Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (934) → Протоиерей Игорь Петров: Свобода

Протоиерей Игорь Петров: Свобода

№37 (934) / 3 октября ‘17

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №36 (933)

Интересно, что такое внешняя и внутренняя свобода?

– Да, это очень интересная тема, тоже у святых отцов об этом очень интересно сказано. Я сейчас прочту несколько отрывков из трудов святителя Тихона Задонского. Мы знаем, что это один из величайших русских духовных писателей, был любимым духовным писателем святителя Феофана Затворника. Пользуясь случаем, хотел бы порекомендовать нашим зрителям две прекраснейшие книги святителя Тихона: «Об истинном христианстве» и «Сокровище духовное, от мира собираемое». Это очень глубокие, интересные, яркие размышления над Евангелием и, можно сказать, руководства к чтению Евангелия, что очень важно.

Первый отрывок. «Свобода в том, – пишет святитель Тихон, – чтобы не быть подвластным греху. Тогда будем гнушаться и мы мерзости греха, как гноем изверженным и смрадным. И сия-то есть истинно христианская свобода, о которой тщатися неусыпно должны мы и предпочитать ее паче всех мира сего сокровищ. Сия бо свобода далеко превосходит свободу князей, вельмож и господ века сего, которые людям повелевают, но сами своим страстям повинуются, над людьми господствуют, но над ними господствует грех. Христианская свобода не тако: она Богу единому, и ради Бога людям повинуется и работает, но греховнаго ига не носит».

То есть говорится здесь о свободе мнимой, внешней. Тогда был самый расцвет крепостного права на Руси, и Церковь, как могла, ходатайствовала за крестьян. Реформами Петра I, Екатерины II была установлена абсолютная диктатура дворянства, нарушена сословность, которая исторически была на Руси; крестьянин был бесправным человеком, становился собственностью. Если раньше, до Петра I, он был прикреплен к земле, то после – уже к людям. Поэтому все эти господа, князья, вельможи обладали неограниченной властью. Здесь именно говорится об их греховной несвободе, что они на самом деле не свободные люди, надмеваются своим плотским умом, но в действительности эта свобода есть весьма и весьма относительная вещь. Часто это был произвол, человек просто потакал своим страстям.

И вот еще очень яркий отрывочек: «Свобода истинная в том, чтобы сопротивляться греху и не порабощаться ему. Благочестно живущие, хотя в темницах и заключаются, и пленяются, духом свободни пребывают. Доколе бо человек веру имеет и подвизается противу плоти, мира, диавола и греха, духовную свободу имеет, хотя телом и порабощается». В связи с этим я вспоминаю свидетельство наших современников, новомучеников Российских, бывших в лагерях, на Соловках, когда они говорили и писали, что никогда не ощущали такой свободы, как находясь в тяжелейших условиях, в лагере, в такой, мягко выражаясь, внешней несвободе. Тем не менее, об этом они давали интересные факты.

«Хощеши ли убо, христианине, сию преславную свободу иметь, подвизайся всегда противу греха и диавола, врага своего, и будеши свободен». Вот такой прекрасный текст святителя Тихона Задонского.

Или: «Свобода истинная есть свобода от клятвы. Свобода христианская состоит в том, что они свободни – от клятвы законныя, якоже глаголет Апостол Павел: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва... (Гал. 3, 13). Клятва законная в том состоит, что закон на всякаго, кто всего, законом Божиим повеленнаго, не исполняет, гнев Божий означает, и вечному осуждению подвергает. От сего христиане благодатию Христа Сына Божия, Который весь закон совершенно исполнил и за грехи наши предан бысть, и на древе, яко злодей, повешен был, и тако за нас «клятвою» был, свободни суть. И хотя закона совершенно не исполняют (имеются в виду ветхозаветные законы), однакож недостатки их и немощи совершеннейшим Иисусу Христу послушанием дополняются». Вот такой замечательный текст.

Почему человек, живущий по своему разумению, по своему побуждению, несвободен?

– В нас есть две воли, как мы опять-таки находим у святых отцов. В Священном Писании находим, что в нас живет путь жизни и путь смерти. С одной стороны, умом нахожу удовольствие в Законе Божьем, а, с другой стороны, в членах моих действует иной закон – закон греховный, то есть тот голос первородного греха, который нам печально знаком. И как раз Послания апостола Павла к Галатам, к Римлянам полемизируют с так называемыми иудеохристианами. Апостол Павел учит нас жить по духу, то есть понимать, от избытка чего глаголют наши уста и наше сердце. Из сердца исходят злые помыслы, любодеяния, кражи – читаем мы в Евангелии, и Господь призывает нас бодрствовать и трезвиться, то есть диагностировать себя. «Вникай в себя и в учение, – говорит апостол Павел, – занимайся сим постоянно». Когда мы вникаем в себя, когда знаем себя (по крайней мере, пытаемся это знать и жить по духу), то видим, что часто в нас говорит не внутренний человек, а плотской человек: это истлевание в обольстительных похотях, что проявляется в наших словах, поступках, стремлениях, самообмане. Мы должны видеть, что поступаем сейчас по страсти. И когда мы это видим, то должны пытаться с этой страстью бороться, при этом понимая, что без Христа, без Его помощи мы ничего не можем сделать.

Когда человек говорит: «Это мое желание, мое разумение, мое побуждение», на самом деле это вовсе не так? Это побуждение греха, которое живет в человеке, а он его называет своим произволением, своей волей?

– Совершенно верно. Опять же, здесь можно вспомнить Макария Египетского, его «Духовные беседы» – это очень интересная, яркая книга. Преподобный Макарий был величайшим святым, учеником Антония Великого, его «Духовные беседы» перевел наш святитель Феофан Затворник, и теперь эта книга нам всем доступна. В «Добротолюбии» есть очень интересные главы из книги Макария Египетского. У преподобного есть такие тексты, где говорится, что человек подобен некоему зданию. В этом здании есть подвалы, где пребывают клубки змей, грязь, нечистота, но есть и горницы, которые должны стать местом присутствия Царя Небесного, полными благоухания, света. Мы должны понимать, из каких комнат дует ветер в нашей душе: или в нас глаголют скверна, порок, эти смрадные веяния из нечистых подвалов, где коренится тот самый змей, о котором говорит Макарий Египетский, или мы способны более или менее адекватно высказывать то, что в нас как бы еще не совсем спит внутренний человек, сотворенный по Богу и праведности Его. То есть мы должны понимать, по какому духу мы поступаем.

У апостола Павла в Послании к Галатам читаем в 5-й главе, что плод духа – кротость, мир, долготерпение, вера, воздержание. С другой стороны, признаки духа дьявольского – это гнев, раздражение, соблазны, похоть и прочие страсти, о которых мы говорили. Мы должны понимать, когда мы говорим от одной страсти, от одного духа, а когда мы все-таки более или менее от этого свободны. Хотя, конечно, все сложнее, есть обычно смешение, которое требует духовного опыта и постоянного чтения святоотеческих писаний.

Помним слова апостола Павла в Послании к Евреям: слово Божье живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого, и проникает до разделения души и духа, составов и мозгов – благодать Божия через слово Священного Писания как бы рассекает нас. Такой очень сильный пример дан – меч обоюдоострый, и мы начинаем видеть, понимать себя, отсюда рождается видение своих грехов, того, о чем в Священном Писании говорится как о духовной нищете. Чем человек духовно богаче, тем большим грешником он себя считает. Великий апостол Павел, восхищенный до третьего неба, тем не менее, говорит, что из всех грешников он самый первый: он, конечно же, не кокетничал, а высказывал свой реальный опыт – чем ближе мы к Богу, чем ближе к свету, тем больше мы Его вкушаем, тем больше мы видим свою тьму, свою зависимость от Бога на самом деле. И только в Нем мы обретаем свободу, самореализацию и свое подлинное «я».

То есть истинная свобода – это зависимость от Бога?

– Получается так; об этом говорит Священное Писание. Мы помним, что человек создан не как абсолютно независимое существо, а как существо, которое призвано жить с Богом, в Боге и для Бога. Как наши прародители Адам и Ева пали, когда возомнили, что та благодать, которая у них есть, ими уже усвоена и теперь, став, как Боги, они и дальше будут развиваться подобным же образом, послушав дьявола. На самом деле случилось совершенно иное – наши прародители оборвали ту материнскую пуповину, что их связывала с Богом, и отныне нам сказано: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

Вы сейчас сказали про эти вещи, и мне хотелось бы вспомнить одну замечательную цитату святителя Феофана Затворника, замечательный текст, который я подготовил тоже к нашей сегодняшней беседе. Святитель Феофан пишет о теме свободы следующее: «Дело предлагается, душа обсуждает, сделать ли, и решает – делать или нет. Этого решения у души вынудить никто не может, сама решает. Сюда и Божеская сила не заходит и никаким мановением свободы души не связывает». Вот такое высказывание, достаточно категоричное, и затем: «Прародители пали. Почему? Нашли, что лучше будет не исполнять заповеди, и нарушили ее. Змий предлагал. Ева рассуждала и нашла, что он не худо предлагает, и по этому своему смышлению решила – сорвать плод и вкусить. Решения этого никто не вынуждал», – подчеркивает святитель. Читаем далее: «Тоже и духи пали, конечно, вследствие рассуждения и своеличного решения, что лучше не слушать Бога, а жить по своему смышлению. Рассудили так и отпали от Бога». «Решения никто не вынуждал», – опять подчеркивает владыка. «Так и всякая душа действует. Побуждений может быть много и самых сильных, и понудительных, а решение всегда от воли души зависит. Она может решить и наперекор всем понудительным побуждениям... Сознавши, таким образом, что свободное решение всегда от нас, вы должны положить, что всеведение Божие не имеет на него определенного влияния... Таково падение прародителей и духов. Они свободно пали...». То есть через свободу обрели, по сути, рабство. «...Хотя Бог предвидел это. Со стороны Божией все сделано, чтоб не пали. Ясно сказал прародителям: не ешьте. И последствия указал». Вот такие прекрасные тексты мы обретаем в нашей очень богатой церковной традиции.

Еще несколько выдержек я подготовил из древних отцов Церкви. Вот что о свободе говорит священномученик Петр Дамаскин, великий подвижник Церкви (у нас издавались его книги, очень хочу порекомендовать всем православным христианам читать его прекрасные, интересные, очень яркие, понятным, ясным языком написанные тексты, блестяще переведенные владыкой Феофаном, насколько я знаю): «Среди двух путей стоит человек, то есть праведности и греха, и на какой хочет – вступает и идет по нему. Стезя же, которою он пошел, и ведущие его по ней или Ангелы и люди о Боге, или демоны и злые люди доводят его до самого конца пути того и против желания». Интересно сказано – «против желания». То есть человек, уже пройдя какое-то время по пути смерти, теряет свободу и влечется своими греховными навыками уже к окончательному падению. «Добрые – к Богу и в Царство Небесное, а грешные – к дьяволу и в вечное мучение. Но никто не причиною погибели, как только своя воля». Вот такой замечательный текст.

Как связаны между собой свобода и ответственность?

–Дерзну сказать, что эти вещи между собой, конечно же, связаны. Что такое ответственность? Несомненно, это дар Духа Святого, дар Божьей благодати, которой человек сподобился, и он ощущает, прежде всего, свой долг перед Богом и Творцом, свою благодарность, свою зависимость от Него. Поэтому ответственность прежде всего перед Богом – ну и, конечно, перед ближними. Каждый человек есть образ и подобие Божие, икона Бога, поэтому мы всегда ответственны перед людьми за то, что мы несем, что транслируем. «Горе человеку, через которого приходит соблазн», – читаем мы в Священном Писании. Ответственность – это всегда именно следствие трезвости, следствие свободы во Христе, следствие благодатности. Потому и свобода, и ответственность – это две сестры, которые христианин на своем пути к Отцу Небесному может и должен стяжать.

Я приготовил еще две цитаты из Антония Великого, прочитаю их: «Свободными почитай не тех, которые свободны по состоянию, но тех, кои свободны по жизни и нравам. Не должно, например, называть истинно свободными знатных и богатых, когда они злы и невоздержны, потому что такие суть рабы чувственных страстей. Свободу и блаженство души составляет настоящая чистота и презрение привременного» (то есть временного мира). Это понятие его относительности, его преходящей ценности – то, что мы читали из святителя Тихона Задонского. Возможно, он это читал, изучая труды Антония Великого.

Является ли свободой непокорность, бунт, может, даже революционная непокорность?

– Прежде чем отвечать на этот вопрос, я хотел показать очень характерную цитату отца нашего Иоанна Кронштадтского. В книге «Моя жизнь во Христе», его «Дневниках», в частности, описывается очень тяжелое состояние российского общества перед революцией 1905 года. И вот отец наш Иоанн говорит: «Дух льстивый уловил современных ученых на доверии к разуму человеческому, на обожении его, на доверии греховной свободе человеческой, разумеваемой как свобода на всякое зло, как свобода не ведать и не чтить Бога, как свобода от всякого подчинения закону Божию, как свобода на всякую забастовку, как свобода от учения. На эти удочки уловлены все интеллигенты, соблазнившие простонародье, работающее в городах. Погибает Россия от беззакония, от безволия». Вот такой текст. И далее очень много отец Иоанн об этом говорит.

Здесь затронута свобода на забастовку. Казалось бы, внешние политические свободы должны дать людям благо, и все в России были буквально помешаны на псевдосвободе, внешней свободе. Но при этом – забвение духовно-нравственных ценностей, массовые предательства и, собственно говоря, февральский переворот под эгидой свободы, равенства и братства. Такой прототип Французской революции. Мы знаем, что во имя свободы, равенства и братства круглыми сутками работала гильотина в Париже, погибало огромное количество людей, была развязана страшная – по сути, мировая – война Наполеоном. Мы знаем, чем закончилась Февральская революция, все эти лозунги, чем закончилось предательство, свержение самодержавия в стране. Кровавой гражданской войной, величайшей тиранией. И, наверное, следствием этого всего была Вторая мировая война, когда через предательство тех, кто должен был отстаивать интересы России, под видом мнимой свободы ввергли страну в тяжелое положение, которое потом проявлялось в таких вещах. Отец Иоанн многое предвидел, поэтому не случайны такие горькие слова: «Погибает Россия от беззакония и безволия».

Казалось бы, от внешней свободы...

– Да, от внешней свободы сразу влечение к греховной свободе, понимаемой как свобода на всякое зло, – не ведать, не чтить Бога, как свобода от всякого подчинения закону Божьему (не только Божьему, но и государственному), как свобода на всякую забастовку. Вот такая западная свобода.

Или свобода от учения. К сожалению, мы знаем, какое количество студентов принимало участие и в февральском перевороте, и в других таких тяжелых вещах. Собственно, эти образы уже описаны как архетипы русского человека Федором Михайловичем Достоевским в его программных романах. И в «Бесах» мы видим недоучившихся студентов и интеллигентов, видим страшную картину «Братьев Карамазовых» – это страшный образ Ивана Карамазова и образ Смердякова. Поэтому все написано, все сказано, нет ничего нового под солнцем.

Так что сегодня мы как граждане своей страны должны понимать, где подлинная свобода, не верить, как написал классик, канатным плясунам с базарной площади, которым призывал не верить отец Иоанн Кронштадтский в свое время. Будем учиться у наших наставников, как апостол Павел говорит: «Подражайте наставникам вашим и, взирая на кончину их, подражайте вере их». И отец наш Нил Сорский, величайший праведник, великий святой Русской земли, образованнейший человек, говорил, что никогда не принимал тех или иных решений, будучи прозорливцем, прежде чем не прорабатывал те или иные тексты Священного Писания и святых отцов. Так и мы, православные христиане, должны руководствоваться Священным Писанием, Священным Преданием Церкви, духом Церкви, который нам доступен в этих формах, и таким вот образом делать нравственный выбор.

Скажите, как практически (может быть, в каких-то конкретных поступках, делах, решениях) воплощать идею христианской свободы в жизни?

– Церковь говорит нам о том, и Евангелие начинается со слов покаяния: «Покайтесь». Слово «покаяние», по-гречески «метанойя», в буквальном переводе означает «изменение ума». Мы должны начать обретать ум Христов, как апостол Павел нам говорит, насыщать свой ум, свое рацио богооткровенными истинами, Господними заповедями, учением Церкви.

Есть очень яркая, интересная христианская антропология. Как выглядели утопические взгляды на мир? Церкви и тюрьмы сровняем с землей, уничтожим эксплуатацию человека человеком, несправедливые социальные институты – и будет у нас рай на земле. Церковь же говорит нам, что зло внутри человека, и свою борьбу и обретение свободы человек должен начать с понимания своей несвободы. Наша несвобода в том, что мы проданы греху. Как мы читаем в Священном Писании, что мы сами себя отдали в руки зла, что мы, повторяя грехи, взращиваем в себе греховные навыки. По сути, зло становится частью нашей природы, тем самым законом греховным, который лежит в нас. И поэтому, следуя учению Церкви, будем вникать в себя и в учение, заниматься сим постоянно.

Богу угодно, чтобы человек сначала понял, поняв, возлюбил (будем учиться любить эти замечательные тексты) и предначал волею. То есть будем воплощать в жизнь то, что говорит нам Церковь своим Священным Писанием, Священным Преданием. Таким образом, будем обретать помощь Христа, Который говорит нам: «Без Меня не можете делать ничего». Будем осуществлять синергию, то есть делать то, что зависит от нас. Как отцы говорят: «Молись, а к берегу гребись», то есть нужно делать то, что зависит от нас, но при этом не думать, что мы сами себя можем спасти. Нас может спасти только Христос, но это означает не какое-то пассивное употребление Бога и использование Его, а именно служение Ему. И Господь, видя наше служение, наши усилия, будет подавать нам Свою помощь, о чем Он Сам неоднократно говорит в Священном Писании. И в книгах святых отцов мы это обретаем.

Так что вся проблема заключается в нас. Никто не делал столько зла, не делает и не будет его делать для нас, как мы делаем его себе сами, то есть враг внутри. Об этом написано у святителя Игнатия (Брянчанинова) в его прекрасном цикле «Аскетическая проповедь». Там есть проповедь о любви к ближним как к самому себе. Там присутствует прекрасная мысль, что мы не умеем любить ближнего как самого себя, потому что мы, прежде всего, не знаем себя, не умеем себя любить и любим в себе зло и порок. Не боремся с ним, чтобы достичь свободы, а становимся рабами греху, как мы читаем в Писании, и зло живет в нас. Мы должны менять себя. Вот таким образом Церковь призывает нас следовать за Христом.

Спасибо Вам за беседу, благословите наших телезрителей.

– Спасибо, Бог благословит.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс