Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №05 (950) → Протоиерей Андрей Алексеев: О татуировках

Протоиерей Андрей Алексеев: О татуировках

№05 (950) / 1 февраля ‘18

Беседы с батюшкой

Отец Андрей, с какими мыслями, с каким настроем Вы посоветуете вступать нашим телезрителям в новолетие?

– Поделюсь с вами соображениями не своими – есть замечательные рассуждения святителя Феофана Затворника. Он пишет, что каждый из нас должен научиться в своем сердце воспитывать благодарность Богу. Воспитывать! Да, мы служили новогодний молебен и высказывали свои сердечные чаяния Небесному Отцу. Да, уже вошли в новый год, идут его первые дни, которые подвигают нас над чем-то размышлять и задумываться. Но что мы несем в своем сердце, насколько долго мы в нем сохраняем благодарность?

Оказывается, это непросто. Ведь всякое дело, которое мы совершаем, предполагает постепенное навыкание, постепенное формирование в человеке способности совершать какое-то действие регулярно. И, по глубокому святоотеческому совету, мы должны учиться искусству благодарить Бога. Как это делать? Духоносные отцы Православной Церкви рекомендуют нам в течение всякого дня понуждать себя размышлять, и не только на уровне отдаленных перспектив. Вот, поблагодарил: пришел в храм, молебен заказал. Нет, нет, нет! Каждый день учиться возгревать свое сердце памятью о благодеяниях Божиих ко всему человечеству и к тебе лично.

Что они рекомендуют делать? Просматривать историю жизни людей, которая, сдобренная духовной солью, через чтение Божьего слова, духовной литературы сподвигает нас помнить о присутствии Бога в мире. Мы забываем это… Мы пользуемся всем: мы вступили в новый год, нам Господь дал пережить столько всего разного, пройти различные испытания, умудриться, обрести что-то. Мы должны учиться искусству благодарности и умению призывать свое сердце открываться перед Богом в этом чувстве. То есть, просматривая историю жизни людей, мы должны, ощущая присутствие Божие в ней, об этом себе чаще напоминать.

Но в жизни каждого из нас есть события всякого дня, есть различные месяцы уже ушедшего года, наступившие часы, первый день нового года. Здесь духоносные угодники Божии рекомендуют учиться вспоминать, что было в твоей жизни такого, что ты почувствовал (мы многое не чувствуем!), увидел, как Господь помог тебе: ты сдал экзамен, ты исцелился от болезни, ты обрел семью, ты получил квартиру, ты прошел какое-то трудное, сложное испытание в жизни, или, может быть, испытал какую-то особую радость – насколько ты Бога благодаришь за это? Учишься ли ты этому искусству?

Есть такая благочестивая традиция: в эти дни навещать своих друзей, навещать родственников. Но часто бывает так, что родственники, допустим, не постятся, не ходят в храм. Как наладить общение со своими невоцерковленными родственниками и друзьями?

– Вы подняли большой и очень важный вопрос. Большой, ведь мы живем в обществе, где многое меняется, и за годы, когда Церковь вошла в разные сферы деятельности современного общества, многое происходит уже иначе, нежели это было совсем недавно.

Если рассуждаем о гостях, конечно, для верующего христианина обычно Святки – это время, когда мы ходим в гости, поздравляем друг друга с наступившим праздником Рождества Христова, общаемся. Это и встречи, и застолья. Безусловно, это радость, это вторая литургия, трапеза. Но как быть с теми, кто еще к чему-то не готов и для кого уже наступило время торжеств, праздников? Они недоумевают, могут обижаться...

Здесь важна рассудительность. И, готовясь к главному событию, внимание уделить и тем, кто сегодня к чему-то сами не готовы: найти меру и возможность обратиться с добрым словом, прийти (но не нарушая поста, – я обращаюсь к тем, кто уже практикует пост, кто уже вошел в жизнь христианскую) кого-то навестить из близких, из тех, которые зовут, которые ждут, и сегодня, может быть, не готовы услышать: «Знаешь, давай я подожду неделю и потом к тебе приду». Конечно, хорошо бы так, ну а если не получается так? Это ведь тоже маленькое миссионерское служение. Взять что-то очень хорошее, доброе, например, книгу хорошую подарить в наступивший новый год. Или призвать в эти дни подготовиться и прийти в храм: «Слушай, бабушка, а давай с тобой вместе сходим в храм? Я с тобой уже столько об этом говорил, но давай вместе пойдем – я тебя с батюшкой познакомлю, можно будет с ним поговорить. Мы сейчас с ним созвонимся, пообщаемся и, возможно, он минутку найдет. Конечно, не в день Рождества – тогда будет сложно, а в эти дни о чем-то поговорить».

Сколько в эти дни совершается встреч! Сколько вот таких бывает бабушек, дедушек, да и молодых людей, которые заглядывают в храм, приходят пообщаться, посоветоваться о личной жизни – в эти дни у многих людей горят глаза и сердца. Это время, когда можно у человека найти в сердце готовность к добру, к чуду (я сейчас «перевожу» на светский язык), возможность войти во что-то необычное. Человек предрасположен к этому, он направлен на благое. Как этим не воспользоваться?

Тут нужно быть очень осторожным и аккуратным. И если сегодня возле нас есть люди, наши близкие, которые нас зовут, и по-другому никак не получается – зайдите к ним в гости на полчаса – час на чашку чая. Почему нет? Захватить с собой что-нибудь постненькое, посидеть, пообщаться, побеседовать, о чем-то рассказать, духовные стихи почитать, порассуждать о чем-то, войти в общение: тут можно взять за основу хорошее сравнение – уподобление пчеле. Пчела летает по полю, собирает нектар и вдруг залетает на навозную кучу. Что она делает? Она ищет и там цветочек, садится на цветок и собирает нектар. И затем это все станет вкусным медом.

Если кому-то из вас удастся хоть малую толику в сердце близкого человека вложить в эти дни, к чему-то его сподвигнуть – вот вам уже достойное завершение поста. Представляете, вы не успели что-то сделать, пост прошел не так, как бы нам хотелось: что-то мы хотели, у нас не получилось, что-то мы желали – не вышло. А здесь последняя финишная прямая, она у нас вот такая: у кого-то она в монастыре, у кого-то – в паломнической поездке, такое тоже бывает. Хотя лучше в эти дни быть дома, готовиться к Рождеству, внутренне настраиваясь, собираясь прийти в свой храм, на свой приход. Желательно, конечно, встречать Рождество среди близких людей... Но есть те, кто выезжает, – есть такая традиция. Важно продумать этот момент: какие люди в поездке, к чему они готовы, насколько эту программу нужно сверстать и донести до сердца человека, чтобы попытаться постучать в его душу.

Если хоть немножко это удастся, значит, наши старания постом не напрасны: что-то мы смогли и в отношении себя сделать, а, возможно, кого-то еще призвали к чему-то хорошему, большему, значимому, доброму и светлому.

Новый год – это еще и детский праздник. Дети видят вокруг фейерверки, яркие костюмы. Но все это происходит во время поста. Как объяснить ребенку, что это не главное? Как его настроить на духовный лад?

– Знаете, в отношении ребенка – это отдельная тема, и здесь важно не вырывать это все из контекста. Есть целый путь жизни, есть целый год, и мы потихонечку к чему-то готовим ребенка. Если это воскресная школа (кстати, в нашей школе мы не заканчиваем прием детей ни на день, весь год будут приходить дети – совершенно светские дети, нецерковные, мы всех пускаем), нужно войти в живое общение с ними. Нужно действовать не путем запретов... И потом, допустим, сегодня человек пришел, ты скажешь ему: «Пойди, сделай это», – но он к чему-то не готов. Посмотрите, что сейчас можно сделать.

Бывают такие случаи, признаюсь вам честно, когда люди искренние, не знающие чего-то, прибегают с какой-то ситуацией, которая уже запущена и должна состояться сейчас: вот сейчас ты ее (ситуацию) не остановишь, она уже сейчас состоится, например, они собираются куда-то уехать отдыхать в эти дни. Ну, не получилось у них понять, не рассказал им никто, и уже путевка есть. Что делать? Они сейчас тебя уже не услышат, они сейчас открыты для того слова, которое в их сердце отзовется через некоторое время твоею теплотою и добротою. Взять тут же все перечеркнуть: «Нельзя! Не делай!»... Говоришь им: «Дорогие мои, а никак нельзя отменить?». – «Батюшка, уже никак нельзя… Мы не знали… Вот, пришли… Новый год, такие события, а мы уезжаем в поездку, у нас отдых... Идет строгий пост. Как быть?». Сколько раз были такие случаи…

Люди уезжают отдыхать и в церковь заглянули, чтобы получить совет. У них сейчас какое-то мероприятие, они уже там записаны, они в оргкомитете, они участники какого-то действа, где будут и фейерверки, и еще что-то: «Как быть сейчас?». Спрашиваешь, можно ли как-то переместить, пытаешься разобраться, вникая в ситуацию. «Нет, нельзя». В такой ситуации я обычно говорю: «Хорошо, давайте, может быть, так попытаемся поступить. Конечно, это неправильно. Но если не получается, пусть сейчас будет так, как у вас получается (речь не идет о каких-то беззакониях). Ладно, поезжайте сейчас, но попытайтесь там что-то сделать иначе. А на будущее давайте учтем, что путевочку брать лучше после Рождества. Или как-то в течение года настройтесь в вашей организации, отпуск сверстайте. В течение какого-то времени подойдите к тому, что будет происходить в эти дни, настройтесь на иное, чтобы в следующем году не испытать чувство стыда, которое сегодня вы испытываете. Давайте попытаемся вот так, более умеренно сделать это сейчас»...

Вот у меня был случай: пришла женщина в храм, она занимается организацией корпоративов. Спрашивает: «Батюшка, что мне делать? Это моя работа – светские мероприятия. Я зарабатываю себе хлеб этим. Вот сегодня я во всем этом, сегодня я не могу оставить эту работу. Конечно, я о чем-то мыслю и думаю, но сейчас вот так. Как мне быть?». И мы с ней вникали в ситуацию светских мероприятий (поскольку мы проводим церковные мероприятия, их немало – и фестивали, и творческие вечера, и святочные вечера, и какие-то игры). Но тут пост, тут светское общество.

Слушайте, давайте отмахнемся: «Да ну вас всех! Да пропадайте, как хотите, нам до вас дела нет. У нас впереди Рождество, а вы безбожники, язычники. Тьфу на вас!..». Правильно ли это? Верно ли это? Мне кажется, что нет... Эту женщину зовут Катя. Мы попытались с ней разобраться, как сейчас, в этой ситуации, ей можно, будучи христианкой, которая стала воцерковляться, наполнить те светские мероприятия, которые все равно будут, содержанием, где будет, может быть, маленькая толика чего-то духовного, обращение к чему-то большему? Напомнить, чтобы была благодарность Богу, готовность у людей над чем-то задуматься, как все будет оформлено на столе, какие будут мероприятия, игры, шутки в том числе, шарады, какие-то юморески. Как это сделать? Это будет пошло, цинично, страшно – или что-то можно внести иное, чтобы подумать о перспективе? Сегодня это где-то вот там, но завтра может быть уже здесь, а послезавтра вот здесь, и так далее. Начать с чего-то.

Знаете, она попробовала, и у нее получилось. Она пришла ко мне радостная с тем, что ей удалось людей заинтересовать, а еще после этого кого-то привести в церковь. Понимаете, это поле миссионерской работы. И если подойти стандартно: «Есть ваше, есть наше, вы к нам не ходите, мы к вам не ходим. У нас резервация и все. Мы живем вот так, а вас мы знать не хотим» – верно ли это, Денис?

Конечно, нет.

– Вот я тоже размышляю. Мы знаем, как правильно, – это верно, и совершенствуйся в этом, иди в эту сторону. Но есть много людей, сегодня к этому не готовых. Есть очень много людей, которые вообще этого не знают. Есть те, кто боится, их как-то пугнули: «Не ходи, не делай! Уйди отсюда!» – там у человека травма, в его сердце происходят страшные вещи. Его испугали, и он сказал: «Слушайте, в вашей Православной Церкви злые все, унылые, угрюмые, они общаться не хотят, готовы укусить, ужалить и сделать еще так больно... при этом перекрестившись и сказав правильные слова из Евангелия!».

Конечно, я немножко утрирую, но разве вам, дорогие друзья, не приходилось с этим сталкиваться? Мне приходилось. И, признаюсь честно, мне бывало страшно от таких ситуаций, и я себя ловлю на том, как попытаться объяснить человеку, пришедшему сегодня искренне, в порыве новогодних чувств. Он заглянул, у него в голове уже какие-то идеи в отношении этого вечера: он уже пойдет туда, он уже не отменит. Оттолкнуть его или попытаться как-то привлечь его: давай посмотрим, что сегодня можно изменить, как можно организовать в этом пространстве что-то иначе, раз ты пришел – я готов с тобой поделиться тем, что у меня есть, как наполнить это мероприятие чем-то иным. А ты, когда приведешь и заинтересуешь этих людей, может быть, тоже сумеешь, взяв оттуда что-то важное, ценное, вложив в их сердца, привести людей к вере: как было здорово, это был самый лучший корпоратив в нашей жизни! «Я уже участвовал много раз, но чтобы было вот так! Как вам удалось? Где вы это вообще взяли? Откуда были такие вопросы? Слушайте, так было здорово! А можно Вас еще раз пригласить? А у нас там еще... Давайте-ка ваш телефон запишу, хочу посоветовать Стасу, Мариночке, Мише – они такие хорошие ребята, они мероприятия проводят. Слушайте, у вас какой-то прорыв! Можно с вами вести какое-то взаимодействие?». Вот уже и сети расставлены, вот уже и наживка брошена – и там, глядишь, и Стас, и Миша, и Марина, и кто-то еще задумаются.

Давайте переведем на современный язык рассказ из одного патерика. Христианина, который живет во внешнем мире, взял на работу богатый человек. Взял с условием: «Я беру тебя, но про Христа ты ни слова не говоришь. Понял?» – «Хорошо», – ответил тот и стал просто жить со Христом, ни слова про Него не говоря. Все, что было ему нужно, он делал в своей комнате в доме хозяина, а дальше он просто жил по-христиански и поступал по Евангелию. Хозяин посмотрел, вначале посмеялся над ним, даже поерничал и поиздевался, а тот просто неуклонно продолжал жить со Христом, доброжелательно, искренне. Хозяин присмотрелся более внимательно: – Слушай, а ты какой-то другой! Слушай, а кто тебя таким сделал? – Христос. – Слушай, я тебя попрошу: ты меня с Ним познакомь, а? Я тоже так хочу.

Вот здесь, дорогие друзья, будем аккуратны и внимательны: важно своего не размыть, и тех, кто уже готовы к большему, должны совершать это большее. Конечно, не выпячиваясь, борясь с тщеславием, самолюбием, самомнением. У вас этого нет? У меня есть. Я собой недоволен, и я прошу Бога в наступившем году помочь мне продолжать борьбу с тем злом, которое я в себе вижу. Я благодарен Богу, что в Церкви и могу вести с этим борьбу в себе.

Но знаете, что очень важно иметь в виду? Эта наша борьба часто совершается за пределами взоров, которые направлены на священника. Есть внешняя сторона его жизни, а есть внутренняя: что ты испытываешь к людям, приходящим к тебе, как ты к ним относишься, как служишь им, как отдаешь или не отдаешь себя, готов ли отдавать? Это одна сторона – твой внутренний мир. Ты к чему-то готов? Трудись. А как быть с остальными? С тем большинством, которое к чему-то не готово? Если ты сейчас будешь предлагать им сейчас для исполнения эту правду строго, жестко и войдешь в этот мир, то, боюсь, здесь можно совершить большую ошибку. Сам не отказывайся, продолжай, но, выходя в это пространство, попытайся призвать людей и понять, что сегодня их мера незначительна, а у кого-то вообще едва заметная. Но можно начать помогать этим людям с малого.

«Если ты не готов провести это время как положено и не постился – уходи!» – разве это правильно? Он готов начать – определите его меру. Давайте найдем в эти дни, что он может сделать, и это тоже будет пост, тоже будет воздержание. Сознательно пойти к близкому человеку, который живет недалеко или далеко и просит тебя: «Приди в эти новогодние дни». Если мы помолимся, подумаем и соберемся, возможно, этот человек, почувствовав от нас теплоту, ощутив по отношению к себе заботу и внимание, тоже захочет пойти туда, где сделали таким добрым, отзывчивым, милосердным того близкого человека, который пришел, утешил, направил, немного поддержал: «Слушай, да я хочу быть таким, как ты! Давай вместе с тобой!». Или отторжение, отчужденность, невнимание – и тогда будет другая реакция. Давайте будем осторожны, аккуратны, не забывая всего, мы будем его беречь, хранить... Ошибки и грехи осуждаются, а вот люди оправдываются. А еще их важно поддержать.

Как писал тот же святитель Феофан Затворник: если можешь, улыбайся людям. Это ведь непросто – понуждать себя улыбаться людям, когда больно, трудно, тяжело. Мы читаем в Евангелии, что, когда постишься, не показывай всем, что ты такой хороший. Ты являй не только воздержание в пище (что, правда, очень важно), но еще и добрые дела: сострадании, милосердии, поддержку, помощь…

Сегодня я говорил о мере; нужно понять, кто перед нами, какова эта семья – есть те, для кого такой вопрос не стоит: остались последние дни перед Рождеством, и они просто не пойдут; а есть те, кто пойдет. И здесь надо посмотреть, куда они пойдут, и если человек еще не готов (пока не понимает, не вмещает, он только начинает свой путь), давайте найдем место, куда можно пойти – найдем для этого человека, куда он может пойти. Давайте выберем. Это тоже очень важно – определиться, куда можно пойти.

Мне приходилось общаться с известными церковными иерархами, когда мы для светских детей находили мероприятия, куда их направляли, где было доброе, светлое, хорошее новогоднее представление. Но это были светские дети, которые начинают процесс своего воцерковления. Все обрубить, запретить, не позволить? Я помню общение с замечательными людьми, пережившими годы гонений – это люди, уже успевшие что-то сделать в духовной жизни, занимающие высокое внутреннее положение в этом мире. Я с ними советовался, как поступить. И мы подбирали те мероприятия, работая в миссионерском направлении, куда можно было бы направить этих детей, чтобы они не осквернились: совершающееся на новогодних площадках подчас либо чрезвычайно примитивно, либо нередко опасно – подчас бывает такое, что страшно и стыдно смотреть, нецеломудренное. Подобрать доброе. Организовать светлое. Помочь, проконсультировать тех, кто хочет сделать лучше. Вот так они пока не умеют, но они обращаются к тебе с просьбой.

У меня был случай, когда я просил благословения духовника, чтобы написать новогодний сценарий в одну светскую школу. Почему? Скажу. Доподлинный случай. Классная руководительница поставила спектакль, а я просто узнал, что это за спектакль. В нем со стороны детей были страшные действия. За основу была взята «Ночь перед Рождеством», более того, ее наполнили своеобразными вещами: были внесены сегодняшние неформальные объединения, и все это на сцене обычной светской школы. Были люди, которые вносили в это произведение диссонанс… Николай Васильевич Гоголь раскаивался в том, что в каких-то моментах перешел границы, ведь он имел духовника в Оптиной пустыни и, приезжая к нему, каялся, что где-то отошел, увлекся, пытался высмеять зло, а получилось, что кого-то смутил.

Учительница по неведению взяла эту историю, перенесла на современную почву, у нее была и женщина-блудница. И кто к ней идет? Вспомните произведение. И что они там делают? И бес, который летает, тут же у нее и панки, и металлисты, и разные другие неформалы (не буду о них говорить). И все это на школьной сцене, и все это играют дети. Когда я об этом узнал, уже все было сделано. Я позвонил этой учительнице и общался с ней очень долго: знакомый мне ребенок учился в этом классе. И она была готова меня слушать. 40 минут она вообще не понимала, о чем идет речь, – 40 минут! А я с ней разговаривал и молился: «Господи, помоги мне достучаться до сердца! Прошу Тебя!». Она искренне не понимала: «Батюшка, да смешно! Да перестаньте! Да ведь ерунда!». Да не ерунда, вы смутили, соблазнили этих людей, вторгли их в душевредную область, более того, исказив какие-то моменты, которые на этой школьной сцене зазвучали еще страшней. И, когда она поняла, что сделала, то расплакалась, пришла на исповедь, а через год, став прихожанкой нашего храма, подошла ко мне с вопросом: «Батюшка, что делать: у нас снова новогодний спектакль. Вы пишете сценарии к детским спектаклям, сможете нам помочь?».

Я пообщался с духовником, помолился, сел и написал сценарий в стихах «Хроники Снежной королевы». Это школьная история – как дети готовятся к Новому году. Слово «Бог» в ней было всего раз, в самом финале. Было показано, как дети в классе готовят стенгазету и все перипетии их жизни – все в стихах.

Сказка «Снежная королева» – современная жизнь: «холодное сердце», а потом оно оттаивает – кто-то решил быть неравнодушным в этой ситуации и попытался незаметно ввести в этот класс Христа своей готовностью не участвовать в беззаконии, своей решимостью просто рассуждать о честности, доброте, о целомудрии и т.д. И когда все это разворачивается, мы вдруг понимаем, что есть источник всего этого, и только один раз в финале это имя, это слово, это понятия, эта личность высвечивается. В финальных стихах, которые читает пришедший Новый год, чтобы из его уст прозвучала эта благодарность к Богу, сподвигающая человека покаяться, что ты оступился, иметь готовность в наступившем году поступать иначе. Такая получилась сказка.

Я оказался в интересном положении: как быть, отказаться? Но постой, ты же кашу заварил, ты включился: этого нельзя, это плохо – тогда дай другое этим сегодняшним светским детям, которые играли сказку. А потом я взял ее, немного дополнил, и мы показали ее в нашей воскресной школе – не как новогоднее представление, а как представление перед началом нового учебного года. Там тоже был новый год, но учебный. Я достал эту сказку, и она прозвучала на нашей сцене и тоже была интересна и полезна.

Как замечательно сказал преподобный Иоанн Лествичник, нет добродетели без рассуждения. Рассуди, какова ситуация сегодня: с фейерверками, с застольями, родственниками, представлениями, походами в театр, на елку… Давайте не будем все перечеркивать, давайте это осмыслим, приправим духовной солью. Давайте учтем сегодняшнюю готовность многих людей, которые думают, размышляют о Боге – как минимум имеют в сердце зернышко, которое еще не проросло. И наши забота, внимание, усилие, наша любовь к этим людям, к чему-то сегодня не готовым, но о чем-то размышляющим, могут дать добрые всходы, а потом, через какое-то время, глядишь, принесут еще и плоды. И тогда таких вопросов вообще не будет, это будет само собой разумеющимся, что и есть в нашей жизни. Поэтому, дорогие братья и сестры, уважаемый Денис, давайте будем аккуратнее, осторожнее, но и милосерднее.

Отец Андрей, к сожалению, время нашей передачи подходит к концу. Я знаю, что у Вас есть замечательные новогодние стихи, которые Вы даже читаете в храме своим прихожанам. Я бы хотел попросить Вас закончить нашу сегодняшнюю передачу этими стихами.

– Вступив в новолетие, мы с вами над многим размышляем и, положив в сердце Божью искорку, этим пламенем можем кого-то жечь, а кого-то согреть. Как к этому отнестись? Позвольте, вот так. Это потом можно осмыслить каждому человеку и, положив в душу это зерно, чем-то воспользоваться, дав нам радость от общения и встречи с новолетием, в котором есть живая связь с Тем, Кто нам дал это лето и пробуждает нас для другой жизни – для жизни вечной, посылая нам в сердце какие-то импульсы, сигналы и мысли.

Порой смотрим вот так на часы и думаем: а есть ли у нас время этой жизни? Ведь это всегда испытание. Испытание нашей веры. Испытание нашего сердца, нашего ума и мудрости или неготовности быть мудрым. В этой ситуации я бы хотел попросить вас, дорогие братья и сестры, быть аккуратными по отношению к себе, своим близким, самым дорогим своим людям, которые сегодня в пути, ищут этой правды и стараются, воспринимая ее, внутренне, положив ее в сердце, чтобы она расцвела и дала добрые плоды всем тем, кто учится согреваться в этой жизни верой во Христа.

В этой жизни скоротечной
В блеске внешней суеты
Важно не забыть, для вечной
жизни кто мы, я и ты?
С кем мы в жизни той пребудем?
Что успеем? С чем придем?
Если Бога не забудем
Если верим, любим, ждем,
Ценим каждое мгновенье
Как Его великий дар
И в духовном пробужденье,
Угасив страстей пожар
Поминаем Слово Божье
С благодарностью к Нему,
То, сражаясь с ветхой ложью,
Из сердец изгоним тьму.
Новый день пришел с восходом,
Тьма повержена в борьбе
С новым счастьем! С новым годом!
Слава Господи – Тебе!

Записала
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс