Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (914) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Конфликты у подростка в коллективе

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Конфликты у подростка в коллективе

№17 (914) / 2 мая ‘17

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №16 (913) 2017

– Мы знаем, что в интернете очень часто подростки размещают ролики, как они себя ведут; значит, для них это важно. И вовремя заметить тут деструкцию в поведении и, таким образом, предотвратить, купировать нарушение будет делом принципа родителя, который это заметит, как и педагогов. К сожалению, не каждый педагог реагирует на это своевременно – бывает так, что у ребенка уже и какие-то психические нарушения, и психические травмы от того, как с ним обращаются сверстники.

Юлия Александровна, Вы рассказали, что так или иначе в классе все через это проходят – ребята разделяются на некоторые группы. Ребенок, подросток, может оказаться в группе, которую все унижают, как-то обижают. Мы с вами говорили, как правильно поступать родителю, как видеть эту ситуацию, понимать признаки, по которым ребенок уже оказывается «в группе риска», если можно так выразиться.

– Но ведь к нам зрители дозваниваются с вопросами: «Что мне делать? Забирать ребенка из класса или нет? Решит это проблему или нет? Может быть, пойти и более серьезные вещи сделать – всем угрожать начать, пожаловаться на школу, написать заявление в прокуратору или еще в какие-то другие органы государственной власти?».

Действительно, есть такая категория родителей, которые ищут решения проблемы не в ребенке, не в семье, не в себе, а в каких-то других организациях – к сожалению: ребенку такой вариант никаких качеств не прибавит и ничему не научит (может быть, единственно, прибегать к каким-то силовым воздействиям), а как он был с какой-то проблемой, так он с ней и останется.

– Мне бы хотелось обратить внимание в этой ситуации на две стороны. Первая – то, что ребенок попал в эту группу, связано с самим ребенком. Перевод его в другую школу, в другой класс – не гарантия, что он через какое-то время не окажется в той же группе отвергаемых, унижаемых и обижаемых детей. Поэтому нужно задать вопрос: либо так случилось и ваш класс так сформировался, что он обижает вашего ребенка, других детей, либо вообще в классе появились такие обидчики, которые считают своим занятием в школе над всеми издеваться, драться и обижать и так далее. Тогда, вероятно, дело в классе. Когда можно сменить класс, поняв, что эти условия не подойдут вашему ребенку, поскольку важно учиться, важно чувствовать себя комфортно. Тогда смена класса приведет к раскрытию вашего чада и решению проблемы унижения, которое он пережил на своем пути.

Но, возможно, вы знаете, что ваш ребенок из категории детей (как мальчиков, так и девочек), которая склонна к зависимому поведению от кого-то, – они достаточно лояльны, послушны и удобны для подчинения. Например, ваш ребенок оказался таким и он только и ищет, кому подчиниться. Он даже легко подчиняется вам, несмотря на свой подростковый бунтарский возраст, когда все хотят быть самостоятельными, иметь свою власть, свои какие-то правила устанавливать, а ваших не надо. А он все, что вы скажете, послушно исполняет, даже делает это до того, как вы ему об этом сказали; и вас абсолютно все в своем ребенке устраивает. Но когда он приходит в школу и ведет себя подобным образом со своими сверстниками, то он чувствует себя унижаемым: то, что они ему предлагают, это не предложение взрослое, самостоятельное – они предлагают ему нести портфель, написать за них какие-то работы. Если он что-то не сделает в семье, например, то какое-то порицание от родителей получит, а здесь они его изобьют. И мы видим, что, с одной стороны, эти ситуации похожи: ребенок угодлив и послушен. А с другой – контекст и некие последствия очень сильно отличаются, и тогда нужно изменить стиль воспитания, стратегии отношения, предоставления условий для проявления самостоятельности в семье. Ведь все начинается в семье.

Вы упомянули, что и девочки, и мальчики подвержены этому. Есть какие-то отличия, или такой риск есть и у девочек, и у мальчиков?

– Есть отличия по статистике. Большей частью нападкам и унижению подвергаются мальчики. Но и девочки тоже. Проявляется это по-разному. Во-первых, почему мальчики? С точки зрения интереса, в нападках на них интереснее посмотреть на их сопротивление. Они более адаптивны, и если их бить, то поревели и встали. Если их обижать, то они как-то тут реабилитировались и снова вроде такие «мальчики-с-пальчики». Мы можем получить какое-то невидимое страдание – мы не видим, как этот мальчик, которого только что избили, страдает: он внешне это не демонстрирует, а значит, у сверстников есть ощущение – можно бить дальше: ты же не страдаешь, ты же встал, отряхнулся и пошел – что мы тут сделали такого?

Поэтому на одного и того же ребенка такие нападки все чаще и больше, и больше. И у группы унижающих несознательно есть вопрос: «До какой степени его можно унижать, где передел? Когда мы можем остановиться? Что в поведении этого «друга» нам подскажет, что больше нельзя?». И бывает так, что вплоть до сотрясения мозга, до больничной койки он все равно встает и чувствует, что его унижают и все равно не демонстрирует, не показывает, для него эта демонстрация уже является собственным каким-то правилом, т.е. он страдает внутри. Получается, что он может страдать всю школу и, может быть, от этого у него желание учиться дальше пропадет и желание дружить, с кем-то общаться тоже пропадет, но это будет практически незаметно.

А девочки эмоциональнее, они слабее и более чуткие, и нападки в отношении их быстро заканчиваются, быстро ломаются. И если, например, бить девчонку, то мы буквально там тут же увидим слезы, истерики, плач, жалобы, привлечение кого-то. Обижать девчонку чревато: начиная от того, что она будет громко рыдать на всю школу и вся школа сбежится и тебя накажут, и заканчивая тем, что она позовет своих родителей и накажут тебя – «это девочка, ее обижать нельзя!». Поэтому девчонок обижают чуть реже.

Но, к сожалению, бывает так, что в старших классах появляются группы таких забияк-девчонок, которые обижают себе подобных, – не мальчишки девочек обижают, а девочки девочек обижают. И вот здесь ситуация уже чуть сложнее: они обижают исходя из знаний собственной психологии – они знают, как обидеть так, что это будет обидно, но при этом внешне незаметно, чтобы тебя в этом не уличили – как ты можешь так подойти к той или иной девочке, чтобы ей действительно стало плохо, но при этом ты бы сама для себя оказалась какой-то такой оправдываемой.

Это еще одна тема наших будущих разговоров.

– На самом деле, это очень сложный, запутанный вопрос, и родителям, общаясь с ребенком, трудно разобраться самостоятельно. Поэтому важно дать какую-то информацию родителям, чтоб они понимали, что происходит в подростковой среде: не все сложности, не все унизительные ситуации заметны. Чтобы ребенка защитить и не допустить суицидальных каких-то мыслей, попыток, лучше вовремя отреагировать и спрофилактировать этот конфликт – ведь конфликты в школе, с друзьями, это одна из составляющих, что ребенку не хочется жить и неинтересно.

Что бы Вы хотели рассказать еще, на чем бы сосредоточили свое внимание и внимание родителей?

– Я, наверное, остановлюсь на рекомендациях. Вообще, подростковые конфликты не столь безобидны, как кажутся на первый взгляд, и мы знаем, что дети очень жестоки. Они иногда жестоки не потому, что это их характер, а потому, что это некий возрастной бунтарский порыв, продиктованный психофизиологическими, эндокринными процессами. Их жестокость может быть потом ими сильно переживаема, но внешне непроявляемо. Поэтому будьте внимательны к своим детям – особенно к деталям, которые противоречат логике: ребенок пришел грязный, – но говорит, что у него все хорошо. Ребенок получает замечания в школе, – но говорит, что он не делал. Эффекты, где нет согласованности, требуют обращения к учителям, их наблюдения за ребенком в школе. Может быть, даже прочтение каких-то смс-сообщений и сообщений в соцсетях: о чем он с кем переписывается, каковы его интересы? И если ваш ребенок страдает, научитесь ему помочь. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс