Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Константин, первый вопрос. Давайте вспомним напутствие Христа Своим ученикам-апостолам: Идите, научите все народы. Почему «научите»? Почему, например, не просто «крестите»? Почему Господь придает такое большое значение именно научению?
– Этот вопрос пояснил нам святой апостол Павел, который сказал так: …вера от слышания, а слышание от слова Божия. То есть у каждого человека есть уже некий фундамент, основание для веры, которое ему необходимо использовать, чтобы потом построить на нем некое здание. Это задача каждого человека, это призвание, как вы сейчас сказали, от Самого Господа. Мы можем заложить этот фундамент на различной вере – у каждого своя вера, которая складывается из полученных представлений, из воспитания, образования и так далее, но выстраивать это здание придется каждому лично. Церковь предлагает каждому верующему, да и вообще каждому человеку, выстраивать это здание на основании церковного Предания. Конечно, в основание нужно положить драгоценный краеугольный камень, Который есть Господь наш Иисус Христос. А вырастает уже это здание с помощью научения и слышания, которые человек будет воспринимать внутри Церкви – в тех централизованных местах, которые посвящены как раз научению веры, просвещению.
Я думаю, фраза «научите все народы» открывает для нас, во-первых, несовершенство нашего состояния до просвещения верой. Во-вторых, открывает какие-то глубины человеческого духа и показывает открытость человека к тому, к чему он предназначен. Здесь как раз можно обозначить несколько ключевых моментов, из которых состоит образование, научение человека.
Само слово «образование» – глубокое, емкое – содержит в себе слово «образ»; многогранное слово, и мы можем сказать, что образование – это некий процесс созидания образа (можно сказать, что образование познается также и в антониме, который у этого слова есть: «безобразие»). Если мы образовываем, значит, подчиняем это какому-то порядку, структурируем, доводим до гармонии и так далее.
Наверное, Господь имел в виду как раз исцеление под тем, что значит «научить». А Крещение, которое должно следовать за научением, – это средство исцеления (как некий подарок от Господа), необходимое тому, кто уже готов полноценно воспринимать это средство.
Если мы будем говорить о составляющих процесса созидания образа в человеке, то это, собственно, задача строительства (о которой мы сказали) того величественного храма, здания для конкретной личности, не только величественного и красивого, но уютного, полезного, нужного, в котором душа человеческая, личность человеческая будут полностью реализовываться и чувствовать себя как дома. Понятно, что не может человек жить с разбитыми стеклами или, например, с протекающей крышей, ему нужна обстановка, чтобы он мог созидать, творить и просто существовать.
Но для строительства нужны материалы, если уж мы применяем эту аналогию. И не всякие материалы пригодны для строительства величественного здания, которое должно послужить спасению человеческой личности. Поэтому мы можем вспомнить еще одно выражение, еще один призыв Господа: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершенен». Здесь тоже открывается неисчерпаемость человеческого духа, его потенциал, возможности, в нем заложенные – мы можем уподобить образование, образованность некоему средству для открытия или добывания полезных ископаемых, богатств, чтобы созидать этот дом.
Чтобы реализовать свой потенциал, вообще узнать самого себя, открыть правду о самом себе, человеку нужно учиться. Открыть правду о себе необходимо, в общем-то, как и открыть правду о Боге. Чтобы узнать Бога, чтобы извлечь глубокую энергию слова Божия, Откровения Божия, заложенного в нем, необходимо научиться читать, проникать в смысл того, что там написано. Вот это вторая, так скажем, открывающая функция образования, добывающая.
Можно еще сказать, что образование позволяет человеку ориентироваться и в пространстве своего «дома», который он созидает (в пространстве своей личности), и во внешней среде обитания, если так можно назвать, и не только ориентироваться, но и защищать свое жилище: если мы продолжаем эту аналогию, то построенное здание подвергается различному воздействию внешней среды – из того же Евангелия мы знаем, что дом, который будет построен, непременно подвергнется натиску воды, ветра и так далее. Кроме того, есть такие явления, как плесень, грибок, превращающие хорошие, здоровые, крепкие материалы в гниль, пыль, труху. Поэтому образование позволяет, особенно в наш век информации, информационного (и иногда подсознательного) воздействия на личность, оберегать свое «здание», свою душу, свою личность и ориентироваться в этом, отсекая то вредное, те предрассудки и суеверия, которые всегда как бы напластываются на истины веры, на здоровое, чистое мировоззрение человека.
Кроме того, если мы говорим о православных христианах, в основе мировоззрения которых заложена Евангельская Весть, то мы не должны забывать о призвании человека, по примеру Спасителя, служить Богу и людям, то есть служить ближним, служить Церкви. Человек не спасается сам по себе, в одиночку – он спасается через служение. И здесь уже можно вспомнить о другом уподоблении, употребленном апостолом: Церковь – это Тело, Богочеловеческий организм, в котором все должно быть стройно расположено и правильно функционировать. Если какой-то член болеет, он просто закупоривает доступ питания для других членов, и если человек не исполняет функцию, не исполняет того предназначения, на которое он определен в этом организме, то он себе вредит, сам не получая необходимого и здорового, и не дает возможности другим членам Церкви полноценно развиваться.
Поэтому учиться необходимо. Вера от слышания, но слышание бывает разным. И обучение бывает разным. Поэтому мы можем уже поговорить о форме и содержании обучения, которое предлагает на сегодня Церковь (например, в нашей епархии).
Да, если взрослый человек решил образовываться, только ли в семинарию ему идти?
– Многие имеют представление (и часто это представление неверное), что в семинарии как-то независимо от человека, от его духовных усилий, от его работы над собой, духовного напряжения, внешним образом, как в каком-то светском учреждении, из него сделают священнослужителя, это получится само собой, нужно просто ходить на занятия – и все. Нет.
Семинария – это отдельная структура, как некая среда, как некий, если можно так сказать, раствор, в который человек погружается, чтобы в ускоренном режиме, в сконцентрированном виде открыть и самого себя, и реалии Церкви, и проверить свое Православие – проверить именно на церковное Предание, на святоотеческое Предание, на ту практику Церкви, которая устоялась за много веков. Поэтому в семинарию должны идти люди, которые никак не представляют для себя другого пути. То есть мы говорим о призвании, решительности человека на все испытания, что предстоят.
А человеку, который просто хотел бы получить стройное, систематическое образование, заложить все элементы цельной конструкции (богословской, культурологической, исторической, связанной с Православием), не погружаясь в практику церковного служения, священнослужения, как раз можно предложить обучение на епархиальных курсах религиозного образования и катехизации. На сегодня они представлены перед Синодальным отделом как Центр подготовки церковных специалистов при духовной академии.
Мы сейчас в первую очередь говорим о санкт-петербургских курсах; подобные (может быть, с другим названием) есть и в других регионах. Человеку, видимо, надо просто искать, если у него есть желание.
– Да, на сегодня Церковь активизировалась и уделяет особое внимание просвещению мирян, членов Церкви, да и просто тех, кто интересуется, жаждет открыть для себя горизонты своей веры, – и предлагает различные формы. Это организовывается и при приходах. Но не каждый приход может позволить себе пригласить ведущих специалистов по той или иной сфере православного образования. Конечно, любой приход все равно занимается образованием (через богослужение, проповедь, встречи в общинах с прихожанами, катехизацию), но полноценное религиозное образование подразумевает все-таки регулярные, систематические (еженедельные, и не раз в неделю) встречи с педагогами, преподавателями, имеющими достаточную компетенцию.
На самом деле, для не глубоко церковных людей, может быть, это открытие – что преподавательской деятельностью в Церкви могут заниматься не только священнослужители. Кроме желания систематизировать или получить знания, чем еще может руководствоваться человек, чтобы решить, что ему надо идти учиться?
– В первую очередь должно быть желание: понимание того, что без ученичества, без научения невозможно достигать духовных высот, двигаться вверх. Человек не должен быть самоуспокоенным, самодовольным в Церкви – мы сейчас уже привели несколько цитат из Евангелия; по отношению к спасению каждый из нас находится в положении постоянных учеников, на какой бы степени духовного развития он ни находился. То есть желание, жажда знаний – это первое. В общем-то, этого и достаточно, чтобы пойти учиться.
Если мы говорим о наших курсах, то не случайно мы предлагаем трехгодичное обучение, то есть это не какие-то краткосрочные субкурсы (полугодовые или двух–, трехмесячные), которые сейчас очень популярны. У нас обучение длится 3 года: невозможно комплексно, систематически сформировать каноническое догматическое сознание, понять церковное учение, Предание Церкви за 3 месяца, за полгода. У нас даже есть подготовительное отделение – для людей, которые только пришли к вере или даже, может быть, некрещеных, которые просто заинтересовались: Православие сейчас проникает в различные слои общества, люди все больше и больше понимают, что именно Православие сформировало глубокий менталитет русского человека, то наследие, которое мы сами в себе носим, и, конечно, некоторые просто интересуются как бы со стороны. И мы можем предложить им подготовительное отделение, где будет в течение года обзор различных церковных дисциплин, постепенное погружение в церковное Предание, чтобы человек сам заинтересовался, чтобы пробудить в нем дальнейшее желание обучаться.
А дальше начинаются систематические курсы. Обучение у нас проходит 3 раза в неделю, по вечерам, в течение всего года. Конечно, наши курсы церковные, они подчинены церковному календарю, праздникам, общему ритму жизни Церкви: образование – это же ведь не только обучение, это и воспитание духа (что, может быть, даже и первостепенно). Поэтому наши группы уподобляются общинам, где люди вместе не только занимаются, но и приходят в храм на богослужения (у нас открылся свой храм при курсах), несут церковные послушания, позволяющие им сориентироваться в практической жизни Церкви, понять, как мы пытаемся созидать свою душу (через борьбу с грехами), какими-то добродетелями: послушанием, чуткостью и так далее. Поэтому обучение – 3 года.
И, как показывает опыт, большинство наших абитуриентов, студентов через какое-то время благодарны и Церкви, и тем советам, которые способствовали им поступить на эти курсы и обучаться. У них просыпается интерес к дальнейшему обучению, где-то на 2-м или 3-м курсе появляется уже та самая необходимая для христианина составляющая – служение близким и Церкви. Люди начинают задумываться, в каком качестве они могли бы поделиться полученными знаниями, как они могли бы, служа другим, и для себя открывать все новые и новые радости Православной веры. Поэтому на основании этого опыта мы призываем всех попробовать себя: либо это будет подготовительное отделение, либо это будет уже сразу 1-й курс, когда человек достаточно воцерковлен. А в процессе обу-чения для человека откроются новые горизонты. Это уже правило для большинства.
Что касается служения мирян в Церкви в качестве катехизаторов, педагогов, психологов, людей, которые могли бы заниматься культурологическими вопросами, историческими церковными вопросами, то здесь я не вижу никаких противоречий. Почему нет? Наоборот, если мы обратимся к дореволюционным членам Церкви, к дореволюционным писателям, увидим, что многие русские мыслители прославились своими писаниями о Православной вере, Церкви как раз в качестве простых мирян – членов Церкви, не носящих сан, не состоящих в клире. Все это уже история нам доказала, здесь нужно просто довериться ее авторитету.
Получается, если есть желание, надо искать возможности учиться.
– Да. Очень хорошо, что сегодня Церковь может предложить такую возможность. Еще лет 20 назад (мы это помним) даже небольшое слово о Боге, Православной вере, о Священном Писании, каких-то других дисциплинах было недоступно для людей. Они доставали печатные издания (самиздат), и никто даже не мог представить, что будет такое доступное систематическое полноценное религиозное православное образование в нашем городе, которое постоянно совершенствуется.
Курсы имеют представление на аккредитацию выдачи дипломов установленного образца, чтобы это были действительно церковные специалисты, востребованные в нашей Церкви, и как бы имели знак качества. Чтобы человек, окончивший наши курсы, приходя на любой приход, мог быть задействован в тех многочисленных служениях, которые на сегодня нам предъявляет современная реальность. Так что приглашаем на наши курсы.
Один из преподавателей курсов, Сергей Анатольевич Наумов, преподаватель церковнославянского языка, ведет на нашем канале свою авторскую программу и знакомит зрителей с языком и курсом, который он преподает. И, знаете, церковнославянский язык, его использование в богослужении – наверное, один из самых показательных моментов, вызывающих споры – что, может быть, проще церковную жизнь, церковные правила упрощать, чем нам, простым людям, к ним стремиться… Какое Ваше мнение, как священника?
– Я тоже ведь когда-то был просто членом Церкви, мирянином, и этот вопрос вставал передо мной, особенно в начале, когда я только крестился (а крестился и начинал воцерковляться я уже взрослым), и большая часть того, что я слышал за богослужением, казалась для меня непонятной. Скажем, чтение Апостола во время Литургии. И сейчас для большинства людей, не прочитавших накануне текст на русском языке, он закрыт: человек стоит и не может иногда уловить смысл Послания – обращения апостола конкретно к нему. И люди скучают.
Но мы можем сказать, что эксперимент, что был проведен Церковью в некоторых храмах – чтение только на русском языке, упрощенный вариант чтения канонов, миней и других богослужебных книг, – не привел к глубокому воцерковлению людей, и это факт. То есть вроде бы все понятно, но уходит глубина, сакральность. Все равно есть в церковнославянском языке чистота, глубина, высота донесения до человеческого духа, пусть даже иногда на подсознательном уровне, Предания Церкви. Ведь очень важно еще состояние человека, в котором он находится во время богослужения, важно благоговение, важны внутренние переживания, те мысли, откровения для человека во время богослужения, которые он в другом месте не получит: сколько людей во время богослужения вдруг умиляются или начинают сокрушаться сердцем под воздействием, казалось бы, непонятных церковнославянских текстов!.. Мы не можем этого отрицать.
Поэтому церковнославянский язык нужно изучать. Слова его многозначны, они более глубокие, чем на русском, освящены Преданием. Это ведь даже и интересно – если преподаватель обладает и методиками, и любовью к этому языку, то он может заинтересовать человека, и человек откроет для себя грани и Священного Писания, и наших замечательных богослужебных текстов, молитвословий, которые мы слышим за богослужением, поймет, что не выразить их никак, только этим церковнославянским словом, что это только единственное слово, которое можно употреблять. И тогда для него богослужение откроется в еще более привлекательном, глубоком свете.
Да, я очень хорошо понимаю, о чем Вы говорите. Приведу пример из своей жизни: в 10-м или 11-м классе много лет назад, когда в Свердловской области еще не было таких образовательных структур, я из своей маленькой деревушки регулярно ездил в Екатеринбург на курсы преподавателей церковных воскресных школ Галины Семеновны Ващенко. И, уважаемые зрители, много лет уже прошло с тех пор, а этот дух общения с преподавателями курса, с теми, кто приезжал, общение друг с другом – все это незаменимо и очень укрепляет в вере...
– Да. Человек вообще не может жить без авторитетов. Человек, живущий без авторитета, без духовного наставника, наподобие слепого котенка: он сам везде все пытается пройти, открыть. А проще и правильнее получить духовные советы от людей, прошедших это до тебя, уже обладающих необходимыми знаниями и опытом. На курсах, опять же по откликам слушателей, мы видим, как у человека складывается личный контакт, личное общение с тем или иным преподавателем, то есть он открывает для себя либо духовного руководителя, либо авторитетного специалиста, наставника и так далее. Поэтому люди, которые по роду своей деятельности, по роду своей жизни совсем замкнуты в информационной среде, могут открыть для себя новый мир общения с удивительными носителями церковного Предания.
Батюшка, спасибо Вам за советы, за интереснейшую программу. Я думаю, мы для многих людей сегодня открыли, может быть, какую-то новую грань того, как они могут проводить свое время, чтобы приближаться к Господу.
– Спасибо вам! Уважаемые телезрители, приглашаем всех к нам на курсы. И пусть Божие благословение пребывает со всеми вами.
Спасибо, отец Константин! Уважаемые зрители, я могу только повторить, что в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре надо искать отдел образования, приходить, интересоваться, как можно поступить на епархиальные курсы имени Преподобного Иоанна Кронштадтского, искать информацию в интернете и не упускать время, успеть подать заявку на поступление. Всего доброго!
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.