Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (914) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Время нам дано, чтобы созидать свою душу

Протоиерей Димитрий Смирнов: Время нам дано, чтобы созидать свою душу

№17 (914) / 2 мая ‘17

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Господь говорит: любите врагов ваших. А я не могу никого назвать своим врагом. Если кто-то меня раздражает или я кого-то, стараюсь помолиться и восстановить мирные отношения. А если невозможно, – отойти и не навязываться. Скажите, может ли у человека не быть врагов? Или я неправильно понимаю, кто такие враги?».

– Временами – может быть. А когда человек созреет к тому, чтобы сдать очень важный экзамен на христианство, тогда появятся и враги.

Как у ребенка: вроде он и обижается, но нельзя назвать врагами тех людей, которые его обижают, – это, скорее, минутные обидчики. Но если человек не видит вокруг себя врагов, это значит, что он просто духовно не готов к этому?

– Ну, можно и так сказать, если так нравится. Просто Господь дает возможность человеку проявить себя по-христиански в ту меру, на которую человек способен. Например, человек максимум может потерпеть 15 минут ожидания автобуса на остановке, и Господь ему не дает 20 минут терпеть.

Но многие люди и через 5 минут уже начинают раздражаться, гневаться, ругаться. Это значит...

– Значит, совсем больной человек. Был такой случай в древности, где-то между VI–VIII веками. Приходят к старцу молодые монахи и спрашивают: «Как нам спастись?». Он им говорит: «Когда ударят в правую щеку, подставь другую». Они говорят: «Мы так пока еще не можем». – «Ну, тогда, когда ударят в правую, не кричи, не обвиняй, не проси справедливости». – «Нет, пожалуй, мы и этого не можем». – «Хорошо. Когда ударят в правую, хотя бы не лезь в драку». – «И этого не можем». Он позвал послушника и говорит: «Покорми их, они больные». Это подлинный случай, описанный. Поэтому, как говорили у нас в детском саду, на больных не обижаются.

Человек считает, что Господь дал ему сверх меры.

– Человек может считать что угодно. Мы говорим от святоотеческого предания и Евангелия. А человек считает, что «Бог должен так, Бог должен этак» – человек сердится на Бога, ропщет. Некоторые вообще говорят, что Бога нет. А другие говорят, что Он несправедлив. У человека много всяких счетов, все они, слава Богу, не вечны, на Страшном Суде все эти счеты быстро кончаются.

Вопрос: «В Деяниях святых апостолов при путешествиях есть такие моменты, где сказано, что Дух не допускал их в определенные города. Как это понять, что Дух не допускал их? Почему?».

– Считал, ситуация в этом городе такова, что эти люди, которые имели от Бога некоторые послушания, не смогли бы с этим справиться и им туда не надо входить. А как это сообщалось – такие детали просто не объясняются.

Вопрос: «Почему не следует что-то себе представлять, воображать во время молитвы? Чем это вредно?».

– Этим может воспользоваться дьявол и отвлечь человека от Бога, внушить ему всякие мысли. Очень многие люди, по природе своей религиозные, могут попасть в лапы экстремистов, которые как дважды два четыре, на примере двух строк из Писания, могут человеку объяснить: «Дорогой, ты неправильно живешь, людей-то надо убивать. А самое замечательное в твоей жизни – это покончить с собой. Ты взрываешь себя, взрываешь людей, которые Богу не верны, и это – самое благо». Потом, когда человек оказывается в аду, вопрошает: «Как же так?..». Вот так вот: не тому поверил.

И воображение на молитве очень этому способствует, древние монахи еще с тех самых пор это заметили. Живет человек, молится, вдруг сходит с ума и бросается с горы. Потому что ему бес внушает: «Все, ты спасся. Почитай о пророке Илии, за которым пришла колесница. Вот она сейчас пришла: садись». Человек делает шаг – и летит в пропасть. И что это такое? Самоубийство. Даже если ты, пока летишь до земли, передумал, то все равно поступок остался, ты несешь всю полноту ответственности. Тебя даже отпевать нельзя – это совершенно бесполезно.

А хочется, чтобы какая-то теплота в сердце пришла во время молитвы.

– И теплоту сделают, и благоухание, и все, что хочешь. Даже могут дать возможность полетать по комнате – так сказать, для пущего убеждения. Не самому, конечно, полетать – будут его держать, но человек будет думать, что он сам уже летает, чтобы он убедился, что вообще он уже ангел.

Телезритель: – Вопрос по Ветхому Завету: всегда упоминают Адама и Еву, их падение, а после этого все равно мы как человечество родились. И на всем протяжении Ветхого Завета упоминается только мужская линия. А женщин, за исключением очень немногих, практически не упоминают.

– Это очень трагично. Что прикажете делать, если пророк Моисей родился на Востоке, и там, как и до сих пор в восточных странах, женщин не рассматривают?

Телезритель: – Да, действительно, это так.

– Так, и что же тут сделаешь? У нас никакого бытописателя, кроме Моисея, не было. Поэтому надо довольствоваться тем, что он рассказал своим современникам, а они, спустя много-много лет, записали, что он говорил. Мы и за это благодарны.

Телезритель: – Абсолютно.

– Вы в Библии не найдете и слова «китаец». Что ж делать? Это же огромная культура. Просто они жили в определенном месте и в таком изолированном пространстве, что реально не соприкасались с европейцами...

Телезритель: – Если тогда уже европейцы были.

– Мы все произошли от Адама, поэтому были все. Все люди, конечно, видоизменялись, с языками происходили очень интересные метаморфозы. Наш язык и другие европейские языки называются индоевропейскими. В нашем языке даже есть следы санскрита, например. Как это получилось? Это таинственное движение народа. О некоторых мы знаем из письменных источников, о некоторых – нет, только догадываемся. Наука это изучает и бывает подспорьем в понимании Библии. А Библия – источник, который говорит нам о том, как человек взаимодействовал с Богом. Там совсем не все изложено, и Библия – совсем не учебник по астрономии, например, или зоологии. Просто есть текст, который признан Церковью Священным Писанием, мы должны это священное из него извлечь, что мы и делаем на протяжении последних 2 000 лет.

Телезритель: – Вопрос по поводу невинно убиенных детей. Мы с супругой имеем этот смертный грех: и она имеет грех аборта, и я. Когда я был молод, мои женщины тоже это имели. Что делать?

– Каяться и стараться загладить перед Богом вину, насколько для вас это будет возможным. Сделать тут ничего нельзя. Люди, которых вы и ваша жена убили, что бы вы ни делали, не воскреснут. Поэтому даже если вы каждый по двадцать сирот возьмете из детского дома, те все равно останутся убитыми вами. Знаете, в кино всегда говорят так: «Как я с этим могу жить?..». Вот как можете, так и живите.

Раз Господь тут же молнией вас не убил, значит, Он надеется: что-то с вами может в дальнейшем произойти, что ваша душа придет ко спасению, несмотря на то, что вы убивали людей. Раз вы живы, всегда есть шанс. Поэтому не надо проводить время, а крепко подумайте об этом шансе и употребите оставшееся время вашей жизни на то, чтобы спасти свою душу. Как это делать – изложено в Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа.

Телезритель: – Стараемся. Но кажется, что бы мы ни делали, – очень мало, мелко...

– А всегда начинается с малого. Дело же не в малости каких-то движений души, дело в результате – в ее изменении. Вы с женой должны покаяться. Что такое «покаяться»? Мы вот террористов обвиняем в убийстве невинных. Вы – террористы...

Телезритель: – Да, сами такие.

– Да не только вы, у нас весь народ такой, просто весь из террористов.

Телезритель: – Я не думаю о других, тут самому бы спастись.

– Да, конечно, нужно думать именно о своей душе. И если вы направите на это все усилия души, то обязательно найдете для себя возможность так Богу послужить, что, выражаясь человеческим языком, Он вас простит. А то, что вы остались живы, что вас трамвай не переехал, – значит, Бог на вас надеется. По-моему, это очень утешительно в вашем горе. Все возможно. Только повторю: не надо «проводить время», а нужно посвятить свою жизнь покаянию, чтобы у этого покаяния были плоды. Господь увидит, что вы были террористом, но изменились, стали, хорошим человеком: добрым, участливым, помогаете своему ближнему, а не убиваете его, это же большой прогресс.

Что же вас отлучать от благодати Божией, если вы изменились, причем так радикально: из каннибала превратились в милосердного кормильца многих? Это совершенно радикальное изменение. Мы же все-таки не Америка, где иногда человеку откладывают смертный приговор лет на 20, он стал уже совсем другим, а его казнят – просто такой особый вид садизма. Американцы вообще люди очень странные, скажем мягко. Осуждать мы не будем – эта странность тоже не от них зависит, их так воспитывают массово.

Вопрос: «Скажите, пожалуйста, что значит выражение «впасть в прелесть»? Я это слышала в адрес подвижников, монашествующих. Есть ли такая угроза для мирян? Если есть, как этого избежать?».

– А мы уже полчаса об этом толкуем. Прелесть – это когда человеку кажется. И то, что ему кажется, его прельщает и внушает ему мысль лживую. Поэтому обычно прелесть употребляется со словом «дьявольская»: дьявол лжет и человеку что-то внушает.

А человек верит.

– Да, а человек верит. И когда он поверил, он находится в прелести, то есть он прельщен дьяволом. Обычно такой человек ничего не слышит, никаких аргументов, его состояние в этом смысле очень тяжелое.

Но тогда можно сказать, что все прельщены в разной степени.

– О, да! Совершенно верно: все люди – грешники, все прельщены. Еще Владыка Игнатий (Брянчанинов) это заметил, у него даже есть такая работа, называется «О прелести». Всем, кто интересуется этим вопросом, могу посоветовать почитать Владыку Игнатия. Он с инженерной точностью все описывает – просто зачитаешься.

Часто задают вопрос: а простит ли меня Бог?

– Это пустое времяпрепровождение. Прощение внутри. Люди воспринимают отношения с Богом как отношения между двумя людьми. А это не совсем так – это совсем не так: Бог – не человек, а бесконечно совершенное Существо, это Сама Любовь. Ему не надо делать над Собой какие-то усилия, думать, прощать.

Вот сегодня ко мне подошел один мальчонка: «Батюшка, Вы меня простите...». Я ему говорю: «Ты знаешь, собственно, мне не за что тебя прощать. Я просто прерываю наши с тобой отношения, раз ты стал существом насквозь лживым. Я взрослый, в семь раз тебя старше, ты же меня все равно не сможешь обмануть. Я вижу, когда ты врешь. Общение с тобой – это просто пустое времяпрепровождение. Я давно тебя знаю, я тебя этому не учил, поэтому живи как знаешь. Таких лживых людей полно, и мы ничего не можем с ними сделать. Ты будешь один из них. Мы-то из тебя хотели воспитать человека хорошего, достойного, но ты лживый: ты все время хочешь увильнуть...». А какая у детей есть возможность увильнуть от взрослых? Только ложь.

Примитивная, как правило.

– А какая же она может быть у ребенка? Конечно, он потихонечку наращивает мышцы лжи… «Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю. И потому обычай мой: с волками не делать никакой мировой» – немножко Ивана Андреевича Крылова я искажаю, но суть такая. Поэтому я совершенно не сержусь, я прекращаю отношения с человеком, поступаю по-Евангельски – Сам Господь сказал: «Будет он тебе как язычник и мытарь». Что такое язычник и мытарь? Это человек, с которым не общаются. Если мытарь встречается, переходишь на другую сторону, а область, где живут язычники, обходишь, делая лишний круг в несколько километров, чтобы только не встречаться.

Так и с этими людьми. Какая вообще обязанность с ними общаться? Осуждать – нет, желать зла – нет, мстить – тем более. А прощать – не прощать... Простит ли тебя Бог? Если ты станешь другим, у тебя восстановятся отношения с Богом – это и есть прощение. А не то что Бог сидит: «Так, ну ладно, так и быть: вот тебе испытательный срок, и Я тебя прощаю». Это между людьми так может быть – например, когда хочется человека подтолкнуть, то говоришь: «Ты больше не пей, тогда наши отношения сохранятся. Давай так: если один раз выпил – все, прощай».

Вопрос: «Нужно ли нам обращаться к Богу с просьбами? Или лучше, осознавая свое полное непонимание того, что нам потребно, просто жить и принимать все, что случится с нами?».

– Дело в том, что Господь нам не запретил обращаться к Нему с просьбами. Потому если мы относимся к Богу как к Отцу, мы можем просить у Него что угодно – как маленький ребенок подходит к маме и говорит: «Мам, я есть хочу». Это же так просто.

Хотя мама знает, что пришло время.

– Мало ли, может, пропустила. Ребенку это позволяется. Если он будет ныть, она его может одернуть, сказать: «Потерпи 10 минут». Как бы человек есть ни хотел, 10 минут он всегда может потерпеть. Кроме младенца: говорить ему бесполезно, поэтому поорет немножко.

Но о чем просить нельзя?

– Нельзя просить зла другому. Такая молитва Богу не угодна.

А о воздаянии за его дела? «Да воздаст тебе Господь по делам твоим».

– В этом все равно звучит угроза и недоброжелательность. Бог есть Любовь, и Ему такая молитва неприятна. Он Сам знает, кому что воздать, Он так и сказал: «Мне отмщение, Аз воздам». Поэтому каждая такая ситуация – это экзамен для нас: есть ли в нас что-нибудь христианское. Не так давно мы говорили о любви к врагам – вот это как раз и есть такой экзамен.

Вопрос: «Как объяснить молодому человеку, почему блудное сожительство (так называемый гражданский брак) – это плохо? Не просто сказать: «это грех», а объяснить, почему это грех?».

– Сначала нужно объяснить, что такое грех: большинство людей этого не понимают. В лексиконе современного советского человека такого слова нет. Если слово «грех» и встречается где-то, то в каких-то стихах, в песенном варианте, как некая архаическая форма. Поэтому человек вообще не знает, что такое грех. И очень часто люди пристают со всякими идиотскими глупостями, например: «Меня уже 60 лет мучает вот такой грех: когда мне было 4 года...».

«…я взял в песочнице чужую лопатку».

– Да. Или: «Я сняла с елки сосательную конфетку и всю ее иссосала, а бумажку выбросила за елку. И вот 60 лет уже мучаюсь». Человек воспринимает грех как какой-то поступок, за который ему было стыдно. А грех – это гораздо более серьезная вещь. Но чтобы понять, что такое грех, для этого нужно иметь с Богом отношения. Грех – это то, что разрушает эти отношения.

То есть если у человека нет никаких отношений с Богом...

– …то он как животное. Какой ему грех? Это просто зверек. Может быть, у него есть остатки разума или какая-то речь, но... Чем отличается человек от животного? Разумом, речью, религией, браком, стыдом и совестью. Если человек что-то из этого теряет в процессе собственной эволюции, а лучше сказать, деградации, то даже если он смотрит советские фильмы, например «Чапаев» или «Александр Невский», от этого не перестает быть грешником. Он делает то, что ему нравится, то, что ему приятно, он делает как все. Он так и детей своих воспитывает. И Бога в его окружении вообще нет. Зачем ему это объяснять? Да и невозможно такому человеку что-то объяснить. Это возможно объяснить человеку, который строит жизнь от Бога.

Например, почему нельзя воровать, когда все воруют? Непонятно. «Другие миллиардами воруют, а я мобильник украл. Украл, продал, выпил. Что тут уж такого?..». Надо объяснить, что всякое нарушение заповедей связано с тем, что ты наносишь боль другому человеку. У него был телефон, в нем были всякие номера, а ты ему создал очень серьезную в жизни неприятность. Может быть, это был его рабочий мобильник, где все его контакты с деловыми партнерами, и ты ему всю жизнь испортил – это трудно восстановить. Это нарушение любви. Вот такой пример, чтобы о тонкостях блуда не распространяться. Если человек не чувствует чужую боль, не чувствует ответственности перед Богом, что он может?..

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: – Я – инвалид III группы, пенсия 7 000. Плюс у меня ребенок. И нет у меня смирения, смысла в этом не вижу.

– В чем смысла не видите?

Телезрительница: – В том, что государство платит такую маленькую пенсию инвалидам.
– Обождите, вы и я можем как-то изменить наше государство?
Телезрительница: – Нет, не можем.

– Не можем. Значит, нам нужно принять то, что есть, и стараться выкарабкиваться. У вас хорошая речь, вы можете работать на телефоне.

Телезрительница: – Спасибо, но я работаю на дому, зарабатываю швеей и этим кормлюсь. Иначе бы мы совсем не могли прожить.

– Вот. А при чем тут пенсия, если вы можете работать?

Телезрительница: – Конечно, я благодарна Богу, что когда-то выучилась на эту профессию и работаю.

– В Китае пенсию вообще получают только государственные служащие. Десятки, сотни миллионов людей не знают никаких пенсий. И живут люди. Пенсии сто лет назад у нас в России были только у каких-то очень заслуженных чиновников. Твоя пенсия – это твои дети.

Телезрительница: – Да, у меня один ребенок.

– У вас один, а должно быть 8. Тогда каждый по 5 000 дал – знаете, как бы вы жили!.. Поэтому пенсия – это такое, когда один человек дал, а я на его деньги живу: пенсию в государстве собирают с работающих: один заработал, а другой тратит. Он (этот другой) не виноват же, что вы инвалид. А у вас в руках ремесло, профессия, и вы говорите, что благодарны Богу за это. Есть «приварок», с неба падает семь тысяч каждый месяц. А у меня в два раза больше: каждый месяц 16 000 получаю вообще ни за что. Конечно, я всю жизнь выплачивал пенсионный налог, сейчас мне это возвращается. Каждый раз на телефон приходит оповещение, что пришло 16 000. Красота!.. Благодарю Бога. Хотя мне и на бензин не хватит: езжу много – по всей Москве каждый день. А все равно приятно. Конечно, если бы мне дали пенсию 160000, я бы не отказался. Но я благодарю Бога и за то, что есть.

Трудно человеку увидеть в том, что Бог дал, благо.

– Да ничего трудного. Просто мы советские люди: пришел утром на работу, попил чайку, посидел, поговорил о новостях, о политике, о том, кто сел в тюрьму, о терроризме. Потом обед. С обеда пришел, немножко отдохнул, опять поговорил и пошел домой. Мне полагается заработная плата, хотя я ничего не произвел. Я уж не говорю, что, например, у некоторых в обязанности входит следить за приборами, а он болтал и что-то пропустил. Или медицинский работник на телефонный звонок девочки: «Мы погибаем, тонем», – отвечает: «Это вы шутите». И 16 (или 13) человек утонули. Люди погибли из-за халатности, такого отношения к работе. А зарплату дай. За что?..

А при советской власти никто на это не смотрел: вот тебе твоя маленькая зарплатка, а работаешь ты или не работаешь – это никого не волновало. Как, помню, я со своей начальницей пикировался. Она мне говорит: «Ты опоздал». Спрашиваю: «На сколько?» – «На одну минуту». Я говорю: «И что? Я опоздал на одну минуту, а вы сейчас будете чай пить».

Главное – вовремя прийти.

– А я считаю, что это не главное. Главное – это качество моей работы, чтобы управление, в котором я работал, получало от меня отдачу, зарабатывало на мне прибыль. А эта прибыль делилась и рабочим, и государству, и многим-многим. Вот это гораздо важнее.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс