Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Очень важный вопрос – мотивация обучения. Если, допустим, мы говорим об образовании миссионерском (и вообще о церковном), то люди туда, как правило, идут не потому, что они вдруг решили попробовать себя в этом, а потому, что, наверное, стремятся получить знания в первую очередь для самих себя, уже имея за спиной багаж в одно или два высших образования. И здесь вопрос мотивации как-то сходит на нет. Но если говорить о светском образовании, – как не прогадать с профориентацией и себя замотивировать?
– Вопрос очень сложный, поскольку мы все разные, и, наверное, единый ответ или рецепт здесь вряд ли можно найти. Но это действительно вопрос интереса: что мне интересно? Это вопрос того, что в любой профессиональной деятельности имеет место жертвенность. Поскольку, если я отношусь к своей деятельности так, что просто пришел, от звонка до звонка посидел и ни больше ни меньше, – это ведь очень тяжелый случай. В моей священнической практике был такой случай с врачом. Одна прихожанка так сетовала: они сами живут на 9-м этаже, лифт, видимо, не работал, а ребеночек заболел. Они вызвали врача, он приходит, звонит в домофон: «Ну, как вы там?» – «Вот, ребенок болен, так и так» – «Ой, у вас лифт не работает, ну сами знаете же, как лечить: простыл. Я подниматься не буду, до свидания».
Понимаете, какой тяжелый случай? И мы говорим здесь, что есть такие социальные сферы профессиональной деятельности, где необходима жертвенность. Это профессия врача, служение священника, учительская, преподавательская деятельность – можно дальше перечислять. И вот здесь, как никогда, нужно спросить себя: готов ли я? Вот если я готов на жертвенность, то значит, надо идти учиться. Понятно, что не всегда мы будем на экзаменах получать «пятерки», возможно, и «четверки» не всегда – интеллектуальные возможности у нас у всех разные, ограниченные, но это не главное.
Главное то, как человек себя видит в этой профессии и готов ли он многим пожертвовать, чтобы состояться учителем, врачом, ученым или другим специалистом: насколько он готов отдать себя. И в жертвенности как раз и проявляется вся суть, в том числе и христианского служения, – к ближним относиться с жертвенностью, которая важна не только в профессиональной деятельности, но и в семейной жизни, когда брак в христианстве воспринимается как способность и желание пожертвовать многим ради блага другого.
Возникает такой вопрос: как определить, кто в семье главный? Мне тут молодые рассказали. Я спрашиваю: «А как вот вы определяете?» – «Вот у кого пульт от телевизора, тот и главный». Понимаете? Вроде бы банальнейшая ситуация, но о чем она говорит? Если есть готовность уступить своему мужу или жене посмотреть тот или иной канал, это вроде бы мелочь, тем не менее, моменты жертвенности здесь проявляются. Вся жизнь складывается из мелочей, по большому счету. И вот каков я в этих мелочах (профессиональных или личных, семейных), такой я и человек.
Телезрительница из Нижнего Новгорода спрашивает: «Подскажите, как быть в случае, когда студентов «тянут»? И как быть в переходном периоде, когда в школе это явление было (где все равно, так или иначе, преподаватели следят за своим подопечным и потихоньку как-то помогают), а в институте никому до тебя нет дела – и получается совсем другой ритм обучения и образования?»
– Здесь надо рассчитывать прежде всего на свои силы: куда я иду, для чего я иду? И потом, встречаясь со старшеклассниками, когда возникает вопрос о дальнейшей профориентации, о том, куда пойти учиться, какую профессию получить, я всегда говорю, что учеба будет для вас успешной тогда, когда она будет в радость. Учиться должно быть интересно. А когда учеба – это каторга, ну какой же вы будете специалист? Как же вы сможете в дальнейшем действительно реализовать себя в профессиональной сфере? Наверное, это можно, если сильно захотеть, но в большинстве случаев, конечно же, это колоссальнейшая внутренняя трагедия и колоссальнейший профессиональный и личностный кризис.
