Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (893) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Господь видит и решимость человека, и серьезность его настроя

Протоиерей Димитрий Смирнов: Господь видит и решимость человека, и серьезность его настроя

№44 (893) / 22 ноября ‘16

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Что значит «прощение грехов»? Можем ли мы как-то узнать, прощен нам грех или нет?»

– Конечно. Если грех изгладился из нашей жизни и если мы редко обращаемся к нему в воспоминаниях, то значит грех прощен.

А если он продолжает возвращаться к нам в желаниях?

– Значит, не прощен.

И что нужно сделать, чтобы это прощение состоялось?

– Нужно упросить Спасителя о прощении.

Почему Спаситель может не хотеть простить или не может простить (как тут лучше)?

– Сначала должен захотеть сам человек и должен убедить в этом Спасителя.

В том, что он хочет?

– Да.

А как убедить? Каким-то действием или многократным прошением?

– Конечно, молитвой и всемерным воздержанием от этого греха.

То есть Господь дает испытательный срок человеку...

– Я не думаю, что это какой-то срок. Но Господь же Всевидец, и Он видит и решимость человека, и серьезность его настроя.

Порой человек со слезами кается, и это действительно слезы раскаяния. А проходит какое-то время, он приходит понурый и говорит: «Я опять стал жертвой греха».

– Значит, это были не слезы раскаяния, а слезы душевных переживаний. По внешнему виду это то же самое – на самом деле, большой цены этому нет. Хотя люди обычно это ценят – именно свои переживания: они думают, что это и есть то самое, искомое. На самом деле нет.

Но если человек действительно сокрушается о содеянном грехе со слезами?

– Это неплохо как начало. Но нужно-то не сокрушение, нужно отвращение ко греху.

Но отвращение – это тоже чувство человека?

– Нет, почему? Мы употребляем слово «отвращение» в том смысле, что нам вид чего-то неприятен. Некоторые, например, не любят змей, смотрят на них с отвращением. Я этого, конечно, не понимаю, мне змеи очень нравятся, но что люди смотрят с отвращением, это я сам видел. Но тут отвращение нужно понимать буквально – человек отвращается...

Он поворачивается ко греху спиной.

– Да, поворачивается спиной. Тут важно не чувство. Конечно, человеку неприятно и думать об этом грехе, и вспоминать. Вот бывает так: человек напился, кто-то снял его на мобильный телефон и ему показал. И это зрелище настолько может, как отвратительное, подействовать на человека, что он от греха отвратится, ему противно это вспоминать.

«Неужели это я?».

– И всякий риск, что он вернется к этому, его ужасает.

Порой не хватает человеку именно взгляда со стороны на себя и грехи.

– Конечно. Поэтому человек к себе очень снисходителен и даже очень весело расскажет: «Ну, похулиганили…».

Но прощение не тогда, когда человек этот грех назвал на Исповеди?

– Нет. Преподобный Симеон Новый Богослов даже так говорит: «Священник говорит «прощаю и разрешаю», а Бог и не прощает, и не разрешает», чему каждый из нас свидетель тысячи раз, когда человек приходит с одним и тем же списком на протяжении четверти века и даже не думает о покаянии. Чувство осуждения себя за грех у него есть, но это же не отвращение от греха. Отвращение – это когда человек отвратился. Каких-то простых грехов, как курение, например, человек реально отвращается, а ведь есть же другие – зависть, ревность, желание учить… Я устал их вообще перечислять.

Вопрос телезрительницы: – Я сделала аборт в молодости. Это страшный грех. Сейчас я уже на пенсии. Как мне узнать: простил меня Господь или нет?

– Ну, это надо у Него спрашивать. Мне трудно сказать. Просите и молитесь. Господь даст знак.

Вопрос: «Может ли духовное чадо оставить своего духовника и перейти к другому? Как это происходит, и не будет ли это грехом?».

– Нет, никакого в этом греха нет. И часто этому способствуют всякие обстоятельства – переезд в другое место, или болезнь, или смерть духовника, или возникает какое-то непонимание, что обычно между двумя людьми.

Непонимание действительно может быть причиной ухода, или надо все-таки смиряться и терпеть?

– Когда как. Единственное правило – постоянно не менять. Если человек постоянно ходит от одного к другому, конечно, так не годится. Должна быть основательная причина.

Вопрос: «Моя мама – человек крещеный, но невоцерковленный. Дома она молится. Ходить в храм считает необязательным и причащаться не хочет. Как можно ей объяснить важность Причастия и церковной молитвы для спасения души?».

– А зачем?

Ну, сам человек понимает важность этого, хочется до близкого человека это донести.

– Можно дать маме почитать Закон Божий. Но мне кажется, что если человек упорствует, он скажет: «Да я плохо вижу», «Да я не понимаю»… А если предложишь: «Давай я тебе почитаю», человек говорит: «Да мне чего-то спать хочется».

Человеку вообще не хочется об этом говорить.

– Конечно. Не хочется – и не надо. Насильно мил не будешь.

Но когда человек умирает, для него уже не будет сомнений: надо, не надо… И вот этот момент для него будет глубочайшим разочарованием.

– Ну так и что ж! От гордыни-то надо лечиться.

Да уж больно дорогая цена.

– Какое наше дело? Это выбор самого человека. У него свобода есть? Есть. Некоторые люди (например, дети в таких случаях или родители по отношению к своим детям) почему-то считают, что они вообще спасители. Спаситель у нас один есть – Христос.

То есть человек считает, что если он промолчит, то человек погибнет.

– Слишком дерзко. Нет, можно один раз сказать, предложить: «Не желаешь ли ты причаститься?». Человек скажет: «Не желаю». Ну и все.

Обычно говорят: «Я не против, но я пока не готова».

– Ну, готовься. И можно, допустим, раз в квартал спрашивать: «Ну, как твоя подготовка идет?».

Вопрос: «Я православный человек. Но мне интересно знать и о других религиях. Не будет ли вредным для моей души изучение других религий?».

– Если человек твердо верует, то вреда не будет. А если человек имеет какие-то колебания, то может быть.

Твердо или не твердо – кто может определить?

– О, это очень просто.

Часто говорят: «Я человек очень верующий». То есть он себя считает очень верующим, но по жизни посмотришь со стороны – как-то не видно этой веры.

– Не надо придавать особенного значения тому, что человек говорит. Христианство – это же не разговоры, а делание. Глубоко верующий, когда ему бьют в щеку, подставляет другую.

А если лезет в драку?

– Это уже не глубоко, а очень поверхностно. Особенно если говорит: «Как ты смеешь?».

Современная жизнь как-то все упрощает, все делает поверхностным. Вот это очень заметно. И вера у людей порой становится поверхностной.

– Она такая практическая: «У дочки операция: помолитесь, благословите…».

Как какая-нибудь болезнь – начинается со слов: «Батюшка, у нас беда в семье».

– Да, катастрофа.

Оказывается, Господь посетил болезнью, а вот для людей – беда. «За все благодарите» – это уже…

– Ты говорил о глубокой вере, глубокая вера – это когда человек за все благодарит, когда человек всегда радуется. Или как старец Силуан говорит: «А любит ли он своих врагов?». Если врагов не любит, он считал, что это уже не христианство.

Батюшка, но человек, который постиг эту премудрость: любите врагов…

– А тут дело не в постижении, а в делании. Что там постигать? Все написано. Вот написано: дважды два – четыре. Надо это постигать?

Надо это применять.

– Вот. У нас в школе таблицу умножения не выводят, ее зубрят. И люди очень гордятся тем, что они знают, что семью семь – сорок девять.

Но Евангельские заповеди тоже порой цитируют наизусть.

– Ничего в этом плохого нет. Но одно дело, когда человек может объяснить, почему «не укради», когда все воруют… Как советская поговорка говорит, «если от многого взять немножко – это не кража, а просто дележка». Нас так в школе учили. Или так учили: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое». Или: «Пусть работает трактор – он железный». Ты помнишь?

Да.

– Ну вот. Это же учили.

И это запоминалось мгновенно.

– Общественное сознание. Ум с этим соглашался. А христианство должно человека понуждать соглашаться с другим.

Да вот душа порой сопротивляется этому – любить врагов.

– Да не порой, а постоянно. И это говорит о том, что не глубокая вера, а поверхностная.

Следующий вопрос такой: «Может ли человек жить без греха? Почему Бог позволяет нам совершать грехи?».

– Потому что Бог дал нам свободу, в этом мы подобны Ему. Теоретически может человек жить без греха, мы об этом даже молимся: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». Мы же не просто воздух сотрясаем – мы хотим, чтобы Господь нам помог.

Но на деле получается, что...

– Да, чаще это у нас не получается. То мы забываем, что мы молились, то забываем, что мы христиане, то забываем, что надо просить об этом у Бога, и так далее.

Но человек не впадет в грех без попущения Божиего, то есть Господь ему попускает это падение. Во власти Божией отвести, например, от него это падение.

– А человек все равно найдет. Что значит отвести? Идет в магазин – магазин закрыт; он пойдет в другой, если выпить хочет.

Если цель есть – препятствий не будет.

– Конечно.

То есть получается, что сам человек порой ищет греха?

– Конечно.

И ничего тут не сделаешь...

– Сделать можно очень многое. Но человек человеку не может же навязывать. Вот человек – учитель. Перед ним ученик. Он может его попробовать научить, или отец – сына, это вполне возможно. Или начальник и ученик начальника (или молодой специалист): он его учит, что надо так и так, а вот это – не надо.

А научится или нет, это зависит...

– А не научится – выгоним. Жизнь, что ли, на него тратить? Это пусть мама с папой делают. Так и говорят: «Иди к маме, пусть она с тобой и нянчится, а здесь серьезное предприятие. Тебя учили – ты не хочешь, не можешь даже на работу вовремя прийти. Ну и зачем ты нужен? С тобою нервы трепать и все время спрашивать: «А где он?»» Или отпрашивается через день, у него какие-то дела...

Все же заинтересованы, чтобы все дела были на работе.

Самое непокорное существо на Земле – это человек.

– О! Это еще в IV веке святые отцы отметили. Григорий Богослов заметил, что управлять человеком – все равно что диким конем.

Никогда не знаешь, куда он ломанется.

– Да, куда он попрет.

Вопрос: «Когда начал воцерковляться, сердце горело желанием быть с Богом. А потом это горение стало угасать, хотя я стараюсь все исполнять. Почему такое происходит?».

– А что исполнять? То есть старается подставлять другую щеку? Старается десятую часть отдавать нуждающимся и на Церковь? Старается родить детей, сколько Бог даст? Что значит «старается»? Или старается Серафимово правило читать утром и вечером, и все – «оставьте меня в покое»? Что старается?

Батюшка, здесь нет комментария.

– Вот. Поэтому нельзя сказать, в чем человек старается. Он работает на совесть, без брака? Не требует себе прибавки жалованья? Не врет никогда? В чем он старается? Интересно?

Это интересно.

– Конечно. Вот поговорили бы. А то: я стараюсь и охладеваю.

То есть, видно, старание в чем-то несущественном.

– Да. Ведь каждый человек старается выбрать что поменьше. Почему иудеи выбирают заповеди технического плана? Например, субботствуют, ничего не делают? Это хоть и составляет некоторое неудобство, но не требует такого участия души, как заповедь: «Станьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» – приобретать совершенство как у Отца Небесного. На это даже не замахиваются. Можно остановиться на чем-то...

На «технической стороне» православной жизни, да?

– …на чем-то детском: по средам, пятницам курицу не есть. Или, например, некоторые считают, что надо обязательно окунуться с головой три раза на Крещение.

Но это традиция у нас.

– Да нет, на здоровье! Только не надо думать, что это как-то связано с христианством. То есть это некая подмена – вот, человек выходит из воды, у него сосуды сжимаются, телу становится горячо, и он говорит: «О, благодать!». Но это же не благодать – это обыкновенная реакция организма на холод. Тело покраснело. Так, и что? Но это же проще!.. Допустим, есть какая-то обида, кто-то со мной плохо обошелся. Я могу всем вокруг рассказывать, как меня обидели, а могу никому не говорить и простить, как будто этого не было. Это же важнее.

Но труднее гораздо.

– Воздерживать свой язык или воздерживаться от мясного бульона? Ем я кашу на воде или на молоке – какая разница? Какой тут труд?

Хочется повкуснее, но я себя удерживаю.

– Но это же задача для пятилетнего ребенка, которого мама приучает к посту. Но не задача для человека, которому 80 лет.

Батюшка, вот у нас в Православии есть определенный порядок – как креститься...

– Конечно. Как в церкви стоять: мужчины – справа, женщины – слева. Нигде это не выполняется, потому что мужчин 10%, а женщин – 90. И это невозможно выполнить.

Насколько эти правила важны, чтобы человек стал христианином?

– Ни насколько. Это для порядка. Если человек хорошо знает правила уличного движения, это не значит, что он хорошо умеет ездить на машине. Поэтому существует два экзамена: один на правила, а другой – на вождение, на езду. Христианство – это езда. А правила – это очень хорошая, нужная вещь, иначе на дороге будет сутолока, возникнут пробки, возникнет большее количество аварий. Поэтому правила нужны. В любом деле есть правила: правила противопожарной безопасности, правила, в какой последовательности надевать скафандр, правила уличного движения, правила поведения в обществе. Множество правил. Правила, как ставить свет в студии.

Но нарушения правил порой действительно приводят к катастрофе, особенно на дорогах. А нарушения церковных правил приводят к катастрофе? Где человек встал, или как перекрестился, или в какой одежде вошел в храм?

– Нет. Только если какой-нибудь особенно ревностный возмутится и вдруг его застрелит. Скажет: «Крестишься не так!» – достает пистолет и стреляет.

Да, можно сейчас, наверное, и такое встретить.

– Да можно что хочешь встретить.

Вопрос телезрителя: – Два месяца назад умерла моя любимая жена. Мы венчаны с ней. Я читаю каждый день о ней молитвы, кафизмы, хочу помочь ей. Скажите, могу ли я верить в то, что на том свете мы с ней увидимся?

– Конечно, можете. Что ж тут такого? Вы даже можете об этом просить у Господа. В этом нет ничего неестественного.

Вопрос: «Что значит «не прилепляться сердцем к земному»? У нас у всех есть любимые места, вещи, произведения искусства, литературы, живописи – они очень скрашивают нашу жизнь. Разве все это любить грех?».

– Нет, не грех. Грех – прилепляться. У нас у всех есть деньги, но нельзя любить деньги: это сребролюбие. Деньги – это всего лишь орудие для удобства обмена товаром. А сами по себе – милиция правильно говорит: денежные средства.

То есть нужно относиться к ним как к удобному средству.

– Да. И ко всему. Все психически нормальные люди любили (допустим, коллекционеры) картины, скульптуры. Но уже ближе к пенсии они свою коллекцию завещали в какой-то большой музей, либо в какому-то городу. Узнает, что в каком-нибудь «Днепрокурыханске» нет картинной галереи, а у него есть восемьсот полотен современных и не очень современных художников… Он передает это в дар, даже условие ставит: чтобы был отдельный особнячок. И если мэрия захочет принять этот дар, то пишут договор. Третьяков подарил свое собрание – теперь у нас есть замечательная галерея русского искусства, а то ничего бы не было. Поэтому он не прилеплялся.

Он любил искусство.

– Любил, но не прилеплялся.

А то вдруг не вещь человеку принадлежит, а человек вещи – и без нее уже просто катастрофа...

– Это уже страсть. А страсть – это всегда для души неполезная вещь.

А что нужно, чтобы любовь не переросла в страсть? Как себя приостановить?

– А надо над своей душой бдеть, быть очень внимательным к своей душе: что там происходит? Все время поверять свою жизнь Евангелием: не уклоняюсь ли я вправо, или влево, или вниз?

Но это такой труд ежедневный...

– Но он главный. Без этого труда человек перестает быть человеком.

Оказывается, что самое трудное на земле – это быть христианином.

– Конечно.

Легче стать академиком или дважды академиком.

– Гораздо. Хотя про дважды академиков я что-то не слышал. Хотя говорят: доктор физико-математических наук, а он все равно либо занимается механикой, либо чистой математикой.

И все-таки Господь надеется и ждет, что мы захотим стать христианами.

– Он, во-первых, готов нам в этом всемерно помогать. А во-вторых, Он это делает Сам Своею благодатью. От нас требуется только неослабевающее желание.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс