Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (911) → Протодиакон Константин Маркович: Христос – Второй Адам

Протодиакон Константин Маркович: Христос – Второй Адам

№14 (911) / 4 апреля ‘17

Беседы с батюшкой

Тема нашего эфира – «Христос – Новый Адам». Прежде всего благодарю Вас за то, что нашли возможность прийти, мы можем продолжить наши литургические, историко-догматические беседы. Сегодня очень важная тема, поскольку мы с каждым днем все ближе к Светлому Христову Воскресению. Размышляя о крестной смерти и Воскресении Спасителя, – что значит выражение «Христос – Новый Адам»?

– Во время Великого поста каждый христианин должен в мыслях вновь вернуться к событиям двухтысячелетней давности. Это Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его крестная смерть, Воскресение. Каков был смысл голгофского подвига Спасителя? Каков смысл Воскресения, какое значение подвиг Спасителя имеет для каждого из нас – людей, которых от этих событий отделяют 2 000 лет? Почему вновь и вновь мы в наших воспоминаниях, в нашем религиозном опыте возвращаемся к Голгофе? Наконец, почему в XXI веке мы становимся свидетелями того, что мученики гибнут? Почему они идут на смерть ради Благой вести, которая была возвещена 2 000 лет назад, почему вновь уповают на то, что после их мученического подвига встретятся с Господом Спасителем Иисусом Христом?

В молитве, которую полагается читать в первый день Великого поста, в понедельник первой седмицы, есть такие слова: «Сподоби нас в чистоте течение поста прейти». Течение поста устремлено к воспоминанию крестной смерти и к Воскресению Христову – к тому, что будет воплощено в богослужениях Страстной седмицы и Пасхи. Собственно говоря, эти службы являются кульминационным моментом Великого поста, его целью.

Мы становимся свидетелями удивительного литургического чина, который совершается на всенощном бдении – это изнесение изображения Креста Господня для поклонения. В одном из песнопений, одном из тропарей канона Крестопоклонной недели тоже есть слова, что «ныне день поклонения древу крестному» становится «зарею Христова восстания»: этот день – как заря, возвещающая нам, указующая конечную цель нашего течения, путешествия. Мы нашим духовным взором устремляемся к Кресту Христову. Поэтому, мне кажется, поразмышлять о смысле крестного подвига и о значении, которое он имеет для каждого человека, сегодня будет очень уместно.

Мы знаем, что наши прародители Адам и Ева совершили грех и были изгнаны из рая – перед началом Великого поста мы вспоминаем день Адамова изгнания. Потом, после Страстной седмицы, в день Пасхальный, радуемся своему обновлению. Как нам понять обновление, происходящее с человеком? Что сделал Христос с человеческой природой, что она так ликует в Пасхальные дни?

– Как повествует вторая глава Книги Бытие, Господь сотворил Адама, потом из его ребра Еву и поселил их в саду, который насадил на востоке земли, в саду Эдемском. Я хочу подчеркнуть, что Эдемский сад, согласно Библии, находился на земле – это не Царствие Небесное. В Библии даже указана его географическая точка: исток четырех рек – Тигра, Евфрата и еще двух, названия которых мы сейчас идентифицировать не можем. Исток этих рек был местом, где находился Эдемский сад.

Хочу обратить ваше внимание: тот рай, где жили Адам и Ева, не был Царствием Небесным. Это не рай Нового Завета. Более того, до своего грехопадения Адам и Ева были как духовные младенцы; есть даже библейское замечание и были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Это свойство младенцев. Они просто недостаточно еще осознавали и понимали свое место в этом мире.

Господь дал им заповедь – почему Господь ее дал? Почему Он вообще посадил это древо познания добра и зла (понятно, что это символический образ библейского языка)? Потому что Господь сотворил Адама и Еву, людей свободными. Он сотворил людей по преизбытку Своей любви ради того, чтобы иметь общение с человеком. Но Он не хотел иметь общение с марионетками, у которых нет иного пути, нет иной возможности – Он хотел иметь людей для общения в любви, но одновременно и в свободе, чтобы они осознанно отдавали Ему свою любовь, имели возможность нравственного выбора.

В чем заключалось грехопадение? В чем смысл этой заповеди, в чем смысл преступления Адама? В том, что человек не должен сам для себя устанавливать, что есть добро, а что зло, что хорошо, а что плохо. Он должен полностью вверить себя послушанию Богу. Послушание Богу – это дар свободной любви человека к Богу. Воля Божия есть абсолютное благо, поскольку Господь благ. Абсолютное, самоотреченное следование воле Божией является подлинным благом, подлинным добром. Человек, когда он простирает руку и хочет сам, без Бога, познавать, сам для себя устанавливать, что есть добро, а что зло, впадает в грех. Причиной грехопадения были гордость, неверие, маловерие, недоверие Богу и желание быть самостоятельным. Более того, дьявол говорит: «Вы, познав добро и зло, будете как боги». Человек, совершив грехопадение, захотел уподобиться Богу.

Сейчас мы проведем некую параллель к событиям начала ХХ века, которые будем вспоминать в этом году, – столетие революции, начало богоборческих гонений. Ведь в чем состояла коммунистическая идеология? Что человек должен опять отказаться от Бога и сказать, что он сам для себя закон, сам для себя бог – помните, даже было такое понятие «человекобожие». Появляется такая характеристика поведения человека-атеиста в душе своей. Опять человечество в своем отречении от Бога, от веры движимо теми же страстями – гордостью, превозношением, из-за чего когда-то пострадали Адам и Ева...

И здесь очень интересный вопрос. Создав человека свободным, даровав Адаму и Еве возможность самостоятельного нравственного выбора между добром (послушанием воле Божией, пребыванием в воле Божией) и злом (противлением воле Божией), выбирая между добром и злом, предвидел ли Бог, знал ли, какой выбор сделает человек? Святые отцы говорят: конечно, поскольку Бог всеведущ, Он знал, что человек сделает такой выбор. Это ни в коем случае не нарушало свободы человека, но Господь знал, Он видел духовное состояние человека (разум и предведение Божии бесконечно превосходят разум и предведение человека, способность предвидеть будущее).

Еще при сотворении человека, когда произошел Предвечный Совет, когда Господь сказал: «И сотворим человека по образу и подобию Нашему» (Быт. 1, 26), Он знал, какой выбор сделает человек: впадет в грех, совершит грехопадение. Тогда уже Господь в Своем Божественном плане судеб человеческих предопределил Пришествие в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа. Более того, не просто Пришествие в мир, а искупление, крестный подвиг, Воскресение, и то, что Господь введет спасенного человека не в Эдемский сад (безусловно, место блаженства, место прекрасное, но земное), а во святая святых – в Царствие Божие. Поэтому святые отцы (тот же Симеон Новый Богослов) говорят, что блаженное состояние, которое унаследует человек, когда достигнет спасения уже во Христе, будет бесконечно превосходить то состояние, в котором находились Адам и Ева: это уже бытие совершенно другого уровня.

Часто люди, размышляющие над тайной Боговоплощения, над подвигом Господа нашего Иисуса Христа, задаются вопросом: что было бы, пришел ли бы Христос, нужно ли было Ему прийти, если бы грехопадения не совершилось? По сути, Вы на этот вопрос ответили, что было некое предопределение...

– Я хочу еще сказать, что суть подвига Христа – не только искупление, не только исправление греха, ошибки Адама. Это нечто большее. Это приобщение человека к Богу, причастие человека к Богу. Когда Христос воплощается, Он воспринимает Божество и человечество. Он, оставаясь истинным Богом, воспринимает на Себя человеческую плоть и становится и истинным Богом, и истинным Человеком. И человечество он воспринимает, чтобы весь род человеческий соединить и приобщить Себе: через это ипостасное единство Божественной природы и Человеческой в Личности Господа Спасителя Иисуса Христа каждый человек, который, в свою очередь, приобщается к человечеству Христа, становится сопричастным Божеству. Вы понимаете, какая разница между просто блаженным состоянием Адама, даже безгрешным, и тем, что нам дает Христос?

Насчет тезиса, или учения, что Христос – Новый Адам… Апостол Павел, говорит такие слова: «Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам (то есть Христос) есть дух животворящий» (1 Кор. 15, 45). Что означают эти слова? Прокомментирую именно эту мысль, она как раз является темой нашей передачи.

Человек, в отличие от животных, окружающих нас в нашем тварном мире, не только телесное существо, но и духовное, он обладает душой. Душа человека – это сосредоточение его разума, мысли, эмоций, чувств. Но разум, чувства, эмоции после грехопадения подвержены страстям. Да и до грехопадения они были подвержены страстям: еще раз говорю, причиной грехопадения изначально стали гордость человека и желание уподобиться Богу без Бога, стать равным Богу, но, нарушив Его волю, без Него. А дух, согласно учению апостола Павла и некоторых святых отцов, комментирующих его, есть некая высшая сфера духовного мира человека, высшая сила, благодаря которой человек имеет общение с Богом. Это сосредоточение религиозных чувств, это совесть человека. Наконец, это живой голос Божий, все-таки живущий в каждом человеке (даже грешного человека всегда обличающий, что он поступает неверно; человек иногда заглушает голос Божий, или совесть). Это дух человека – то, что нас возводит в горнее, устремляет к Богу. Поэтому потомки Нового Адама – Христа – руководствуются не страстными движениями души, а пытаются подчинить их духу.

«Первый человек – из земли, перстный; второй Человек – Господь с неба» (1 Кор. 15, 47). Мы знаем, что Адам был сотворен из земли. Второй Адам, Господь Иисус Христос, сошел с Неба в утробу Пресвятой Девы и воспринял от Нее человеческую плоть. Он был во всем подобен нам, кроме греха. Это означает, что плоть, которую Он воспринял, была во всем подобна нам, в том числе она несла все последствия греха: грех – это не просто нарушение Божественных заповедей, законов, это прежде всего духовная болезнь, следствие нарушения, повреждающее все наше человеческое естество, порабощающее нашу волю, лишающее нас бессмертия, разрушающее и нашу душу, и наше тело. Эти болезненные последствия греха были свойственны и плоти Спасителя. Собственно, Он воспринял такую плоть, такую человеческую природу, уязвленную грехом, ради того, чтобы исцелить ее. Хотя Сам греха Он никогда не совершал.

Вернемся к апостолу Павлу и его размышлению о Христе как о Новом Адаме.

– Каков перстный, таковы и перстные (то есть первый прародитель всего рода человеческого Адам был абсолютно земным человеком, и все мы люди земные), и каков небесный, таковы и небесные (Господь пришел с Неба, и мы, как род Христов, должны устремляться к Небу). И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 47–49). В этих словах апостола Павла проводится мысль о том, что Господь пришел на землю, чтобы создать новый род людей, их апостол Петр уже в своем Соборном Послании называет народ избранный, царственное священство, люди, взятые в удел. Этот особый народ находится в Новом Завете с Богом и идет по направлению к Царствию Небесному – даже не просто к своему Отечеству (потому что, еще раз повторю, тот рай был на земле), он идет в обители Отца Небесного, земной путь его устремлен к Небу.

В чем смысл крестного подвига и искупления, которое совершил Христос? По учению святого Иринея Лионского, Господь, принеся Себя в Жертву на Кресте, а потом воскреснув, совершил уврачевание греха Адама. Но каким образом? Он как бы последовательно исправляет ошибки Адама противоположным. Вот как говорит св. Ириней: «Итак, явно Господь пришел к Своим… Непослушание, происшедшее через древо, исправил Своим послушанием на древе… Грех первозданного человека получил исправление через наказание Перворожденного. И хитрость змия была побеждена простотою голубя. Таким образом разорваны были узы, которыми мы были привязаны к смерти». Гордость была уврачевана смирением, страх смерти – добровольной смертью, наконец, смерть была уврачевана восстанием.

Господь от противоположного исправляет все ошибки Адама, происходит исцеление человеческой природы. В богословии даже есть такой термин, понятие, обозначающее именно процесс исцеления методом от противоположного (это слово по-гречески άνακεφαλαιόσις – «анакефалеосис», «возглавление», по-латински recapitulatio – «рекапитуляция», от слова caput («капут» – «глава»)): когда мы перелистываем главы книги в обратном порядке, мы как бы идем от конца повествования к началу. Так же и Господь исправляет грех Адама, идя от конца, от последствий к началу, постепенно исправляя его.

Естественно, возникает вопрос: ведь Господь делает это Сам, лично – это Он возносится на Крест, Он умирает, Воскресает, Возносится потом на Небеса; какое это имеет отношение к нам, людям? Мы-то каким образом становимся к этому причастны, почему для нас это важно? И, мне кажется, это как раз самый важный вопрос. Да, Господь это сделал. Но какое это имеет отношение к нам – к вам, ко мне, к моим родственникам, к тем людям, с кем мы живем сейчас?

Какая здесь связь? Мы живем в XXI веке, какова наша связь с этим, почему именно для нас это важно? Здесь мы должны вспомнить богословское построение, как мне кажется, хорошо объясняющее мысль блаженного Августина. Он развил теорию, получившую название «учение о Christus totus» (это по-латыни, блаженный Августин был латиноязычным церковным писателем, жил в Северной Африке, где люди говорили на латинском языке), или «Всецелый Христос». Суть этой теории заключается в том, что Христос Евангелия, о котором повествует Библия, понимается тремя способами, наше понятие о библейском Христе имеет три аспекта.

Первый – это Единородный Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово, Которое пребывало предвечно у Отца. Он совечен Отцу, посредством Которого был сотворен мир. Второй аспект – Воплотившийся Христос, Богочеловек, Который пришел, жил вместе с нами, воспринял человеческую плоть, страдал, умер, Воскрес и вознесся на Небо. А вот третий аспект – это Христос в Своем Теле – Церкви, это Христос и все мы, Христос, Который в Своем Человечестве и в Своей Личности объединяет весь человеческий род.

Блаженный Августин особенно акцентировал внимание на словах апостола Павла, что все мы являемся Телом Христовым: Все мы вместе – Тело Христово, а порознь – его члены. А каким образом мы становимся членами этого Тела? Что является связью, посредством чего мы связаны со Христом не просто как-то умозрительно или символически, а именно природно? У нас, христиан, существует непосредственная связь со Христом в нашей человеческой природе, такая же, как между родителем и его чадом. Когда ребенок рождается, что он наследует? Некий генетический код: являясь личностью, отличной от своих родителей, что-то он имеет и от своих родителей. Существует биологическая связь. Фактически такая связь возникает у каждого из нас, христиан, с Господом и Спасителем.

Что же является этой связью? Прежде всего, церковные таинства – Крещение и, в абсолютной степени, таинство Причащения. Мы, воспринимая в себя Тело и Кровь Христовы, причащаясь за Божественной литургией, становимся подлинным Телом и Кровью Спасителя. И в одной из своих проповедей Августин так и говорил, что это ваше таинство, которое приносится на алтаре, – это все вы. Не случайно он говорил, что нет никакой разницы между наименованием Тела и Крови Христовых, уже преложенных Даров, которые лежат на престоле, и теми людьми, которые их принимают. После Причастия каждый человек становится Телом и Кровью Христовыми. Так учил блаженный Августин.

А его духовный учитель и наставник Амвросий Медиоланский говорит то, что шокирует любого современного христианина, живущего в XXI веке, – если человек не будет знать, что это учение Амвросия Медиоланского, он скажет, что это какая-то ересь. У него есть наставления, катехизические беседы, которые он произносил тем, кто готовился принять таинство святого Крещения (или тем, кто его уже принял). Называются они «De sacramentis» и «De misteriis» – «О таинствах» и «О тайнах». Первые были произнесены для тех, кто готовился принять Крещение. Вторая часть была адресована тем, кто уже принял таинство Крещения. Амвросий говорит, что хлеб и вино на алтаре прелагаются таким же образом в Тело и Кровь Христовы, как и человек, который до Крещения был одним, а после Крещения, оставаясь видимо таким же человеком, освящается и изменяется изнутри. Он, объясняя чудо Даров Евхаристии, уподоблял их тому изменению, которое должно произвести Крещение в душе человека.

Удивительное наставление. У нас осталось мало времени, еще можно сказать что-то по этой теме...

– Святая Четыредесятница – это особое время. Не зря многие святые отцы (например, преподобный Феодосий Печерский, основатель монашества на Руси, фактически первый преподобный духовный отец и наставник русских людей) говорили, что Четыредесятница – это духовная десятина; в Ветхом Завете было установление: от всего, что человек имеет, он должен десятую часть посвятить Богу – от своего дохода, от имения, от всего имущества. Но дар жизни, который человек имеет, не сравнится ни с какими материальными благами: это самое главное. Мы, христиане, совершая Великий пост каждый год (в году 365 дней), из него десятую часть (40 дней) поста и еще Страстную неделю посвящаем Богу.

В это время мы должны не только механически исполнять внешние предписания, которые предусматривают для нас Церковь или церковный Устав во время поста. Мы, прежде всего, должны дать себе возможность внутренне задуматься, в чем смысл подвига Христова, какое это должно иметь значение для нас, открыть Священное Писание, поучения святых отцов, отрешиться от земной суеты… Понятно, что во время поста мы тоже работаем, есть семейные заботы, какой-то долг, который мы должны выполнить независимо ни от чего. Но хотя бы свое свободное время мы должны посвятить не только, еще раз подчеркиваю, внешней вычитке молитвенного правила, например, хотя это безусловно важно, но дать некое время, чтобы Господь откликнулся, и посредством Духа (Господь, Христос Новый Адам – это Дух животворящий) выслушать ответ, который Господь дает нам на наши молитвенные вопрошания, или просьбы, или хвалы, что мы возносим Ему.

Спасибо, отец Константин, за очень содержательную и глубокую беседу. Понятно, что тема абсолютно безразмерная: даже если человек захочет изучать святых отцов и понимать, может быть, целой жизни не хватит, чтобы все прочитать...

– Эта тема – сущность нашей веры: если мы не осознаем, ради чего пришел Христос и почему это важно для нас, то всуе вера наша, какой смысл тогда?

Всем желаю продолжить течение Великого поста и вынести духовную пользу из постного подвига, чтобы мы в чем-то стали лучше, добились какого-то духовного результата и достойно встретили светлый праздник Воскресения Христова.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс