Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №05 (950) → Иеромонах Игнатий (Юрченков): О хлебе и вине...

Иеромонах Игнатий (Юрченков): О хлебе и вине...

№05 (950) / 1 февраля ‘18

Беседы с батюшкой

Может быть, батюшка, для простого человека это непривычная формулировка – «вещества для Литургии»? Для нас это данность.

– В литургической науке часто употребляется слово «первоэлементы», то есть те необходимые вещества, которые употребляются для проведения христианского богослужения. Но если мы говорим о центральном таинстве Церкви – Евхаристии, то основа – это хлеб и вино. Ни для кого не секрет, что эти вещества, продукты, как еще можно сказать, необходимы для совершения Божественной литургии.

Почему это так? Вообще, хлеб и вино – продукты, известные еще в Древнем мире, были основой рациона средиземноморских народов и всегда ассоциировались с благополучием и достатком. Сюда же входил и елей – оливковое масло. Естественно, что эти вещества употреблялись в религиозных ритуалах – не только христианских: мы знаем, что многие народы, в том числе греки и римляне, хлеб воспринимали как важный элемент, от которого зависит жизнь человека. И в Ветхом Завете пророк Давид говорит в псалме, что «вино веселит сердце человека», а «хлеб укрепляет человека». Эти вещества употреблялись, повторю, в религиозных обрядах многих народов (если говорить о язычниках, то в качестве приношения божествам).

Ветхий Завет четко говорит, что ветхозаветные иудеи приносили в жертву Единому Богу хлеба предложения – 5 хлебов, которые приносились в ветхозаветный храм. В этом случае это был пресный хлеб. На алтарь возливали чашу возлияния – вино. И здесь древние иудеи отчасти копировали обряды окружающих их языческих народов, – но если язычники делали это, считая, что их божества нуждаются в пище, то для иудеев это прежде всего символ общения Единого Бога со Своим народом. Эти вещества, важные прежде всего для жизнедеятельности людей, употреблялись в религиозных обрядах.

Христианская Церковь – не исключение. Мы знаем, что на Тайной Вечере Господь предложил в виде хлеба и вина Свое Пречистое Тело и Свою Пречистую Кровь. Этот обряд, если мы будем ссылаться на Священное Писание, назывался «преломление хлеба».

Если спрашивать, какой хлеб употребляли древние христиане, то были разные традиции. В то далекое время мало кто уделял внимание тому, был это квасной хлеб или пресный, но на Востоке это чаще всего был квасной хлеб, его покупали на рынке – для многих, наверное, будет откровением, что хлеб, употребляемый на Евхаристии, покупали на рынке почти до VIII века. Только в VII веке мы узнаем о наличии в монастырях такой должности, как просфорник: тот, кто выпекает просфоры – наш литургический хлеб.

Вид просфорок знает каждый христианин. Я принес в студию греческие печати для просфор. Одна из них характерна для русской литургической культуры: крест посередине и надпись «IC.XC.NIKA». Греческая просфора посложнее. Греки зачастую совершают свое богослужение на одном хлебе, иногда, если есть необходимость, употребляют несколько. Просфора состоит из 5-ти печатей. Центральная и 2 верхние и нижние одинаковые: «IC.XC.NIKA» и боковые девятичинные, где вынимают части, в которых поминаются разные святые, и богородичные. Из центральной части вырезается агнец, который идет для Причастия, а остальные – поминальные. Но это литургическая традиция, важна же сама суть данного действа.

Мы приносим хлеб, вино, разбавленное водой (что тоже давняя традиция: в античное время вино традиционно разбавляли водой – считалось, что неразбавленное вино могут пить только варвары). Если говорить, какое это было вино, то для Литургии чаще всего употреблялось домашнее вино, красное: цвет его – это прямая аллюзия на цвет крови. Почти во всех Поместных Православных Церквах – их 15 – только одна в своей литургической традиции дозволяет употреблять белое вино: Румынская Православная Церковь. В древности люди особо не думали, какое это вино – крепленое, сухое, полусладкое, сладкое, какого оно цвета. К этому напитку относились особо, поскольку это был намек на мессианский пир. В принципе само вино как сок винограда воспринималось как кровь. В Древней Месопотамии, в государстве Урарту, слово «вино» однокоренное со словом «кровь» – отсюда, возможно, и параллели такого отношения к данному веществу.

Сегодня в традиции Русской Православной Церкви это вино, которое мы знаем под названием «кагор» – крепленое вино, что понятно, поскольку мы люди Севера. В то время, когда вино для Евхаристии нам доставляли из Византии, хранить и транспортировать его было сложно, надо было крепить вино, чтобы оно не скисло, прежде чем дойдет до потребителя. В Греции для Литургии чаще всего употребляют полусладкие вина и даже розовое. На Балканах и в Грузии могут употреблять сухие вина, хотя для русского человека это непривычно даже по вкусовому восприятию: мы привыкли, что получаем что-то сладкое, поэтому вырабатывается некое отношение к тому, какое вино должно быть. По литургической традиции, вино разбавляется водой. Существуют различные указания на то, сколько мер воды надо употреблять при богослужении, но чаще всего правило очень простое: надо наливать столько воды, чтобы она не разбавила вино настолько, чтобы оно потеряло в своем вкусе. Поэтому добавляется небольшое количество воды.

Литургический хлеб мы называем просфора (др.-греч. Προσφορά, от др.-греч. предлога προ и глагола φερω «нести», – «приношение») – соответственно, это приношение. В древности под этим словом подразумевался не только хлеб, а все то, что христиане приносили для совершения богослужений, а это хлеб, вино, бедные люди могли принести воду, которой разбавляли вино, елей, воск, ладан, это могли быть и какие-то материальные приношения – все это было προσφορά, то есть приношение. Одно из древних названий Божественной литургии – просфора. И со временем это название переходит на литургический хлеб, который мы с вами знаем. В русской традиции он двусоставный, в чем заключена глубокая символика, так как Господь наш Иисус Христос имел две природы: две эти части символизируют, что в одной Личности Христа соединены две природы.

Печати на просфорах были разные. Если ссылаться на древние артефакты, имеющиеся в изобилии, – древние мозаики, различные изображения, свидетельства святых отцов, то изначально это просто крестообразный надрез, который делался при выпечке, бороздка, чтобы было удобно преломлять хлеб. Тогда его еще не разрезали, как мы это делаем сегодня, не очищали от корок, а служили на цельном хлебе. Впоследствии у старообрядцев это мог быть восьмиконечный хлеб, который используется и сейчас как печать. В латинской традиции это просто изображение креста или агнца. Интересно свидетельство Епифания Кипрского, который говорит о просфоре как о некой лепешке. Есть свидетельство Григория Великого, епископа Рима, который называет просфору таким термином, как «корона», по сути представлявшая собой плетенку, замкнутую в кольцо, – такой хлеб употреблялся.

Сегодня наш литургический хлеб имеет определенную форму. Греческий хлеб немного отличается от нашего – это большой круглый хлеб, как каравай (можно так его назвать). В русской традиции хлеб имеет сложную форму, поэтому, наверное, при выпекании его есть определенные тонкости и здесь нужно мастерство просфорника, чтобы при выпекании две эти части не развалились.

Хотелось бы немного «приземлить» наш разговор о хлебе и вине. Для многих мирян просфора не то, что впоследствии становится Телом Христовым, а просфорка – те маленькие хлебцы, которые человек покупает в церковной лавке. Скажите несколько слов, как от тех хлебов, о которых Вы рассказывали, появились эти маленькие хлебцы, которые сейчас попадают в свечную лавку, и чем они отличаются?

– В обиходном разговоре мы называем их «просфорки». Конечно, от хлебов, которые древние христиане приносили к Литургии, эти маленькие хлеба в церковной лавке отделяет целая эпоха. Изначально верующие люди приносили свой хлеб, который выпекали сами или могли купить на рынке, как я уже говорил: специальных литургических хлебов не было. Приносили для богослужения, которое могло включать в себя агапэ – вечерю любви, где люди общались друг с другом, читали Священное Писание, и это плавно переходило в Божественную Евхаристию. Мы знаем и практику древности, когда освящалось много хлебов – один шел на Причастие в данный момент, а остальные освященные хлеба раздавали верующим христианам, которые уносили их домой, чтобы в моменты гонения причащаться ими дома: были обычаи самопричащения, когда читались определенные молитвы, и люди, зная, что в этот момент собирается христианская община, но не имея возможности присутствовать в ней, могли причащаться. В то время это могли быть рабы, которые не могли уходить без воли хозяина, женщины, которые в то время тоже были социально угнетаемы и не могли так свободно передвигаться по улицам античных городов, плюс гонения.

Со временем эта практика ушла под воздействием различных причин, но традиция приносить хлеба оставалась. Кстати говоря, на Балканах до сих пор женщины, как правило, пожилые, вдовицы, которых можно сразу узнать по черным одеждам, сами пекут хлеб, чаще всего пользуясь печатями для просфор, которые в Греции можно купить в любой церковной лавке, торгующей христианской утварью. Они приносят эти хлеба, и священник или диакон из того, что приносится, выбирает наиболее удачные, употребляя их для Евхаристии, а остальной хлеб называется тем, что мы сейчас понимаем под словом «антидор» (от греч. άντί – «вместо» и δωρον – «дар» , т.е. «вместодарие» ) – это части хлеба. В русской традиции мы смотрим на это понятие несколько уже: для нас антидор – это срезанные горбушки агничной просфоры. Остальные просфорки – поминальные, мы вынимаем из них частицы за людей, живых или мертвых, чтобы Святая Церковь помянула их в своих молитвах и посредством благословения и ссыпания этих частиц в Евхаристическую Чашу включила их в единое тело – это молитвенное общение, то, что мы обозначаем греческим понятием «кинония» ((koinōnia – общение; полнота жизни в Боге): Церковь свидетельствует свою веру, что у Бога все живы, наш Бог – это не Бог мертвых, а Бог живых, как говорит нам Священное Писание. Тем самым они включаются в церковное тело, и мы свидетельствуем, что они и не исключались. Соответственно, те просфорки, из которых вынимались частицы, как часть от целого, просто возвращается, как поминальная просфора, тому человеку, который ее принес (сейчас не приносят, а покупают, выпечкой занимается просфорня).

Получается, что и сейчас происходит обмен: люди жертвуют деньги, и получается, как будто они принесли этот хлеб и получают его обратно?

– Да, можно сказать, что элемент пожертвования. Только слово «как будто» вряд ли уместно здесь употреблять: так оно и есть. Если раньше община участвовала в жизни храма своим непосредственным вкладом в ее жизнь, как физическим, так и финансовым, с тех пор утекло много воды, взаимоотношения внутри христианской общины немного поменялись, но приобретая, например, свечу или просфору, человек вносит свой вклад.

Если говорить о свече, мы знаем, что практическая необходимость свечи в древности была безусловной – электричества не было. Человек приносил свечу, которую мог купить на рынке или изготовить самостоятельно, если это был пчеловод. Ты принес, и эти светильники служили твоей общине: читать Священное Писание в катакомбах без них просто невозможно. Сегодня у нас есть электричество, но традиция применять при богослужении свечи не исчезла – это участие человека именно во внутренней жизни общины. Он приобретает свечи, ставит их на подсвечник, и это элемент благолепия, который мы не имеем права сбрасывать со счетов: вопрос красоты, благолепия – во всяком случае, для русского человека – немаловажен. Если вспомнить «Повесть временных лет», то, как Русь принимала Крещение, мы помним, что послы пришли в Святую Софию и удивились красоте и благолепию – тогда они не задавались вопросами догматического плана, все это было уже потом, но сначала они увидели красоту, которую смогли донести до них греки, показав им благолепие в храме Святой Софии. Там было очень много удивительных вещей, но это целая история, которую, может быть, со временем будет неплохо рассказать верующим христианам: как был устроен этот храм, какие там были нюансы богослужебного плана, которые напрямую воздействовали на человека.

Так что, хотя свеча утеряла свое практическое значение как источник света (однако знаю, что есть храмы и монастыри, которые не пользуются электричеством, и там свеча актуальна и в этом плане), как элемент благолепия, которое создаете вы, ставя эту свечу, она по-прежнему уместна.

Вопрос телезрительницы из Нижегородской области: «Я постоянная прихожанка сельского храма, но у меня есть небольшая пекарня. И перед Пасхой батюшка просит меня испечь артос. Но у меня сомнения, имею ли я духовное право печь артос?».

– Печь хлеб и артос не является сакральным действием, но подходить к этому надо благоговейно, понимая, что это не просто хлеб, но литургический, в широком смысле этого слова, то есть употребляемый для богослужения. Соответственно, требуется благоговение. Благословение получено, поэтому не думаю, что здесь должно быть место какому-то сомнению. Если священник просит об этой помощи, значит, наш христианский долг – помочь. Следовательно, есть в чем-то недостаток, что было необходимо обратиться к вам, чтобы вы помогли. Поэтому, я думаю, если у вас есть такое послушание, надо исполнять его и радоваться, что мы можем приложить к нашему богослужению хоть частицу трудов. Учитывая опыт Древней Церкви, о котором я уже говорил, когда верующие люди сами пекли хлеб или могли купить его на торжище (рынке) и принести для богослужения – никаких запретов тут не может быть.

Артос как-то связан с просфорой?

– Слово «артос» звучит для нас сакрально, так же, как «потир» (от др.-греч. Ποτήρ), которое мы иногда переводим как «чаша», хотя это греческое слово, означающее емкость для жидкости, стакан. «Артос» в переводе с греческого (άρτος) – «хлеб» (поэтому, когда мы говорим «хлеб артос», – это «масло масляное»). Это хлеб, который преломляется в память о Воскресении Христовом, связь его с просфорой, приношением, очевидна. Просто сегодня наш верующий человек склонен все подразделять: богородичная просфорка, поминальная за живых и за мертвых, есть артос, антидор – все разное, на все есть свои молитвы. Конечно, это уже поздняя практика; скорее, это благочестивый обычай. По моему разумению, артос – хлеб, который мы освящаем в день Пасхи и раздаем его в Фомину Неделю, это поминальный хлеб. Поминальный в память о Воскресшем Господе, в память о том, как это было в древности, когда люди собирались за столами, и не только перед Евхаристией, как агапэ, но и после, разделяя между собой хлеб: поделить между собой хлеб – это проявить братскую любовь, именно то, чему учил нас Учитель.

Как мы с вами уже говорили, хлеб – это достаток. Если ты своим достатком делишься, значит, ты проявляешь любовь. Артос очень близок чину панагии (наверное, не все знают, что это такое – это монашеская традиция возношения уже освященной богородичной просфоры с определенными молитвословиями, разрезания на многие части и раздачи братии уже после Литургии и после братской трапезы. Думаю, что артос примерно оттуда).

Батюшка, скажите, пожалуйста, несколько слов о составе просфоры.

– Мука, вода, дрожжи, но более аутентично не дрожжи, а закваска. Еще кладут щепотку соли в память о словах вы соль земли – хотя это необязательно, но так делают. Очень простой состав, без изысков, и это чувствуется на вкус.

Батюшка, простой, но очень популярный вопрос: просфорки портятся, плесневеют... Что с ними делать?

– Несколько раз, когда меня приглашали освящать квартиры, я видел такое явление: несколько подписанных трехлитровых банок с крещенской водой, с богоявленской, простой освященной – и несколько банок заплесневелых просфорок. И я думаю: какая все же у наших людей склонность мерить благодать литрами и килограммами! Тем не менее, эти вещи освящены, несмотря на то, что они испортились под естественным воздействием. Квасной хлеб портится быстро, поэтому в некоторых других Церквах есть традиция совершать богослужение на пресном хлебе, который сохраняется дольше. Это естественная практическая тема. Так же, как и вода, хотя и была освящена, может зацвести, ведь влияют какие-то условия недуховного плана (хотя могут быть и такие), – влажность, что-то попало. Понятно, что святость не умаляется, но употреблять их уже не будешь: несмотря на освященность этих вещей, они все же подвержены воздействию. Воду можно вылить, у нас есть водоемы. Что касается просфор, которые не горят, я предлагаю просто покрошить их в ту же воду или просто утопить. Наверное, только таким способом. Думаю, выбрасывать их в мусорное ведро будет неблагоговейным отношением к хлебу, который испортился по каким-то причинам. Предлагаю не разбираться, по каким же причинам он испортился (бывает, что люди говорят: «Это по моим грехам») – по-всякому может быть.

Вы уже сказали, что в монастыре есть практика вкушения просфоры после трапезы, а миряне очень часто смущаются тем, можно ли съесть просфору или выпить святую воду не натощак.

– По этому поводу есть разные мнения, строгие, где предполагаются длинное или короткое молитвенное правило и четкая регламентация, когда и в каком состоянии можно. Четких уставных указаний по этому поводу нет. Это все продукт определенного благочестия, зачастую народной трактовки, хотя это можно услышать и от некоторых священников. Что тут скажешь? Кому-то это позволяет уровень образованности в этих вопросах. На мой взгляд, нет никаких препятствий. В Священном Писании, хотя и не по отношению к просфоре, а к еде, у апостола Павла сказано: Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Так что если все делается с благодарением: «Господи, спасибо тебе за этот хлеб насущный сегодня для меня, через который я по моей вере принимаю от Тебя освящение», то почему нет? Это сродни молитве. Мы можем молиться в любое время, в любом месте, любыми словами, которые мы знаем наизусть, или своими словами, если у нас не оказалось молитвослова. Господь принимает любое обращение к Нему.

Спаси Господи, батюшка. Благословите нас, пожалуйста, на прощание.

– Еще раз, дорогие братья и сестры, желаю вам внутренней радости и четкой веры в то, что Господь любит каждого из нас, какими бы мы ни были. Он и пришел в этот мир, чтобы через Себя освятить нас и простить нам наши грехи. Через несколько дней мы будем праздновать праздник Крещения Господня, который будет нам напоминать о наших крещальных обетах, в которых мы отреклись от зла, дьявола, злых дел и выразили свое желание сочетаться Христу. Аминь.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс