Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №32 (929) 2017
Что такое непрестанная молитва и возможна ли она в миру?
– Да, духовная радость в этих, так скажем, трех терминах, стоит рядом с призывом к непрестанной молитве. Это и следствие радости, то есть стремления ко Христу, к истинной радости, и состояние радости. Что такое стремление? Это не абстракция, это богообщение, радость богообщения. Богообщение наиболее выражено для нас молитвой. Собственно говоря, слово «молитва» может пониматься и более конкретно – прочтение правила, повторение какой-то молитвы. Но молитва может пониматься и более широко – как состояние богообщения: разговор с Богом, встреча с Ним, безмолвный разговор с Ним. Есть у нас опыт человеческих отношений: ага, человек – это образ Божий, и этот опыт нам кое-что подсказывает, это как бы только образ, но он нам помогает посмотреть на Того, подобие с Которого было взято. Уподобиться Богу.
Есть выражение: «люди поняли без слов», «взгляд подсказал». Даже наши земные слова – это только отзвук Небесного. Апостол Павел (мы его сегодня постоянно вспоминаем) как-то очень скромно, но очень ясно сказал про себя, про свой духовный опыт, что он был участником соприкосновения с райской жизнью. И он не мог выразить это словами. То есть какая молитва Небесная, подлинная? Она бессловная, она – состояние: нельзя выразить словами, но мы понимаем, о чем речь.
Непрестанная молитва в итоге не обозначает, что человек должен какую-то молитву читать постоянно. Хотя ясно, что это первый опыт, он начинается с этого. Это простое. Для многих трудно прочитать правило. А за «трудно» кроется слово «не хочется». Странно для христианина, да? А христианин хочет молиться. Молитвослов, правило, повторение молитвы – это детские шажки человека. Если он будет учиться ходить, он научится твердо и решительно ходить. Более серьезная походка – Иисусова молитва. И даже она не есть последнее состояние. Мы говорим, это состояние уходит в Небо, и даже когда святые отцы писали об Иисусовой молитве, они в итоге и говорили, что это состояние. «Я сплю, а сердце мое бодрствует» – необязательно, что человек во сне все равно молится, повторяет в тысячу первый, тысячу второй какую-то молитву. Нет. Это состояние духа человека, он возгорается от этого и уже от этого пламенеет. Это уже высшее состояние, повторяю, но апостол пишет иметь его ориентиром: будьте всегда в богообщении, никогда не забывайте о Боге, всегда с Ним встречайтесь.
Известный валаамский старец Иоанн (многие, наверное, уже читали его письма) советовал христианам такую молитву, сопряженную с жизнью: умоешь руки – у тебя мысль, а мысль – молитва: «Господи, очисти меня от грехов моих». Зажигаешь печку – «Господи, избави меня от огня вечного». И так далее. В жизни всегда можно найти такие ассоциации. Но это не отменяет молитвенного правила. Просто это говорит о постоянном богообщении, богомыслии.
Еще древние великие допотопные и прочие патриархи, наши праотцы, отличались таким достоинством, отмеченным в Священном Писании: они постоянно пребывали пред Богом. Мы спросим: как это, пребывали пред Богом? Это не значит, что в каком-то географическом, геометрическом положении – они духовно предстояли всегда пред Богом.
Эти добродетели находятся в основе человеческого бытия. То есть это то, что упомянуто в Библии сразу после сотворения человека, как говорится, с первых страниц Библии. Постоянное пребывание пред Богом. А вот заметим в жизни: мы живем, а часто помним о Боге? А мы вообще чувствуем ли постоянно (ну, скажем, не то что мы вспоминаем догматы или молитвы), что Бог нас видит?
Забываем.
– Для верующего человека это правильные вопросы. И мы не можем сказать: вот с 3-х до 4-х мы помним, потом как-то сами живем, с 5-ти до 6-ти помним… Это неправильно. Я говорю об этом как об ориентире для нас. Это надо еще в себе выработать, надо захотеть и выработать. И дай Бог нам всем эту добродетель получить. А как верующий человек может забыть об этом? И значит, все его дела и поступки – постоянно пред Лицом Господа, и человек их совершает в этом осмыслении. Какими же тогда могут быть жизнь человека, его поступки, если он в таком состоянии? Это правильная, подлинная жизнь, так скажем. Поэтому не зря Енох был восхищен к Богу как один, наверное, из самых стяжавших эту добродетель. Для нас это ориентир. В этом непрестанная молитва – то есть постоянное богопамятование, которое начинается с таких размышлений, как советовал нам старец Иоанн, как наши молитвословы советуют. А оно переходит в постоянное богомыслие.
Как человеку помнить о Боге, когда он постоянно занят умственным трудом, голова его постоянно занята работой?
– Это один из моментов нашего природного несовершенства. Например, пребывание Адама в раю до грехопадения – это было то состояние, когда человек независимо от деятельности был постоянно в богообщении. Мы это потеряли, мы осуетились – отделились от Бога искусственно, и поэтому нам просто надо преодолевать это с точным пониманием, что это возможно, что богообщение – это не два разных дела. Мы скажем: ну как можно делать два дела одновременно? Считать формулы или на станке внимательно вытачивать деталь и думать о Боге, религии. Если мы эти два дела уравниваем, то, конечно, два дела, может быть, и нельзя сделать. Но когда дело богообщения и в том числе молитвы – нечто совершенно иное, это состояние, то это совершенно другой вопрос.
Это состояние, и в этом состоянии можно и формулы считать, и на станке работать, и за рулем ехать – любая деятельность возможна в состоянии богообщения, молитвы в этом смысле. Но до этого надо расти, хотеть, по крайней мере, стараться просто почаще вспоминать о Боге. Отрываясь от земных дел, не будем уходить в праздность или во что-то свое. А будем почаще вспоминать о Боге, находить возможность. Этому нам очень хорошо содействует даже какой-то быт – иконочка рядом, Библия лежит где-то поблизости, чтобы нам это тоже подсказывало, напоминало, крестик висит на нас. Тоже проблема: не у всех он висит, не всем он нужен, может быть в тягость. А как же можно говорить о памятовании о Боге?
Как меняются жизнь человека и сам человек с непрестанной молитвой?
– Я думаю, что так меняется, как, может быть, когда человек встречается с Богом. Он освящается, просвещается, приобретает свое подлинное состояние – то, которое было замыслено Господом: быть чадом Божиим, наполненным смысла и радости бытия. Тоже, насколько мы понимаем, бытие – это быть с Богом. Человеку незнакомому, не ищущему, это будет, наверное, непонятно. А, с другой стороны, в чем же смысл бытия? Ешь, пей, веселись? Кстати, тоже интересная противоположная триада – покойся, ешь, пей, веселись: тоже «веселись» присутствует.
То есть радуйся – это противоположность?
– Нет, вот «радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» – и триада человеческая: «ешь, пей, веселись». Тоже есть о чем задуматься. Противоположная триада. И бывает, человек склоняется к «ешь, пей, веселись», к сожалению. «Радуйся» и «веселись» – слова, конечно, могут быть взаимозаменяемы, но если мы рассмотрим их в этом контексте, то будем радоваться, но не будем веселиться.
В связи с этим я всегда вспоминаю притчу о блудном сыне. Старший сын был как будто бы хороший – кроме той ситуации, когда разозлился на эту историю с ужасным блудным сыном. Он сказал: «Ты мне не даешь даже козленочка, чтобы повеселиться с друзьями моими». Вот, человек стремится повеселиться, расслабиться, как бы сейчас сказали. От чего расслабиться? Значит, от чего-то тяжелого и неинтересного? Кстати, тоже одно из свидетельств того, что земная жизнь без Бога удручающая, тяжелая, бессмысленная, и надо что-то предпринять, расслабиться. Надо куда-то нырнуть, уйти от реальности. Кстати, это к словам о том, что нужно почаще от этой реальности, может быть, не нырять в веселье, а почаще вспоминать о Боге, о подлинной радости.
То есть радость – это ясное состояние, когда человек открыт перед Богом, а веселье – как будто бы человек, наоборот, прячется...
– В себя, в свои проблемы, хочет забыться и утонуть в них. Не вынырнуть, а утонуть в них.
Мутное состояние.
– Утонуть в них же. Отсюда понятно, что это образы, может быть, какие-то рассуждения, а практика печальна – алкоголизм, наркомания и прочее. Но это грубые проявления того, в чем человек может утонуть… Даже эти пороки есть свидетельства того, что наша жизнь без Бога удручающая. Вообще, жизнь без Бога удручающая. И не обойтись без пороков, если без Бога продолжать.
Поэтому решить эти проблемы невозможно никакими другими путями, кроме как найти подлинный смысл бытия, жизни, радости, оптимизма, счастья, надежды. А не просто какими-то полумедицинскими пойлами и иными средствами пытаться отрешиться, забыться, запретить себе, найти себе другую какую-то страстишку. Это все равно никогда не решит проблемы. Это тоже такие свидетельства жизни, доказательства (вот многие спрашивают: где доказательства? Вот доказательства).
Возможно ли человеку буквально за все быть благодарным? А за оскорбление, обиду, за предательство?
– Знаете, тут несколько уровней. Один уровень – это уровень, скажем, наших сиюминутных решений. Другой уровень – некий контекст вечности и перспективы. Если мы живем с перспективой, то все эти моменты на этом фоне ничего не значат – наши скорби, проблемы, обиды ничего не значат. Более того, если мы имеем мужество и силу, они могут быть горькими лекарствами, вразумлениями, может быть, даже какими-то жесткими, но они будут нас корректировать. Это трудно признать, болезненно, но в нашей повседневности не обходится без печали, какой-то обиды даже. Если мы будем на этом зацикливаться, значит, мы теряем перспективу.
Конечно, это не одобряется – ничто плохое не одобряется, и, прежде всего, не будем сами обижать, предавать и так далее. Но когда это происходит с нами, мы это не одобряем, мы не благодарим, что это хорошее. Но мы пользуемся этим, чтобы из этого сделать хорошее: дьявол или человек оступившийся, непорядочный сделал плохо, но я вот помог или организовал...
Ну что ж, мы же руки не опускаем. Да, плохо, мы понимаем, что все это плохо, но давайте посмеемся над дьяволом, давайте возвысимся над злом и любую ситуацию обратим на пользу. И поблагодарим Бога, попросим помощи, преодолеем в себе что-то, а через терпение искупим свои грехи: мы, может быть, в чем-то другом погрешили, но этого не заметили или даже не оцениваем этого. А через это мы, так скажем, искупаем, а это значит – изменяемся, становимся лучше, через какие-то другие испытания.
Так что, как я уже говорил, для христианина тоже в жизни присутствует и радостное, и горькое, и печальное, но все на пользу. И даже радость надо уметь принимать, это же отдельная тема. Радостное в жизни земной – успехи, почитание, слава, – это, может быть, еще более трудное испытание для нас, и далеко не все проходят испытание медными трубами: это самое сложное испытание, даже сложнее, чем скорби. Скорби все-таки носят определенный характер, нас смиряют. А через славу, похвалу и прочее можно и увлечься.
А как воспринимать славу и похвалу здраво?
– Очень просто. Как сказал нам царь Давид в Священном Писании, «не нам, не нам, но имени Твоему дашь славу, Господи». И все, что ни происходит, надо мимо себя пронести: пролетело мимо носа – и все. Это все Господу относится в итоге. Хорошо бы у нас, конечно, меньше это в жизни выпячивалось: какие-нибудь торжества, почитания – это тоже культ, бывает, создается в жизни. А чем выше культ человекопочитания, тем труднее самому человеку перенести его и преодолеть. А, может быть, уже и никто не преодолевает, а, наоборот, развивает. Поэтому какая-то мера всегда обращена к Господу: да, что-то есть успешное, – это все во славу Божию. Так что тут никак не уйти от прекрасного слова «скромность».
Время нашей передачи подходит к концу. Еще один вопрос: как связаны между собою постоянная радость, непрестанная молитва и благодарность?
– Я думаю, что этими тремя понятиями описывается христианская жизнь, по апостолу Павлу. Если чего-то не будет хватать из этих частей (как земная жизнь – это «ешь, пей, веселись» – безбожная, земная, материальная, так и христианская), то она будет неполноценная. Без любого одного понятия не получатся остальные. Если мы в унынии, в слабой вере, маловерны, то и молитвы не получается. Если нет радости, мы сами не чувствуем сил, то за что благодарить? Мы омрачены и не видим ничего хорошего. То есть это все об одном, только с разных сторон. Назовем это подлинной христианской жизнью. А христианская жизнь – по центру Христос.
Большое спасибо за беседу!
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.