Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы совсем недавно встречались и очень приятно, что Вы вновь откликнулись на наш призыв. Тема нашей передачи касается социальных сетей. Сейчас время поста, о многих вещах мы задумываемся, анализируем не только свою внутреннюю жизнь, но и внешнюю. И у меня к Вам, отец Игнатий, вопрос. Вы есть в социальных сетях?
– Да, я там присутствую, но мой личный опыт был такой, что я вообще долго думал, нужно это или нет. Но поскольку у меня такое послушание, медийное, можно так сказать, редактор интернет-портала, то было бы странно, если бы вообще я не присутствовал там по своей работе. Это на 95% подтолкнуло меня к созданию своего аккаунта в нескольких социальных сетях. Ну и стараюсь их поддерживать в меру именно рабочих потребностей.
А нерабочие потребности бывают? Соблазны? Достаточно их много там.
– Соблазны везде бывают. Но со временем для меня это превратилось в инструмент общения и поддержки связи с определенным кругом друзей. Все-таки здесь есть такая составляющая – это довольно удобное во многих случаях средство коммуникации и поддержки связей, когда тебе, допустим, нужно срочно человека найти или сообщить о чем-то. И это положительный момент присутствия в социальных сетях – это иногда помогает мне в работе: найти кого-то, например, какого-то автора или человека, чья статья или высказывание мне интересны, я хочу связаться с ним. Это самый элементарный пример: очень часто бывает, что именно через социальный сети удается человека найти.
Отец Игнатий, о положительных моментах мы сказали. Мы действительно часто общаемся там и находим людей, тех, кто порой далеко, в другой стране. Но, наверное, мы бы здесь зря просидели, если бы не говорили об отрицательных сторонах этого явления. Многие исследователи говорят, что есть определенный вред социальных сетей – они не только позволяют некие положительные функции выполнять. В социальных сетях люди, на самом деле, тонут: возникает зависимость. Эти отрицательные моменты в социальных сетях, может быть, Вы более подробно объясните...
– Я изложу свое видение, из опыта. Безусловно, опасности и неприятных моментов много. Для меня, пользователя интернета со стажем, человека, просто работающего в этой сфере уже более 15 лет фактически, до сих пор остаются несколько вопросов, на которые я даже сам для себя ответов дать не могу, но вижу в этом очень серьезные опасности.
Мое личное мнение – все интернет-технологии как таковые, всю эту сферу, в том числе социальные сети, мы можем использовать, например, для православной миссии, евангельской. Но всегда надо задумываться, кто кого оседлает: эти технологии для нас еще не до конца понятны, мы еще их не осознаем. Они еще, может быть, какие-то тайны хранят, которые нам не очевидны сразу же, как мы с ними начинаем работать, когда мы погружаемся в это не осмысленно. И тут, на мой взгляд, может быть очень много вещей и вредных, и имеющих очень плачевное последствие для личности. Особенно когда речь идет о более молодых поколениях. Представим себе, когда ребенок в 10,11,12 лет регистрируется в этой сети (и я уверен, что есть и младше).
Есть. Как только читать научатся, в принципе, уже регистрируются.
– Безусловно, можем предположить, что человек зарегистрировался, но не очень в это погружается (большая часть погружается довольно прилично). Я думаю, это откладывает отпечаток, и очень серьезный, на формирование личности, поведенческие модели, ответственность, способность вести дискуссию, отвечать за свои слова, вести диалог: сама модель коммуникации в социальной сети дает определенные возможности, а, с другой стороны, определенных возможностей лишает.
Ну, например, вы вступаете в какой-то спор, в полемику. С одной стороны, у вас возможность говорить что хотите, а, с другой стороны, вы не видите человека и не можете нормально друг друга понять. Ну и много там есть таких вещей, которые (как бы это правильно сформулировать? То же техническое решение социальных сетей) ставят вас в определенные поведенческие рамки. И, на мой личный взгляд, эти рамки априори имеют ущербные моменты. Или моменты, очень часто подталкивающие человека к безответственности, к хамству. Или приучают его к тому, что фактически любую вещь можно оспорить. Нельзя в споре к чему-то единому прийти. И, я думаю, это большая опасность. Могу ошибаться, но я замечал, особенно у людей более молодого поколения, кому сейчас 20 лет, – ты общаешься с ними и понимаешь в какой-то момент, что просто не можешь с ними найти общий язык: они размышляют и поступают так, как будто часть их мозга – это их аккаунт.
Конечно же, не все.
– Не все, но таких людей довольно много уже. Они составили уже социальный слой явления, можно так сказать, и с ним приходится считаться. И это создает определенного рода проблемы при решении каких-то задач, трудовых циклов, например.
А как Вы определяете, что «у человека в голове аккаунт»? Какие-то признаки есть?
– Думаю, со стопроцентной гарантией это опасно определять, можно и ошибиться, но, вообще это есть – активная подсадка, прямо как наркоманская, человека на свой аккаунт, создает модель поведения как раз в рамках аккаунта. Вот смотрите, есть разные социальные сети, в некоторых есть возможность загрузить видео, в других нет, в каких-то есть фотографии, в каких-то тексты. В каких-то социальных сетях можно ссылку разместить с этих социальных сетей, в каких-то нельзя. Каждая сеть дает тебе разные возможности, как если мобильный телефон берет на 100 км или на 2, и ты, соответственно, так себя и ведешь.
И человек в принципе привыкает вести себя так, как он себя ведет, допустим, в «Facebook». Ну вот пример. Человек (ты очень давно его не видел) тебя куда-то приглашает, он очень хочет тебя видеть, но настолько уже сросся с этим состоянием, что решает все вопросы в социальной сети, у него есть твой мобильный телефон и у него есть твой e-mail. И вот послезавтра будет какая-то выставка, и он тебя туда зовет, так как очень хочет увидеть. Но ему кажется, что чтобы тебя позвать, нужно что-то там нажать. Понимаете, в сетях есть такое – «создать сообщество», «создать мероприятие»: у тебя там появляется красненькая точка, это значит, тебя кто-то позвал. Причем у тебя может сто таких точек в день появиться – ты не обратил внимание и не пришел, а потом этот человек на тебя обижается: почему ты его проигнорировал? И ты понимаешь, в чем здесь проблема: человек настолько погряз в суете общения в социальных сетях, что о нормальной модели поведения, к которой мы привыкли за последние сто лет, он уже забыл. И между вами происходит какое-то огорчение.
И таких огорчений очень много. Это только десятая часть особых искушений, связанных с нарушением коммуникации между людьми, основанной на том, что Господь нам дал зрение, слух, способность говорить. Получается, что интернет-технологии или социальные сети что-то из этого исключают. Что-то из этого они делают неважным. Зачем мне с ним говорить? Я ему что-то послал. Хотя я могу поговорить, – вообще не вопрос.
А можно ли выработать какой-то кодекс поведения православного христианина в социальной сети? Даже Патриарх недавно заявил, что Церковь в социальных сетях должна работать, образовательный ценз должен присутствовать и так далее. Как подобает вести себя православному христианину в социальной сети?
– Надо всегда помнить, что ты разговариваешь с человеком, который как будто присутствует около тебя, и он знает кто ты и что ты. Ты, например, знаешь человека в Церкви, а потом видишь его в соцсети, и это совсем другое что-то. Какое-то раздвоение личности.
Мне кажется, это как раз момент, видимо, какого-то психотропного воздействия этих технологий: человек забывает, что он должен сохранять свое лицо, свой образ христианина. И, я думаю, важно всегда помнить, как ты ведешь диалог, разговаривать так, как будто люди эти присутствуют рядом, здесь – и ты с ними разговариваешь. Тут не должно быть хамства. Надо отвечать за свои слова.
Даже грамотно писать, наверное.
– Да. Тут еще очень важный момент – не торопиться. Видно, что очень много серьезных искушений, приводящих к конфликтам, к нарушению любви и дружбы между людьми – вещам, которые не ведут нас ни к соборности, ни к молитве, ни к церковности, в конце концов. И происходит это от того, что мы абсолютно необдуманно пишем что-то и говорим в соцсетях или что-то размещаем. Мне кажется, здесь очень важно, что священнослужитель просто превращается в блогера, например, – из благих побуждений. Он должен помнить, что тут – семь раз отмерь, один раз отрежь: здесь нужно каждое слово обдумывать, очень трезво к этому подходить, не торопиться.
Я замечал даже, что даже времена суток существуют более конфликтные и менее конфликтные. Споры и ругань – где-то вечером: все уставшие пришли, добрались до этого всего. И начались страшные разборки, просто словесные баталии. И я уверен, люди совершенно по-другому на это смотрят утром: поспешили ответить, не разобрались. Например, начинают разбирать чью-то статью, уже такие копья поломаны, все друг друга оскорбляли, разругались, удалили. А потом выясняется, что эту статью бот написал. Было много таких случаев. Например, человек обсуждает статью какого-то священника или его высказывание, а потом выясняется, что этому высказыванию уже 10 лет и оно было вообще в другой обстановке сделано…
Бывает такое… Я, например, подписался «ВКонтакте» на портал, который рассказывает каждый день о том или ином событии столетней давности. Например, «Керенский в это день написал то-то и то-то» – начинаешь читать, и порой бывает, что ты читаешь какую-то информацию просто взахлеб – это ведь очень интересно (я один раз под машину даже чуть не попал)! Но семинария научила меня информацию проверять. И я начинаю искать информацию в интернете – как это говорится, гуглить, и не нахожу этой информации, порой не могу понять: откуда это было взято? Не все же вот так проверят. И порой многую информацию в интернете выдают за чистую монету, а это откровенная ложь. Наверное, такой надо дать совет – все нужно проверять. К сожалению, век информационных технологий или, как сказала один из европейских лидеров, эпоха постправды. Сейчас действительно это есть.
– Да, надо относиться очень трезво, очень внимательно к тому, что ты говоришь и как оцениваешь какие-то вещи, которые размещают в социальных сетях. И новости, и СМИ превратились в какой-то цирк с конями. Если сейчас посмотреть какие новости у нас вещают на самых центральных каналах... Раньше были новости о белых носорогах – сейчас о том, что он вышел из дома в разных носках. И эта новость может быть наряду с подписанием международного договора. Маразм такой, что… Но, вообще-то, это людям навязали.
Вы думаете, навязали? А мне кажется, они предложили, а мы добровольно все это взяли.
– Я думаю, это не просто так было, это был осмысленный этап. 10–15 лет назад такие вещи никто не воспринимал всерьез, о них писали только 3 издания из 100. Сейчас об этом и центральные каналы пишут. Они пишут о том, например, что премьер-министр какой-то страны прилетел в другую страну или там подписали какой-то контракт и одновременно тут же идет, что он ел гамбургер и сломал зуб. Идиотизм полный.
В соцсетях эти вещи еще больше распространены, и человек подсаживается на них. Этим просто засоряют эфир. Так что, ведя полемику в этой среде и просто общаясь, пытаясь что-то донести хорошее, надо быть очень трезвым, в первую очередь, – во всех значениях этого слова: не торопиться, проверять информацию. Особенно быть осторожным, когда речь идет об осуждении, критике, когда что-то плохое говорят. Не превращаться в наркоманов, гоняясь за негативной информацией, в том числе церковной.
Что греха таить, мы же любим зайти посмотреть, что там за очередной церковный скандал. А было это или не было – еще доказать надо. Что-то произошло, кто-то там как себя повел, кто-то не то сделал...
Свое мнение очень субъективно. Кто-то выступил, опубликовал первым, и все на него равняются.
– Да, надо к этому относиться внимательнее – не стать рабом негативной энергии. Поэтому я и сказал вначале (это мое личное мнение), что мы еще не понимаем до конца природу этих технологий и должны к ним относиться внимательно, без лишних иллюзий, без прелести.
Вот я цитату из Библии написал, и все это увидят.
– Надо еще смотреть какие негативные моменты. Может быть, я цитату написал и параллельно с этим три часа просидел, смотря какие-то дурацкие кинохроники, вместо того, чтобы молитвенное правило прочитать. Мне кажется, что людям, которые на Литургии живут, намного проще и легче с этими вещами разбираться – на духовном уровне есть антидот против этого. Хотя надо просто включать мозги. Но самое главное, мне кажется, еще и в том, чтобы не забывать о том, что все-таки самое лучшее общение – личное.
Знаете, чаще всего ошибка в чем? Люди перестали искать возможностей встретиться. Им кажется, что они просидели в ЖЖ, и этого достаточно. Но этого совсем не достаточно. Представьте себе, если бы, допустим, первый Вселенский Собор, второй, третий и все последующие решались бы онлайн в чате. Люди должны собраться, должны поговорить. Должны видеть друг друга, должны хорошо понимать, все органы чувств, в конце концов, должны быть включены в процесс общения. Мне кажется, это важно. Я бы людям, которые, например, поконфликтовали с кем-то в социальной сети, посоветовал с тем конкретным человеком, с которым возникло какое-то огорчение, поговорить лично. И я уверен, что будет совсем другой результат, совсем по-другому люди увидят ситуацию, из-за которой произошла ссора.
Отец Игнатий, звонок от телезрителя. Мы вас очень внимательно слушаем.
Телезритель: – Меня зовут Антон. На неких ресурсах, когда батюшки ведут трансляцию онлайн, многие задают вопросы, батюшка отвечает на них. И чаще всего вопросы по существу: по молитвам, как правильно креститься, что для этого нужно, в какие дни, как нужно молиться, как соблюдать пост. Конечно, встречаются негативные вопросы, но батюшка находит и на них ответы. Если ведется переписка в социальных сетях, то люди не видят друг друга и могут себе позволить нагрубить, а когда идет онлайн трансляция, видно эмоции, батюшка действительно доносит свою душевную любовь, свои взгляды.
– Вы хотите сказать, что онлайн присутствие снимает многие проблемы? Абсолютно согласен. Это как раз подтверждает то, что мы говорим, но опять же мы должны все-таки понять, что батюшек, способных на такое, не очень много.
Может быть, наше поколение только.
– Есть и старше. Просто этот ресурс тоже ограничен. Я видел в некоторых епархиях такое онлайн – организуются встречи и беседы с людьми или это все делается в записи, но этого действительно много. В некоторых местах владыки ведут такие передачи. Это очень важно и очень правильно. Единственно, я бы все равно призвал людей в храм все-таки приходить. И, знаете, есть такой момент, хочется о нем сказать: мы очень много задаем священникам и церковнослужителям таких вопросов, ответы на которые мы могли бы найти сами, если бы немножко потрудились.
Могу ошибаться, но вот из общения с людьми, которые на Исповедь приходят, вопросы задают помимо Исповеди, подходят в храме что-то спрашивают, понятно, что где-то процентов 50 тех, кому хочется сказать: «Да вы просто посмотрите в интернете – это не такой уж сложный вопрос» – например, когда будет что-то. Или человек подходит и говорит: «Как мне подготовиться к Венчанию?». И это когда в 20 метрах книжный магазин, где 100 книг, как подготовиться к Венчанию. Почему я об этом говорю? Очень часто люди, войдя в интернет, ждут, что кто-то им должен ответить.
Я бы хотел призвать к тому, чтобы люди свои вопросы, свои нужды как-то дифференцировали в том плане, насколько они могут обойтись без личного участия священника. Ведь священники очень загружены… У нас долгие годы вели рубрику «Ответы священников». И через какой-то период времени мы поняли, что все по кругу идет – одни и те же вопросы, и 90% вопросов типа «когда в этом году заканчивается Великий пост?».
С одной стороны, ты вроде должен ответить, с другой стороны, хочется сказать: «Друзья, ну потрудитесь хоть немножко. Это не так сложно». В основном вопросы идут справочного характера – «где находится это, где находится храм, куда мне пойти, если я хочу вот этот вопрос решить». Все-таки важно, если православные христиане сами перед тем, как задать вопрос, обратиться, вспомнили бы, сколько всяких библиотек выложено, сколько всяких возможностей… Я думаю, что почти по всем церковным вопросам уже написано по 150 статей. И хорошо бы потрудиться, самому почитать, чтобы потом посоветоваться и потом в прямом эфире дать возможность другим людям, у кого более важные вопросы, выступить. Хотя это очень хорошая форма – онлайн-общение со священником. Особенно если батюшка хорошо умеет говорить.
Тем более, что авторитетные священники не могут на всех разорваться. А некий опыт… Например, в скайпе, реально увидеть и услышать человека за много десятков тысяч километров.
– Да. Даже вот передачи на «Союзе» записывают и потом выкладывают в интернет, всегда можно вернуться к какой-то проблеме, посмотреть.
К сожалению, отец Игнатий, время нашей передачи неумолимо подходит к концу. Будем прощаться. Очень приятно, когда нас смотрят и задают вопросы по теме. Это очень приятно. Отец Игнатий, давайте все-таки кратко вывод из нашей передачи, пожелания телезрителям.
– Я бы пожелал всем, кто пользуется соцсетями, в первую очередь, не терять христианского облика и соответствовать евангельским идеалам, к которым мы стремимся на всякое время, на всякий час. И, конечно, использовать для евангельской вести благой свой личный пример. И не забывать, что это важнее всего, чем просто говорить красивые слова и опираться на какую-то ученость. Все-таки надо хранить любовь, веру и быть искренним человеком, который несет евангельский свет.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.