Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (914) → А.И. Осипов, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии: Безграничная свобода приводит к произволу

А.И. Осипов, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии: Безграничная свобода приводит к произволу

№17 (914) / 2 мая ‘17

Плод веры

Продолжение. Начало в №14 (911) – №16 (913)

Может быть, Вы опровергнете еще одно расхожее утверждение: считается, что православные более ориентированы в религии на какую-то мистику, а католики рациональнее. Насколько это справедливо?

– Здесь надо разобраться в самом понятии «мистика», без такого анализа невозможно говорить. Маленький исторический момент: μυστικός [мистико́с] – это греческое слово. Совершенно парадоксальный факт в том, что в наше богословие оно пришло очень поздно и не от греков, а с Запада. У нас даже есть такой перевод: «Тайноводственные поучения» Кирилла Иерусалимского. Простите, а почему не «мистагогические»? Вы нигде не найдете этого в переводах. Тенденция на Западе: все, кто в своем внутреннем опыте (неважно, как его достигая), соприкасаются, как им кажется, с миром, как говорят, духовным, таинственным, – это мистики. Поэтому мистик может быть и буддийский, и суфийский, и христианский, и языческий, и какой угодно: слово «мистический» обнимает весь круг явлений, связанных с соприкосновением с тем миром. Поэтому у нас в Православии никогда этого слова и не было. Таинственный духовный мир, – но никак не мистический.

А потом, особенно с XIX века, началось. Помню, беру как-то в библиотеке книгу нашего дореволюционного профессора Минина «Мистика Макария Великого». Я думаю: «Голубчик, профессор, пожалуйста, переведи первое слово, сделай латинскую кальку. Что будет? «Оккультизм Макария Великого»». Occultus и μυστικός – это кальки. Разве так можно? Словами нельзя бросаться.

Да, Запад очень рациональный, это верно, поэтому даже вся концепция спасения выстроена в юридических понятиях и требованиях. Но там, как всегда, крайности сходятся: или ratio [ра́цио], или безграничная мистика, которая выходит за границы определенных требований духовной жизни, сформулированных и проверенных громадным опытом бесспорных, я бы сказал, святых подвижников I тысячелетия. Причем в этом опыте есть чрезвычайно интересное явление: они говорят о так называемой прелести, то есть как раз о том мистицизме, который наступает, когда человек нарушает духовные законы жизни. Так вот, Православие называет это прелестью, оно всегда против.

Если говорить о духовной жизни, то, пожалуй, самое трезвое – это действительно духовная жизнь в Православии. Православие запрещает воображать себе Бога, Христа, Богоматерь – кого бы то ни было. Никаких образов не должно быть в молитве ни в коем случае – это раз. Во-вторых, ни в коем случае не искать наслаждений благодатных – вы подумайте, какое трезвое отношение! Даже если они приходят, к ним надо относиться холодно, ни в коем случае не искать в молитве благодатных переживаний, никаких духовных даров. Почему? Скажите, когда человек лежит в тяжелых страданиях, в тяжелой болезни, о чем он думает? Только об излечении, только о спасении. Или он думает о пирах, о соловьиных язычках? Православие очень трезво. Человек действительно находится в глубоком падении, поэтому исцеление требуется, а не искание мистических наслаждений, откровений, познания тайн того мира, чем заражен весь мистицизм: «А что там?». Православие глубоко трезвенно и запрещает эти вещи.

Вопрос, может быть, даже геополитический: если посмотреть чуть шире на процессы, в том числе в Соединенных Штатах Америки, Европе, – это уход от глобализации и стирания идентичности к некой национализации и изоляции в каком-то хорошем смысле слова? Брексит – знаменитый выход Великобритании из Евросоюза, победа Трампа в Соединенных Штатах Америки – насколько, на Ваш взгляд, это возвращение к национальным и, может быть, потому религиозным корням, определявшим национальные корни сообществ, о которых мы говорим? Идет ли все-таки постсекулярный возврат в этих сообществах, или происходящее с этим никак не связано?

– Трудно сказать, чтобы шел возврат, просто появилась более трезвая оценка. Западная политика вся изолгалась. Там происходит такое извращение многих моментов текущей истории, что просто диву даешься. Сейчас мне кто-то сказал (может быть, вы поправите), что выступление нашего Президента транслировалось, в частности, в Америке, Германии и, может быть, других европейских странах. И назвали другой интереснейший факт, будто после прослушивания этого доклада в Германии провели социологический опрос – 80% за Путина! Представьте себе. Ну, «душа по природе христианка», конечно, и все-таки правда сама по себе привлекает – как говорят, истина сама о себе говорит. И я думаю, что это проблески того, что в душах человеческих все-таки сохраняется огонек искания, стремления к истине, к правде как таковой. На Западе просто все оглушили ложью, вот в чем беда.

Развивая эту тему: что первично – национальная или религиозная идентичность?

– Что такое идентичность национальная? Речь же идет не просто о том, от кого я родился. Речь идет о культуре. Национальная идентичность – это культурная. А что такое культура? Никогда в истории человечества не бывало, чтобы культура была какой-то отдельной от религии категорией. Исторические исследования говорят о потрясающих фактах: вот переселяется какое-то племя, пришли на другое место, совершенно еще не обустроенное, и первым делом строят себе храм. Может быть, 70 или больше процентов средств, труда, времени уходит на строительство храма, а потом уже все прочее. Видите, что такое религия в человеческом сознании. И мы видим: вся древняя история не только связана, а насыщена религией. Поэтому, когда мы говорим «культура», то это, прежде всего, религия, а потом все другое. И национальная идентичность невозможна без религии.

Там, где пытаются построить национальную жизнь без религии, обязательно появляются псевдорелигии, суррогаты религии. Они могут носить мистический характер, о котором мы говорили, и увлекать какую-то часть людей, а могут просто подменять Бога идолом. Этим идолом могут быть, например, как сейчас на Западе, деньги и развлечения. Вся суть жизни – зарабатывание денег и развлечения.

Алексей Ильич, беседа у нас подходит к концу; если можно, коротко ответьте тем экспертам, которые считают, что неудача Межправославного Собора, не так давно проведенного на Крите, связана якобы с тем, что национальные интересы возобладали над интересами общехристианскими, общеправославными.

– Не думаю. Дело совсем в другом. Не национальные интересы, а духовная беда. Мы как раз к этому подходим. Попытка утвердить папизм в Православии. Если бы посмотрели, какой был характер выступления представителей первой по рангу, по чести Церкви, какие постоянные заявления… Доходит до абсурда! В 1970 году наша Русская Церковь дала своей части – Американской Церкви, в которой все сделали наши миссионеры, автокефалию. Ответ Константинополя: нет, автокефалию можем дать только мы. – Почему? – А не почему. – И с Критом связан этот, увы, печальный момент, как говорят, человеческий фактор.

Наши страсти и страстишки – вот что, оказывается, командует в мире, в том числе и на этом, «Православном», что ли, Соборе. Кстати, почему Всеправославный, а не Вселенский? Потому что, как заявил один наш иерарх, и это было поразительно, там не будет наших братьев-католиков, западных христиан. Представляете, до чего мы дошли? Это если бы на II Вселенский Собор не пригласили Ария и сказали бы: «Он не может быть назван Собором – брата Ария нашего нет». Католическая Церковь – это же букет ересей, начиная с папы Римского и дальше. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Екатерина Самсонова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс