Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №36 (933) 2017
Мы вновь продолжаем наши духовные размышления. Прежде чем, по благому обычаю, обратиться к Акафисту Иисусу Сладчайшему, напомню вам замечательное речение святого апостола Павла из Послания к Филиппийцам – что там сказано учителем язычников? Он утверждает, что о имени Иисусове всякое колено преклонится небесных, земных и преисподних. Что значит это свидетельство? Именно то, что Воскресший Господь Иисус Христос есть Истинный Царь Неба и земли и власть Его безмерна: она простирается и над коленом Небесным – ангелами Божиими, утвержденными в добре, и над коленом земным, под которым имеются в виду люди, человеки, и над коленом преисподним – поверженными Крестом падшими духами, начиная от сатаны, вождя этого прегордого воинства, сокрушенного с Неба на землю, в преисподнюю, и кончая демонами, выполняющими отдельные заказы своего «короля ужасов».
Итак, Спаситель – Царь Неба и земли. «Иисусе, нижних Искупителю», – обращаемся мы, воздавая подобающую честь нашему Спасителю, Который пришел в этот мрачный и грешный мир и, как солнце, озарив всю вселенную Своим спасительным словом, явив образ беспорочной жертвенной преданности служения Отцу Небесному, свершил тайну нашего Искупления на Голгофском Кресте. Живоносной Кровью Он омыл грехи человеческого рода, призвав в единение с Собою все человечество через веру, покаяние, Крещение и жизнь по заповедям Божиим.
«Иисусе, нижних Искупителю...». Голгофа есть абсолютное средоточие, центр мировой истории. Неслучайно руки Спасителя обнимают с Креста всю человеческую семью. И как бы далеко ни разошлись пути тех, кто в лице своих пращуров некогда пребывал в ковчеге патриарха Ноя, как бы ни разнились народы по своему культурному уровню, религиозным представлениям (не говорю о цвете кожи и составе крови), Спаситель пришел один для всех. Он желает ввести в общение с Отцом каждого из нас, в какой бы точке земного шара, на каком бы континенте ни жило Его разумное создание, – от ненцев и эскимосов до обитателей Новой Зеландии и отдельных островков Полинезии. У нас один Искупитель, Кровь Которого пролита равно за всех. Вот почему великое несчастье – не знать Господа славы, ставшего истинным Человеком, и преступление поистине непростительное – знать и отвергать Христа, отвращать от Него свой взор, преклоняя сердце к кумирам, ложным богам, которые не имеют никакого отношения к тайне Искупления человеческого рода.
В этом смысле Православие есть универсальная религия, религия отнюдь не локального, не регионального плана: все мечты лучших философов и друзей человечества о соединении народов в единую семью исполняются единственно в лоне Православия, которое наднационально, хотя и состоит из отдельных Поместных Церквей – Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Русской. Но, как вы помните, во Христе уже нет ни иудея, ни эллина, во Христе не так важны признаки мужеского или женского пола – душа каждого из нас бессмертна по Божией благодати, свободна, различает добро и зло, чувствует в себе стремление к нравственному совершенствованию, она живет, животворится, дышит единственно благодатью Божией – той водой живой, о которой говорит Священное Писание Нового Завета – помните слова Спасителя: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».
«Иисусе, нижних Искупителю…». По существу, вступить в подлинное родство друг с другом нам дано лишь при вхождении в Тело Христово, именуемое по-гречески ἐκκλησία – «экклесиа», или Церковью Божией: ветхая закваска себялюбия, гордости, эгоизма приводит к отчуждению даже кровных сродников, свидетелями чего, увы, являемся все мы. И чем больше скудеет в людях живая, зрячая, горячая, здравая Православная вера, тем больше томятся они под этим солнцем. Зачастую муж и жена, отцы и дети, соотечественники, живущие в одной стране, страждут от внутреннего одиночества, отчуждения друг от друга только по той причине, что отдалены от Спасителя мира лжеверием, неверием или жизнью, противоречащей нравственному закону, вложенному Божиим перстом в сердце каждого из нас.
Замечено: чем ближе человек к Богу, чем более он потрудится в очищении души и тела от всякой скверны плоти и духа, чем более возгосподствует над страстями гордости, гнева и похоти, чем более предоставит места в сердце своем Божественной благодати, поступив под управление Господа Бога Духа Святого, тем более распространяется его душа, теплеет его сердце – и «нам сочувствие дается, как нам дается благодать».
«Иисусе, нижних Искупителю…». Если бы мы, дорогие друзья, как следует вдумывались в начальные слова молитвы: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое», то, именуя Бога нашим общим Отцом, мы бы взирали друг на друга как на ближайших сродников, и заповедь о любви к ближнему как к самому себе явилась бы для нас совершенно удобоисполнимой. Действительно, когда заботы и нужды ближнего становятся нам так же близки, как свои собственные, и мы, простираясь в импульсе жертвенной любви, бескорыстно служим окружающим нас людям, тогда в нас проясняются личностные качества и Сам Христос таинственно соединяет того, кто делает добро, и того, кто его приемлет.
«Иисусе, нижних Искупителю…». Говорят, что лакмусовой бумажкой в отношении собственного духовного роста служат помыслы и чувства, обращенные к людям. Если в твоей душе гнездятся неприязнь и усталость, пренебрежение и холод, безразличие и, не дай Бог, злоба и ненависть, ты остаешься человеком, далеким Христу, даже если носишь златые ризы, как Его служитель – разумеется, недостойный. Но сострадание, жалость, милость, готовность быть нужным, стремление служить людям, наступая на хвост собственному себялюбию, – вот те прекрасные зачатки и задатки, развивая которые мы почувствуем, что Искупитель нижних, то есть Спаситель людей, есть самое родное, близкое нам Существо, к тому же Всемогущее и Благое. При том, что Бог всегда нас и видит, и слышит, и любит, мы предстоим Ему, а Он таинственно предстоит нам, изливая на нас Свою благодать, даруя нам все необходимые и достаточные силы для прославления Его святого имени, для сокрушения власти дьявола и вступления в воистину братские отношения с людьми.
«Иисусе, нижних Искупителю…». Именно во Христе Воскресшем сбывается чаяние русского человека, которому, как утверждал Федор Михайлович Достоевский в своей речи в память о Пушкине, дано удивительное свойство и всемирной отзывчивости, и чувства долга, и ответственности за судьбы всего человечества. Да, Господь дал русскому человеку (в самом широком смысле этого слова) высокое, благодарное, благородное сердце. Однако эти задатки очень легко можно угасить, принеся их в жертву себялюбию, прагматизму, своекорыстию, из которых, кажется, соткан современный потребитель и обыватель.
Вот почему, произнося слова «Иисусе, нижних Искупителю», мы должны чаще обращать наш взор на распятие Господа Иисуса Христа. Спаситель, прекраснейший из сынов человеческих, пришел в этот мир и воспринял на Себя оплевание и заушение, добровольно простер руки на Кресте, излил всю Свою Кровь до последней капли, чтобы обессмертить, оживотворить погибавшее от грехов человечество. Спаситель есть любовь, распятая и воскресшая. Взирая на Крест, мы убеждаемся в том, что любовь сильнее человеческой злобы, – жизнь жительствует, а смерть повержена. Поэтому, молясь «Иисусе, нижних Искупителю», будем исполняться веры, надежды, любви и жизнеутверждающей силы в том, что победа будет за нами, искренними учениками Воскресшего Христа. Аминь. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.