Поэтому перед тем как пойти в то или иное учебное заведение, нужно задать себе вопрос: а будет ли мне интересно, а интересна ли мне эта сфера, а готов ли я пожертвовать многим (временем, иными ресурсами), чтобы изучить эту сферу жизнедеятельности людей? То есть учеба должна быть интересна. И если мы говорим о богословском образовании, сюда, как вы понимаете, уже идут люди с должной мотивацией, которые проглатывают книги, засиживаются в интернете, чтобы расширить свой кругозор и действительно быть состоявшимся теологом – как можно больше знать о Церкви, о Боге, о людях.
В последнее время в нашей образовательной системе идет унификация. Говорят, что если бы когда-нибудь Пушкину пришлось написать ЕГЭ, то он бы с вероятностью в 70–80% написал его как отличный двоечник. Видите ли Вы в этом проблему? Что с этим делать? Как «пробивать» индивидуальность в ребенке?
– Дмитрий, давайте будем реалистами. Как бы сейчас мы ни критиковали или, наоборот, ни восхищались существующей системой образования, она дана нам по факту. И существует Федеральный государственный образовательный стандарт – тот минимум, который учащийся общеобразовательной школы должен усвоить и в конце показать некие знания.
Когнитивная парадигма, которая существует на сегодняшний день в образовании, господствует. Вопрос ведь не в том, плохо это или хорошо, а в том, как в существующих образовательных реалиях нам с вами остаться православными людьми.
Вот этот вопрос, наверное, самый основной; он встает, прежде всего, перед родителями. И, конечно же, минимум знаний нам просто необходим. И мы с вами должны готовить и наших детей к тому, чтобы осваивать некий минимум в образовательных дисциплинах. От тестовой системы отказываются Соединенные Штаты, от нее отказываются в Европе, но, к сожалению, в силу различных причин она приживается у нас. На это направлены колоссальные государственные деньги. Это сложный дискуссионный вопрос.
Вопрос в том, как в этих образовательных условиях остаться патриотом – человеком, любящим Родину, и в существующей системе образования вычленить и найти для себя самое главное – то ценностное ядро, которое как раз нас и очеловечивает. И в этом, как никогда, очень важны помимо общеобразовательных дисциплин еще и дисциплины, связанные с мировоззрением человека. Это так называемые культурологические, религиоведческие дисциплины, которые, к сожалению, в массе своей отсутствуют в общеобразовательной школе.
Сравнительно недавно, вроде бы в начальной школе (в частности, в 4-м классе), был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», мировоззренческий курс, направленный на воспитание нравственных качеств, религиозной идентичности и так далее – чисто культурологический курс. Однако он начинается только в 4-м классе и им же и заканчивается. На сегодня у него, к сожалению, нет продолжения ввиду различных причин.
Уже более 6-ти лет ведется разговор на уровне министерства о грифовании учебников по основам православной культуры, ОПК. Ведь что такое гриф министерства в учебнике? Это значит, что школа имеет право покупать на федеральные деньги вот этот учебник. Но, к сожалению, ввиду различных причин, для нас неведомых, этот момент тормозится. Кстати, каждый год на Рождественских чтениях этот вопрос очень остро обсуждается, что у курса «Основы религиозной культуры и светской этики» нет продолжения, а ведь курс мировоззренческий. И в таких мировоззренческих курсах на сегодня наш школьник нуждается как никогда: знания необходимы, но необходима еще и возможность посмотреть на себя со стороны, посмотреть изнутри, ответить на мировоззренческие вопросы. На все это как раз и направлены курсы, знакомящие нас с религией, с этическими учениями, а в конечном итоге – с традициями прежде всего нашего Отечества. Вот этого в школе не хватает.
И родители, обеспокоенные соответствующим воспитанием и образованием, должны все-таки помнить, что помимо знаний в образовании есть, должна быть, еще одна составляющая – мировоззренческая. И за эти курсы, за эти дисциплины необходимо всячески держаться. Благо, помимо общеобразовательной школы сегодня есть воскресные школы. Они разные по своему типу, по уровню подготовки учащихся, по количественному составу и так далее. И если вы нашли для своего ребенка должную воскресную школу, которая отвечает вашим представлениям в плане воспитания (в том числе, религиозного), то уже небольшой вклад в дальнейшее нравственное и религиозное воспитание родители внесли. И потом, не надо забывать, что помимо общеобразовательной школы мы должны еще и воспитывать соответствующим образом наших детей. Особенно это касается православных родителей – не забывайте о воскресных школах.
Наша зрительница из Кировограда спрашивает: «Как быть, если в школе говорят, что нет возможности изучать основы православной культуры, ОПК, и предлагают светскую этику?»
– Эта телезрительница не одинока. Существует миф, который в виду различных административных причин всячески тиражируется: мол, мы бы могли преподавать вашим детям ОПК, но, к сожалению, у нас нет соответствующего педагога. А раз его нет, то сами понимаете...
Возможность изучать детям ОПК в государственной общеобразовательной школе есть высший пилотаж управленческих решений, которые могут быть приняты на уровне общеобразовательной школы. Вот смотрите. В чем причина, почему так говорят? В массе своей учителя не подготовлены, они готовы преподавать светскую этику, мировые религии, а в том, что касается ОПК, здесь не всегда учитель чувствует себя компетентным, ему проще идти по уже накатанной модели. Проще сагитировать родителей выбрать модуль «Светская этика» или «Мировые религии» – и делу конец.
Гораздо сложнее дела обстоят с основами православной культуры. Родители должны помнить, что любой учитель, который реализует «Основы религиозных культур и светской этики» (а ОПК – это один из 6-ти модулей данного курса), имеет право читать любой модуль, он прошел соответствующую подготовку (как правило, это институты регионального образования) и получил соответствующее удостоверение о повышении квалификации. Это первый момент. Ну как учитель может сказать, что он некомпетентен в этом вопросе? Пожалуйста, вы имеете возможность в дальнейшем изучать, познавать, вы ориентируетесь в информационном потоке. И школа не имеет права препятствовать родителям в выборе курса ОПК, даже если это будет один или два человека.
Вот вам пример. Провинциальный город Первоуральск, недалеко от Екатеринбурга, среднестатистическая школа. В этой школе около 150-ти ребят пойдут в этом учебном году в 4-й класс. И по всем канонам жанра, в апреле – мае проводилось общешкольное родительское собрание, где родители выбирали модуль курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Понятно, что школа акцентировала внимание родителей, чтобы они выбрали светскую этику, поскольку модуль достаточно апробирован, есть соответствующая методическая часть и учитель подготовлен.
И про ОПК, к сожалению, умолчали. Но нашлись родители, которые все-таки выбрали ОПК. По статистике, которую я изучал, 149 детей в этой школе выбрали светскую этику, а один выбрал ОПК, и школа приняла этот выбор. Иное дело, как школа будет реализовывать данный курс с одним ребенком, но вопросов не возникло. То ли испугались, что родитель священник, то ли еще чего испугались – тем не менее, школа именно сохранила это уважение к родительскому выбору, к ребенку. И я думаю, с 1-го сентября начнется каким-то образом реализация этого курса. Конечно, здесь есть деликатнейший вопрос, что 149 человек выбрали светскую этику. Понятно, что, по всем законам социологии, такой выбор просто не может быть.
Возникает вопрос: выбрали ли?
– Родители в массе своей очень пассивны, они очень легко идут именно по зову администрации. Администрация школы сказала, что у них реализуется этот курс, – и родители написали, вопросов не возникло. К сожалению, в большинстве случаев это так. Лишь немногие родители готовы противопоставить себя существующей системе.
Но как раз именно православные родители должны помнить, что они для своего ребенка выбирают не колбасу на завтрак. Это не тот продукт, который можно один раз откусить и положить в сторону или вообще выбросить, – это целый образовательный курс. Поэтому я всегда родителям советую так: перед тем как сделать должный выбор, возьмите учебник в школьной библиотеке и просто пролистайте его – посмотрите, что предлагает вашему ребенку государство, здесь у вас есть выбор. Это не учебник русского языка, литературы, истории, а это учебник курса, который идет по выбору. Не поленитесь, пролистайте, это у вас займет буквально 5–10 минут, и вам уже будет все понятно.
Вот вы берете учебник по ОПК и просто пролистываете или даже читаете оглавление – срабатывает внутренний культурный код: это нам знакомо, это родное. А когда пролистываете, например, учебник по светской этике, в сознании встают какие-то общие категории – добро и зло, счастье, добродетели и так далее, то есть абстрактные категории, за которыми скрывается какая-то туманность. Опять же, здесь можно поговорить, что светской этики в принципе не существует – это своего рода новодел, поскольку любая этическая система своими корнями так или иначе связана с какой-то предметной областью. Например, есть марксистская этика, христианская этика, этика Платона, этика Аристотеля. А какая светская этика – это не совсем понятные вещи; тем не менее, государство пытается найти некую золотую середину.
Пусть оно будет так, но родители, которые себя называют православными... Все-таки мы своим детям желаем всего самого лучшего. Если ребенок системно подойдет к изучению ОПК в школе, пусть хотя бы в 4-м классе, то, думаю, это даст соответствующую возможность в дальнейшем особым образом изучать и историю, и литературу, и русский язык, вообще, найти себя в существующем образовательно-воспитательном пространстве. Вот за это современные православные родители должны ратовать, когда их дети идут в школу. Это очень сложно, но все-таки можно как-то по-доброму, без конфликтов. Я думаю, в большинстве случаев администрация именно таких родителей, как правило, слышит, прислушивается к ним. И конфликтов тут можно все-таки избежать.
Наш зритель из Ростова Великого спрашивает: «Как Вы считаете, не рано ли преподавать ОПК или светскую этику в 4-м классе, ведь ребенку всего 10 лет?»
– Нет, не рано. Вот светскую этику рано. Или, например, один из модулей еще так называется: «Мировые религии». Вот «Мировые религии» в 4-м классе, по своим детям знаю, ничего не дают. Мы свое-то не знаем, какие уж там мировые религии… А что касается ОПК – здесь, что называется, на злобу дня: эта информация более чем необходима детям, они проявляют свою заинтересованность, поскольку с основными артефактами православной культуры они сталкиваются постоянно – это и православный храм, который они постоянно видят, и колокольный звон, и богослужения, которые, так или иначе, все-таки в большинстве случаев дети посещают. Может быть, не так часто, как, например, в воцерковленных семьях, но тем не менее… Это и русская литература, с которой они сталкиваются уже с 1-го класса. Вот я полистал учебники по литературе с 1-го по 4-й класс. Замечательнейшие учебники, там особое внимание уделено в том числе и православной культуре.
Наши недруги говорят: «Вот, негативно относятся к православной культуре...». А вы полистайте учебники по литературному чтению в начальной школе – сколько там присутствует элементов православной культуры! Вы знаете, предостаточно. И, кстати, эти тексты читают ребята, которые, может быть, даже мусульмане, адвентисты, баптисты или вообще из атеистических семей. Тем не менее, произведения представляются как действительно шедевры отечественной словесности. Например, стихи о Рождестве Христовом. Кто сейчас у нас будет выступать против этой поэзии? Вроде бы все понятно, дети должны знать, понимать, о чем идет речь. И как же здесь обойтись без разговора о сюжете Рождества Христова? То есть одно из другого вытекает.
Так что детям ОПК необходимо все-таки знать, ведь речь идет не об их воцерковлении как таковом, а именно о когнитивной составляющей курса: о возможности получить некий культурный код, чтобы уметь читать текст культуры, литературу, музыку, историю и так далее. Все это, так или иначе, пропитано христианскими идеями, христианскими корнями.
Сейчас уже идет пора сбора не только рюкзаков, портфелей, закупки тетрадок, ручек и так далее, но это еще и время, когда надо морально начинать настраиваться на обучение, а то потом целый сентябрь придется приходить в себя после длительного отдыха. С чего начать, как подготовиться к очередному учебному году?
– Я буду рассказывать не только как священник, но и как родитель, из своего опыта – он у меня, может быть, не очень большой, но все-таки имеется.
Учебный год – это переживания не столько для детей, сколько для родителей. Это не только какие-то материальные моменты (необходима форма, канцелярские принадлежности), но внутреннее искреннее состояние переживания за свое чадо: как же оно изменится за предстоящий учебный год, чему научится, что мне, как родителю, необходимо сделать, чтобы этот учебный год прошел соответствующим образом...
Я думаю, здесь рецепт (и мой опыт) достаточно прост. Во-первых, любой школьный день начинать с молитвы. Всегда вставать с утра очень сложно всем – и взрослым, и детям. И суета, и в школу надо, и поесть, и попить, но без молитвы никак. Пусть это будет небольшая молитва у ребеночка – хотя бы «Отче наш», но обязательно помолиться, попросить у Бога благословения на предстоящий день. Собрали ребенка, отправили – перекрестите его, это обязательно. Обязательно скажите ему в дорогу простые слова о том, что вы его любите: несмотря на то, как пройдет день, какие оценки он принесет домой, вы всегда его любите и принимаете таким, каков он есть. «Но и сам помни, что, находясь в школе, ты несешь колоссальнейшую ответственность за то, как подумают о тебе и твоих родителях, ведь по тебе будут судить, какие у тебя родители». И это первая социальная ответственность, которую берет на свои плечи ребенок: я своим поведением как бы рассказываю о своей семье. Это тоже очень важно. Понятно, что не все будет гладко в школе, но вот эта внутренняя ответственность за свои поступки перед семьей должна сформироваться у ребенка.
Второй момент – это, конечно же, помочь ребенку выполнять домашние задания. Современные дети просто перегружены существующей информацией, порой ненужной. И ребеночку, особенно в начальной школе, все-таки необходимо помогать – не делать за него, а помогать – момент сопереживания, сопричастности к твоему делу, хотя бы просто рядом посидеть: «Ты будешь выполнять, а я буду рядом и в случае трудностей тебе помогу». И ребенок чувствует родительское сопереживание и сопричастность, а не просто: «Иди делай уроки! Ты уроки сделал или нет?» А вот когда я рядом нахожусь, это вдвойне дисциплинирует ребенка и совершенно иной вектор обу-чения задает. Надо радоваться любым успехам ребенка – не забывайте его хвалить: с тем, чтобы поругать, вы и без советов батюшки справитесь. (Смеется.) Это самые простые, на первый взгляд, прописные истины, но они должны быть.
И как горяча должна быть родительская молитва в конце дня, в начале дня за свое чадо, поскольку молитва матери со дна ада достает, со дна моря поднимает. А почему? Это молитва любви. И ни родители, которые горячо и искренне молятся за своих чад, ни дети такие у Бога не забыты. Соединяя все это, мы, я думаю, и получим соответствующий результат: ребенка, который растет в православной семье, который дорожит родителями, который знает, что такое Закон Божий, который определил для себя ценностную систему жизни. Это не значит, что этот ребенок не будет грешить, все будет в его жизни, никакой человек ни от какого греха не застрахован, но самое главное, чтобы ребенок понял: в этом мире он не одинок, в этом мире существуют духовные законы, а их попрание ведет к колоссальнейшей личностной трагедии и печальному результату. Вот это все как раз и должно культивироваться в православной семье.
С наступающим вас новым учебным годом! Помните, уважаемые родители, что вы несете колоссальнейшую ответственность перед страной, перед самими собой, перед Богом за воспитание детей. Бог вам в помощь!
Спасибо, что пришли в нашу студию – благодарю Вас за беседу, которую большей частью мы посвятили образованию, детскому обучению, школьному воспитанию и так далее. Напомню: несмотря на то, что набор в Миссионерский институт в этом году, в принципе, сформирован, есть еще места и возможность поступить. Подробности можно узнать на сайте uralsky-missioner.ru или по телефону в Екатеринбурге 8(343)269-30-36 – это телефон приемной комиссии. Обучение вечернее и заочное.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.