Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Николай, начало учебного года для Екатеринбургской духовной семинарии ознаменовалось важным событием – два преподавателя вуза получили премию памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) – она еще не вручена, но номинанты обозначены: в номинации «История Москвы и историческое краеведение» 2-ю премию получила д. и. н., доцент, профессор кафедры церковно-исторических гуманитарных дисциплин Анна Владимировна Мангилёва за работу «Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии XIX – начала XX веков», а в номинации «История Православной Церкви» молодежную премию получил к. и. н., к. богословия, священник Иоанн Никулин – за исследование «Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский». Поздравляем Анну Владимировну и отца Иоанна с этими наградами – и, конечно, Екатеринбургскую духовную семинарию, которая воспитывает в том числе и таких учителей и преподавателей.
– Спаси Господи! Действительно, очень приятно и отрадно, что наши преподаватели были отмечены, можно сказать, самим Святейшим Патриархом в том числе, – в обсуждении работ, которые были представлены на соискание этих премий, участвовали не так много, хотя, насколько мне вспоминается, более 100 работ было представлено...
111, по-моему.
– Да, из различных регионов. Конечно, Москва, Санкт-Петербург и Московская область, но и Екатеринбургская епархия 3-мя работами была представлена, 2 из них отмечены, и обе – наших преподавателей, поэтому очень приятно. Нужно отметить, что исторический блок в семинарии у нас сильный, сильные преподаватели. Анна Владимировна Мангилёва – это матушка, супруга отца Петра Мангилёва, проректора по учебной и научной работе нашей семинарии (отец Петр тоже историк). И отец Иоанн... Молодцы, мы их поздравляем. По-моему, где-то 19 октября будет официальное вручение в Москве этих премий… Еще раз поздравим наших победителей – приятно, что наша семинария отмечена.
Говорят, что учитель всегда учится сам, он так или иначе всегда проникается темой заново и, может быть, для себя самого открывает что-то постоянно. И очень важна, особенно в высших (да и в любых) учебных заведениях, внутренняя потребность преподавателя получать дополнительное образование, проходить курсы повышения квалификации, готовить научные работы, диссертации, защищать их. Как в Екатеринбургской духовной семинарии выстроено самообразование преподавателей?
– В этом смысле наша семинария принципиально не отличается ничем от учебного заведения светской системы образования, ведь, слава Богу, теология признана как наука наряду с остальными гуманитарными и точными науками – сейчас можно защищать кандидатские, докторские работы по теологии; это очень приятно. Ну и наши учебные заведения, некоторые семинарии уже получили государственную аккредитацию, поэтому требования те же самые.
Вот человек получил образование (допустим, педагогическое) и ведет какой-то определенный предмет в школе, в гимназии, в колледже, институте, университете или академии и так далее, но если он не чувствует важности и необходимости этого предмета, то серьезной заинтересованности в работе у него не будет… В этом смысле оказывает влияние (предполагается, в идеале) различная степень воцерковленности и веры наших преподавателей. Но если это священник, глубоко верующий, воцерковленный, – он представляет себе и понимает, насколько важно усвоение этого материала даже на теоретическом уровне… Преподаватель светского вуза готовит человека к жизни – скажем, молодой человек получает светское образование, какую-то профессию, по которой он будет потом трудиться, зарабатывать на хлеб насущный; важно обеспечить земную жизнь, но насколько важно, как говорят святые отцы, заниматься наукой, которая именуется наукой из наук – богословием.
Это не чисто теоретическое, схоластическое изучение каких-то схем, богословских построений – это прежде всего изучение того, что именуется законами духовной жизни, принципами духовной жизни. От знаний, их усвоения, понимания и передачи молодым людям зависит не только земное благополучие, мир душевный и духовный, но зависит спасение бессмертной души. Речь идет о вечности, поэтому в этом смысле лично мне очень интересно общаться с молодыми ребятами. Приходят, конечно, разного уровня и образования, но в этом году очень приятно, что у нас поступило два молодых человека – один после 11-го класса, золотой медалист (я не помню за прошлые годы, чтобы у нас были медалисты, да еще золотые), а другой молодой человек – тоже по школе золотой медалист, но он еще закончил институт, получил юридическое образование, в этом, 2017 году, получил диплом и поступил в нашу семинарию. Понятно, что уровень... Но посмотрим, как они будут… Ведь способность учиться еще не означает… Здесь много моментов, много факторов, которые где-то будут открываться, определяться: человек будет понимать, его это путь или не его. Пастырское служение – это не просто...
Это служение, в первую очередь.
– Да, это служение, это не специальность какую-то получил, отработал и ушел, – это жизненный подвиг: священник не перестает быть священником круглосуточно, круглогодично и всю свою жизнь. В этом смысле мне очень интересны молодые ребята: они с техникой дружат, копаются в интернете, раскапывают какие-то вопросы, обсуждают, задают их – я даже что-то новенькое у них узнаю, чисто в теоретическом плане. И очень важно, чтобы был преподаватель, который может этим молодым ребятам что-то сказать: как относиться к этому материалу, какую можно дать оценку, как его можно использовать, – чтобы это было действительно Благо для человека...
Главное – не сам материал. Посмотрите Священное Писание – текст один, а какая большая разница между православным и католическим пониманием, между православным и протестантским – оказывается, в протестантской среде десятки, а то уже и сотни различных сект, у католиков, как и у православных, более-менее монолитно, хотя тоже какие-то расколы, ереси встречаются время от времени. Один текст – а восприятие, понимание совершенно различные. Что такое – протестанты отвергли Священное Предание? Это соборный разум, consensus patrum – согласие отцов в понимании основополагающих, принципиальных моментов христианской жизни. Если это понимается от ветра головы своея, то ничего хорошего не будет. Поэтому, если человек более-менее способный и талантливый, то он может организовать свою секту (это сплошь и рядом). Поэтому важно правильное восприятие и усвоение материала.
Вы упомянули о двух ребятах, которые поступили в Екатеринбургскую семинарию и Вам запомнились. Во многих учебных заведениях прошли торжественные линейки, начался учебный процесс. Как в семинарии началась учебная программа?
– Милостью Божией и с благословения нашего Владыки Кирилла в этом году впервые – обычно или в подворье, бывало, что и в Троицком соборе совершали всегда 1 сентября Божественную литургию, молебен на начало учебного года – собрали, насколько это возможно, наши учебные заведения епархиального уровня. Это, конечно, семинария с регентской школой, наш Миссионерский институт, это и Свято-Семеновская гимназия, были и из Среднеуральского женского монастыря – там тоже ребятишки живут и учатся, поэтому наполнение нашего кафедрального Троицкого собора в этом году было большим… Владыка совершал 1 сентября молебен на начало учебного года, всех поздравил, благословил, пожелал Божьей помощи. Так что в этом году мы торжественно, празднично начали учебный год.
Конечно, следующие дни были суббота, воскресенье – молились, раскачка такая, но уже более-менее входим в рабочую колею. В любом случае, какой-то настрой должен быть, и поначалу вот так, но вроде бы неплохо, с Божией помощью: все, слава Богу, живые-здоровые вернулись, приступили к занятиям. Несколько человек у нас за этот летний период (в основном, старшие курсы) создали семьи, поженились, поэтому могут завершать (кто на 4 курсе) учебу и принимать, с благословения правящего архиерея, нашего Владыки, священный сан. Так что семинария живет, растет и, надеюсь, будет приносить плоды.
Мы сейчас действительно все постепенно «раскачиваемся» и вновь входим в учебный ритм… Наверное, весь сентябрь идут еще какие-то вводные лекции, когда еще нет занятий, где с тебя будут спрашивать, но как мобилизоваться, как на учебу настроиться, чтобы это была несколькодневная мобилизация?
– Я думаю, что весь сентябрь не понадобится для приведения себя в надлежащую форму – это распоясанность. Некоторые молодые ребята, кто в особенности в армии не служил, – им, может быть, сложнее, но в семинарии есть определенный внутренний распорядок, есть свой устав, свои требования: подъем, отбой, прием пищи и так далее – кто учился, им там довольно-таки легко.
Священник не работает, а служит; горе тому священнику, который работает, выходит на служение, как на работу. Это есть служение... Где служат? В армии служат – не просто госслужащие, которые дисциплинированно служат. Даже такие слова, термины, как наш христианский пост – и в армии есть посты: «стоит на посту». Что такое пост? Это не просто соблюдение диеты, а человек бдит – ночь, день солдат стоит в карауле, на посту, охраняет воинскую часть или склад с боеприпасами, и так далее: он блюдет за тем, чтобы никакой враг, диверсант не пробрался и не причинил вреда. Так и христианин.
В этом смысле ребятам в семинарии гораздо проще: те, кто учился, уже привыкли к дисциплине, а те, кто только поступил, – с ними в любом случае подольше придется работать, и времени это займет больше.
Чтобы они стали не абитуриентами, а воспитанниками...
– Да. Сейчас мы их снабжаем формой: китель или подрясник, в основном кители – кому-то достались от тех, кто выпустился, есть какой-то запас, но основной массе вновь поступивших специально будут шиться эти кители. Когда они через недельку-другую оденут кители, форма тоже их немножко соберет… Наши школы долгое время относились скептически или не обращали на это никакого внимания, советскую форму отменили, а в постсоветское время не пришли ни к чему. Абсолютное большинство школ, в особенности гимназий, уже вводят в обязательном порядке форму, она действительно немного мобилизует, собирает, нет вот этих расхождений, «расползаний» и так далее.
Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: – Мне 38 лет, нахожусь во 2-м браке, но оба брака не венчаны; могу ли я учиться в духовной семинарии?
– К сожалению, нет. Есть правило приема: не принимаются второбрачные; хотя иногда есть представление, что если браки не венчаны, то Церковь не признает их. Гражданский брак имеется в виду не в смысле, как сейчас его понимают, а законный, светский брак, зарегистрированный в ЗАГСе, с обязательствами и так далее. Эти браки считаются. Поэтому если у вас был первый брак не венчаный и второй такой же, даже если вы сейчас повенчаетесь, в любом случае вы будете второбрачный, хотя над вами может быть совершено таинство Венчания не как для второбрачных (там есть свои нюансы – может быть, у вашей теперешней жены это первый брак: есть такие моменты, когда ради одной из сторон могут совершать таинство Венчания не как для второбрачных).
На самом деле, если брать строго по канонам, то если даже у молодого или не очень молодого человека, который находится в браке, появилось желание поступить в семинарию не с целью просто получить богословское образование, а с целью получить образование – и стать священнослужителем... Для богословского образования у нас есть теологические факультеты, есть Миссионерский институт, где можно получить образование в том числе и вам, но учиться в семинарии – это означает готовиться к священническому служению. Поэтому если кто-то женат первым браком и венчан, а его супруга во второй раз вступила в брак, то этот человек, по каноническим строгим требованиям, не может быть священником. Эти церковные каноны пока никто не отменял.
В любом случае, есть такое понятие, как икономия (умягчение строгости требований церковных правил), но в этом смысле священником может быть только человек (если белое духовенство, не монашествующий), который вступил в брак, женился, не имея до этого ни с кем никаких (даже случайных) связей, то есть девственник, и женат должен быть на девственнице. Если он девственник, а она не была замужем, но не девственница, то это тоже, если строго по канонам, препятствие к рукоположению. Строжайшее правило! Если в идеале, то их соблюдают. Но иногда Владыки смотрят (ведь ситуаций в жизни много, бывают различные моменты), до Крещения был этот брак или после (мы же знаем, что у равноапостольного князя Владимира до Крещения было много чего – и сколько жен и семей было); поэтому смотрят, – но кто-то не смотрит: в канонах четко не прописано, что, если эти браки или связи были до Крещения, это не считается.
Еще вопрос из социальной сети ВКонтакте – предлагаю на него тоже ответить. Телезритель спрашивает: «В книге «Несвятые святые» есть глава об отце Рафаиле, который имел страсть к скорости – она же его и погубила. С одной стороны, Господь даровал ему такую черту, с другой стороны, она привела к тому, что священник погиб. Есть ли, на Ваш взгляд, здесь противоречие и всегда ли страсть к чему-то ведет к трагедии?»
– Если это страсть, то она не очевидно приводит к какой-то трагедии, и человек, у которого действительно как будто какой-то двигатель, вечно надо куда-то бежать, что-то делать – это может быть черта характера, и над ней нужно работать. Конечно, ее можно направить в нужное, полезное русло. Но если это страсть... А что такое страсть? Это то, что человеку приносит страдания. Если человек «страстно любит», то он страдает. Страсть в любом проявлении, если она очевидно греховная, ведет к страданиям.
Вот эта страсть (в книге) не какая-то очевидно греховная, но если нет какой-то размеренности... Сколько людей погибают, как и он, в каких-то ситуациях, будучи вполне спокойными и даже медлительными: очень медленно переходил дорогу и не успел на зеленый светофор ее перейти – не по болезни, а по своей, может быть, несобранности, рассеянности и медлительности. Поэтому я не думаю, что здесь есть какое-то противоречие и прямая связь – это черта характера. Не скажу, что в самой этой скорости был грех, но если человек любит... Я не помню деталей (как только появилась эта книга, я ее прочитал), но если (как, к сожалению, это бывает) кто-то любит скорость на мотоцикле или автомобиле и превышает скоростной режим, то это уже греховная страсть: нарушение правил дорожного движения – это грех, который наказывается не только штрафами в ГИБДД, но иногда – и очень серьезно – потерей здоровья, а то и жизни. Поэтому не знаю, как здесь, – прямой связи не вижу; если с батюшкой случилась такая трагедия, это не значит, что он погиб для вечности.
Мне вспомнилось житие преподобного Афанасия Афонского, который, по-моему, скончался в 1000 году, более тысячи лет назад, упав с лесов строящегося храма: поднялся на леса, наверх, посмотреть, как возводится храм, – и упал.
Промысел Божий, который нам не ведом...
– Да, безусловно. Господь видит и призывает к себе созревший плод: или он упал с лесов, или от болезни, или еще как-то... Здесь для верующего человека должны быть вера и доверие Промыслу Божию.
Спасибо Вам за сегодняшний разговор – Вы ответили на самые разные вопросы наших зрителей, рассказали, как начался учебный год, как мобилизоваться на это время.
– Да, я желаю всем Божией помощи в наступившем учебном году, чтобы мы постигали те знания, которые нам необходимы не только для земной жизни, но и для вечности. Божией нам помощи и благословения.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.