал преподобный Иоанн Лествичник, эта страсть чрезвычайно распространена и чрезвычайно укоренена. И, полагаю, наше время – это, наверное, время максимального распространения этой страсти.

Для всякого православного христианина очень важно понимать, как угодить Господу, как противостоять распространению этого зла в своем сердце. Страсть чревоугодия – первая в списке страстей, и это не случайно: она порождает в человеке все прочие, является неким началом. Очевидно, что если пресечь источник, то она не будет иметь распространения в душе человека.

Иоанн Лествичник говорит, что заповедь Божия о «тесных вратах», которыми христианин входит в Царствие Небесное, имеет некое частное, конкретное приложение. Он подчеркивает, что этими «тесными вратами» становится утеснение своего собственного чрева, и говорит, что широки врата чревообъядения и узки врата, через которые человек входит в Царствие Небесное. Обязанность всякого православного христианина – некое утеснение своего собственного чрева.

Мы все знаем, что Церковью установлены святые посты. По количеству дней в году пост занимает большую часть, и это не случайно, ведь пост – именно то делание, которое полагается Церковью и подвигает православных христиан найти в себе силы и мужество противостоять страсти, губительному навыку.

В своих сочинениях святые отцы говорят, что в отношении борьбы с чревоугодием все не так просто. На первый взгляд, требуется только определить род пищи, который подходил бы для конкретного человека, укрепляя его силы так, чтобы эта пища не была ни утучняющей, ни разжигающей, ни услаждающей, и определить час. И, казалось бы, все. Но преподобный Иоанн говорит, что если человек положит в сердце своем работать Христу и так противостанет страсти чревоугодия, то столкнется со множеством обстоятельств, помыслов, которые будут препятствовать ему в его святом делании. И нужно пролить немало слез, надо соблюдать свое сердце в трезвении, садясь за стол, чтобы хотя бы приблизиться к некоему идеалу, который был положен Богом для человека.

Употребление пищи – это естественная потребность человека. Сам Господь постився дний четыредесять в пустыни, последи взалка – и именно тогда к нему приступил дьявол, искушавший Его. Получается, это один из наиболее легких путей для уловления христианина?

– Совершенно верно. Вспомним и трагическую историю падения рода человеческого: ведь вкушение запретного плода есть не что иное, как акт чревоугодия. Первые люди не имели непосредственной физиологической нужды во вкушении от плодов древа познания добра и зла – более того, Господом было заповедано воздержание от этих плодов, но именно страсть, похоть, стремление вопреки воле Божией самим сделаться богами подвигли первого человека нарушить заповедь Божию и повлекли за собой грандиозные трагические последствия во всей истории рода людского.

Я хотел бы добавить, что православный христианин, всерьез задумывающийся об этой страсти и полагающий в сердце своем работать Господу, прилагает немалые усилия, чтобы это был подлинно пост, а не диета – не ограничения в пище ради медицинских показаний и тому подобное. Все проблемы начинаются, когда человек работает Христу: когда он полагает именно эту цель в своем сердце, ему приходится преодолевать серьезное препятствие и со стороны своего естества, и со стороны падших духов, и нередко от окружающих его людей. Как я уже сказал, наша действительность противоречит идее некоей мерности в пище.

Если человеку удается через некоторое время приблизиться к какому-то внутреннему покою, в какой-то степени обуздать в себе эту страсть... Повторю, преподобный Иоанн говорит, что чудо, если кто-то до смерти своей успел совладать с чревоугодием и умертвить эту страсть. Как правило, особенно среди новоначальных случается некое искушение – падшие духи, видя, что не могут изменить внутреннего намерения человека преодолеть страсть чревоугодия, подвигают его на иное – говорят ему, что он слишком много ест и совершает ничтожную в духовном смысле работу, а чтобы добиться действительно великих результатов, пост нужно усилить; это некая ловушка, и некоторые люди в нее попадают; особенность ее заключается в том, что человек добровольно изводит себя, лишает физических сил, после этого впадает в болезни и – тут мы плавно переходим к следующей теме нашей беседы – впадает в уныние. А уныние есть бесовская цель, ибо отвращает человека от всякой надежды на Бога и ввергает его во тьму.

Конечно, это надо помнить, и, как и в прошлую нашу беседу, я повторяю, что всякий человек, который умно проходит постное делание, должен согласовывать свой труд с духовником или духовно опытным человеком, который понимает это, сам прошел этой дорогой и может поддержать и наставить.

Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «У святителя Игнатия (Брянчанинова) очень строгое отношение к посту, а у современных авторов можно прочитать, что если вкушать пищу с чувством смущения и испрашиванием у Господа прощения за то, что употребляешь в пост непостную пищу, то это не вменяется в грех. Так ли это?».

– Наверное, о мере строгости современных авторов я могу говорить только от своего имени. Лично мне импонируют древняя строгость и более древние образцы: мне они кажутся более искренними, более подлинными, а непрестанные попущения говорят о сделках с совестью и некотором внутреннем расслаблении, хотя, повторяю, это только мое частное мнение.

С другой стороны, когда человек приближается к преклонному возрасту, приходят болезни, как некое благословение Божие, – возможно, чтобы человек как-то углубился в своем сердце, задумался о смысле своего существования, о том, что и зачем он делает в своей жизни. И я полагаю, что человек, находящийся в болезни, не должен совершать меру поста, свойственную молодому человеку: пост и борьба со страстью чревообъядения, в первую очередь, необходима для обуздания страстей человека. Но если мы уже обременены от Бога послушанием несения болезней, то, наверное, не имеет смысл усугублять пост – этим мы просто разрушим свое тело, вверенное нам Господом, и впадем в еще большее нерадение.

Преподобный Серафим Саровский однажды сказал: пусть наши болезни будут по попущению премудрого Божиего Промысла – если Господь попускает болезни, то Он подает нам и терпение к ним, – но не от нашей глупости, не от нашего тщеславного стремления утвердиться в такой псевдоаскетической деятельности.

Не будем забывать, что пост – это не диета, и в борьбе с чревоугодием, как Вы уже сказали, надо отказываться именно от продуктов, которые вызывают страстное влечение.

– Безусловно, пост – это более широкое понятие. Призыв борьбы со страстью чревообъядения – это лишь один из аспектов поста. Да, в борьбе с ней необходимы мера и разум. Повторяю, лучше всего если православный человек имеет возможность общаться с духовно опытным священником или духовником, который помог бы разрешать и подобного рода вопросы, связанные с болезнями: когда можно ослабить пост, а когда его можно и усилить. Иногда человек действительно не может поститься, а иногда он только думает, что не может поститься – по форме это одно и то же, а по содержанию две разные вещи. Ты сам не можешь ответить себе на этот вопрос, только кто-то сторонний, кто видит тебя в чем-то, может быть, даже более глубоко, может тебе что-то посоветовать по этому вопросу.

Духовник, священник облачен благодатью Святого Духа на это вúдение, о котором Вы говорите?

– Это удивительная сторона священнического служения, связанная с тем, что Господь через священника благословляет постящегося. Может быть, батюшка об этом даже не догадывается, но у человека все складывается так, как нужно, поскольку благодать Христова действует через пастыря.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Современная медицина рекомендует дробное, 5-ти – 6-разовое питание. Когда читаешь святых отцов, встречаешь у них прямо противоположное: 1–2 раза в сутки. Как к этому относиться?».

– Мне, как человеку, далекому от глубоких медицинских познаний, трудно как-либо прокомментировать дробное питание. Наверное, в этом есть смысл с точки зрения физиологии. Церковный Устав на самом деле полагает только двухразовое питание, и то умеренное. Я думаю, что православный христианин в некотором смысле Духом Святым изъят из мира, поэтому то, что хорошо для светской жизни, не всегда подходит для православного христианина. Мое частное мнение: если человек стремится следовать древним правилам, от всего сердца стремится угождать Господу, бороться со своими страстями, он не будет лишен успеха и Господь сохранит его тело в должном здравии.

Резюмирую то, что я сказал о страсти чревоугодия. Нужно акцентироваться на одном важном обстоятельстве – действие одно, намерения разные. Задача христианина – вовремя схватить намерения, которые не соответствуют духу Христову, помнить, что он должен властвовать над тем, что его окружает, а не быть обладаемым страстным желанием пищи и тому подобным.

Конечно же, плод борьбы с чревоугодием велик. У Иоанна Лествичника есть замечательная цитата: «Кто в какой степени работает своему чреву, тот в той же степени лишает себя духовных благ». Конечно, некоторое приближение к Небу, некое вкушение молитвы – эта мистическая сторона христианской жизни абсолютно закрыта для человека, порабощенного чревоугодием. Внутреннее ощущение близости Бога удивительным образом сопряжено с внутренним воздержанием. Поэтому для всякого православного христианина воздержание, в том числе и в пище, становится некоей заповедью, чрезвычайно важной прежде всего для него самого, для его внутреннего христианского развития.

Сегодня мне также хотелось бы затронуть тему уныния. Святые отцы называют эту одну из тяжелейших страстей всепожирающей смертью. В знаменитой книге преподобного Иоанна Лествичника есть очень интересное замечание по поводу уныния. Он говорит, что всякая страсть в душе врачуется противоположной ей добродетелью – так, чревоугодие врачуется воздержанием, сребролюбие нестяжанием, но уныние не имеет своей противоположной добродетели, поэтому человек, впадающий в это состояние, испытывает крайнюю тяжесть, крайнюю тьму, крайнее стеснение сердца и тела.

Рассматривая эту страсть, я удивился одному обстоятельству. Дело в том, что святые отцы ставят равенство между унынием, тоской и ленью, расслаблением, скукой. Они утверждают действие этой страсти то на душу, то на тело, но страсть одна: когда она действует на душу, то является тоской, унынием в собственном смысле этого слова, а когда действует на тело, то расслабляет его до крайности, так, что человеку кажется, что он совершил тяжелейшую работу. Особенно это бывает у людей, которые воздерживаются от контакта с внешним миром по тем или иным причинам. Для монашествующих это очевидно, а у мирян это бывает потому, что иногда человек впадает в ту или иную болезнь и внезапно лишается привычного круга удовольствий или развлечений либо существенно в них ограничен. Именно в этот момент страсть уныния охватывает сердце человека.

Это очень тяжелая страсть. Очень тяжело преодолеть ее. В «Лествице» говорится, что эта страсть сопровождает раба Божия, который старается исполнить заповеди Христовы, до самой смерти. Так или иначе, человеку приходится преодолевать это состояние в душе или теле.

Вы сказали, что уныние может проявляться через тело и душу. Если христианин испытывает леность к чему-то, то святые отцы советуют понуждать себя к телесному труду. Апостол Павел всегда являлся ярчайшим примером такого труда, особенно когда в основанных им молодых Церквах люди, наоборот, отходили от труда, ожидая Пришествия Господа… У монашествующих труд – это средство от уныния телесного. Труд может стать противоположной добродетелью, которая помогает преодолеть уныние телесное. А вот с душевным унынием все, наверное, значительно сложнее?

– Значительно сложнее: давление на душу и сердце переносится еще более тяжело, чем телесное расслабление.

С унынием чаще всего сталкиваются люди, стремящиеся проводить умную в святоотеческом смысле слова жизнь, то есть жизнь в молитве, воздержании, жизнь, исключающую светские развлечения и тому подобное. В той или иной степени это касается и монашествующих, и мирян, и духовенства.

Уныние – всепожирающая смерть. Дерзну немного сказать из собственного опыта: уныние – очень тяжелое состояние, оно находит, как туман, и поглощает человека полностью. В этом состоянии душа совершенно не хочет верить в то, что были когда-то и мирные времена, было когда-то хорошо, солнце когда-то светило; душа отметает всю надежду на Господа, и кажется, что это навсегда, никогда не кончится. Это очень тяжело переносить.

Удивительно, но уныние как состояние имеет цикличность. Например, святые отцы древности говорили, что бес уныния приходит к подвижникам в полдень, указывая именно на 6-й стих 90-го псалма: «бес полуденный» – подвижник всю ночь проводит в молитве, соответственно, он ослаблен. В полдень пустыня нагревается чрезвычайно (подвижники вкушали пищу по заходе солнца или на закате – до отдохновения еще очень далеко), и начинается тяжелый приступ борьбы с этой страстью. Она убеждает тебя, что все, что ты делаешь, не имеет смысла: борьба проиграна, нет смысла сопротивляться этому. Очень тяжелое состояние… Оно бывает, как я уже сказал, при воздержании от развлечений, либо в результате болезни у мирян, либо от чрезмерных трудов. У людей, которые приближаются к Господу, это бывает от зависти бесовской, то есть на ровном месте. Очень тяжело.

ак говорят святые отцы, преодолевать это состояние надо мелкими шагами, понуждая себя что-то делать: ни в коем случае не пребывать в праздности. Надо всегда что-то делать (например, по дому) и перемежать этот труд молитвой и чтением Священного Писания. Особую силу в унынии имеет Евангелие – бывает так: когда, находясь в борении, человек читает святые слова, Господь посылает благодать в сердце человека, и эта страсть отступает.

Но нужно подчеркнуть: если человек вступил в этот туман, то тщетна всяческая помощь человеческая. Если он снова начнет развлекаться (ходить по гостям, вести праздные беседы), то на некоторое время эта страсть отступает, а потом наваливается с еще большей силой. Православный христианин должен знать, что есть такая особенность. Если сердце не возрадует Господь, то не возрадует никто, и надеяться в этом не на кого.

Конечно, существенно помогает духовно опытный человек, который прошел это и может поддержать тебя. Но исход этой страсти все равно в руках Божиих.

При этом нужно помнить правила, которые святые отцы полагают для борьбы с унынием и его крайней формой – отчаянием. Первое – нужно избегать праздности, надо все время себя чем-то занимать. Это трудно, особенно вначале, но нужно себя понуждать что-то делать: либо работать, либо делать что-то по дому. Лучше, чтобы это еще и занимало ум, то есть не просто механическая работа, но и то, что заставляло бы отвлекаться. Второе – нужно молиться, молиться так, как это полагает Церковь, – утренние, вечерние молитвы. Хорошо взять у своего духовника правило на этот период, может быть, канон Матери Божией, который поется во всякой скорби, или что-то иное. Третье – надо регулярно читать Евангелие. Необходимо помнить, что в этом состоянии сон и еда должны быть в меру: любое излишество будет вызывать острые приступы уныния. И таким образом, опираясь на помощь Божию, понуждая себя к труду, к молитве, человек маленькими шажками может потихоньку выбраться из ямы.

Святые отцы еще утверждают, что, если Бог попускает тебе впасть в такую великую скорбь, как уныние, значит тебя ждут великие изменения в твоей жизни и великое благословение от Господа, если ты выстоишь. Понимаю, что эти слова, может быть, не могут в полной мере утешить людей, но они сказаны не мной, а великими подвижниками, которые знали, что говорили. Поэтому если Господь благословил великую скорбь, то Он благословит и великой радостью в конце пути.

Спасибо большое за беседу.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс