Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «У меня вопрос, касающийся темы спасения и волнующий христиан. Скажите, пожалуйста, мнение Русской Православной Церкви о современных электронных документах. Наступили или нет времена исповедничества веры в форме отказа от ИНН, СНИЛСа, банковской карты? Угодно ли Богу, если, отказавшись от СНИЛСа, христианин целенаправленно лишает себя оказания медицинских услуг, ведь ни одно медицинское учреждение без подлинника этого документа не оказывает врачебной помощи?».
– Богу, на самом деле, важны не электронные карты, не ИНН, не какие-то другие электронные вещи. Богу важна наша с вами душа. И вопрос, наверное, надо ставить так: мешает ли эта карта нашему внутреннему спасению? Мешает ли она нам ходить в храм Божий, исповедоваться, каяться в своих грехах, причащаться Святых Христовых Таин, совершать дело своего духовного внутреннего спасения?
В советское время некоторые православные христиане (не очень многие) не получали советского паспорта, но это кто мог вместить. С другой стороны, очень многие православные христиане, которые ходили в храм, имели такие паспорта. Кто-то отказывался от пенсии и жил подвижнической жизнью, но не мешал другим получать пенсию. Сегодня мы знаем, что они тоже вели достаточно праведный образ жизни, многие для нас становятся примером в духовной жизни.
К сожалению, сегодня в медицинских учреждениях и без карточек особых услуг не оказывают (не лечат, а «услуги оказывают», вот в чем беда). Поэтому вопрос очень опасный, очень сложный. Настали ли последние времена? Первые христиане с самого начала уже ждали последних времен. Но разница между нами и ними в чем заключалась? Они ждали Второго Пришествия Христа Спасителя, то есть Господа ожидали, а мы с вами, к сожалению, не ждем Второго Пришествия, не ждем Господа с радостью принять Его, а ожидаем пришествия в мир антихриста. Вот в чем беда.
Живите с Богом – ищите Бога, не ищите чего-то другого. Еще раз говорю: если какие-то документы мешают вашему внутреннему духовному спасению, как-то решите этот вопрос со своим духовником. Найдите себе духовника, который будет близок вам по духу, и старайтесь этот вопрос решать с ним.
Но, насколько я понимаю, чаще всего это бывает оправданием тому, чтобы самому духовно не расти, а найти причину в чем-то другом. Почему мы не молимся, почему не совершаем каких-то вещей? Нам мешают какие-то документы, какие-то распоряжения. Но никто же нам сегодня не запрещает, не мешает в храм ходить: никто ни у кого при входе в храм не спрашивает, есть у тебя такой документ или нет такого документа, или, скажем, без такого-то документа в храм не пускают…
Вот когда от вас будут требовать: «Или Богу молитесь, или документ получайте», – тогда другой вопрос, тогда действительно мы должны будем свидетельствовать о нашей вере. Сегодня от нас этого никто не требует. У нас есть номер в свидетельстве о рождении, есть номер в паспорте, мы же к этому нормально относимся.
Некоторые духовные лица, которые делают себе какой-то авторитет на борьбе с ИНН и еще с чем-то, говорят, что ИНН принимать нельзя. А если, например, у бизнесмена есть ИНН, он им пользуется, чтобы фирма работала, и он приносит пожертвование в храм, – как же мы тогда принимаем эти пожертвования, ведь он же с ИНН работает? На что они говорят, что, может быть, он через это спасется. Но это опять двойные стандарты получаются. Если ты строг, так будь принципиален до конца; если лукавишь уже в этом, то не надо этот вопрос поднимать.
Если вам мешает этот вопрос в деле вашего спасения, попытайтесь это преодолеть. Сможете преодолеть, сможете перенести тяготы, сможете жить без работы, на которую вас не примут, сможете найти работу, где это не востребуется, – помоги вам Господи, укрепи Господь! Но еще раз говорю, что на сегодня ни одна бумажка не мешает православному христианину совершать путь своего спасения. К счастью, на сегодня это зависит только от нас. Что будет дальше – посмотрим. Кто-то, может быть, не доживет до момента конца света.
Живите сегодняшним днем и благодарите Бога: кто знает, будет ли завтрашний день, даст ли нам завтра Господь Свою милость, которую нам дал сегодня. Дал нам Господь милость дожить до праздника Рождества Христова – радуйтесь и благодарите Бога. Смотрите внутрь себя, не смотрите на внешние бумажки: не через бумагу мы спасаемся, а через свое внутреннее делание.
Простой вопрос от телезрителя: что дарить на Рождество? Такая традиция – дарить подарки...
– Подарки разные бывают.
Как я понимаю, телезрителя интересует, как подарок соотносить с нашим церковным праздником.
– Кто-то дарит коробки конфет. Я вот, например, собираю ангелочков – мои знакомые уже это знают и дарят ангелочков, откуда-то приезжают и привозят различные статуэтки ангелочков. Подарки могут быть совершенно разные. Самый лучший подарок – это молитва. Если человек в этот день сходил в храм и помолился за своих близких, наверное, для верующего человека это будет самый большой подарок. А так – любовь надо дарить: любая вещь, подаренная с любовью, с радостью и принимается, а когда без любви, тогда и радости это не приносит, что ни подари.
Как бы Вы ответили из опыта на вопрос: как не торопиться жить? Как мне не торопиться, сохранить мир, спокойствие и к пенсии не потратить свою нервную систему?
– Просто надо жить с верой в Бога: торопись, не торопись – не будет Божиего благословения, ничего в жизни не будет. Это не значит, что надо сидеть и ждать, пока что-то само собой решится, нет. Конечно, надо к чему-то стремиться, что-то делать. Не надо перегружать свой день – надо реально смотреть на дела, которые мы можем сделать или не можем сделать. Может быть, надо взять неделю и проанализировать: что мы делаем, что успеваем, что не успеваем сделать из запланированного, и потом уже просто по-другому планировать свой день? Мы хотим охватить необъятное, но такого не бывает.
Господь везде присутствует, а мы – люди немощные, к сожалению, несущие на себе последствия грехопадения, поэтому никуда не денешься. Мы суетимся очень много. Очень много в нашей жизни забирает так называемый прогресс. Казалось бы, все делается, чтобы человеку было удобнее: появились машины, самолеты, поезда. И, казалось бы, люди должны были бы добираться куда-то быстрее, но мы нигде не успеваем – на машине стоим в пробке, поэтому не успеваем, а раньше на лошадочке, пешком люди везде успевали, никуда не опаздывали… Письма писали, – а мы сейчас разучились писать, открытки перестали писать. До смешного доходит: уже поздравления, которые мы посылаем друг другу часто через телефоны, даже не пишем сообщением, а посылаем картинки, которые кто-то где-то когда-то сделал. Тоже задумайтесь над этим: нужно это кому-то или не нужно? Если вы приложили усилие, набрали пальцами на клавиатуре буковки, уже видно, что вы что-то сделали, потрудились, а когда просто переслали что-то кем-то сделанное, то радости это особой не приносит и как поздравление не очень воспринимается…
Мы очень много суетимся. Мы очень много времени проводим в тех же социальных сетях. Кажется, «сейчас я на две минутки зайду, посмотрю», а эти две минутки порой вытекают в час-два, а иногда и больше – попадая туда, мы теряем счет времени, это нас начинает затягивать. Мы приходим домой уставшие. Казалось бы, сейчас сядем у телевизора, посмотрим новости, и больше ничего. Хорошо, если есть сила воли посмотреть новости и на этом остановиться, но это затягивает: вдруг после новостей еще что-то интересное появилось…
Мы говорим, что устаем, не находим времени на общение в семье, на молитву времени не хватает. Но хватает же времени у телевизора посидеть, по телефону с кем-то поболтать по полчаса, а порой и больше (особенно женщины подвержены этому)? На это мы время находим. Очень много суеты. Постарайтесь суету и лишнее убрать из своей жизни, и тогда времени станет больше.
Вы говорили о любви: что лучший подарок – любовь. Как подарить любовь? Как это сделать правильно? Не всех же людей можно полюбить, это невозможно...
– Вы правильно отметили: невозможно. Как-то в свое время отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Можно ли любить всех? Невозможно. Но мы должны, потому что мы христиане» – вот это показатель нашего христианства. «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят»... Конечно, очень тяжело любить всех окружающих.
Любовь – это жертва. Научитесь любить хотя бы близких для начала. Ради себя мы всегда идем на какие-то жертвы, а готовы ли мы идти на жертвы ради наших близких? Господь нас любил, Он показал нам пример любви даже до крестной смерти. Можем ли мы сказать, что наши отношения с нашими близкими такие же высокие, как тот идеал, который показал нам Господь? Наверное, не всегда. Вот к этой любви надо стремиться. Опять же, это должно от сердца идти.
Научиться этому? Как любое дело – это дар Божий. Стремитесь, просите: «Господи, дай мне дар любви, дай дар веры». Будет вера – будет любовь. Апостол говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви ,– то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Научить этому? Церковь учит, Евангелие учит – все написано, сказано, как это делать. Делайте, стремитесь, просите у Бога и сами совершенствуйтесь, воспитывайте себя, тогда и любовь будет. Будьте проще: где простота, там и любовь появляется. А где мудрование какое-то, там любви как раз уже меньше становится.
Вопрос телезрительницы: «Поздравляю Вас с праздником и желаю всего доброго! У меня вопрос о грехе уныния. Я знаю, что уныние считается грехом, по христианскому учению, но не могу из этого греха никак выйти, не получается. Может быть, Вы мне подскажете какой-то путь выхода из уныния и апатии?».
– Прежде всего, при унынии ищите укрепления в вере. Уныние появляется от маловерия или от неверия. Человек верующий понимает, что с Богом человеку возможно все, с Богом человек может преодолеть любые соблазны, любые искушения, любые скорби, которые ему посылаются. А когда Бога в сердце нет, когда веры в Бога нет, упования нет, тогда появляется уныние. Я считаю, здесь нужно прежде всего просить укрепления в вере. У верующего человека, конечно, могут быть какие-то печали в жизни, ведь мы не всю жизнь радуемся, мы и печалимся, скорбим о чем-то – мы же люди. Но мы не допускаем в сердце уныния, понимаем, что все равно есть выход. Даже смерть – это все равно выход, это переход от жизни временной к жизни вечной.
Пытайтесь в своей жизни (как иногда кажется, совершенно безнадежной) искать положительные вещи, а они всегда будут, их всегда можно найти – всегда можно найти что-то доброе, хорошее в том, что нас окружает. Но мы этого не хотим видеть, мы зацикливаемся на проблемах и, к сожалению, начинаем от неимения веры внутри, неимения ощущения присутствия Божия (это не значит, что его нет – просто мы этого присутствия не чувствуем) поддаваться греху уныния. А он за собой может повлечь много-много других грехов. К сожалению, порой даже непоправимых.
Поэтому просите прежде всего укрепления в вере, чтобы Господь ваше сердце смягчил, веру укрепил, и, глядишь, потихонечку выйдете из этого состояния. Походите в храм и ищите в храме радости, а не негатива. Мы приходим и начинаем в храме проблемы искать: то батюшка не такой, то бабки не такие, то храм не такой. А вы придите с чувством к Богу – с чувством, что вы пришли в дом Божий и Бога ищете, тогда и батюшки будут нормальные и все остальное: мы приходим к Богу с нашей душой.
Старец Симеон отмечал: мы говорим, что мы такие хорошие, мы за другими только видим. А что мы? Даже, казалось бы, самые лучшие? Это же все не наше, это все от Бога дано, дар от Бога, а наши – только грехи. Вот уныние – это наше, это грех, мы его допустили в свое сердце, ибо веры в Бога не имеем. А была бы вера, было бы упование на Бога – не было бы у нас уныния, тогда Господь дал бы нам этот дар. Значит, мы не хотим, не готовы сегодня его получить, веры нам не хватает.
Еще есть хорошая христианская традиция – в большие праздники ходить в детские дома, дома престарелых, детские хосписы и так далее. В этот момент можно почувствовать себя нужным, если ты не нужен, если ты в унынии, – поделиться радостью...
– Иногда даже и ходить никуда не надо, надо просто по сторонам посмотреть, когда мы унываем, и увидеть, что люди живут гораздо хуже нас. У нас денег на что-то не хватает, а вы посмотрите, когда люди живут в таком же положении, но еще и инвалиды – или когда человек к кровати прикован, или когда у человека болезнь серьезная...
Когда вера есть, Господь не оставляет. Вот сегодня мы говорили по поводу разных документов. Одна моя знакомая рассказывала: в Рязани были старицы, три сестры, у них не было паспортов, но они умудрялись летать на самолете по святым местам; хотя билет без паспорта купить невозможно, а Господь все управлял. Вера была крепкая, поэтому все делалось. Господь управлял, помогал, и на самолет без паспорта пускали.
А у нас веры не хватает. Мы считаем, что уныния не будет, когда мы будем жить в богатстве. Поверьте мне, что богатые унывают ничуть не меньше. В 90-е годы все мы, прильнув к телевизору, смотрели бразильские сериалы. Может быть, смотреть не надо было, но название всегда помнить, что и богатые тоже плачут: можно не иметь ничего, но иметь радость общения с Богом, а можно иметь все и впадать в уныние, отчаяние, скорби и быть вечно недовольным своей жизнью.
Вопрос телезрительницы: «Я много лет ходила в храм и даже не знала, что нужно было перед Причастием читать каноны, я просто исповедовалась и причащалась. Скажите, получается, что Господь, как говорится, не отпустил никакие мои грехи, так?».
– Нет, не так. Вы ходили и принимали благодать Божию на тот момент настолько, насколько были готовы ее принять. Сегодня Господь вам открыл больше, сегодня вы знаете больше. Знайте: и от всякого, кому дано много, много и потребуется... Вот вы доросли до того, что нужно читать правила, и это уже счастье.
А если человек знает, что нужно читать, но не читает по лености?
– По лености – это уже грех. Мы приходим к Чаше, и читают молитвы: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Христовых Таин, Господи, но во исцеление души и тела» – надо бы задуматься, что оно может быть и в суд, и в осуждение.
А как правильно детей более старших готовить к Причастию, как с ними об этом говорить? Например, до 7 лет меня родители не трогали, я причащался спокойно, а после 7 лет мне уже начинали вводить какие-то маленькие правила. Может, есть какое-то особое указание Церкви, какое-то правило?
– Ребенка надо воспитывать еще в утробе своей: родители должны сами исповедоваться, причащаться регулярно. Когда ребенок рождается, его крестят и с младенчества начинают носить к Причащению. Какое ему правило надо? Никакого. Когда он чуть-чуть подрастает и что-то осознает, надо прививать любовь к храму и умение вести там себя правильно: ребенок должен понимать, что в храме нельзя хулиганить… Должна быть определенная строгость, но строгость должна проявляться с любовью.
Когда дома молитесь, может быть, не надо заставлять ребенка вставать на полную молитву, но он должен видеть, что вы, родители, молитесь, и где-то с вами на молитву вставать. Но это все должно через любовь даваться. А если мы это даем через злость, через раздражительность, заставляя, насилуя ребенка, и сами этого не делаем, а его заставляем, то ребенок это чувствует, он все в себя впитывает.
Очень часто бывает, что дети, которые ходят в храм с детства, с младенческого возраста (я на своем опыте замечал это), не ждут, когда им настанет 7 лет, чтобы пойти к Исповеди. У них в какой-то момент, лет в 5, есть потребность прийти к батюшке покаяться, подойти под разрешительную молитву. Им интересно: они смотрят, как папа с мамой исповедуются, их батюшка накрывает, – а почему он их накрывает? Он подошел, с батюшкой побеседовал, батюшка ему вопросы задал... Ребенку это интересно, он начинает участвовать в жизни Церкви.
Потихонечку дома учите ребенка маленьким, простеньким молитвам, например, «Богородице Дево, радуйся». Во-первых, это умилительно, когда ребенок это читает, знает, во-вторых, у него это откладывается, он этим начинает жить. Тогда в свое время это даст определенные плоды.
Да, может быть, когда мы проходим сложный возраст отроческого, юношеского становления, внутри нас появляется протест, мы пытаемся доказать свою взрослость, начинаем протестовать – здесь не надо насиловать волю ребенка. Делайте сами, с любовью молитесь за ребенка, чтобы он видел, что вы его любите, что вы в храм ходите не по понуждению, а по любви. Тогда это время пройдет, а посеянное семечко даст свои плоды в нужное время.
А если вы сами в храм идете через силу, не с радостью, а как на каторгу, утром в воскресенье просыпаетесь с мыслью, что опять в храм надо идти, не ждете момента, чтобы в храм побежать, то, конечно, ребенок это чувствует. И, конечно, у него то же самое появляется. А вы начинаете его будить: «Давай вставай, как же ты в храм не пойдешь?!». Ну, маленького можно заставить пойти, а в какой-то момент (после 7-ми лет, особенно в 10, 11, 12 лет) он уже начинает все понимать – получается протест. И, к сожалению, потом вообще это все может плохо закончиться. С любовью все надо делать. Когда есть любовь, тогда есть все. Когда нет любви – очень тяжело. Просите у Бога дара любви: это основа, на которой строится вся наша с вами христианская жизнь.
Отец Алексий, мы еще раз благодарим Вас за то, что Вы нашли время в эти трудные, но вместе с тем праздничные дни, потому что очень много служб, много различных встреч, праздники, елки... С праздником Вас, отец Алексий! Очень приятно, что Вы были с нами.
– Спасибо, Сергей! Спасибо, дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с праздником и желаю вам помощи Божией! Не спешите жить, еще раз хочу напомнить, особенно в эти радостные дни: праздник Рождества Христова – это радостный праздник, это праздник надежды для нас, что Христос Родившийся дает нам возможность восстановить утраченное некогда единство с Богом. Поэтому живите этим, радуйтесь и не спешите жить.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
По традиции в дни Рождества и Пасхи Святейший Патриарх Кирилл посещает медицинские и социальные учреждения. Как и на Пасху после своей интронизации в 2009 году Святейший Владыка в этом году вновь посетил бездомных.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.