Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, хочется начать с вопроса, который очень часто люди задают: почему Бог позволяет, попускает торжествовать злу? Величайший человек (Сам Христос о нем сказал: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя) Иоанн Предтеча – и ему попущено такое страдание за беззаконие людское...
– Когда Господь пророчествовал, что Ему должно быть распятым, Он говорил, что в результате всех привлечет к Себе. Такая простая вещь: у нас в стране происходят всякие безобразия (например, грузовики переезжают железнодорожные пути, в результате происходит столкновение с поездом, страдают, а иногда и гибнут люди). Но пока не погибнут дети – невинные жертвы, никто серьезных мер не принимает. А нужны драконовские методы, чтобы даже подумать было страшно пересечь перед шлагбаумом железнодорожные пути: малейшее скольжение на рельсах – и будет беда. И так во всем. Я помню, как в Америке убивали наших сирот. Я после каждого очередного убийства, так сказать, в пространство говорил: сколько еще нужно убить русских детей в Америке, чтобы приняли какие-то меры? Оказалось, 12.
Когда наконец-то задумались, что надо что-то делать.
– Да. Так действуют жертвы. Или, например, есть у нас в обществе, в народе какой-то недуг. Допустим, казино: сначала дали развиться этой гидре, потом стали ее душить. Но сразу-то неужели непонятно? И так далее.
Невинная жертва дает возможность человеку опомниться, протрезветь. И потом, те времена по сравнению с нашей христианской эрой все-таки были дикие, то есть вполне дикие.
О защите прав человека не слышали?
– Ну да, таких выражений люди вообще не знали. И сейчас права человека – это всего лишь демагогический прием – допустим, права американского солдата и даже его семьи защищаются: выплачиваются большие суммы, если он погибнет, получит ранение, большая пенсия. А о правах тех, кого они убивают сотнями тысяч, речь не идет, хотя все официально признают, что это невинные жертвы (промазали, не туда пустили снаряды – за это никто реально не отвечает). Получается, что у одних прав больше...
Есть такое выражение по поводу создания фондов: «разговоры в пользу бедных» – собираются люди, тратят свое время, аккумулируют не свои средства, тратят их на свое хорошее содержание и какую-то часть выделяют этим самым бедным. Всем хорошо, особенно тем, кто по преимуществу занимается разговорами.
Вот вопрос: почему Господь не остановит явные злые намерения? Почему Господь не остановит то, что приводит к страданиям невинных людей? Он же ведает, что люди затевают и Бог попускает этому быть.
– Попускает, потому что Богу нужно, чтобы человек сознательно отказался от греха. В определенных случаях нужно, чтобы человек увидел последствия этого для него самого, для своих детей.
Вот Вы сейчас сказали про необходимость драконовских мер. Но Богу же такие меры принять легко и остановить их?
– А премьер-министру трудно? А сотруднику дорожной полиции, главе района, у которого есть два переезда? Он что, не может эту задачу решить своей властью? Наверное, может.
У людей, кроме должностных обязанностей, есть еще свой интерес.
– Бывает интерес, но чаще всего я сталкиваюсь с равнодушием. Для чего существует чиновник? Для того, чтобы профессионально помогать всем нуждающимся по той теме, по которой у него работа. Например, если квартиры даешь, то не только своим.
Вопрос телезрителя из Тамбовской области: – В Библии написано: если твоя рука тебя соблазняет, отсеки ее: лучше тебе войти с одной рукой в Царство Небесное, нежели быть брошенным в геенну огненную; то же самое сказано и про глаз. Я не понимаю смысла написанного – объясните, пожалуйста.
– Вы понимаете, что такое «рука» и «отсечь руку»? Что это значит? Это значит, что в жизни бывают такие обстоятельства, когда лучше потерять руку, чем совесть, например.
Телезритель: – Ясно. И второй вопрос: сколько я хожу в церковь, до сих пор не понимаю, для чего ставится свечка, а для чего зажигается лампадка. Объясните, пожалуйста!
– Эта очень древняя традиция идет с тех пор, когда еще в церкви не было электричества. И вот за эти 1 900 лет люди привыкли к тому, чтобы свечи и масляные лампады горели, привыкли, приходя в храм, всегда приносить с собой свечи (или прямо в церкви покупать). И когда они зажигали лампаду или свечу, то в это время еще обращались к Богу. И зажигаемый светильник у них прочно вошел в сознание, соединился с молитвой, это видимый знак молитвы. Человек может упасть на колени и так стоять, а может упасть и помолиться.
Вопрос: «В каких случаях Исповедь человека не приемлется Богом и не прощается тот грех, в котором человек исповедовался?»
– Если нет покаяния. Большинство людей (например, сегодня во время всенощной я принимал Исповедь) не каются, все методично рассказывают о своих грехах. А покаяние – это же не это. Покаяние – это обет Богу больше к этому греху не возвращаться. А человек говорит: я не могу, я грешу. Один гражданин говорит: «Я не прочитал правило». – «Ладно, не прочитал. А что ты целый день делал?» – «Я на полу лежал». За 40 лет я впервые такое слышу: он целый день лежал на полу. Он мне потом объяснил, с чем это связано: у них квартирка маленькая, и когда дети и жена диван занимают, он рядом с ними лежит на полу. Разве трудно встать, выйти на кухню или в ванную комнату и помолиться? Какие вообще проблемы? Но человеку не хочется. Он мне просто рассказывает, что он лежал на полу. Я, конечно, смеяться не стал, все-таки жанр нашего общения этого не предполагает, но то, что он мне рассказал, – разве это покаяние? Нет.
Люди аккуратно перечисляют, какие у них есть грехи. Не все, конечно, а кое-какие: что-то забыли, что-то не хотят. Очень многие хотят перед батюшкой выглядеть хорошо и думают, что чем больше утаят, тем лучше. А так, чтобы оплакать грех... Был такой случай: женщина утром пришла и плакала о своих грехах. Правда, четырежды повторила одно и то же. Пришлось даже ее остановить: зачем? Мне еще сто человек надо исповедовать, а она одно и то же говорит, тем более, мне не первому говорит. Опытность мне уже подсказывает: сколько раз она уже идет на Исповедь – все о том и говорит. То, что она кается, я вижу, но это не надо повторять: она сейчас в таком возрасте, что даже если захочет так согрешить, как грешила тогда, уже ничего не получится. То есть человек просто нашел для себя какую-то форму и на ней «едет». И его все устраивает. Он не понимает, что Господа Бога это не устраивает. А объяснить ему нельзя.
Почему?
– А он ничего не слышит – просто не слышит. Человек погружен в собственные переживания, на меня поглядывает, как я реагирую, ему интересна моя реакция: не заору ли я, не прогоню ли, не наложу ли епитимью?..
А грех изглаживает только покаяние: когда Господь увидит, что человек действительно покаялся, стал другим и ему никакой радости этот грех не дает, что он скорее согласится (как бывший телезритель прочитал) глаз себе вырвать, чем вернуться к этому греху. А человек читает про вырванный глаз, но не понимает, о чем это. А это о покаянии. Сказано, что лучше без глаза, но войти в Царство Небесное, чтоб он тебя не соблазнял. Речь, конечно, идет не об офтальмологической операции. Если правый глаз соблазняет, а левый что, не соблазняет? Значит, речь идет не об этом.
А о чем?.. Человек проявляет всякую заботу, что в глаз соринка попала, на руке экзема или еще что-то. Несет человек сумку и перекладывает ее из руки в руку: сначала одной рукой понес, потом в другую переложил, – то есть он руку все время жалеет. А душу? Почему, когда его кто-то раздражает, он, вместо того чтобы потерпеть, начинает на него орать? А тот, на кого он орет, – мать родная. Что же ты – не можешь от этого греха удержаться ради Господа, Который за тебя распялся, Воскрес и тебе веру дал? Ты не можешь потерпеть? Какие-то прямо все нетерпеливые. И говорят: «Я вот раздражался». Раздражался – ну так ты с этим раздражением и умрешь. Где покаяние? Покаяние – это когда ты раздражался, а теперь не раздражаешься. Значит, глаз вырвал.
Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по Евангелию от Марка, когда Господь притчами говорил. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. Как это понять? Это значит, таким, которые не обращаются, все прощено будет?»
– Нет. Это Вы неправильно поняли, речь идет совсем о другом. Если человек в результате того, что он запомнил эту притчу, будет думать над ней, он в конце концов поймет, что нужно. У нас же большинство людей читают формально – ничего не понимая, не желая даже узнать, что это значит. Годы идут, а человек так ничего и не понял… Поэтому Господь Своим ученикам, которые уже в учении Христовом продвинулись вперед, многое понимали (еще не всё при Его жизни), говорил притчи. Но изъяснял притчи только ученикам (для остальных еще было рано) – главное их запомнить, а потом уже притчи живут и действуют в уме человека, и потихонечку он постигает их смысл. Автоматически в духовной жизни никогда ничего не происходит.
Одни постигают, другие так и остаются в непонимании, то есть один приложил усилия, а другой не приложил? Или отчего это зависит?
– Да, двое в поле: один берется, а другой оставляется. Дело в том, что всегда существует выбор человека. Одному мальчику хочется пойти в церковь для святого Причащения, а другому мальчику надо что-то соврать, чтобы спокойно играть в компьютер, обманув своих родителей. Каждый мальчик выбирает то, что ему хочется. Не может человек всю жизнь быть мальчиком, к 21 году он уже взрослый человек, и он сам себе выбрал жизнь: жизнь вранья, жизнь не работы, а имитации работы...
Я помню, у нас на работе был такой человек (не буду его называть): он ходил с папкой по коридору и спрашивал: «Иванов был?» – «Нет». И шел дальше по коридору. «Сидоров где?»… И так несколько раз проходил, и все управление видело, что он весьма озабочен. Но когда тебе нечего делать… И ты наблюдаешь за человеком, видна его мотивация, и это человеку совершенно не нужно, он просто нам устраивает, как говорила одна моя знакомая, ток-шоу. В те времена, когда он ходил по коридорам (сейчас не знаю, жив ли он, но уже должен быть на глубокой пенсии), он так поднимал свое реноме. Это же имитация: он вообще ничего не делал.
Так что от человека зависит, будет он имитатором или тружеником, от которого будет польза. Один врач лечит больного, а другой старается сплавить его к другому, потому что, во-первых, не понимает, как лечить, а во-вторых, боится ответственности (вдруг что-то не так выйдет) и ни на какой риск никогда не идет, лишь бы ему было спокойно. Для чего он работает врачом? Чтобы получать зарплату, и у него совершенно нет желания кого-то лечить. Вот болел человек, и его вылечили – совсем не все врачи так...
Один хочет помогать, и Господь ему дает.
– А другие вообще считают это своим долгом, пациентам дают телефон и говорят: «Звоните в любое время дня и ночи. С вами может произойти вот это, вот это...». Я таких врачей знаю – слава Богу, что такие есть. А некоторым хоть кол на голове теши: он и учился так, и не хочет научиться. Нормальный врач тот, кто учится всю жизнь, знает все новые лекарства, знает все смежные и даже несмежные области медицины, знает не только ту маленькую область, в которой он специалист, а вообще всю медицину и прекрасно в ней разбирается. А почему он таким стал? Он всем интересуется.
Вопрос телезрительницы: – Батюшка, не дадите мне совет? Так получилось, что со мной произошло чудо: я уже была в аду здесь, на земле, и вдруг оказываюсь в Церкви. И теперь я своим родственникам, детям говорю, что надо обратиться в Церковь – я поняла все это, мне открылось это. Но они даже слушать меня не хотят. Я их даже как бы раздражаю, они говорят: ты так жила...
– Почему «как бы»? Конечно, вы их будете раздражать.
Телезрительница: – А мне молчать? Хочется, чтобы они пришли в Церковь.
– Мало ли что вам хочется… Знаете, чего мне хочется? Мне хочется стать китайским императором.
Телезрительница: – Поздравляю Вас.
– Спасибо, но не зовут. То, что хочется, еще ничего не значит. Поэтому когда Господь взял Петра, Иакова, Иоанна, возвел их на гору Фавор, перед ними преобразился, Он строго-настрого запретил им кому-либо говорить об этом. А вы начинаете все делать наоборот. Отчего? От невежества, не знаете Священного Писания, ничего не разумеете, и вместо того, чтобы привлечь людей к Церкви, к Богу, вы их отвращаете – при словах «Бог» и «Церковь» их теперь будет трясти даже после вашей смерти. Скажут: «Вот у нас мамаша была – это невозможно: как заведет, как пристанет...».
Что такое христианское милосердие (о котором мы только что с отцом Александром говорили)? Это нужно оставить человека в покое. Если он спрашивает, вот как Вы нас сейчас спросили, – отвечаем. Но мы в метро и в автобусе к Вам не пристаем и домой не приходим.
Телезрительница: – Ну да, это не секта.
– Вот. А вы выступаете как секта: за горло берете.
Телезрительница: – Ой, спасибо, батюшка.
– Так что вы, милочка моя, тяжко согрешаете – отвращаете своих ближайших родственников от Церкви.
Телезрительница: – Мне покаяться надо?
– А что такое покаяться? Расскажите. Вы хотите поплакать – и все?
Телезрительница: – Больше такого не делать.
– О! Вот это раскаяться. Понятно, да?
Телезрительница: – Спасибо большое.
Батюшка, но Господь посылал учеников Своих с проповедью.
– Да, конечно, с проповедью.
А мы, все верующие, не призваны ли проповедовать Христа?
– Нет. Только специально наученные люди.
А остальным как быть?
– А остальным нужно проповедовать своим образом жизни. Вот сейчас пропагандируется здоровый образ жизни, а надо пропагандировать не здоровый образ жизни, чтобы морда была здоровая, а духовный образ жизни. Апостол Павел говорит: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. То есть каждый поступок должен для человека иметь в основе жизнь в Духе Святом.
«Вы – свет миру», – сказал Христос. Но как стать светом миру?
– Свет этот Христов. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. Как же ты будешь проповедовать Христа, если ты Духа Христова не имеешь?
«Верую в Пресвятую Троицу, верую во Иисуса Христа...».
– Ну и что? И бесы веруют и трепещут. Ты постишься, а бесы вообще ничего не едят. Ты ночью встаешь на молитву, а они вообще не спят ни днем, ни ночью. Так что до бесовской веры еще далеко.
А нужна такая вера, которая приведет тебя к любви к ближнему, терпению, смирению, к подвигу, самоотречению. Человек же может потерпеть, даже если он неграмотный, в книгах не учен, или может смириться.
Вопрос телезрителя: – Батюшка, я бы хотел задать вопрос, касающийся отрывка, который читали сегодня в Церкви, – я зачитаю: «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого в не брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю». Людей собрали на многих перекрестках, они все были в разной одежде, в том числе, видимо, и в плохой. Но, обратившись к этому человеку, царь спросил, как он сюда попал... Хотел бы просто понять, почему его выбросили во тьму?
– Сейчас объясню. Чтобы читать Писание, нужно знать язык Писания (я сегодня по этому поводу даже целую проповедь говорил). Притча – это иносказательное повествование. Речь идет не о брачном пире, не о царе. Но используются реалии брачного пира. Для чего? Потому что восточным людям, которые участвовали в слушании того, что Господь сказал, все эти реалии были понятны.
Например, вам непонятно, что такое брачная одежда. Очень просто. 2 000 лет назад был такой повсеместный обычай: на свадьбу приглашенным выдавали специальную одежду, она играла роль пригласительного билета. И ни один из людей не мог прийти не в брачной одежде. Если он приходил без приглашения, то считался жуликом или вором, его связывали и выбрасывали на улицу прохладиться – он нарушил те правила, которые были в том обществе.
Теперь что это значит? Святые отцы говорили, что брачная одежда – та, которую человек получает как результат покаяния. Сам он остается тем же, кем и был, но брачная одежда свидетельствует, что он стал совсем другим, у него появилось новое качество. Брачная одежда – свидетельство этого качества, свидетельство того, что он покаялся. Вот и все.
Вопрос: «Играет ли роль доверие к священнику при Исповеди – если я священника не знаю, а больше исповедоваться некому?»
– Так не исповедуйся.
А грех душит.
– Если грех душит... Ведь каждый, кто испытывает удушье, стремится от него освободиться.
То есть здесь уже вопрос не о доверии священнику, а о доверии Богу?
– О жизни и смерти, иначе удавит сейчас. Чего демагогию разводить: «Доверяю, не доверяю»... Церквей сейчас больше стало. Конечно, меньше в два с лишним раза, чем 100 лет назад, но все-таки найти можно. Так что съезди, поищи, деньги есть – садись на автобус и ищи.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.