Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (911) → Протоиерей Олег Стеняев: Об иконопочитании

Протоиерей Олег Стеняев: Об иконопочитании

№14 (911) / 4 апреля ‘17

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Иконопочитание, икона в Церкви, ее смысл и назначение». Вроде бы в Библии есть запрет на изготовление любых изображений, а на самом деле разрешает ли Библия делать изображения и поклоняться им?

– Давайте вспомним, где содержится этот запрет. Глава 20 Книги Исход, 4-й и 5-й стихи: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня».

Обычно, когда отрицают святые иконы, ссылаются на эти слова: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу». Но реально эту заповедь о кумирах надо читать не с четвертого, а с третьего стиха: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» – и далее: «не делай себе кумира и изображения того, что на небе вверху и на земле внизу».

Как известно, язычники поклонялись тому, что на небе вверху, – солнцу, луне, звездам, и тому, что на земле внизу, – гадам, пресмыкающимся, разным животным. Но к истинному богопочитанию в священных изображениях эта заповедь никакого отношения не имеет. Ведь совершенно очевидно, что в Библии нет никаких противоречий – это слово Божие.

В 3-й Книге Царств (гл. 6, ст. 29) мы находим такие слова: «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов». Херувимы где оби-тают? На небе – «и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне…» – а дерева и цветы где растут? На земле. Таким образом, мы видим в Иерусалимском храме изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. И это не противоречило воле Божией. Когда Иерусалимский храм освящали, то Божественное присутствие так наполнило храм, что какое-то время люди не могли там спокойно стоять, настолько плотно, если так можно сказать, было Божественное присутствие.

Всегда надо отделять вопрос, можно ли иметь изображения, от вопроса, можно ли поклоняться изображению или почитать его: это совершенно разные вопросы. Мы находим в Библии много примеров того, что изображения делались по прямому Божиему указанию, причем те мастера, которые делали священные изображения, даже получили Духа Божия на совершение этой работы. Так, в Книге Исход (гл. 31, ст. 2–4) мы читаем, как Господь говорит Моисею: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди. То есть даже тот мастер, который делал священные изображения того, что на небе вверху и на земле внизу, получил Духа Божия для совершения этой работы.

То есть запрета на это нет?

– Мы не видим запрета делать священные изображения. Есть запрет на изготовление идолов. Однажды я беседовал с одним свидетелем Иеговы и обратил его внимание на то, что в их журналах тоже много изображений. Мы взяли журналы «Сторожевая башня», «Пробудись», и я показал ему изображения апостолов, Христа, пророков. Он сказал: «Но мы же не поклоняемся этим изображениям!». Надо понять, что первый вопрос: можно ли иметь изображения? Ответ на него: можно. Они были в Иерусалимском храме на всех стенах, кругом – даже в православных храмах нет такой плотности изображений. Христиане, которые не признают иконы, используют изображения в своих журналах и книгах.

А вот второй вопрос – можно ли поклоняться этим изображениям, почитать их? – требует другого объяснения. Для того чтобы это понять, нам надо открыть Книгу Исход, 3-ю главу. Текст начинается такими словами: Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

Сейчас внимание, очень важный стих: И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

Сразу возникает вопрос: почему земля стала святой? Сказано: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Если мы зададим такой вопрос человеку неправославного исповедания, он скажет: там присутствовал Господь Бог. Обычно в таком случае я смотрю на ботинки этого человека и говорю: «Разувайтесь: Бог Вездесущий!».

Смотрите – псалом 138, ст. 7–10: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя». Бог – Вездесущий!

Повторю вопрос: почему земля стала святой? Ответ очевиден: всякий раз, когда Бог видимым образом проявляет Свое присутствие через материю, происходит освящение этой материи. Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

Святой может быть не только определенная земля, но и целый город. Например, в Книге пророка Даниила рассказывается, что, когда Даниил молился, он открывал окна на город Иерусалим (кстати, тогда этот город лежал в развалинах, однако все равно это святое место). Пятый псалом царя Давида, 8-й стих, где Давид восклицает: А я по множеству милостей войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему. Если он поклонялся храму, значит, почитал и все изображения, там находившиеся.

То есть везде, где благодать Божия себя проявляет, происходит освящение материи, и эта материя становится объектом почитания или поклонения. Святой город, святая гора, святой храм – это реальность. Даже останки Божиего пророка, мощи. Например, в 4-й Книге Царств (глава 13, стих 21) мы находим такие слова: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев (то есть пророка Елисея); и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». Что воскресило мертвого человека? Кости Елисея? Я в это не поверю. Дух Святой, Который почивал на костях пророка Елисея. Здесь описывается момент фиксации: когда мертвый при своем падении коснулся костей Елисея, он ожил и встал на ноги.

В Книге Деяний апостольских говорится, что исцеляла даже тень апостолов, так что больных выносили на улицу и клали их там, где проходили апостолы. А в 19-й главе Книги Деяний (ст. 11–12) сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Здесь мы видим, что одежда апостола, его пояс, плат исцеляли людей и злые духи исходили, когда на человека возлагали эти вещи Павла.

Что мы, таким образом, устанавливаем с помощью Священного Писания? Первое: можно иметь изображения и того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. Мы видим это в Иерусалимском храме. Причем мастера, которые делали эти изображения, получали Духа Святого на совершение подобной работы. Есть принципиальное отличие священного изображения от идола. Как говорит апостол Павел, идол есть ничто. Что значит идол – ничто?

В нем нет Духа Святого.

– С одной стороны, так. А, с другой стороны, есть, например, статуя Зевса. Разве в духовном мире существует какой-то Зевс? Нет. Есть статуя Артемиды Эфесской. Разве существует какая-то Артемида Эфесская? Нет. То есть никакой духовной реальности за идолами, кроме реальности бесовской, не скрывается. Как пишет Павел, в идолах бесы обитают. А изображение в храме херувима указывало на Небесного херувима. Изображение на иконе Христа указывает на реального Христа. Любой образ предполагает наличие первообраза. И когда Бог проявляет Свое присутствие через освященный храм, святое место, вещи святых людей, даже мощи мертвых угодников Божиих, то происходят великие Божии чудеса, на которые Священное Писание обращает внимание.

Таким образом, иконопочитание ни в коей мере не противоречит библейскому Откровению. Напротив, библейское Откровение подтверждает, что люди жили в такой реальности. Если бы кто-то сейчас в духе перенесся бы в древний Иерусалимский храм и увидел бы там кругом, на всех стенах храма изображения священников с кадильницами в руках, в специальных облачениях, это бы больше напомнило ему православный храм, нежели собрание каких-нибудь неопротестантов. Это объективная библейская реальность. Как в Иерусалимском храме были алтарь, катапетасма (завеса), престол, жертвенник – это реальность, так они продолжают существовать и в христианской Церкви. Мы, христиане, конечно же, обращаем на это внимание и придаем этому соответствующее значение.

У пророка Малахии (гл. 1, ст. 11) прямо говорится, что служение Иерусалимского храма распространится по всему миру. А это произошло только в формате христианства. «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам (то есть каждение) имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами»,– говорит Господь Саваоф. То есть не только в Иерусалиме, но от востока до запада на всяком месте. И это исполнилось в формате Христовой Церкви, и каждения совершаются, и другие обряды, имеющие начало в ветхозаветной традиции, но исполняющиеся уже в духе Нового Завета.

Тем более, когда мы читаем в Библии о некоторых священных действиях. В Пятикнижии Моисея очень часто находим такое уточнение: постановление вечное, то есть неизменяемое. Изменился характер жертвы – раньше приносили агнцев, тельцов, а мы имеем Жертву Крови Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. И мы совершаем наше богослужение как постановление вечное. Более того, в Царствии Небесном (оно описано в Книге Откровение Иоанна Богослова) мы видим и жертвенник, и престол, и семисвечник – все то, что наблюдается в каждом православном алтаре. Мы видим: двадцать четыре старца, которые совершают поклонение перед престолом, ангелы, совершающих каждение, – все, что устанавливал для богослужения Моисей, и все то, что бережно оберегает Церковь, делается по образу Небесного богослужения: Господь показал Моисею образцы всего того, что потом тот делал для походного храма – скинии. Иными словами, богослужение христианской Церкви – это и есть отображение Неба на земле.

Как связаны между собой икона и молитва?

– Икона помогает молящемуся человеку отсечь личное, субъективное восприятие духовной реальности. Как-то я рассказывал в этой студии о беседе с одной баптисткой. Я ее спросил: «Как же вы молитесь без иконы?». Она отвечает: «У меня Христос в сердце». Я спрашиваю: «Как же Он выглядит?». Она смутилась и говорит: «Ну, Он небольшого роста, рыженький…». – «Он Вам кого-нибудь напоминает?». – «Да, в молодости знала одного бухгалтера». Видите, что происходит? Свой субъективный образ из дней юности (может быть, это была первая любовь) она переносит на Христа. А икона отсекает наше субъективное восприятие духовной реальности.

Другой случай. Одна женщина смотрела фильм итальянского режиссера Дзеффирелли «Иисус из Назарета». Потом, когда она становилась на молитву, в ее сознании был образ этого актера с характерными чертами лица, и она очень долго не могла освободиться от него. А что такое икона? Это духовное видéние какому-то святому человеку, который потом написал это видéние в виде иконы. Или он руководил иконописцем, который делал этот образ, а все последующие иконописцы делали с него списки. Таким образом, икона – это бесстрастное вúдение духовной реальности, которое отсекает субъективное, неправильное, чувственное восприятие той или иной реальности – все то, что не должно вторгаться в область нашей молитвы.

Икона этим отличается от картины?

– Это очень хороший вопрос. Поясню. Икона должна быть написана по канонам нашей восточнохристианской традиции. Отличительная черта между иконой и картиной, которая сразу бросается в глаза, – икона нам предлагает обратную перспективу. То есть на иконе предмет, удаляясь от нас, становится больше, а, приближаясь к нам, – меньше. Таким образом, все линии сходятся на человеке, который стоит перед иконой и молится. Он как бы созерцает бесконечность. А в картине все линии сходятся к горизонту. Такая тупиковая живопись, в ней нет обратной перспективы. Таким образом, икона – это как бы взгляд за пределы нашего ограниченного бытия.

То есть в бесконечность?

– Да, из глубины человеческого сердца в бесконечность. А картина – тупиковая живопись: все линии сошлись на горизонте, это созерцание какой-то точки. Это один момент.

Другой момент. Икона – это всегда список. Иконописец не может вносить какие-то свои фантазии, галлюцинации в икону, которую пишет. Он должен повторять то, что пишет. А если взять картины, то мы знаем, что Эль Греко рисовал своих апостолов и святых с бесноватых людей в сумасшедшем доме. И Эль Греко, и Рафаэль, и другие известные художники писали своих мадонн с уличных женщин. Так им было дешевле. Где ты натурщицу найдешь? И они нанимали уличных женщин, сажали и с них писали мадонн. А что значит Мадонна? Это Дева Мария! Какая же реальность откроется перед человеком, если он будет молиться на такие изображения? Это не икона. Это чувственное восприятие. Человек может даже духовно повредиться, если будет молиться перед такими картинами. Здесь как раз нет бесстрастия, но все пропитано страстями. А икона – это бесстрастная, чистая реальность, которая открывается для нас, и мы созерцаем духовную тайну как некое умозрение в красках – целомудренное и благочестивое.

Кто написал первую икону?

– Первую икону создал Господь Бог. Первая икона – это человек. В Библии сказано: «И создал Господь Бог человека по образу Своему» (Быт. 1, 26). Слово «образ» – от др.-греч. εἰκών – eikon: «образ, воплощение». Человек, созданный по образу Бога, и есть образ Божий. Каждый человек – это очень достоверная икона Бога. Но как икона нуждается в реставрации, так и люди тоже нуждаются в духовной реставрации. Иногда иконы покрываются копотью, на них появляются трещины, где-то грунтовка осыпалась, и надо что-то переделать, восстановить. Скажем так: человек – это поврежденная икона, над которой надругался дьявол, и она нуждается в серьезной реставрации. Реставрация такой иконы – это воцерковление, когда человек приходит в Церковь и восстанавливает свой статус.

Собственно говоря, в православном понимании, спасение – это восстановление человека в том достоинстве, в каком он пребывал до грехопадения в раю. Причем в православном понимании человек будет восстановлен не по образу Адама перстного, который создан перстами Бога, а по образу Адама Небесного – Человека, сошедшего с Неба, то есть Господа нашего Иисуса Христа. Иоанн Богослов пишет в своем Послании: не знаю, какими мы будем, только знаем, что будем подобны Ему (то есть Христу), как Он. И Петр пишет о Христе: Он оставил для нас пример, дабы мы шли по стопам Его. То есть спасение в православном понимании – это когда образ Христа начинает отображаться в нашей жизни.

Глаза человека должны быть сосредоточены на словах молитвы или должны смотреть на икону?

– Мы взираем на образ, перед которым молимся, но в то же время читаем слова, поэтому делались аналои, чтобы и икона, перед которой молимся, и живой огонь были примерно на одном уровне. В древности считалось, что, как целиком сгорает свеча, так и жизнь христианина целиком должна молитвенно пламенеть перед Богом. Это символическое действие. Как писал апостол Павел: «Духа не угашайте, пророчества не уничижайте» (1 Кор. 5, 9–10).

Это же значение имеет лампада?

– Горящая лампада. Вообще на Руси было принято, чтобы она горела все время. Только когда люди покидали жилище, ее могли погасить: мало ли что, дома были деревянные.

Какие символы, кроме креста, изображались древними христианами?

– У древних христиан было много символов. Очень распространенный символ – это знак рыбы: рыба по-гречески – Ίχθύς, древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoς ῾Υιὸς Σωτήρ «ихтиос», это как бы аббревиатура слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» – «их-теос». Потом было изображение якоря – символа христианской надежды. В изображении якоря как бы совмещался и христианский крест, и наша полная надежда, что страданиями Сына Божия на Кресте прощены наши грехи. Ведь что сделал Христос на Кресте? Как пишет апостол Павел в Послании к Колоссянам, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою, то есть освободил нас от нашего собственного греховного прошлого.

Древний христианский символ и пшеница – как символ Церкви: зрелые зерна, которые уже созрели и готовы оказаться в житнице Божией. Были и разные другие символы, кресты разных форм. И в Риме, и в других местах, где жили древние христиане, мы до сих пор обнаруживаем эти знаки. Особенно часто – знаки рыбы и якоря на тех камнях, под которыми расположены самые древние захоронения христиан; больше всего в римских катакомбах, которые были общественными кладбищами – это было единственное место, куда было нельзя заходить с оружием и обнажать его там, поэтому христиане там и собирались. Их могли арестовать, только когда они выходили из катакомб. И там очень много таких знаков.

Кстати, древнейшие иконы и фрески мы находим именно в римских катакомбах. Это свидетельство того, что уже в конце I – начале II века изображения существовали. Наиболее распространенные древние христианские изображения из катакомб – это изображения Доброго Пастыря, когда Христос изображается в виде юноши с овечкой на плечах. Было очень много изображений на ветхозаветную тему: Книги Нового Завета еще не были собраны в единый свод, а Библией апостолов и первых христиан были Книги Ветхого Завета, который был уже сформирован. Во II веке Римская Церковь в лучшем случае могла иметь Евангелие от Марка. Христиане Палестины имели Евангелие от Матфея. Другие христиане – какое-то другое Евангелие.

Процесс собирания Книг Нового Завета занимал какое-то время, а в основном читали Книги Ветхого Завета. Это те самые ветхозаветные паремии, которые мы читаем во время больших праздников. Раньше христиане собирались и слушали перед Литургией чтение Библии – тех Книг, которые были доступны. А так как в то время сеть еврейских синагог была по всему миру, эти Книги были более доступны, тем более что Ветхий Завет существовал уже на греческом языке – известная Септуагинта. Эту Книгу можно было приобрести, христианская община могла себе это позволить. Поэтому есть очень много изображений трех отроков в печи (сюжет из Книги пророка Даниила), Моисея Боговидца, Авраама, который приносит в жертву Исаака, – это как икона Бога Отца, Который отдает в Жертву за грехи мира Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа.

Время нашей передачи подходит к концу. В заключение скажите, пожалуйста, коротко еще раз о смысле и назначении икон в Церкви.

– Великое назначение иконы – явить нам краски другого мира, дать возможность увидеть бесстрастную реальность Царствия Божия и главное – пережить ее уже в буднях этой временной земной человеческой жизни. Для христианина Царствие Божие, вечная жизнь начинаются уже в этой временной жизни, в той ее части, когда мы молимся, читаем слово Божие, участвуем в общественных богослужениях и особенно – в таинствах Святой Церкви. Спаси вас всех Христос!

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс