Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (934) → Архимандрит Алексий (Поликарпов): Бог везде, Бог с нами и Бог во всем

Архимандрит Алексий (Поликарпов): Бог везде, Бог с нами и Бог во всем

№37 (934) / 3 октября ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня мы будем говорить о разных проявлениях нашей духовной жизни, но первый блок передачи я хотел бы посвятить именно отношению к окружающим, отношению близких к нам и нашему отношению к ним. Первый вопрос от нашего телезрителя: «С недавних пор меня захлестывает злоба и раздражение на людей, везде вижу негатив. Как избавиться от такого состояния?»

– Легко видеть плохое, причем в ком-то, а вот увидеть в себе – это очень важно и, наверное, самое необходимое. Святитель Серафим, который был недавно прославлен в Болгарии, говорил часто такую пословицу: «Ищи не в селе, а ищи в себе». И вот когда мы найдем в себе наши недостатки, наши немощи, увидим, что мы далеко не совершенные люди (а сравнивать прежде всего надо с Евангелием – оно нам говорит, как мы должны относиться к Богу, людям, своей жизни и своим обязанностям и правам)...

Но часто мы думаем: «Может быть, кто-то и несовершенный человек, кто-то и неправильно поступает, но я этого не допущу, у меня этого не будет, или если я что-то сделал, то это всего лишь моя оплошность, я все-таки не так плох, как другие!» – и, сравнивая себя с кем-то, мы пытаемся выглядеть красиво, стараемся общаться с нашими ближними, показывая свою лучшую сторону.

Это естественно для человека, но надо помнить, что мы люди несовершенные, грешные. «Господи, дай мне видеть мои согрешения…» – замечательная молитва, которую мы читаем постом: «Господи и Владыко живота моего...». Это очень важно. И когда каждый из нас будет помнить свои немощи, свои недостатки, будет укорять себя, как святые отцы нам постоянно советуют, тогда может быть мир в душе, тогда может быть доброе отношение, прежде всего, к ближним своим (ближние – это и наши семейные, это и сотрудники, это люди из общества, с которыми мы общаемся и все они указывают нам на наши недостатки). Говорить, порицать – это легко, и в Священном Писании есть такое выражение: Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя. У нас часто такой появляется пример… «Нужно сказать человеку, – думаем. – А, может быть, лучше промолчать, а как он отнесется к этому, а как он это примет, услышит ли он меня?» И все-таки нужно говорить не спеша, не сгоряча, особенно если в сердце, в душе есть раздражение. Если есть желание обличить, а не просто помочь человеку, тогда это будет неправильно. Прежде всего, нужно заняться самим собой, обличая, укоряя самого себя.

Что делать в ситуации, когда очень хочется нагрубить человеку? Хочется высказать все, что думаешь, и даже тот, кому хочешь это сказать, действительно не прав, действительно сделал что-то не то. Такая злоба внутри копится, что вот-вот – и через край захлестнет. Что нужно делать?

– У святых отцов (у Иоанна Кассиана) есть такое выражение: «Смятохся и не глаголах». Да, может быть, человек смутился. Действительно, это не просто, являются разные мысли, тем не менее, промолчать очень важно.

Уйти в другую комнату, собраться с мыслями?

– Может быть, так. Но если необходимо сказать, может, и нужно когда-то замечание сделать, но только тогда, когда ты сам мирен. Если это будет возбуждение, если в сердце будет кипеть неприязнь, тогда такое слово не будет услышано, оно не принесет пользы и нам, и тому, кому оно предназначено. Тот же святой преподобный Иоанн Кассиан говорит: «Многих видел спасающихся молчанием, многоглаголанием же – ни одного». Так что, Господи, помоги нам иметь мудрость, разумение, рассуждение.

Правильно ли я понял, что даже если ты хочешь обличить человека, хочешь ему что-то высказать, нужно говорить это с любовью?

– Никак не грубо. Можешь сказать, если ты сам мирен – тогда можешь рассчитывать на то, что тебя услышат; а иначе будет только ссора. Когда ты в мирном состоянии, тогда будет другое отношение.

Второй вопрос тоже от наших телезрителей: «Возможна ли дружба на расстоянии?» Сейчас очень популярно общение в социальных сетях, в интернете сейчас знакомятся между собой.

– Есть такие примеры, общаются в интернете, и не всегда бывает неудачно: бывает, подчас заключаются браки, причем христианские. Люди знакомятся между собой, оказывается, у них есть общее (например, у них может быть общий духовник, как они выясняют). Создается неплохая христианская семья. Так что говорить, что это плохо и совсем невозможно, нельзя. Есть такие случаи. То, что люди не видят друг друга, это вопрос. Как они потом узнают, насколько себя раскроют? По-разному можно к этому относиться. Я думаю, все, что позволено, все, что идет на пользу для души, для спасения, – наверное, это все возможно. И это такие современные средства – мы же теперь многим пользуемся, чего наши предки не знали, не слышали.

Можно многие гаджеты, как сейчас их принято называть, использовать и на пользу... Как поступать, если ты видишь, что тебя сейчас обманывают или тебя уже обманули, несправедливо к тебе отнеслись? Что нужно делать?

– Если мы говорим об отношении верующего человека к кому-то или верующих людей между собой, нужно помолиться. Я, может, и не прав, когда считаю, что меня обманывают. Может быть, действительно так случилось, но тогда мне нужно все равно смириться, все равно нужно потерпеть, наверное. А если я хочу выяснить эти отношения, насколько это так, то делать это тогда, когда я сам уже не смущаюсь. Когда я сам мирен, только тогда я могу говорить с этим человеком, и причем не просто требую правды, а сам являю собой доброе отношение. Вот тогда можно надеяться, что буду услышан.

А есть ли какие-то способы обуздать свой характер? Не так легко бывает в момент гнева, вспышек ненависти встать на молитву и помолиться – есть ли какие-то способы, которые святые отцы могут рекомендовать в этой ситуации?

– Вы правильно говорите, что прежде всего – молитва: нужно вспомнить свои немощи, свои недостатки: а всегда ли я прав, всегда ли я так поступаю? Может, не в ту же минуту, тем не менее – это самый верный способ: вспомнить, кто же я, как я отношусь к другим людям. Может быть, даже в данной ситуации я получаю законное, то, что где-то когда-то посеял. Как говорит преподобный Амвросий: никого не осуждай, никого не раздражай, тише воды, ниже травы, и всем мое почтение. Вот тогда будет по-другому, но это тоже нелегко, потому что хочется, чтобы последнее слово осталось за тобой. Это наша беда, когда каждый не хочет, не может или не умеет смиряться.

Преподобный Макарий Оптинский в своих письмах пишет: «Какое наше смирение? – волчье; а терпение? – гнилое»… Вот так святые люди характеризовали наши качества. Так что, когда мы будем помнить об этом, будем стараться их искоренить в себе (не в ком-то, а прежде всего в себе), тогда будут и отношения другими.

А если ты начальник, если у тебя есть подчиненные, – как использовать добродетель смирения, как правильно общаться с подчиненными, чтобы их не распустить, чтобы была производительность, чтобы они работали, и при этом поступать по-христиански?

– Мы уже говорили, что, прежде всего, доброе отношение.

Отношение может быть строгим, может быть, нужно сделать замечание, может быть, нужно поправить человека, может быть, выговор какой-то… Но это не значит, что я из себя должен извергать потоки злобы. Я могу призвать человека к порядку тем или иным способом. Может быть, уместно какое-то наказание, если оно послужит для исправления человека. Тем не менее, сам я должен быть мирным. Вот этот мой мир (а мы надеемся, что это мир Христов, мы же верующие люди) может человека исправить, помочь ему.

Вопрос: «Недавно узнала, что моя подруга приняла ислам. Могу ли я молиться теперь о ее здравии?» Вероятнее всего, подруга была христианкой и изменила свое вероисповедание – как теперь к ней относиться?

– Относиться к ней надо с любовью (наверное, были хорошие чувства между ними), но молиться, чтобы Господь вернул ей веру во Христа. Просто чисто человеческие отношения могут оставаться теми же, если от этого есть польза, а в молитве просить об этом.

Недоверие к людям – это грех? Как это явление можно назвать в жизни православного христианина?

– Если говорить о недоверии, то, думаю, можно говорить о недостатке любви. Не доверяем кому? Прежде всего мы не доверяем Богу. Если мы верующие люди, мы знаем, что Бог сотворил каждого из нас и все, что нас окружает, находится в поле зрения Господа, Он всем управляет и все видит. Если мы не доверяем этому, значит, считаем, что Бог о нас не беспокоится, не думает, мы сами больше видим... А если говорить о вере в Бога, о том, что Бог печется о нас, то вот Евангельские примеры: «Верую, Господи, помоги моему неверию» – «верую, и в то же время я недостаточен, поэтому прошу: укрепи во мне веру». Приходил ко Христу сотник, у которого слуга был нездоров, и отец, который имел больную дочь, и даже они говорили: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Так и было.

А когда мы не доверяем другому человеку, мы думаем, что он недостаточно хорош, что в нем нет Христа, нет Бога, что Бог о нем не печется. Значит, мы о себе печемся больше и считаем, что можем исправить недостатки этого человека. Но разве это так, если рассуждать? Не доверяем, значит – на себя уповаем. А верующий обращается к Богу: «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе». То есть Бог везде, Бог с нами и Бог во всем.

Как относиться к человеку, который тебя не уважает?

– С почтением и уважением: он не любит меня, но я люблю его.

Клин клином, так сказать.

– Да. И моя любовь, если я буду искренен в своих проявлениях, победит мое недоверие к нему. А если это будет побеждено, то отношения будут другими, по крайней мере, мои к нему. И тогда уже будет по-другому складываться все.

Следующий вопрос от телезрителя: «Подскажите, пожалуйста, как научиться чувству такта и дипломатии в общении с людьми?»

– Тема, которую мы постоянно сейчас поднимаем, – тема любви. Я люблю человека – я не буду его оскорблять ни словом, ни делом, ни мыслью, ведь можно даже просто взглядом человека оскорбить, осудить, нанести рану. А когда я вижу образ Божий в человеке, то отношусь к нему бережно, с кротостью, пониманием. И рассуждаю, что, может быть, лучше мне уступить ему, нежели ранить его душевно, духовно. Это очень важно. Только тогда наше общество может быть единым, дружным, любвеобильным. Апостол Павел говорил в своем Послании: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Так что слова Священного Писания – в нашей жизни, в нашем сердце, в нашей душе.

Вопрос о покаянии: «Как я могу обращаться к Господу с просьбой простить меня, простить грехи, которые не помню?»

– Можно так и молиться – если я не помню что-то конкретно, но знаю, что грешен, я так и говорю: «Господи, прости меня за те грехи, которые я конкретно не помню, но я знаю, что я грешный человек, поэтому испрашиваю у Тебя силы, время, место для покаяния». Вот таинство Елеосвящения совершается, в нем прощаются грехи: те, что мы помним, что исповедовали, те, о которых, может быть, мы забыли, которые у нас в памяти стерлись, а милосердный Бог благодатью Своей в таинстве Своем прощает нам. Это тоже очень важно.

А если не хочется идти в храм, не хочется участвовать в таинствах, но где-то подсознательно сидит (может быть, это воспитано с детства или еще как-то), что нужно прийти исповедоваться? И просто машинально человек говорит грехи, которые порой, как шаблон, постоянно повторяются, он переписывает бумажку и снова и снова идет к священнику, повторяет их – такое покаяние тоже не примется или зачтется как какой-то труд, намерение? Как это растолковать?

– Мне трудно говорить об этом, но, наверное, по вере вашей и будет вам. Насколько человек потрудился, насколько открыл себя... Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Насколько сердце будет перед Богом открыто для покаяния, настолько и получим благодати и сил духовных.

А если через силу в церковь приходишь?

– Ну и что? Все равно нудится Царствие Божие – может быть, через такое понуждение человек и получит благодать.

Есть способы умножить веру? Как об этом пишут святые отцы? Какие-то практические моменты, когда ты понимаешь, что здесь истина, и сомневаешься, и тебе нужно как-то выйти на некий уровень веры, чтобы быть истинным христианином, полноправным членом Церкви… Как умножить веру во Христа?

– Прежде всего, можно обращаться и ко Господу. Если для меня этот вопрос искренне стоит, я обращаюсь: «Господи, укрепи меня в вере».

Жизнь человека слагается по вере, и вера укрепляется от жизни, от того, насколько он исполняет заповеди. Господь говорит: кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет. Если, положим, я намеренно не иду в церковь, считаю, что мне это не нужно, что я выше всего этого, какая тогда моя вера? По милосердию Божию, если Господь обо мне будет помнить и жалеть меня, тогда так. Но если читаем Священное Писание, если обращаемся ко Господу, то Господь нас слышит. Однажды к преподобному Макарию Оптинскому пришел человек и говорит, что душа его смятенна. Он ему посоветовал читать Псалтирь, тот читает и пишет ему потом: «Читаю и ничего не понимаю». А преподобный ему говорит: Вы не понимаете, зато бесы понимают и трепещут. Так что несомненная польза есть. И на все наши поступки мы должны смотреть так, насколько они ради Бога, насколько они во Христе, насколько они таковы, как учит нас Святая Церковь.

Вопрос практический, тоже от телезрителя: «Как готовиться к Причастию семилетнему ребенку?» У нас по традиции до 7-ми лет без Исповеди допускают к Причастию... Как готовиться к Исповеди и какое молитвенное правило нужно давать ребенку в таком возрасте?

– Наверное, этот вопрос от родителей из верующей семьи. Я думаю, что про Исповедь они сами объяснят. Возможно, у них есть какие-то пособия, чтобы объяснить ребенку, что является грехом. Они видят свое дитя и поэтому могут подсказать ему какую-то конкретику. Иногда дети приходят и уже конкретно говорят о том, что они слушают или не слушают родителей, об учебе и прочее. Я думаю, грехи можно найти у каждого человека, и родители у ребенка это видят.

А насчет правила… Наверное, это зависит от того, какой в семье уклад. Если в семье молятся не все, либо немного (как-то не позволяют условия), либо такое настроение, то тогда и у ребенка это правильце перед причащением не должно быть большим. Когда у него уже будет какая-то практика, такой обычный порядок, тогда можно будет что-то прибавить. Важно, чтобы он почувствовал, что это большое таинство, это соединение со Христом, что он, покаявшись, отказавшись от каких-то своих недостатков, должен принять вот это чистое, большое и начать новую жизнь. Вот это, наверное, важно прежде всего.

Телезритель спрашивает: «Как объяснить человеку, что на территорию монастыря, храма нужно приходить в подобающей одежде? Человек аргументирует это тем, что он может приходить к Богу в любом виде, что Господь его должен принять таким, какой он есть».

– У нас есть объявления, есть соответствующая одежда, как во многих храмах и монастырях. Для женщин есть платки, что-то такое, что отчасти заменит шорты или еще что-то. А самое главное, если человек приходит, – чтобы его встретили с любовью. Сейчас об этом много говорят, и много, к сожалению, таких инцидентов, когда церковные люди начинают учить. Иногда это грубо звучит, иногда это ссоры вызывает с обеих сторон, и тогда один должен со смирением принять это – есть даже пословица, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Мы приходим к Богу, приходим в церковь, и наша одежда должна быть подобающей. У каждого есть свое понятие, чувство такта, понятие красоты, но вот именно здесь мы должны иметь то, что мы знаем, и помним, и любим. А если любим, значит – смиряемся; если смиряемся, значит – выбираем род одежды тот, который должен быть. Это важно: внешнее говорит о внутреннем. Не всегда они связаны между собой, но одно дополняет другое.

Благодарим Вас за прекрасную беседу. Напоследок благословите наших телезрителей.

– Господи, всех нас благослови, всем нам помоги! Все мы будем молиться и жизнью своей свидетельствовать, что мы православные христиане. Аминь.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс