Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (914) → Протоиерей Андрей Алексеев: Дети в храме

Протоиерей Андрей Алексеев: Дети в храме

№17 (914) / 2 мая ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня с протоиереем Андреем Алексеевым, настоятелем строящегося храма в честь Благоверного Князя Димитрия Донского в Северном Бутове города Москвы, мы продолжаем разговор о семье как малой Церкви, о Семье как таинстве.

– Здравствуйте, уважаемые зрители! Тема нашей сегодняшней программы вновь семья.

И очень важная тема. Мы с Вами, батюшка, договорились, что будем говорить о детях в храме. Я очень рада, что Вы сами предложили эту тему, поскольку многие прихожане – и молодые, и взрослые, и старые – иногда начинают нервничать от присутствия детей в храме, что, конечно, не очень полезно нам и, наверное, не очень полезно детям. Потому что любое раздражение в храме недопустимо. Но мы живые люди, и когда стоишь на богослужении, или идешь к Причастию, или слушаешь проповедь, а тут крики, шум, дети плачут и их никто не успокаивает или они начинают бегать...
Вы знаете, я однажды не удержалась: идет Евхаристический канон, и женщина, стоявшая у центральной иконы, именно в этот момент вдруг берет девочку за руку, дает ей свечи, и они их начинают их расставлять, расталкивая всех. Я просто не удержалась и сказала: «Вы знаете, вы же просто мешаете, ведь идет Евхаристический канон». Не то что хотела как-то ее обидеть, но я видела, что уже все начали смущаться... Что будем делать?

– Тема нами выбрана неслучайно, поскольку она актуальна. И каждый из тех, кто с ней сталкивается, должен принять для себя решение: что делать? Отвечая на этот вопрос, наверное, в первую очередь стоит понять, что мы не можем и не должны препятствовать.

Безусловно.

– Вот это очень важно. Ведь проще закрыть, не давать, не пускать, выталкивать, гнать. Проще, но неправильно. Сложнее войти в эту проблему и начать ее решать, и решать с серьезным, основательным подходом, требующим постоянной включенности. Потому что это, в первую очередь, работа с родителями, общение с молодежью в храмах, которую важно призвать к той части службы, на которой она может находиться. И вот тут мы подходим к некоторым особенностям, о которых я хотел бы сейчас сказать.

Какое-то время назад я написал статью и, обсудив ее с моими коллегами, преподавателями духовных школ, опубликовал на нашем сайте dmdonskoy.ru. Тема статьи – «Присутствие детей за богослужением». Подумав, мы предложили родителям выбрать из пяти ступеней (конечно же, условных), какая из них подходит для них и их детей. Посоветуйтесь, посмотрите, к чему сегодня готовы ваши дети. И далее предлагаются варианты.

Во-первых, если ваши дети готовы прийти на всю службу, вы это чувствуете и несете ответственность за них, поскольку они должны находиться рядом с вами, а вы возле них (вы не бросили их, вы вместе) – слава Богу! Это вопрос общения родителей (мы в прошлой программе говорили о духовниках) и советах с духовником. Есть и юные, готовые стоять всю службу, но таких единицы. Есть дети постарше, которые могут стоять всю службу, но таких тоже немного. И нельзя все перечеркнуть и сказать: нет, ни в коем случае... Здесь стоит подойти по-другому. Родители отвечают за то, как они воспринимают эту ситуацию, если они привели детей к началу службы и находятся в храме, а не на улице, где идет трансляция, или в специально оборудованной комнате. Сейчас мы проектируем храм, где этой теме уделено много внимания еще в процессе формирования техзадания: в храме отводится специальное место, где будет идти трансляция богослужения и дети смогут находиться вместе с родителями, присутствуя не непосредственно в храме, но в комнате, соседней с главным местом, где идет служба.

Пока вопрос решается так: трансляция идет на улице, в церковной лавке и воскресной школе, где находятся взрослые вместе с маленькими детьми. И у детей есть возможность, находясь в этом пространстве, где иконы и все рядышком, не быть на службе в то время, когда они еще не доросли до этой высоты и могут быть смущением для взрослых, уже готовых вкушать «твердую пищу».

Второй вариант – либо приходить с детьми к чтению Евангелия, но, опять же, иметь в виду проповедь священника, которая часто звучит после чтения слова Божиего. Если ребенок готов, он присутствует на службе, приходя к Евангелию и слушая его вместе с родителями. Если он готов слушать проповедь, тогда остается. Если он будет ерзать, бегать, шалить, смеяться, кричать, безобразничать...

Что делать? Выводить?

– Мы общаемся с родителями, и у нас дети не присутствуют в храме во время проповеди, они находятся возле храма и слышат ее (если они готовы слушать). Но того, чтобы в храме были хождения, – нет. Такова культура этого момента. Мы этому тоже обучаем, объясняем родителям, что вот сейчас этого не стоит делать. На это, конечно, было потрачено время, но уже это поставлено. Всякий раз спокойно, терпеливо просишь, объясняешь, даже делаешь паузу, потом продолжаешь дальше. Иначе невозможно сосредоточиться, рассеивается внимание, и в тот момент, когда у человека естественное напряжение от слова, кульминация… тут может быть искушение, которого стоит избежать, объяснив родителям, как нужно поступить. Они уже владеют этим маленьким мастерством и готовы выйти, чтобы не смущать присутствующих. Это еще одна ступень.

Прошу прощения, но не во всех храмах есть проповеди после Евангелия.

– Это нужно иметь в виду. У нас, если речь идет о воскресной службе, проповедь – после чтения Евангелия, так как в этот момент людей в храме больше всего. В будние дни проповедь – по отпусте Литургии.

Идем дальше. Говорим, опять же, о воскресной службе, где всегда присутствует наибольшее число детей (в будние дни их, естественно, меньше). Следующая ступень – это очень значимый и важный момент после Великого входа. Этот момент ключевой, и в это время должно прийти большинство из тех, кто до этого, возможно, еще не находился в храме. То есть в момент, когда идет ектения с прошениями, Символ веры, зайти в храм и это время Евхаристического канона постоять помолиться. Это для большинства.

А следующая, последняя ступень – это уже после Евхаристического канона, по молитве «Достойно есть», обращенной к Матери Божией, прийти с маленькими детьми. Опять же, не бросив их, а находясь возле них. Подвести их к Чаше, чтобы не было суеты, толкотни, разговоров возле солеи, амвона. Обращать на это внимание стоит. Это, конечно, требует усилий и труда, но это ставится, воспитывается. Как ставится рука у пианиста, как голос у певца. Есть целое искусство, которым важно овладеть, обращая внимание родителей на то, как им стоит отнестись к этому значимому вопросу.

Очень интересно. Но есть и многодетные семьи, где не один ребенок, а есть дети и постарше, и помладше. Как Вы этот вопрос решаете?

– Верно. Поэтому и церковная община, церковная семья, что, входя в нее, мы получаем помощь от людей, находящихся в храме. Люди объединяются. Есть те, кто отвечает за это сегодня, и есть те, которые могут это сделать в другой день. Есть какие-то встречи, некоторая своя программа. Да, это время службы, но кто-то же должен этим заняться, вместе с тем находя возможность в другие дни передать это другому. Как некая череда, поступательное движение процесса, где люди, помогая друг другу, имеют время для молитвы и время для попечения о детях, когда пришла очередь семьи этого человека.

Положим, мы выбрали пятую ступень и приходим с детьми, как Вы сказали, к «Достойно есть», «Отче наш»… А сам родитель сможет причаститься, ведь он, по сути, не был на службе?

– Это, опять же, вопросы духовного окормления. Во-первых, трансляция идет везде, и есть ситуации, когда нужно потерпеть и посмиряться: таков момент твоей жизни. Мы все проходили это, рожая и воспитывая детей. В то же время с теми людьми, которые уже готовы это слышать (а таких на нашем приходе немало), мы обсуждаем, когда им прийти, чтобы быть на службе. Нередко бывает, что в субботу человек приходит помолиться, а в воскресенье – с детьми. Или, наоборот, в воскресенье молится, а в субботу – с детьми. Чередуются жена с мужем: половина службы – жена, другая половина – муж. Или, допустим, какая-то семья помогает другой семье, и они чередуются, но чтобы на неделе у человека по возможности была Литургия.

Есть, конечно, ситуации, когда так не получается: ты приходишь на службу и рядом с тобой находятся твои дети. Но ты слышишь службу, находишься в том пространстве, где она идет. Есть трансляция, и можно присутствовать за богослужением, находясь близ храма, участвовать в нем пока таким образом. Опять же, можно посоветоваться со священником, как распределить оставшиеся дни недели, чтобы поучаствовать в богослужении и быть на Литургии.

Замечательно. В таком случае дерзну спросить. Это очень серьезная работа священника, требующая много сил, внимания и времени. Уже сейчас, хотя ваш храм строящийся, очень много народу. А когда красавец храм Димитрия Донского (я видела его план) вырастет, вообще не представляю, сколько здесь будет народу! Отец Андрей, где Вы найдете время? Как управитесь с тем народом, который придет в этот огромный храм?

– Это все происходит постепенно, люди приходят постепенно. Надо приглашать, подбирать тех людей, которые, понимая значение этой важной темы, являются твоими помощниками в решении этой задачи, и не только этой. Мы для себя изначально решили, что у нас череда, где мы вместе молимся, вместе принимаем участие в уборке храма. Я порой тоже мою полы.

Допустим, совсем недавно был такой случай. У нас каждую субботу генеральная уборка спортивного комплекса. Этот комплекс огромный, и убрать его бывает очень непросто. И, рассуждая на эту тему, приглашая людей, вместе с тем смотришь, сколько людей пришло на уборку фактически. Это бывает в субботу после всенощного бдения: люди приходят на службу и потом участвуют в добром деле. И вот был случай, когда на уборку пришло совсем немного людей. Мне об этом сказали. Я извинился (поскольку служба уже закончилась, но были исповедники), снял облачение, в подрясничке пришел в спортивный комплекс и стал мыть полы. Причем, знаете, я обратил внимание, что постепенно этот комплекс наполнился теми, кто вначале не сообразил. Я не бросил дело через пять минут, а убирал вместе с остальными. Убирали дети, взрослые. У нас так принято. Допустим, есть время, когда приходят люди, находящиеся в пути, и есть те, кто заканчивает свои занятия по окончании службы. Кто-то к этому относится уже иначе, но кто-то в пути. Это же миссионерский проект. Есть ребята практически совсем светские, мирские, которые приходят на помазание, присутствуют на части службы (с ними идет работа), а потом они идут и еще немножко занимаются. Они взяли тряпки, вместе с тренером убирали, мыли. Когда мы закончили, я снова облачился и стал исповедовать. Ушел, конечно, за полночь, но ничего, это обычное дело.

В нашей трапезной нет штатных поваров, готовят люди, находящиеся в череде. Мы к ним обращаемся, они знают нашу практику, и есть очередь людей, которые специально приезжают сюда готовить, убирать. Есть череда родителей, которые помогают в организации жизни школы. Наша школа работает каждый день как досуговый центр, дошкольный лицей, школа искусств, спортивная школа, и в дни, когда особенно много детей (наибольшая нагрузка, конечно, в выходные дни), необходима особая помощь. Поэтому есть череда родителей в гардеробе.

Накануне вечером дети вместе с родителями чистят картошку, готовят крупы, все необходимое для будущего дня, чтобы приготовить ту или иную пищу. Самые большие помощники – наша молодежная группа. Юноши, девушки, девицы, которые еще совсем недавно были девчонками, уже активно включаются в эту жизнь и помогают юным, совсем маленьким. И вот это ощущение семьи, общины очень глубокое. Потребность участвовать в этом возникает у многих людей. И вопрос «Чем помочь?» у нас звучит регулярно. Еще и паузу сделаешь, чтобы подумать: «Давайте вместе помолимся и решим, где вы можете быть полезны и в чем».

Но опять-таки, я к тому, что у вас сейчас не так много народу. Но набежит столько народу: все Бутово здесь будет.

– Я скажу так: сейчас в нашей школе записано более шестисот детей. А сколько родителей уже? Идет естественный, живой процесс. Я не на себя уповаю, я просто делаю свое дело, а дальше надеюсь на помощь Божию. Знаете, наверное, это как в любой семье: один ребенок – это одна ситуация, двое – нужно относиться уже по-другому, и так далее. Но Господь не оставляет. Поэтому верю, что не оставит и в последующем. Важно в это включаться, важно этим жить. А когда ты этим живешь, каждый день с утра и до позднего вечера, то это становится естественно. А иначе зачем ты пришел к Престолу Божиему? Ты должен этим жить, это норма. Ты только призываешь Господа, трудишься, а дальше Он дает тебе и людей, и возможности.

Вот я не скрываю, что живу в постоянном чуде. Потому что приходят люди с готовностью помогать, обращаются и просят: «Окажите нам честь, мы желаем вам помочь. Можно ли?..» И, видя нашу совсем маленькую, муравьиную готовность что-то делать, люди откликаются и приходят, чтобы поучаствовать в этом добром деле. «Чем могу помочь? Я умею вот это, я готова здесь…» В каких-то ситуациях мы обращаемся конкретно: кто умеет вот это? Люди приходят, и начинается процесс поддержки и помощи. Иначе мы бы не существовали. Ведь сейчас в нашей школе более ста преподавателей.

Есть служения, где люди решают сами, какова степень их участия, и мы находим возможность поддерживать их. Кто-то принципиально просит: «Хочу во славу Божию». Кто-то говорит: «Батюшка, готов, но нуждаюсь». А кто-то ничего, кроме возможности потрудиться здесь, не имеет. Поэтому мы ищем такие возможности, поддерживаем и находим с Божией помощью. Опять же, при поддержке тех, кто эти возможности имеет и тоже приводит сюда своих детей. И это естественный процесс. Включаясь в него, понимаешь, как помогает Господь.

Отец Андрей, если Вы предложили пять ступеней, условных, как Вы сказали, думаю, что Вы, наверное, предложили родителям и ступени домашней подготовки ребенка к Божественной литургии в зависимости от его возраста. Мы просто ведем ребенка в храм или все-таки должны готовить детей? Как мы готовимся к Литургии?

– Мы постоянно имеем взаимодействие с родителями, приглашая их и на беседы, и на еженедельные встречи со священником в рамках еще одного курса. Это и обращения на сайте. У нас постоянно обновляемый сайт, и новости (которых много) часто содержат в себе объяснения и призывы людей задуматься в отношении главного – участия в богослужении, ведь это основа нашей жизни. Это звучит в проповеди, об этом мы пишем и говорим, проводя собрания, встречи, делая регулярные рассылки, напоминая и о посте, и о службе, призывая к поддержке тех или иных направлений наших проектов. И знаете, это работает. Но есть одно условие – этим нужно жить. Если в это не включаться, то оно не может двигаться само. То есть необходимо периодически давать определенное направление и корректировать движение. Потому что, конечно, что-то угасает, это неизбежно. Кто-то расслабляется, кто-то новый пришел и не понял, где он: он пришел пользоваться, а не отдавать. Бывает и так. А когда человек включается, пользуется и отдает, поддерживая, тогда он вдохновляется, у него сохраняется готовность и желание идти и служить. И таких людей немало. Эти люди приводят своих знакомых с желанием включиться в активную жизнь общины, войти в жизнь Церкви, потрудиться здесь, отдавая свои силы.

Хотелось бы задать еще такой вопрос. Сейчас появилось понятие «детская Литургия». В некоторых храмах они есть. Это храмы, где очень-очень много детей: входишь – и такое ощущение, что это детский сад. Детская Литургия – это когда прихожан призывают приводить детей именно в эти определенные часы, а взрослые приходят уже в другое время. Как Вы к этому относитесь?

– Это доброе начинание благословлено Святейшим Патриархом. И у нас эти службы бывают. Более того, у нас есть большой детский хор, который поет на Литургии. Это особая тема. Мы выезжаем и участвуем и в Патриарших богослужениях, когда Святейший отец приглашает детские хоры и большой сводный хор, среди участников которого и наши дети.

Знаете, это в современном обиходе такое сочетание – «детская Литургия». Просто это Литургия, где детям уделяется особое внимание. И мы стараемся, чтобы они участвовали во всех сферах, имеющих отношение к организации богослужения: и в алтаре, и на клиросе, и в храме. Но я скажу так: у нас это настолько естественно, что сейчас мы часто даже не обозначаем это таким понятием, это происходит естественно, само собой. Но подчеркну, что это патриаршее благословение, направленное на воцерковление детей и на внимание к их постепенному вхождению в то, что является главным в нашей жизни, – богослужение. Ну а поскольку семья – это малая Церковь, приготавливая к этому и родителей, и детей, мы направляем их, подсказывая, утешая, назидая и помогая им в решении этого важного вопроса.

Благодарю сердечно. Увы, программа завершилась. Отец Андрей, мы наметим какие-то будущие темы или пусть это будет небольшой тайной для телезрителей?

– Поскольку в этом году ранняя Пасха, я бы заранее порассуждал о посте для детей, для юных и младенцев. Ведь должно быть воздержание. Это очень важная тема, и стоит поговорить о том, как родителям подготовиться к Великому посту, уже сейчас обсудить ряд вопросов, значимых и важных для их семьи.

Большое спасибо! Будем ждать следующей встречи.

– До свидания, дорогие друзья, до встречи.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс