Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №21 (870) – №36 (885), №44 (893) – №45 (894) 2016, №5 (902) 2017
Сегодня с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма в честь Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, мы продолжаем разговор о самом главном, самом важном таинстве Русской Православной Церкви – о Божественной литургии, в частности о Евхаристии.
– Мы немножечко «застряли» на Божественной Евхаристии, но я не жалею об этом, потому что и мыслей много приходит, и читаешь о Божественной литургии, о Евхаристии, и все, что не было досказано, всегда хочется досказать, для того чтобы ощущалась полнота Божественной Евхаристии, ее сугубый смысл и, если хотите, тайна, которую, безусловно, невозможно полностью облечь в слова. Мы обязательно сейчас разберем молитвы Божественной Евхаристии, где говорится о Боге, что Он недоведом. То есть Он не может быть ведом нами, мы только отчасти можем познать Бога. И даже святые отцы, даже друзья Божии, безусловно, в полноте не могли ощутить, понять, объять и постичь бесконечность Божественной любви и Бога.
Божественная литургия установлена Богом, Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Это спасительная жертва, за нас всех преподаваемая и превозносимая. Поэтому мы в полноте, конечно, не можем понять смысл этого сокровенного богослужения. Как объяснить, как понять, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господними? Это можно принять только на веру. Святые отцы иногда видели на дискосе вместо хлеба закалаемого Агнца, вместо вина ощущали вкус Крови; через это они познавали истинность таинства, истинность преложения.
Но каким образом это свершалось? Понятно, что благодатью Духа Святого, но как вдруг хлеб становился Телом, а вино становилось Кровью, никто не сможет объяснить – мы это воспринимаем на веру. Мы чувствуем особую благодать, которая касается нас через таинство Божественного Причастия, мы чувствуем какую-то особую радость, особое Божественное присутствие, кто-то в более сильной степени, кто-то – в менее, но ощущение благодати есть в каждом человеке. Это то, что держит прихожан, которые мало разбираются в церковнославянском языке, мало разбираются в таинственном и духовном смысле богослужения; они ждут Причастия, этого преложения Даров в Тело и Кровь Господни.
Вот тайна, которая совершается каждый день. Великим постом она совершается в субботу и воскресенье и в великие праздники, такие как Благовещение Пресвятой Богородицы; во все остальные будние дни, мы знаем, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. А уже после Великого поста каждый день преподносится эта жертва хваления, жертва благодарения Богу. И каждый день эта тайна Божественной литургии, Евхаристии совершается у людей на глазах, хотя они не видят (и мы не видим) этого преложения Святых Даров.
Мы видим, что после Божественной литургии не только благодать касается человека, человек не только внутренне испытывает ее в своем сердце, но и лица человеческие вдруг просветляются и светятся каким-то внутренним благодатным огнем, огнем Божественной литургии. И вот к этой тайне Божественной Евхаристии всегда хочется возвращаться, всегда хочется дополнить ее какими-то содержательными мыслями, для того чтобы хоть как-то, хоть отчасти прикоснуться к этому таинству из таинств и понять хотя бы отчасти то, что совершается. Ведь евхаристические молитвы (которые во многих храмах неслышимы, а должны бы быть слышимы), произносимые священником во время Божественной Евхаристии, наполнены глубочайшим содержанием и глубочайшим смыслом.
Итак, вернемся к Божественной литургии. Мы прервались, если мне память не изменяет, на словах: Свят, свят, свят Господь Саваоф...Но для того чтобы не было разрыва, все-таки в двух-трех словах я хотел бы вернуться к началу Божественной Евхаристии, к словам: Благодарим Господа!
Благодарим Господа за Божественную Евхаристию в первую очередь. Хор в это время поет: Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. В таинстве Божественной литургии, безусловно, принимает участие полнота Святой Троицы: Бог Отец, Который рождает Сына, Бог Сын, рождаемый от Отца, и Бог Дух Святой, Который исходит от Отца. Без полноты Святой Троицы немыслима Божественная Евхаристия и Литургия. Поэтому в евхаристических молитвах вспоминается вся полнота Пресвятой Троицы.
А в Греции, знаете, существует такая удивительная традиция (мне рассказывали те, кто посещает Божественную литургию в греческих храмах): хор быстро поет, отвечая на возгласы священника, а потом священник в храмовой тишине читает вслух, гласно, так чтобы все прихожане слышали, эти молитвы. Как мне помнится, в Греции, на Кипре, храмы радио-фицированы, поэтому до слуха каждого прихожанина доходят слова молитв, которые читает священник во время Божественной литургии. Как только он прочитал молитву, он снова дает возглас, хор опять очень коротко отвечает на возглас соответствующим пением, потом замолкает, и снова священник вступает в молитвенное чтение.
Это правильно, с Вашей точки зрения?
– Я думаю, конечно, это правильно. Тогда все прихожане, которые именуются апостолом Петром «царственным священством», начинают участвовать в этой общей молитве.
Понимают смысл того, что происходит.
– Конечно. И Литургия приобретает осмысленный характер для людей, которые стоят на Божественной Евхаристии и слышат эти молитвы.
Тем паче что не всегда понятен хор. Мы с Вами говорили об этом в прошлых программах, и Вы всегда отмечаете, что разные хоры в храмах: одни поют очень внятно, спокойно, понятно, а есть любители партеса; во время партеса действительно мало что понимаешь. Поэтому если не понимаешь хор, не понимаешь еще и молитвы священника, просто не слышишь их, то действительно, как Вы говорите, осмысленность Божественной литургии пропадает.
– Да. Но так как невозможно во всех храмах сменить хор, я бы в этом случае посоветовал каждому христианину приобрести Служебник, так как духовная литература сейчас очень доступна. В советское время этого не было, даже мы, священники, с большим трудом приобретали богослужебные книги. А сейчас каждый мирянин может приобрести Служебник и по нему отслеживать то, что поет хор. В конечном итоге, если священник тихо служит молитвы и его голос не доносится до прихожан, как должен бы доноситься, это восполняется чтением в Служебнике тех молитв, которые произносит священник.
Служебники сейчас есть и на русском языке.
– Да, все невероятно доступно.
И вот хор пропел, или во время пения хором «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней» священник читает молитву Евхаристического канона: «Достойно и праведно Тя пети...» То есть мы должны быть достойны и с духовной, душевной праведностью воспевать Бога, мы должны быть чисты своим разумом, душой и телом. Потому что Господь требует от нас одного. Иногда спрашивают: «А как спастись, если нет духовного отца?» Конечно, трудно спасаться: путь, ведущий в Царство Божие, узкий. Тем не менее в Евангелии для нашего спасения есть все указания. «Как спастись?» – спрашивает богатый юноша Христа, и Господь перечисляет ему заповеди, которые Он дал Моисею на горе Синай. То есть если мы будем исполнять эти десять заповедей Божиих, то мы уже имеем основание, надежду на то, что можем с помощью Божией спастись.
Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего. Аскеза христианской православной жизни сводится к тому, чтобы мы постоянно памятовали о Боге, на каждом месте прославляя Его. Это не значит, что я, допустим, ступил шаг, увидел красивое дерево и стал восхвалять Господа за то, что это красивое, например яблоневое дерево, во время весны расцвело и так прекрасно благоухает и цветет. Нет. Прославлять Бога – это постоянно Ему молиться, постоянно к Нему обращаться с молитвой. Безусловно, есть какие-то особые моменты в жизни человека, когда при взирании на всю красоту, которую сотворил Господь, душа преисполняется восторгом. Я знал людей, восхищающихся и ценящих красоту природы и мира, в котором мы с вами живем. Но при этом часто эти люди не воссылали благодарения Богу за то, что они живут в этом красивом мире, сотворенном Богом.
Хотя мы говорим: божественная красота. Когда мы хотим выразить превосходную степень, мы говорим: ангельская красота. А еще выше божественная красота – нет ничего выше.
– Да. И вот когда мы видим эту божественную красоту, мы должны хвалить и благодарить Бога за это совершенно дивное творение.
Ты бо еси Бог неизреченен... Его невозможно изречь, то есть Он непостижим. И никаких слов, речей не хватит для того, чтобы воздать Ему, с одной стороны, достойную хвалу, а с другой стороны, чтобы Его понять, осмыслить Его пути, Его Промысл, Его волю.
...недоведом... То слово, на котором я акцентировал внимание в начале нашей беседы.
...невидим... Апостол Иоанн Богослов так и говорит: Бога никто никогда не видел. Даже Иоанн Богослов, который возлежал на груди Христа, видевший Христа лицом к лицу, говорит, что Бога никто никогда не видел. Он видел человеческое естество, в которое Второе Лицо было облачено, если можно так выразиться, он видел Человека (Богочеловека, но Человека). Но при этом существо Бога, Дух Его, Сына Божиего никто никогда не видел и никто никогда не может увидеть. Увидели только Его, если хотите, содержательную часть на горе Фавор, когда Господь преобразился и заблистал ослепительным светом. Видели Его Воскресение, видели Его чудеса, но само существо Бога никто никогда не видел. Поэтому Он недоведом.
Причем апостол Павел (не знаю, уместно ли привести эти слова) говорит о том, что сегодня мы видим все гадательно, как бы сквозь стекло, а потом, то есть за гранью этой жизни, увидим лицом к лицу. Вот, может быть, потом мы отчасти прикоснемся к видению Бога. Конечно, это не образ; это Свет, это Благодать, это Любовь. Мы почувствуем (я говорю «мы почувствуем», надеясь на то, что и я окажусь в Царствии Небесном)...
Нам остается, батюшка, только надеяться.
– Мы почувствуем все то великолепие, всю ту благодатную сладость, которую Господь имеет в Себе, и соприкоснемся с Ним.
...непостижим, присно сый (то есть всегда существовал Ты), такожде сый (как и сейчас); Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый. Видите, прославляется Святая Троица. Некий богослов говорил о том, что мы входим в таинство Пресвятой Троицы во время Божественной литургии.
Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки... То есть мы когда-то отпали от Бога в лице Адама и Евы. И сколько времени человечество страдало, желая стяжать и быть членами Царствия Божиего! И не могло, потому что врата в Царствие Божие были закрыты. И только Господь Иисус Христос искупил этот грех и нас, отпадших, снова привел к Царствию Божиему.
Отец Владимир, прошу прощения, телезрители в связи с этим задают вопрос по поводу первородного греха. Говорят, что все по-разному объясняют это (сейчас же все читают в интернете, смотрят телевизор). Все-таки смывается первородный грех во время Крещения? И есть ли вообще на нас первородный грех Адама? Все говорят по-разному. И у некоторых возникает такое недоумение...
– Прежде всего Господь Иисус Христос пришел искупить именно этот первородный грех. Поэтому в таинстве Крещения прежде всего с нас снимается первородный грех, который был стеной между человеком и Богом, а вместе с первородным грехом (отступлением человечества в лице Адама и Евы от Бога) те грехи, которые человек исповедует перед Крещением. То есть главное, с нас снимается первородный грех.
Дальше: ...и не отступил еси, вся творя, дондеже (пока) нас на небо возвел еси… (то есть до тех пор Ты все терпел, творил, промышлял в отношении человека, беспокоился о нем, беспокоился о его отпадении, пока нас на Небо не возвел)…и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя (Бога Отца), и Единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго…Без Господа Иисуса Христа, без помощи Божией, без помощи Пресвятой Троицы мы спастись не можем. «Без Меня не можете творити ничесоже». И конечно, без благодати Духа Святого, Который охраняет, защищает нас, отгоняет духов злобы поднебесной от нас. ...О всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас (мы благодарим Господа). Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тьмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии.
Вот такая первая евхаристическая молитва читается во время Божественной литургии. В этих достаточно кратких словах святителя Иоанна Златоуста произносится благодарение за все то творение, которое совершил Господь Иисус Христос, за наше спасение и за наше снова усыновление Богу Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.
Отец Владимир, не знаю почему, но наша программа всегда проходит так быстро, я совершенно не замечаю времени.
Обычно телевизионное время долго тянется, а тут все так быстро проходит... Но я надеюсь, так же как и наши телезрители, что мы с Вами скоро встретимся и продолжим разговор о Евхаристическом каноне. Спасибо Вам сердечное от меня и от всех наших телезрителей!
– Храни вас всех Господь! (Продолжение следует)
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.