Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (937) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Послушание – это вещь творческая

Протоиерей Димитрий Смирнов: Послушание – это вещь творческая

№40 (937) / 24 октября ‘17

Беседы с батюшкой

Начнем с вопросов, поступивших на наш сайт. Вопрос: «Читал у святых отцов, что самый лучший способ приобрести смирение – это послушание у своего духовного отца (имеется в виду послушание в монастыре), но как получить смирение в миру? Каким путем нужно идти человеку, чтобы достичь этой добродетели?»

– Можно некоторым образом изменить это упражнение: выбрать человека, с которым тренировать свое послушание. Это может быть кто угодно, и даже он может не знать об этом.

Необязательно это будет выбранный человек?

– Да. Это, конечно, несколько усложняет задачу.

Но люди часто говорят: сел на шею.

– Это эффективно для послушания. Ты же хотел послушанию научиться? Вот. «Сел на шею» – это немножко из другой оперы. Если хочешь так взаимодействовать с человеком, чтобы он не сел тебе на шею, тогда это совсем другая задача, она никак не связана с твоим послушанием.

Господь говорит: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя. В какую меру человек, живущий в миру, должен отвергнуться себя?

– Человек не должен. Если уж говорить об этом, человек должен слушать, что сказал ему Христос. Отвергаешься в ту меру, которая для тебя возможна. В ту меру и достигнешь Царствия Божия.

По поводу меры у нас каждый второй вопрос: где мера молитвы, где мера послушания, где мера поста?..

– «Где грань?» – всегда спрашивают. Нет ее. Богу нужны не механические куклы, которые выполняют цифровую программу, а нужен человек, любящий Его и творческий, развивающий свои телесные и духовные возможности, чтобы явить любовь Отцу Небесному.

То есть желание послужить Богу из любви к Нему и определяет эту меру.

– Конечно. Порой и возможности, ведь бывает усердие не по разуму – например, 6 ведер воды поднять на колокольню Ивана Великого на двух коромыслах, и 2 ведра еще в руках. Но зачем делать вещи, заведомо для тебя невозможные? Надо совершенно разумно к этому подходить, причем с некоторым даже снисхождением к себе. Здесь зависит от всего: какой у тебя возраст, какой вес, артериальное давление и так далее, и так далее, весь этот комплекс нужно мгновенно подсчитывать.

Люди очень часто прибегают к благословению священника на все случаи жизни.

– Да, это происходит от нежелания вообще включать головной мозг или при его полной пораженности, когда человек просто не соображает, что ему делать. Но в таком случае он все равно ничего не сможет достичь, хоть ты его благословляешь, хоть не благословляешь. Даешь ему самый лучший совет, но он все равно душой своей (а ум – это рабочая сила сердца) должен обязательно участвовать. А если все делается автоматом, – получается та же кукла. Послушание – это вещь творческая. Тот, кто обладает послушанием, человек высокого, духовного образа жизни.

То есть поступить строго по тому совету, который тебе дан, это не есть послушание в высшей степени? Здесь нужно что-то свое приложить?

– Конечно. Надо понять, принять и найти лучший способ решения. Как в математике говорят: самый красивый способ.

Но это действительно требует духовного развития.

– Да. Это требует и рассуждения. Потому что заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет. Богу совсем не угодны христиане с разбитыми лбами, у Бога совершенно другая задача. Потому что зачем послушание? Чтобы научить человека терпению, отсечь свою гордыню, выработать в себе доверие. Очень много духовно-педагогических задач решается через послушание.

Приходит человек и говорит: вижу перед собой два равнозначных, на мой взгляд, пути. Но двумя путями пойти не могу. Поэтому, батюшка, посоветуйте: каким лучше будет?

– Так бывает. Я однажды был свидетелем, как одна молодая женщина спросила у очень духовного мужа о том, как ей быть. И действительно, пути, которые перед ней лежали, были вообще разные. Он ей ответил: «А это все равно». Она избрала один из них, и все вышло хорошо. По крайней мере, мне со стороны кажется, что все совсем неплохо.

Вопрос: «Как понять, совершил грех или нет?»

– Согрешил.

Если возникло такое сомнение, скорее всего, что-то на совести нехорошо?

– Конечно. Человек всегда (к сожалению, так) ищет себе оправдание. А задача не в этом. Бог не стремится тебя наказать.

По-моему, сейчас немало людей, которые ищут грех там, где его и быть не может – и находят для себя какие-то червоточинки.

– Отцеживая эти крылышки от комариков, они проглатывают не только верблюда, но и синего кита. С этим постоянно сталкиваешься: человек съел кусок селедки, а то, что с селедкой он «проглотил» и свою родную маму, вообще не замечает.

Вопрос: «Как отличить Промысл Божий в делах житейских?»

– А во всем Промысл Божий.

Но его надо различить среди собственных измышлений.

– Чего там различать? Это надо пример приводить. Я законно могу сказать, что не понял вопроса. Промысл Божий управляет всем.

Промысл Божий направлен на благо человека. Но человек его или не принимает, или не отличает и идет своим путем.

– Если он противоречит тому, что имеет в виду Отец Небесный, то он идет против Бога.

Когда с человеком случилась некая беда (например, болезнь посетила)...

– Болезнь – не беда, святые отцы называли болезнь бесценным даром.

Это святые отцы. А человек начинает обычно жаловаться...

– Начинает. Это как в армии есть рядовые необученные... Человека крестили, он ничего в христианстве не понимает, и когда что-то ему не так, начинает роптать: он не понимает ни Самого Бога, ни кто он такой, ни в каких они в данный момент отношениях. Такого – сколько угодно. И таким людям объяснять-то ничего, мне кажется, невозможно.

Вопрос телезрительницы: – Имеет ли право современная Церковь менять законы, принятые Вселенскими Соборами?

– Право имеет. Но этим правом практически никогда не пользуется. Почему? Большинство канонов и правил так совершенны, что их можно приспособить и к современной жизни, хотя она совсем не похожа на тогдашнюю. Русский гений, историк Церкви В.В.Болотов говорил так: все, что полезно Церкви, то канонично. Это совершенно гениальное выражение – он гений, поэтому такую формулу и вывел. Конечно, для людей с фарисейским сознанием это трудно воспринять – фарисейство проще: человек закоснел и, как древние наши братья иудеи, считает, что для Бога важно то-то и то-то. А в Новом Завете это все давно отменено.

Вопрос: «Подаю по силам милостыню, но муж не сторонник такого отношения к деньгам. Могу ли я часть своей зарплаты тратить для нуждающихся втайне от мужа, или это будет считаться грехом обмана?»

– Не совсем понятно, что значит в семье «мои» деньги. Семья важнее всего, и когда есть «мои» и «твои», это разрушает семью.

То есть когда человек разделяет нечто на «мое» и «наше».

– Ведь с какой целью человек подает милостыню? Чтобы оказать милость Богу. «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне». А нужно ли Богу, чтобы ты разрушал семью, про которую сказано: что Бог сочетал, человек да не разлучает?

Нельзя угодить Богу тем, что приводит к разлучению, разрушению.

– Да. Семья более ценная вещь во Вселенной.

Как легко благотворить чужим людям по сравнению с собственными родными...

– Тщеславие помогает, говорили святые отцы.

Вопрос: «Я осознаю, что мой товарищ нечестен, но стараюсь скрыть его проступки от других, понимая и прощая его слабость. Однако моя „помощь” (в кавычках) оказывает обратное действие, а мой товарищ все больше полагается на нее. Говорить и объясняться с ним бесполезно. Что будет более по-христиански: продолжить скрывать его поступки, надеясь на будущее вразумление, или перестать помогать?»

– Мне кажется, самое лучшее – заблокировать его номер телефона и сменить адрес.

Вопрос: «Уже 2 года, как умер мой единственный сын. Ему было 26. Мы с мужем остались вдвоем. Скажите, пожалуйста, может быть такое, что когда я умру, встречу сына на том свете? Или это невозможно?»

– Вообще-то есть свидетельства о таких встречах. Но ни о каких обязательных гарантиях нигде ничего не сказано. Но я сам был свидетелем, когда умирающая женщина видела у гроба пришедших к ней родственников. Этому даже предшествовало чудо: она несколько лет лежала, не вставая с кровати, а тут встала, пошла к балкону и стала обращаться по имени к матери. То есть как это вообще: человек, который несколько лет лежит, вдруг встает? Это невозможно – любой медик так скажет. А это было; я своими глазами видел. Не могу же я отрицать то, что сам видел. Но бывает ли это каждый раз? Не бывает. Я много присутствовал при кончине разных людей, и это происходит каждый раз по-разному.

Вопрос: «Моя незамужняя подруга встретила женатого мужчину. Они живут вместе. Он подал на развод, планирует жениться на подруге. Священник благословляет подругу причащаться. Я совсем запуталась: разве можно причащаться человеку, живущему в блуде?»

– Нет, нельзя.

То есть это просто какое-то частное мнение получилось?

– Это надо с ними беседовать, здесь должны быть какие-то очень мощные аргументы.

Вопрос: «Объясните, что означает фраза в молитве Иоанна Златоуста: „Господи, не введи меня в напасть”?»

– «Напасть» – от слова «нападение». Задача христианина – эту напасть отвергнуть. А если человек введен в напасть, значит, он уже ей поддался. Это равносильно словам Господней молитвы: не введи во искушение. Имеется в виду, конечно, что не Господь вводит в искушение, а человек сам вошел внутрь этого искушения и пал.

То есть Господь дает человеку возможность не пасть, а человек избегает...

– У каждого крещеного человека есть возможность отринуть любое искушение силою благодати Божией, которую он получил в Крещении и Миропомазании.

Когда человек говорит, что у него нет сил, это неверие в то, что Господь дает?

– Нет. Это просто маловерие, нежелание и самооправдание.

Интересно: приходит каяться и в то же время не хочет.

– Не каяться, а исповедоваться. Если пришел каяться, тогда он уже спасен. Что такое каяться? «Прости, Господи, больше так никогда не буду» – вот что такое каяться.

Но такую формулу произносят нередко.

– Значит, спасен. А если человек опять вошел в искушение, значит – погиб, и надо вновь каяться.

У людей такое мнение, что Господь обязательно должен простить.

– Господь никому ничего не должен. Это мы все, включая и комариков, Ему должны. А Он нам ничего не должен. Это только неразумные, глупые, невоспитанные дети считают, что им все должны: папа, мама, бабушка, братья, учителя или воспитатели в детском саду. Сейчас уже некоторые пятилетние заявляют: «Ты не имеешь права». Их уже обучили.

Вопрос: «В семье проблема инфантильности отца: не может жить без руководства своих родителей, его устраивает статус вечного ребенка. Возраст за 50. Взрослые дети, есть внуки. Полная зависимость от мнения и суждения родственников. Избегает ответственности, принятия решений. Подскажите, батюшка, как быть мне? Я уже надрываюсь».

– Так это же все очень просто: прервать получение корма. А то, что человек привык, – надо было смотреть раньше, когда вы выходили за него замуж, приглядеться...

Но судя по тому, что уже внуки есть, живут не один десяток лет.

– Значит, устраивало. Ведь не сразу человек надрывается. Сейчас, к его 50-ти годам, надорвалась. Человек сделал все, что мог, а теперь объявляется забастовка пожизненная.

Вопрос: «Мы с мужем прожили в браке 17 лет. Растет дочь. Год назад обвенчались. Я, собственно говоря, настояла на Венчании, так как ходим в один храм, воцерковляемся, исповедуемся у одного священника. Но вот любви друг к другу как не было, так и нет. Мне кажется, что мы даже стали чаще ругаться и спорить по каждому пустяку. И как-то муж сказал в сердцах, что я совершила большой грех перед Господом, что настояла на Венчании. Я уже подумываю, что нужно, наверное, развестись: зачем пить кровь друг другу? Посоветуйте, как полюбить мужа, если он меня не любит. Терпеть и смиряться? Или оставить друг друга в покое?»

– Вообще, когда оставляем в покое (особенно мне нравится выражение «друг друга» – как хорошо вообще это звучит!), это вполне по-христиански. Когда человек не оставляет в покое, он все время что-то требует от другого. И потом, надо же уяснить, что такое любовь. Я в этом вопросе услышал, что у этой страдающей женщины тоже образовался дефицит любви, она оскудела.

Частенько люди собственную любовь ставят в зависимость от любви другого: он ко мне будет по-другому – и я к нему...

– Бывает. Но любовь, если она настоящая, христианская, никогда не перестает. А потом, любить можно и инфантильного человека. Такие люди были, и это прекрасные люди сами по себе, очень необычные. Например, Александр Блок. Или, например, такой необычный человек – Николай Васильевич Гоголь, он и не женился. Он был человек и прекрасный, и интересный, и очень духовный (просто подвижник), но был совершенно не хозяйственный. Но это светоч русской литературы: он осветил нашу Землю не такой блестящей хозяйственной деятельностью, как Демидов, например, а своим словом.

Поэтому вполне можно любить и инфантильного, даже ленивого. Если почитать Гончарова «Обломов», автор о нем пишет очень с большой любовью (мне так представляется), немножко с юмором, но вполне хочет его понять, почувствовать. Поэтому необязательно, чтобы любить, чтобы человек был и хороший охотник, и пахарь, и в уме шестизначные числа умножал, а они бы сразу обращались в звонкую монету. Люди все разные. Поэтому жениться и выходить замуж нужно не по поговорке «уж замуж невтерпеж», а подходить к этому вопросу научно: хочу ли я выйти замуж за этого человека, вижу ли я его недостатки, согласна ли это потерпеть ради других его достоинств?..

Вопрос: «Почему в последнее время наша Церковь не очень часто принимает святых, прославленных в Автокефальных Церквах, с которыми у нас есть каноническое общение?»

– Не знаю такого. Мы всех святых, прославленных в других Православных Церквах, принимаем.

То есть если они там прославлены, то включаются и в наш список святых тоже?

– Да, пожалуйста, молись на здоровье, никто тебе слова не скажет.

Вопрос: «Подскажите, как избавиться от неприязни и раздражения на человека?»

– Во-первых, нужно покаяться, осознать свою неправоту. Во-вторых, за эту свою неправоту испросить прощения у Бога. И молиться, испрашивая прощения, до тех пор, пока эта неприязнь не улетучится. И каждый раз, когда она вдруг будет появляться (обязательно будет), сразу опять прибегать к молитве и просить у Бога прощения.

А добро творить этому человеку насколько необходимо?

– Если хотим быстрее избавиться, то необходимо. Сказано в Писании: добро творите творящим вам напасть. Это я, что ли, придумал? Наш распятый Господь сказал.

Вроде простые слова, но как тяжело их воплотить в жизни.

– Тяжело для человека, который живет в грехе. И легко для христианина. Если хочешь быть христианином, тогда давай... А так – извините...

Каждый человек, который сумел переступить через себя и сделать добро своему обидчику...

– ...тот отвергнулся себя и последовал за Христом.

...прибегает в церковь просто сияющий и говорит: «Чудо!» А чудо-то закономерно.

– Бог творит чудеса. Это преображение с человеком сотворил Бог по его желанию и его сугубой молитве. Поэтому такой человек испытывает освобождение, ты очень верно описал.

Вопрос: «Как избавиться от страха перед Исповедью? Все время кажется, будто священник начнет меня осуждать и обличать за мои грехи».

– Ну, кажется… Можно и в лес не ходить: вдруг медведь выйдет и съест...

И из дома тогда лучше тоже не выходить.

– Да, потому что машины снуют...

Спасибо, батюшка, за ответы. Нам пора прощаться.

– Рад стараться. Всего вам доброго, дорогие братья и сестры. Ждем всегда ваших вопросов.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс