Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (914) → Протоиерей Олег Стеняев: День Жен–Мироносиц

Протоиерей Олег Стеняев: День Жен–Мироносиц

№17 (914) / 2 мая ‘17

Беседы с батюшкой

Неделя жен-мироносиц – это настоящий православный Женский день?

– Если говорить о женской и мужской религиозности, без сомнения, женская религиозность более сердечна, а мужская более рациональна, связана с «мозговым» мировосприятием. Женщина все воспринимает сердцем.

Жены-мироносицы были первыми христианами, сподобившимися посвящения в тайну Воскресения Христова. Когда с этой радостной вестью они приходят к мужчинам, к апостолам, приветствуя их словами «Христос Воскресе!», в ответ получают мужское рассудочное, рациональное молчание. Интересен сам факт, что жены-мироносицы отправились ко Гробу, хотя и не знали, кто им отвалит камень от входа, знали, что там охрана, что Гроб опечатан...

С точки зрения рассудочной логики, все было против них, но они руководствовались не рассудочными соображениями – они действовали в ответ на требования собственных сердец. Мужчины, конечно, остались в Сионской горнице, заперлись страха ради иудейска: зачем идти – там большой камень, охрана, печать… Было много веских аргументов не ходить ко Гробу Господню. Но жены-мироносицы как бы перешагивают через эти аргументы. Поэтому можно сказать, что эта седмица, праздник жен-мироносиц, – как бы триумф женской сердечной религиозности над мужской, слишком рассудочной и рациональной.

Все же можно ли назвать этот день православным Женским днем?

– Думаю, вполне можно, ведь в этот день как раз принято поздравлять сестер. Это действительно триумф веры наших сестер, и их триумф превосходит даже рассудочное мировосприятие лучших мужчин того времени – апостолов. У нас в студии на экране фреска. Интересно, что жены-мироносицы изображены на ней с нимбами, а одиннадцать апостолов – без нимбов. Почему? Потому что, когда жены-мироносицы сказали им: «Христос Воскресе!», в ответ те промолчали. Им надо еще войти в эту тайну Воскресшего Христа, тогда они тоже сподобятся благодати святости.

Какова роль женщины в жизни мужчины, и наоборот?

– Как рассказывается в Книге Бытие, когда Бог творил мир, Он несколько раз говорил: «Хорошо, хорошо…», а в конце даже – «весьма хорошо». Это первая глава Книги Бытие. Но во второй главе Бог вдруг неожиданно говорит: плохо. Что же плохо, если Бог все сотворил весьма хорошо? Бог говорит: «Плохо быть человеку одному». То есть чтобы мир был в абсолютном понимании весьма хорошим, Адаму не хватало жены – Евы. Мы говорим: мужской пол, женский пол, и в нашем славянском восприятии пол – это как бы половина. А цельный человек, как сказано в Библии, – муж и жена в плоть едину; вот этой совокупности человеческого бытия недоставало Адаму. Тогда Бог говорит: «Плохо человеку (то есть Адаму) быть одному, сотворим для него помощницу соответственно ему». И вот то, что с еврейского переведено у нас «соответственно ему», можно перевести как «помощница для него», а можно как «противостоящая ему». Древние экзегеты говорили так: если мужчина будет исполнять заповеди Бога усердно, то жена для него будет помощницей во спасение, а если будет нарушать Божий Закон, то она будет противостоять ему, будет как некое жало в его плоть.

То есть в одном слове два смысла.

– Да, двойственный термин.

Каковы же все-таки роли женщины и мужчины?

– Женщина разрушает в жизни мужчины эгоизм личности, замкнутой на себе. Когда человек живет один, это эгоизм личности, замкнутой на себе. Бог говорит: плохо быть человеку одному. А когда мужчина женится, он уже вынужден дробить эгоизм на двоих. Рождаются дети – он дробит этот эгоизм на троих, четверых, пятерых… Чем больше детей в семье, тем больше дробится эгоизм личности. Поэтому, когда Бог говорит, что плохо человеку быть одному, мы это должны понимать очень широко: плохо быть без жены, без детей, без согласия.

Какова тогда роль мужчины в жизни женщины?

– Дело в том, что в Библии говорится о границах ответственности и женщины по отношению к мужчине, и мужчины по отношению к женщине, родителей – к детям и детей – к родителям. Например, для жены сказано: «Жена да убоится мужа своего». Мужу сказано: «Мужья с женами должны обращаться как с немощнейшими сосудами» (дословный перевод – «как с сосудами из очень тонкого стекла»). В те времена стекло было драгоценностью, и чем более тонким и хрупким оно было, тем драгоценнее считалось. Такое стекло переносили очень осторожно. Так что, когда Павел говорит эти слова о сосудах, мы можем понять и так, что женщин чуть ли не на руках надо носить.

Говорится и об отношении детей к родителям: «Почитай отца и мать», но у апостола Павла сказано и об отношении родителей к детям: «А вы, родители, не раздражайте детей ваших». Таким образом, Священное Писание как бы уравновешивает нас во взаимной ответственности друг за друга.

Если женщина «разбивает» мужской эгоизм, то «разбивает» ли мужчина эгоизм женский?

– Конечно, ведь любой человек, живущий сам по себе, – это «вещь сама в себе». А семейные узы дают нам возможность исповедовать принципы некоей духовной церковной соборности. Ведь слова «плохо человеку быть одному» можно воспринимать и в экклезиологическом смысле: церковное единство, соборность – это залог подлинной духовности, и Иисус Христос учил нас молиться не «Отче мой», а «Отче наш», дабы и в молитвенной жизни мы чувствовали соборную ответственность друг за друга. Человек, конечно же, соборно значимая единица – он не существует сам по себе. Он существует в семье, в народе, в стране, принадлежит к определенной религиозной традиции, и все это формирует его. А человек, ставящий себя выше других людей, выше своего происхождения, выше религиозной традиции, выбирает путь дьявола: дьявол, оторвавшись от Бога, через эгоизм и гордыню замкнулся сам на себе. Но это тупиковый путь.

Вопрос телезрителя: – У евангелиста Иоанна сказано, что у Гроба была одна Мария Магдалина, и Христос ей одной явился. Другие апостолы пишут, что Христос явился им уже по дороге, когда они бежали. Сколько же было жен у Гроба и кто конкретно? Мать, Мария Магдалина или еще кто-то?

– Хочу вас отослать к книге Августина Блаженного «Согласие евангелистов». Он очень подробно объясняет эти внешние противоречия, показывая, что их-то и нет. Сегодня я в студию взял книгу, чтобы поделиться Пасхальной радостью: издательство «Герменевтика» выпустило толкования на первую часть Евангелия от Иоанна. Особенность этого издания в том, что в нем даются только текст Евангелия и только истолкования отцов и учителей Церкви, живших до VIII века, когда Церковь пребывала в абсолютном единстве.

Когда мы изучаем Священное Писание под руководством Церкви и смотрим, какие истолкования дают нам святые отцы, то внешние противоречия сразу сглаживаются и исчезают. Например, некоторые обращают внимание, что по-разному указано время, когда жены-мироносицы идут ко Гробу. Но здесь тоже нужно понять, что было римское летоисчисление, суточное время, и еврейское: 1-й, 3-й, 6-й час у евреев и римлян не совпадали. Когда мы рассматриваем такие вопросы по Писанию с помощью святых отцов, то внешние противоречия устраняются.

Какими качествами должна обладать женщина, чтобы быть хранительницей домашнего очага и идеалов веры?

– Женщина должна оставаться женщиной. Мне кажется, есть серьезная опасность, когда женщина пытается подменить мужчину – в семье, на работе, на приходе. Даже есть фраза: жены в церкви да молчат. Есть крайности мужского состояния (мужчина слишком рассудочный), но есть и проблема женской чувствительности – женщина бывает слишком импульсивна. Она может легко загореться, а потом очень быстро охладеть. Поэтому задача женщины – не подменять своей активной жизненной позицией мужчину, а дополнять его в той же мере, в какой мужчина дополняет женщину, ибо двое суть в плоть едину.

Когда мы говорим о роли женщины, надо осознать, что она – хранительница семейного очага, прежде всего в молитвенном понимании того, как поддерживается жизнь дома. Она должна доминировать в молитвенной жизни семьи: ее роль – обучать молитвам детей. Она – помощница мужу в молитвенной жизни, в духовном росте. Иногда женщина берет на себя какие-то «повышенные обязательства», чтобы немного разгрузить мужчину, чтобы он в субботу вечером, в воскресенье утром мог пойти в храм. И вот когда мужчина и женщина не конкурируют друг с другом, не подменяют друг друга, а дополняют, тогда это будет настоящая гармония.

Что должен делать мужчина, если женщина не справляется со своими обязанностями хранительницы семейного очага и идеалов веры?

– Сегодня мы уже вспоминали слова апостола Павла, что мужчины должны обращаться с женщинами как с немощнейшими сосудами. Давайте посмотрим, как в Священном Писании говорится о ценности жены для человека. Об этом говорится в Книге Притчей (31-я глава, с 10-го стиха и ниже): Кто найдет добродетельную жену, цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей; добывает шерсть и лен и с охотою работает своими руками; она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой; она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем...

Конечно, в наше время эти слова можно понять буквально – есть семьи, где мужчины не работают, а женщины, как нагруженные купеческие корабли, и зарабатывают, и приносят продукты. Но ценность женщины заключается все-таки в ее сердечном, любовном, а не рассудочном, рациональном мировосприятии. В женщине это доминирует, составляет ее женское начало. Это женское начало дополняет мужское начало, более мужественное. Здесь нельзя сказать, что какое-то активно, а какое-то пассивно. Это взаимодополнение: руководствоваться только рассудком и оставлять сердце в стороне опасно. В то же время наша традиция учит, что руководствоваться только чувствами, сердцем без рассудка, тоже опасно. А когда все это сочетается – мужское и женское, сердечное и рассудочное, и реализуется в соборности семейной жизни, это и есть та гармония, которая делает человека человеком.

Надо помнить первую заповедь, данную людям и записанную в Библии в первой главе Книги Бытие: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Ведь в понимании некоторых древних отцов Бог создал людей, мужчин и женщин, чтобы они восполняли число отпавших ангелов. Таким образом, великая задача семьи – родить и воспитать святого. А это общецерковная задача. Может быть, поэтому в Послании апостол Павел пишет: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу … и домашнюю их церковь» (Римл. 16, 3–5). То есть помимо Поместной Церкви, прихода, есть и домашняя, где муж – глава, жена выполняет служение диакониссы, а дети – на послушании у родителей.

Почему в наших храмах, как правило, больше женщин, чем мужчин?

– Действительно, если мы по телевизору видим мечеть или синагогу, то там в основном мужчины. Это реальность, но с чем она может быть связана? Дело в том, что христианство делает акцент на любви, на жертвенной любви – не просто на справедливости, как во многих других мировых религиях. Принцип жертвенной любви не всем известен, а в христианстве прямо говорится: если вы приветствуете только братьев ваших, то что особенного делаете? Относись по-доброму к каждому человеку. Христианство – религия, которая предлагает вывести отношения между людьми из плоскости рыночных.

Как люди живут в миру? Любят любящих, ненавидят ненавидящих. А в христианстве говорится: люби врага, благословляй проклинающего, молись за обижающего. В пример нам ставится Бог! В Нагорной проповеди говорится: «…да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, так и мы должны быть такими же жертвенно бесстрастными в общении с людьми». А женщинам, христианкам, наиболее свойственно проявлять жертвенную любовь – безответную, без надежды на поощрение, можно сказать, беспричинную, – нести крест христианина они предпочитают активнее, чем мужская часть нашего населения (это на мой субъективный взгляд).

Конечно, во всех религиях люди стараются стремиться к справедливости, правде, ищут путей Божиих. Но в христианстве есть понятие «естественная религия», когда люди ищут Бога, а есть сверхъестественная, когда Бог Сам открывается людям. Человек – действительно религиозное существо, и эта жажда, поиск Бога заложены в каждом. Как пишет Иоанн Дамаскин, вера в Единого Бога всеяна во всех людей, даже в язычников. Но христианство в нашем понимании – это Богооткровенная религия: не взыскание человеком Бога, а Откровение Бога о Самом Себе человеку. Как говорил Амвросий Медиоланский, не пытайся найти Бога, пока Он Сам тебя не найдет.

Какова роль святых женщин в формировании православной духовности?

– Обычно, когда женщин сравнивают с мужчинами, говорят: это слабый пол. Но когда я читаю житие святой великомученицы Варвары, мне трудно сказать о ней, что она представительница слабого пола. Или житие других известных христианских мучениц – Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Иногда женщины и даже юные девы проявляли такую мужественную стойкость, что сила Божия, совершаемая в их немощи, потом вдохновляла мужчин. Ведь мучениками в те времена становились не только мужчины, но и женщины, и девы, и дети, которые восходили на свою голгофу.

С другой стороны, среди женщин есть те, кто имеет статус равноапостольных: равноапостольная Нина, просветительница Грузии, княгиня Ольга – бабка князя Владимира. Думаю, если бы у него не было такой бабки, которая воспитывала его с детства в христианстве, насколько могла (мы знаем, что она даже своего сына, князя Святослава Игоревича, хотела обратить из язычества в христианство), тогда Владимир бы и не принял веру. Когда князь решал, принять веру или нет, как отмечает Нестор Летописец в «Повести временных лет», бояре в качестве решающего аргумента сказали: «Если бы нехорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков».

Поэтому, на мой взгляд, роль святых жен, девиц заключается в том, что в немощи женского естества они являли пример подлинного мужества, совершенства духовного познания, что вдохновляло и мужчин, как в случае с Владимиром (пример его бабки вдохновил его, и он, как и Ольга, избрал эту веру не только для себя, но и для своего народа, своей страны). Поэтому женщина, могущая вдохновить мужчину и в духовном росте, – очень яркий, выразительный пример.

Не кажется ли Вам, что самоотверженность более свойственна женщинам, чем мужчинам?

– Конечно, самоотверженность – категория внутреннего состояния души. Когда мы говорим о святости, нам очень трудно поделить святость на мужскую и женскую. Хотя в случае с женами всегда подчеркивалось, что это зависимый от мужчины пол. Муж по-еврейски, на священном языке Библии, – «иш», а женщина – «иша», в дословном переводе – «муж» и «мужнина» (слова איש и ואשה – «мужчина» и «женщина»; то же и со словами «юноша» (элем), «девица» (алма)). То есть обозначается взаимосвязь, зависимость слабого пола от сильного. Но когда мы говорим о святости, все может меняться. Как сказано, во Христе Иисусе нет ни мужского пола, ни женского – категория святости выводит человека за пределы взаимоотношений между полами, ведь святые у нас называются земными ангелами, Небесными человеками и, как известно, ангелы – бесплотные существа. Христос говорит о верующих в будущей жизни: ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы божии на Небесах – грань между полами там будет стираться не за счет преложения природы, а за счет того, что святой достигает совершенства ангела, при этом, конечно, оставаясь человеком.

Сестры, обретшие дар святости, всегда обладали мощным воздействием на окружающих. Достаточно вспомнить, что подлинное духовное сердце Беларуси – Евфросиния Полоцкая – сама принадлежала великокняжескому роду и имела дар мирить русских князей. В пророческом озарении она даже предсказала русским князьям, что если они не будут мириться, за это Бог нашлет на них народ, языка которого они не будут знать. Это было пророчество о татаро-монгольском нашествии на нашу землю. Вот это женская попытка помирить мужчин друг с другом, попытка воспринимать в другом человеке своего ребенка, внука, правнука, члена семьи и рода. Охранительная функция очага, которую выполняют женщины, – универсальная. Мужчина не всегда сможет себя так реализовать в общении с другими людьми.

Хотелось бы еще раз повториться о смысле дня жен-мироносиц.

– Жены-мироносицы принесли свидетельство о Воскресшем Христе. В Писании прямо сказано: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Мужчины устами очень хорошо исповедуют веру. Но первыми, кто проявил веру сердцем в Воскресение Христово, были жены-мироносицы. Менее рассудочные, – но более любящие, менее рациональные, – но более преданные внутренне, духовно Христу Спасителю. Они принесли нам эту весть. Мы совершаем их память, как они пошли ко Гробу, хотя вопросы и сомнения овладели их душами, но сердечная любовь преобладала, и они сподобились созерцать Воскресшего из мертвых. Пусть каждая наша сестра по вере, каждая мать, каждая бабушка, прабабушка несет весть о Воскресшем в простоте своего сердечного исповедания.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс