Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (893) → Архимандрит Александр (Глоба): Рождественский пост

Архимандрит Александр (Глоба): Рождественский пост

№44 (893) / 22 ноября ‘16

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – Рождественский пост. Для чего он был установлен и какова его главная цель?

– Рождественский пост установлен Церковью за 40 дней до празднования Рождества Христова в честь этого величайшего события. Его цель – чтобы люди достойно, в чистоте тела, души и духа встретили рождающегося Младенца Христа. Этот пост подготавливает нас духовно, душевно и физически к величайшему для всего мира событию.

Как правильно проводить время поста?

– Время поста должно быть благоприятным по некоторым причинам – человек должен очиститься от греха, должен сделаться готовым и годным для принятия Царства Небесного, которое есть внутри каждого человека, как говорит Христос. И чтобы это величайшее дело совершилось, нам необходимо выполнять определенные правила и указания святой Матери Церкви, которая завещает всем православным христианам определенный ритм жизни, тип питания, молитвы, определенное духовное состояние. Это способно изменить нашего внутреннего человека, возродить в нас духовного человека, очистить наше тело от греховной скверны, сделать его более утонченным, более легким, а нашу душу сделать более чувствительной к принятию величайшего события – Рождества Христова.

Вы сказали, что нужен определенный темп жизни. Известно, что современный очень высок. Как и какими средствами следует изменять темп жизни во время Рождественского поста?

– Мы должны разделять общественные слои, живущие каждый своей жизнью. Дело в том, что в монастырях монашествующие живут темпом особенной, усиленной молитвы, усиленными богослужениями и воспоминаниями о Господе и Пресвятой Богородице. Если говорить о приходе, тоже делается особый упор на наше внутреннее состояние – богослужения не становятся более длительными и скорбными, как во время Великого поста, но само это время пропитано духом встречи рождающегося Христа, и поэтому сам богослужебный темп в приходском храме становится таким, что способен напомнить об этом величайшем событии. С церковных амвонов звучит проповедь о том, как необходимо проводить это время, – воздерживаться от увеселений, придерживаться правил нашей Святой Церкви, воздерживаться от пьянства, блуда, от того, что оскверняет наше сердце, ум, душу, чтобы наша домашняя молитва была пропитана духом любви, благодарности, созидания, чтобы за время поста мы вспомнили все наши грехи и прегрешения, не забывали прийти в это время в храм Божий покаяться и сделать себя причастными Евхаристической трапезе, совершающейся в каждом храме, сделаться человеком, который удовлетворял бы требованиям и благословениям Господа нашего Иисуса Христа.

Каков смысл уклонения от увеселений и ограничения поступающей информации?

– Наверное, надо меньше уделять времени «желтой» прессе или вообще от нее отказаться, отказаться от просмотра увеселительных передач. В это время православный христианин не сможет пойти в какой-нибудь клуб или театр, чтобы отвлечь свою душу от воспоминания о таких великих и спасительных событиях нашей христианской жизни, как Рождество Христово. Следует отказаться от осуждения, от того, что делает нашу душу более тяжелой и способной воспринимать в себя грех, поэтому Церковь рекомендует людям возрождать в себе духовного человека – заниматься богомыслием, домашней умной молитвой. Хорошо бы всем членам семьи вместе собираться на вечернюю и утреннюю молитву, готовиться к приобщению Святых Христовых Таин, чтобы вспомнить все греховные состояния и деяния, совершенные по отношению друг к другу, и попросить прощения, помириться со своими соседями, близкими и друзьями, чтобы исполнить заповедь Христову.

Чтобы принести жертву Богу, необходимо сначала примириться со всеми, а потом уже прийти с чистым сердцем и душой и принести эту жертву к престолу Божию, положить ее и приобщиться великой благодатной святыне – Святым Христовым Таинам, очистить свою душу. Вот к чему призывает Церковь, и это состояние называется постовое, когда человек собирает все силы своего тела и души, чтобы сделаться иным по отношению ко всему, что происходит в обыденном греховном мире.

Рождественский пост – не самый строгий. Какие бывают посты по строгости?

– По строгости посты бывают пяти типов – строгий пост, пост с сухоядением, пост с благословением елея, с благословением вина, с благословением вкушения рыбы. Мы знаем, что самый строгий – это Великий пост.

Рождественский пост, как и Петров, тоже строгий, но благословляется в субботу, воскресные и праздничные дни, если они выпадают не на среду и пятницу, вкушать рыбу. Церковный Устав регламентирует постный стол, там прописано, какие продукты необходимо употреблять в постное время. Исходя из природных условий, в которых живет человек, он может разнообразить свой постный стол, тем более сейчас в больших городах есть супермаркеты, где много постных продуктов. Но понятно, что постный стол – не главное в это время.

Пост – это прежде всего молитвенное состояние, особенное душевное и духовное состояние, призванное изменить греховный стиль и образ нашего поведения.

Вопрос телезрителя из Белгородской области: – В Евангелии говорится, что когда фарисеи попрекали Христа: «Почему Твои ученики не постятся», Он им ответил: «Как они могут поститься, когда с ними Жених? Когда отнимется, тогда и будут поститься». Здесь получается расхождение со словами Христа: то есть мы встречаем Жениха, а сами с грустными физиономиями постимся. И второе: с какого времени введен Рождественский пост?

– Рождественский пост введен с первых веков христианства. Существует очень большой пласт богословской литературы, который еще не реанимирован и плохо изучен многими церковными людьми. Очень многие заглядывают в справочную литературу, которая носит поверхностный характер (типа Википедии в интернете), и ссылаются на тот семидневный пост перед Рождеством, который был в первые века и позднее, но там говорится об особенном состоянии поста, когда не было особой дифференциации. Все-таки легче жить, когда такая дифференциация есть, знаешь, когда начать и когда закончить, но в те времена предписывалось только соблюдение вот этого строгого недельного поста. Однако это абсолютно не означает, что люди себя не готовили к определенному молитвенному состоянию и до этого. Всегда соблюдался пост среды и пятницы, всегда люди воздерживались от различной душевной и духовной скверны и всегда готовились к священному событию определенным способом.

Сейчас существует нормативная документация, и сам этот пост восходит к XI веку, когда были прописаны его границы, – 40 дней. Эта цифра имеет сакральное значение, носит библейско-богословский характер: 40 дней искушения Христа, 40 дней подготовки, очищения. Это время, когда человек способен переродиться или избавиться от чего-то греховного, что его беспокоит. Наверное, святые отцы пришли к этому эмпирически, ощутили это на себе и рекомендуют в течение 40 дней подготовиться определенным способом.

Что касается первого вопроса телезрителя, то здесь нет никакого противоречия: Евангелие надо читать внимательнее – там сказано, что фарисеи пришли ко Христу, когда хотели упрекнуть тех апостолов, кто в данное время и в данном месте нарушал пост, установленный старцами. Поста, который фарисеи для себя установили, в Ветхом Завете не было, это была такая мифологема, а Христос как Бог не подчинялся человеческим мифологемам. Христос как Бог знал Священное Писание, которым люди пользовались: Он же Сам давал его Моисею, пророкам, неужели Он стал бы нарушать то, что давал? Поэтому Он и говорит фарисеям, что те посты, что они наложили, трудноисполнимы и не нужны, не приносят пользы – когда Жених находится на брачном пиру, то не нужно делать мрачных лиц, накладывать на себя бремена неудобоносимые, не имеющие под собой ни сакральной, ни богословской необходимости. Например, захотел какой-то учитель или раввин выделиться – и он приносит букет богословских высказываний, пишет богословский трактат и показывает пользу и необходимость определенного события, потом собирается группа последователей этого раввина, и они договариваются между собой, что будут соблюдать такой пост. А Христос говорит, что это не нужно и соответствующим образом показывает, что Он не является заложником этих придуманных правил.

В Евангелии говорится о конкретном событии, и Христос дал такой ответ именно в том месте и в то время. Пост, который соблюдали иудеи, был особенным. Нужно было наложить на себя вретище (рубаху из жесткой материи), снять с себя всю удобную одежду, не мыться, не бриться, падать на землю, посыпать свою голову пеплом и взывать: «Боже, помилуй мя, грешного». Христос говорит, что Его ученикам этого делать не нужно: они находятся с Ним, то есть с Богом, им не нужны сейчас эти придуманные установления. А когда Его не будет, и ученики будут вспоминать о священных событиях, связанных с Ним, с Его Матерью, апостолами и святыми, которые проповедуют Его имя, тогда они будут накладывать на себя пост, то есть пребывать в определенном молитвенном и духовном состоянии.

При этом Господь подчеркивает, что не следует делать свои лица унылыми во время поста. То есть нам, православным христианам, Христос прямо заповедует не делать свои лица унылыми, причесать свою голову, в противовес тому, как соблюдали пост иудеи: они были взъерошенные, посыпали себя пеплом и грязью, бросали горсти пепла в небо, и над их головами были своего рода пепельные облака – так они привлекали внимание. Это было такое театрализованное действие, которое вызывало у кого-то смех, у кого-то печаль, а у кого-то слезы, но люди видели, что такие постящиеся совершают какой-то важный обряд. Христос был против этого, Он говорил, что не нужно этими обрядами замещать изменение внутреннего человека и состояния своей души, Христос призывал очиститься.

В подтверждение сказанного приведу слова из Ветхого Завета, где пророк Исаия спрашивает: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?». И Господь отвечает ему: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» (Ис. 58, 5–6). То есть Господь помнит, что сказал тогда пророку, и здесь, в этом отрывке из Евангелия, подчеркивается, что придуманные иудеями правила о посте не имеют никакой силы и не являются законом для Богочеловека.

Что говорят святые отцы о посте?

– Святые отцы о посте говорят только то, что пост всегда был полезен для человека. Главная мысль у отцов – что пост, прежде всего, должен быть не гастрономическим, а душевным и духовным. Кроме того, святые отцы всегда говорили, что пост должен быть направлен на исправление внутреннего человека. Именно об этом говорит апостол Павел, и отцы апеллируют к нему. И Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст говорят о пользе поста. Иоанн Златоуст говорит, что «пост – это мать смиренномудрия, источник всякой мудрости, матерь всех благ, учитель целомудрия и всякой добродетели». Он же говорит, что пост заимствует свою твердость от милостыни, то есть когда человек постится, занимается исправлением самого себя, он не должен забывать о своих близких, должен творить как физическую, так и духовную милостыню: «Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, а такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества», – говорит Иоанн Златоуст. Это очень серьезные слова, серьезные мысли, которые мы должны в пост узнавать и пытаться изменить самого себя, своего внутреннего человека.

Василий Великий говорит, что пост имеет своей целью, прежде всего, напоминание о грехе, совершенном нашими прародителями в раю: «Пост – это дар древний». Пусть не думают люди, что пост придумали церковники, чтобы людей помучить: Церковь ничего не придумывала, она стоит на страже духовного и физического здоровья нашей нации. «Пост – это драгоценность отцов, – говорит Василий Великий. – Он современен человечеству, и эта его современность будет всегда – и в нашем поколении, и в предыдущих поколениях, и в будущих».

Пост узаконен в раю, потому что Адам принял первую заповедь – не трогать тот плод, который заповедовал Бог. Первый человек должен был воздерживать свою похоть, свое любопытство, свою страсть, он должен был воздержаться и спросить у Бога. Сегодня отблеск совопросничества у Бога – это вопросы священнику, как лучше поступить в той или иной ситуации. Поэтому каждый человек призван особенным, личным образом изменять своего внутреннего Адама, чтобы Господь видел это стремление быть достойным в Царстве Небесном.

Какие медицинские рекомендации Вы могли бы дать постящимся?

– Пост дает очень многое. В посте я вижу одно добро. Что касается духовного состояния, во время поста меняются мысли, отношение к окружающему миру. Ты видишь все другими глазами и говоришь о происходящем другими словами, в пост больше читая духовной литературы. В пост я, например, ставлю задачу перечитать все Священное Писание от Ветхого до Нового Завета (от Бытия до Откровения), причем наше, православное, с неканоническими текстами, а по возможности и толкования святых отцов.

Что касается душевного состояния, воздерживаюсь от просмотра телевизора, увеселительных передач и даже новостей: они меня смущают и направляют в какое-то ложное душевное русло, я начинаю переживать, делать неправильные выводы, и это отводит меня от молитвы. Зачем православному человеку переживать? Христос сказал, что будут и глады, и моры, и землетрясения, и убийства. Что меня удивляет? Христос сказал, что все это будет, значит так и будет. Произошла трагедия – значит мы должны измениться. Когда возле Силоамской купели рухнула башня и задавила 18 человек, Христос сказал, что они не были самыми грешными, но это произошло для того, чтобы те, кто узнает об этом событии, научились жить по-другому, чтобы вспомнили свои грехи и воззвали к Богу: «Отче, спаси нас, недостойны мы Царства Небесного, ибо мы грешны». Поэтому мы должны делать такой духовный вывод: все, что происходит, делается по попущению Божию, и мы должны измениться, чтобы с нами такого не произошло.

А на физическом (медицинском) уровне пост – это ограничение поступления веществ, разрушающих организм. В пост человек выборочно относится к еде. Пища, содержащая в своем составе животный жир, является балластной, человек, употребляющий большое количество калорий, не справляется с ними, и они начинают откладываться в жировой ткани, в сосудах, начинают изменять обмен веществ. В определенный момент времени человек должен решить: готов ли он себя погубить или готов спасти на физическом уровне, чтобы лучше себя чувствовать, лучше спать, лучше действовать.

Людям, страдающим ожирением или полнотой, перед постом лучше сходить к врачу и сдать анализ на гликозилированный гемоглобин: эпидемия нашего века – это сахарный диабет, нужно посмотреть, есть ли маркеры сахарного диабета. Лучше знать заранее, на превентивном уровне, а не встречать проблему, когда она уже на пороге. В пост изменяется рацион питания – мы отказываемся от животной, жирной и сладкой пищи: пост призывает человека также отказаться от сладостей, алкоголя и всего, что изменяет сознание. Пост способен очистить человека на физическом уровне, а если при этом человек начнет молиться, исправляться духовно и нравственно, то это вообще одна сплошная польза.

Как поститься, когда один из супругов верующий и постится, а другой – нет?

– Это очень частая проблема. Я рекомендую таким людям успокоиться и молиться за неверующую половину. Если супруг хочет мясного борща – сварите: силовые методы вызывают только реакцию отпора, человек начнет бастовать и делать назло. В таких случаях необходимо усилить молитву – она действительно многое может дать: это особенная энергия, соединяющая человека с Богом и Бога с человеком.

Молиться надо непрестанно. Апостол говорит: «Непрестанно молитесь». Все время надо молиться, а в пост особенно. И когда один из супругов начинает молиться за неверующую половину, начинает исправляться сам, то он преображается, становится красивее и изнутри, и снаружи. И когда неверующий супруг увидит это, он спросит, как это произошло, и сам захочет попробовать. Главное – верить, должна быть сильная, глубокая вера. Апостол Иаков говорит: «…испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что нибудь от Господа». И пост – это средство укрепления веры, укрепления духовной силы.

Как поститься детям?

– Тоже актуальный вопрос. У детей растущий организм. На физиологическом уровне они должны получать полный состав белков, жиров и углеводов, заменимых и незаменимых аминокислот, то есть пища должна быть разнообразной, поэтому детей не стоит ограничивать даже и в мясной пище, у них должен быть полноценный рацион. Но их необходимо оторвать от компьютера, от того, что отвлекает от развития, оторвать от дел, порочащих юношество, от плохих компаний, приучить к церковной службе и молитве, чтобы они были полноправными членами православного общества. Пост – это очень хорошее время, чтобы не забирать у ребенка необходимые с физической точки зрения вещества, а, наоборот, сделать упор на его душевное и духовное развитие.

Расшифровка:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс