Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №05 (950) → Архимандрит Александр (Глоба): Примирение с ближними

Архимандрит Александр (Глоба): Примирение с ближними

№05 (950) / 1 февраля ‘18

Беседы с батюшкой

Что о примирении, о прощении говорится в Евангелии?

– Весь смысл Евангельского повествования, весь его дух пропитаны идеей примирения человека с Богом. И Господь делает первый шаг, чтобы каждый человек получил возможность войти в Царствие Небесное. Но мы знаем, что в Царствие Небесное со своими грехами, пороками, с чувствами, влекущими человека не вверх, а вниз, войти невозможно. Чтобы человек смог войти в Царствие Небесное, получать радость богообщения, он должен примириться и сам с собой, и со своими ближними, и, конечно же, с Богом, то есть научиться жить по заповедям Божиим.

Примирение с самим собой неотделимо от примирения с Богом, от примирения с ближними?

– Конечно. У каждого человека есть особенный индикатор, который называется совестью. Если человек живет не по воле Божией, не по канонам духовной нравственности, духовной морали, то такой он жить спокойно не сможет: грех как кислота будет разъедать человеческую душу, напоминать о себе. И различные психологические реакции в виде депрессии, уныния, агрессии будут проявляться у человека, ибо неспокойна душа – если неспокойна душа, конечно же, будут и телесные, физические проявления: человек будет явственно показывать, что что-то внутри ненормально. Мы должны помнить об этом и применять все возможные усилия духовного, душевного плана, чтобы избавиться от этой проблемы, которая поселяется в человеческом сердце.

Почему так важно примириться с ближними?

– Это Господь задал такой алгоритм каждому человеку, чтобы его сердце было спокойным, чтобы его не волновало ничего, кроме того, что существует определенная Богом радость богообщения, жития в Боге, общения между людьми. Причем этот алгоритм такой, чтобы в нем не было конфликтогенных ситуаций, отвлекавших человека от общей ноты любви: любовь – это забота о каждом члене человеческого сообщества, это проявление определенного долга, который каждый человек имеет и перед самим собой, и перед Богом.

Не примирившись со своими ближними, человек не может быть спокоен, счастлив, не может находиться на ноте любви, как Вы сказали?

– Да, человек теряет счастье, которое есть следствие того, что у человека все в порядке, все нормально: внутри в порядке душа, дух не томится в грехе или в мыслях о грехе. И проявление человеческой гармонии – это именно радость, умиротворенность, желание славить Бога своей жизнью, своими делами, словами разделять эту радость со своими ближними.

Какая связь между примирением с ближними и молитвой?

– Мы должны прежде всего читать наши умные книжки, те, что нужны для нашего ума, нашего сердца – это, конечно же, молитвы, которые говорят, как правильно человеку жить. Ведь молитва – это не просто изречения, какие-то слова, но это пища для нашего сердца, нашей души, нашего духа. Там написано, что и как нам надо делать.

Допустим, читая молитвы ко святому Причастию, мы прочитываем там такие слова: «Первее примирися тя опечалившим» – с теми, кто тебя опечалил, принес какую-то неправду, посредством своих действий вызвал конфуз или конфликт. И ты должен примириться с этими людьми, хочешь или не хочешь, ибо этого требует Бог. И Бог хочет, чтобы ты, когда приходишь к Нему, не думал ни о чем постороннем. Каждый человеческий конфликт, каждая человеческая беда, каждое духовное человеческое несовершенство отвлекают от мыслей о Боге, а Бог, как мы знаем, ревнив – Он очень ревнует, если человек приходит к Нему и не думает о Нем. Бог и молитвы такие не слышит.

Поэтому алгоритм принятия нашей молитвы, как бы подчеркивания нашей правильной веры, – это именно исполнение этих рекомендаций, назиданий, слов Спасителя, чтобы мы могли таким образом найти контакт с Богом, услышать Его, сделать так, как Он хочет. Все это нужно, чтобы попасть в Царствие Небесное. То есть у каждого человека должна быть определенная цель на протяжении всей его жизни – если человек теряет цель, если у него размываются ориентиры, то Царствие Божие недостижимо. И, конечно же, тогда мы говорим о некоем промахе, о человеческой греховности, когда не стремимся туда и туда не попадаем. Это самое страшное, что может быть для человека.

Допустим, есть ситуация непримирения между двумя людьми, и один делает шаг навстречу, а другой не хочет мириться; возможно ли примирение?

– Возможно. Мы должны немножечко копать глубже: сегодня человечество живет в эпоху научных изысканий, изучения психологии человеческой личности, психологии души – мы изучаем человека как объект и как субъект исследования. Поэтому мы должны прибегать ко всем способам разрешения конфликтов. Конфликтная ситуация, возникающая между людьми, имеет определенную почву. Если человек имеет конфликтное состояние, кто-то из этих двух людей будет активным носителем конфликта, а кто-то – пассивным участником. И здесь Церковь призывает каждого уметь разрешать конфликтные ситуации даже вопреки логическому алгоритму существования самого конфликта. И самый сильный в духовном плане человек будет тот, кто вопреки всем законам своей гордости, своей начитанности сможет разрешить конфликт, простить человека и удалиться от конфликтогенной ситуации – обнулить ее, показать, что он готов исполнить слова Христа, готов примириться вопреки всем условиям, существующим в тот или иной момент (или в данной ситуации).

Даже если сам человек не виноват, просто пассивный участник конфликта, он тоже должен делать шаг навстречу?

– Да. И пример у нас Иисус Христос, ведь мы знаем, что Богочеловек, Рождество Которого мы праздновали и празднуем, был не виноват – Он не сделал ничего такого, что могло бы привести Его к смертной казни, но человеческая гордость, человеческая надменность, грех так затмили сердце и очи людей, что они осудили Самого Бога, сделали Его виновником и преступником тех правил, которые сами написали, и преступником тех законов, которые дал человеку Сам Бог.

Бывает так, что люди по-разному относятся к одним и тем же вещам: для кого-то ситуация становится конфликтной, а для кого-то нет.

– Да, и это говорит о существовании ценностной системы координат. И Церковь призывает всех людей как бы откалибровать свое отношение в системе ценностных координат: что есть главное и что второстепенное. И когда мы говорим о прощении, это все равно что удалить все ошибки, которые накапливаются на определенном электронном носителе. Вот вы перезагрузили компьютер – весь мусор, что накопился за определенное количество времени, как и в телефоне, когда накапливается электронный мусор и мешает нормальной работе телефона, удалили, и все хорошо. То же мы должны делать и с нашей душой, с нашими эмоциями – научиться перезагружать, прощать, обнулять это все. И мы должны призывать людей, находящихся на противоположной стороне, делать это же, чтобы мусор не имел никакой цены, никакого веса, чтобы не мешал главной цели – примирению с Богом и достижению Царствия Небесного.

Возникла ситуация, когда люди, как Вы сказали, из-за двух гнилых картофелин поссорились, но для одного эти картофелины не важны, не становятся «яблоком раздора», а для другого человека они имеют большой вес, стали чем-то принципиальным, важным; из-за этого он обижается на своего ближнего. Как найти общий язык этим людям?

– Необходимо научиться правильно калибровать отношения в системе ценностных координат, которые предлагает Православная Церковь, Священное Писание. Вот ко Христу обратился разбойник, который висел на кресте, и сказал: «Прости меня» и унимал неблагоразумного разбойника словами: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!». Тогда Христос сказал ему: «Ныне же будешь со Мной в раю». Господь прощает – забывает обо всем: смысл прощения заключается в том, чтобы «обнулить» груз – он может быть тяжелым, но он не имеет ценности в Царствии Небесном. И Господь, когда будет нас судить на частном или общем Суде по Своем Втором Пришествии, то, по правилам нашей Церкви, которые основываются на Священном Писании, те грехи, что исповеданы и прощены, не упомянутся, хотя о них и будут знать: Господь их простил, Он избавил человеческую душу от них, освободил человеческое сердце от груза, и человек может надеяться и ожидать от Бога великих и богатых милостей.

Что же мешает людям примиряться друг с другом?

– Прежде всего, гордость. Каждый человек, как сказано в Священном Писании, это уникальный, неповторимый отпечаток, слепок самого образа Божия. И, зная об этом, духи злобы поднебесной начинают человеку нашептывать: «Раз ты уникальный, значит, будь уникальным до конца – даже в грехах своих будь уникальным!». И если Священное Писание предполагает и дает человеку возможность избавиться от грехов, то человеческая гордость, которая, бывает, вырастает до небес, не дает такому человеку узнать, кем он является на самом деле.

Почему нужен духовник? Когда человек приходит и показывает себя как бы со стороны, священник-духовник видит несовершенство всего того, что он, казалось бы, применил по отношению к себе: он думал, что украсил себя своими поступками, своими делами, а в глазах духовника это выглядит как рваная одежда или одежда не по моде или как какие-то совсем не сочетающиеся предметы, которые он на себя нацепил в духовном плане. И когда ты приходишь к духовнику в этом одеянии, в этом обличье, он говорит: «Стой, дорогой человек, тебе надо избавиться от этого, тебе надо снять вот эту одежду несмирения, твоего непонимания, одежду твоей нелюбви, поменять одежду твоей нечистоплотности или твоей гордости, надеть другую – милостыни, прощения, любви: одеться по церковной моде». Поэтому очень важно иметь такого духовника, священника, который тебе скажет правду в глаза. И ты должен открыть для Бога и для священника свое сердце, чтобы там произвести (может быть, маленькую, а может, и побольше) операцию, чтобы в твоем сердце, в твоей душе поселились мир и благодать.

У нас есть несколько вопросов из соцсетей. Один из них я сейчас зачитаю: «Очень нужно Ваше мнение о сыроедении. Невестка практикует это уже больше года, к Православию пока равнодушна. Предлагает перейти на эту систему питания моей дочке».

– Мы знаем, что пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Поэтому телесный пост бывает полезный, но он должен заключаться в рамках церковного видения поста. Если человек начинает при помощи своих умозаключений по рекомендации каких-то заграничных авторов или целителей прибегать к такой методике, как сыроедение, то здесь должен возникнуть главный вопрос: для чего прибегать к этому методу? У нас есть замечательные врачи-диетологи, они могут подобрать диету с необходимым поступлением питательных веществ, исходя из того рациона, которым человек оперирует и что у него есть, и выжать из этого максимальную пользу.

Что такое сыроедение? Это когда человек употребляет в пищу продукты не животного происхождения – корнеплоды, ростки пшеницы вне термической обработки. То есть все должно быть свежее, и этим он питается. Можно выжить на таком рационе? Можно. А для чего? Вроде блокады нет. Если бы была какая-нибудь блокадная ситуация, война, когда больше есть нечего, то можно. Или, допустим, монашествующим, которые находятся в монастыре и которых обуревают страсти, можно поесть пророщенной пшенички, картошечки неотварной, но чтобы желудок еще был сильный: у нас ферментная система устроена так, чтобы пища подвергалась термической обработке.

Некоторые люди говорят, что они сидят на этой диете давно и им она помогает. Но это им помогает, а другим людям не помогает. Зачем навязывать свое отношение, свой рацион другим людям? Если у человека уже есть определенная патология, то здесь не надо никого из родственников слушать, если они не имеют медицинского образования, сидят на сыроедении и вегетарианстве или любом другом типе питания. Здесь необходимо иметь связь с грамотным врачом. И, конечно, необходимо (я советую как священник) пособороваться, простить всех и вся. И за время тех молитв, которые прочитываются на Соборовании (там определенные 7 молитв, 8-я заключительная, когда Евангелие кладется на голову), просить у Бога прощения всех грехов, которые помнишь и не помнишь, попросить у всех прощения, помолиться и причаститься. Бывает так, что, когда человек, испытав такой духовный стресс и духовное очищение как бы изнутри, избавляется и от этих проблем. А мы будем молиться, чтобы Господь помог избавиться ей от болезни, чтобы она родила своих детей и получала радость материнства.

Вопрос телезрительницы: «Я очень люблю свою мать, очень хорошо к ней отношусь, но она всячески отвергает мою любовь, она даже делает мне назло в некоторых моментах. Она делит со мной своего внука, моего сына. Я вижу, что она просто зловредничает, очень часто наши разговоры и наше общение заканчиваются тем, что она бросает трубку. Я все это прощаю, успокаиваюсь, потом снова звоню, и опять это приводит к тому же. Духовник мне сказал не общаться с ней, но как можно не общаться с матерью, которую я очень люблю? Я все ей прощаю, но она не хочет идти мне навстречу ни в какую».

– Здесь духовник имел в виду не полное отречение или отказ от общения с матерью – нет, никакое благословение не может перекрыть слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы помним слова в Ветхом Завете, где сказано, чтобы мы любили своих родителей, почитали их, чтобы помнили о них: Господь за это обещает нам долготерпение, благость и продлевает нам жизнь. Поэтому никакое благословение на то, чтобы не общаться с родителями, не действенно.

В вашей ситуации я, как психолог, еще могу посоветовать, чтобы в разговоре, который приводит вас в конфликтное русло (вы уже должны знать, что вызывает конфликтную реакцию), просто-напросто не идти по этому алгоритму. Вы должны звонить и выработать для себя определенный алгоритм общения, то есть узнать о состоянии здоровья, узнать, как погода, и давать человеку маневр для того, чтобы он исправился. Если по другую сторону зловредный собеседник, то надо помнить об этом и изучать его: могут быть какие-то внутренние обиды, какое-то духовное несовершенство, и все это надо учитывать и прощать.

Если вы говорите, что начинается разделение вашего сына и ее внука, то здесь надо помнить, что ответственность за воспитание несете вы как мать. Поэтому необходимо брать воспитательную инициативу в свои руки: как сыну расти, как воспитываться, что ему делать. И, конечно, никого не впускать в этот воспитательный процесс. Да, ваша мама (бабушка) может дать определенные советы, но ответственность за воспитание лежит на родителях, поэтому здесь надо разделять главное и второстепенное. Нужно уметь указать на необходимость или нужность тех или иных советов.

Здесь, по всей видимости, проблемы в психологических взаимоотношениях, но, если вы не будете навязывать свою любовь… Бывает, некоторые люди навязывают свою любовь – это любовь, но она настолько приторная, настолько сладкая, что аж противная. И человек всячески пытается убежать от навязываемой любви. Поэтому необходимо своему духовнику правильно излагать ту или иную позицию и ситуацию, не стесняться его. Если человек старается убежать от вашей любви, как вы говорите, может быть, надо изменить тактику, изменить стратегию и выделить самое главное: молиться, узнавать о здоровье и не позволять манипулировать своей жизнью. Вы же взрослый человек, имеете взрослого сына, поэтому не стоит поддаваться всяким манипулятивным акциям и протестам, а просто-напросто уметь выводить эту ситуацию на новый, духовный, правильный уровень.

Скажите еще буквально два слова о важности примирения и прощения.

– Господь и Бог наш Иисус Христос стал тем мостом, который примирил Бога и человека. Своей смертью и Воскресением Он показал, как произойдет наше спасение, как мы изменимся. Он показал наше совершенство, если мы будем жить в Боге и будем стремиться в Царствие Небесное. Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны уметь находить мост с Богом и строить мост взаимоотношений и понимания друг с другом. Священное Писание будет нам всем в помощь. Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца будут со всеми вами.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс