Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (892) → Протоиерей Александр Трушин: О старости и смерти

Протоиерей Александр Трушин: О старости и смерти

№43 (892) / 15 ноября ‘16

Беседы с батюшкой

Наша передача посвящена отношению к старости и смерти. Давайте начнем с определения, что же такое старость?

– Тема замечательная и, наверное, навеяна осенью: когда человек смотрит на падающие листья, чернеющие деревья, то непроизвольно начинает пересматривать свою жизнь. Конечно, старость – благодатное время. Любой наш возраст благодатен, если мы живем согласно возрасту, и старость не менее благодатна. И та ступень, на которую нам предстоит подняться и которую мы называем смерть, тоже своевременна и тоже благодатна.

Что мы можем сказать о подготовке к смерти? Конечно, счастлив человек, осознающий себя стареющим, у которого ум не задерживается в праздных гуляниях и раннем возрасте. Когда люди ведут себя слишком «молодежно», не по возрасту одеваются, то есть понятие «умственно отсталый». Но если это определение болезненного состояния человека, то когда пожилой, старый человек все еще молодится, прыгает туда-сюда, это можно признать наравне с умственной отсталостью.

И наоборот, какую радость вызывает человек, который становится достойным собеседником, наставником, и мы хотим услышать его драгоценные слова. Наверное, эту роль замечательно исполняли наши бабушки и дедушки, когда мы были совсем юными, но находили время прийти к ним за советом. Мы нуждались в совете человека, имеющего жизненный опыт и со стороны смотрящего на течение нашей жизни.

А каково должно быть отношение к старшим? Ведь мы знаем о пятой заповеди Господа: «Чти отца и матерь свою». Какую параллель можно провести между почитанием старших и рождением детей?

– Мне кажется, что взаимосвязь очень сильна и одно вплотную связано с другим. Священники сейчас встречаются с этим постоянно в своем служении.

Старость – это радость, а мне уже можно говорить об этом не со стороны, не по книгам, но уже имея свой жизненный опыт. От людей старых мы ожидаем любви. Любви, накопленной в течение жизни. Умения прощать. Если в молодости еще захватывают эмоции, если, не имея жизненного опыта, человек начинает делить людей на хороших и плохих, на «это правильно, а это неправильно», то к старости все уже выравнивается, и ты, имея жизненный опыт, понимаешь: если кто-то совершил плохой поступок, это вовсе не означает, что завтра он будет таким же. Совершенно наоборот, завтра он может быть хорошим. И если другой сегодня стоит, потупив глазки, это вовсе не говорит, что он будет таким на протяжении жизни.

Почему люди иногда боятся старости? Это преддверие экзамена. Если смерть – это уже экзамен (что ты накопил, чему научился в течение жизни), то старость – период подготовки к экзамену, когда у тебя уже началась экзаменационная сессия. И если молодых людей-студентов охватывает волнение, нервозность, они листают учебники, пытаясь наверстать то, что упустили, наверное, в старости то же происходит с жизнью человека. Он начинает перелистывать свою жизнь, как учебник, и смотреть, то ли он накопил к этому экзамену, что должно быть, и нельзя ли наверстать уже упущенного? Не гулянок или пустого времяпрепровождения, а самое главное – наверстать упущенную любовь, то есть подарить ее людям.

Не так давно мне встретились два совершенно противоположных материала из разных источников. Один из рассказов – об японском землетрясении. Вы, наверное, знаете эту историю, когда спасатели, разбирая завалы и подняв плиту, наткнулись на труп женщины, которая находилась, как они назвали, в молитвенном положении: спина изогнута, она стояла на коленях. Но когда сняли камни, сверху придавившие эту женщину, у которой была разбита голова, переломаны руки, оказалось, что под ней, как жемчужина в раковине, лежит ее ребенок, и он жив, он спал. Спасателей это совершенно потрясло. Женщина могла бы прикрыться ребенком и осталась бы жива, но она собой прикрыла его, чтобы он остался жив.

Вторая информация пришла из Калужской области. Было возбуждено уголовное дело: подрались муж и жена, муж был, конечно, в состоянии алкогольного опьянения, но жена, схватив ребенка, прикрывалась им от ударов мужа. И на ней самой не было никаких синяков и следов насилия, а ребенок с огромным количеством переломов и сильнейшим сотрясением мозга поступил в больницу, врачи боролись за его жизнь.

Вот две матери и два совершенно разных отношения к своему дитяте. В понятии Церкви, Православия, любви к Богу мы должны поступить, как та японка. Она, наверное, не христианка, а наверняка была синтоистка или другого вероисповедания – мы привыкли, что добрые поступки совершают только христиане, но в данном случае нам был явлен пример необыкновенной любви.

Люди стареющие, уже понимающие, что идут последние часы (пусть и в более растянутом смысле) их жизни, должны прикрыть собой своих детей, не только личных детей и внуков, но под детьми подразумеваются люди, которые их окружают. Прикрыть собой от всех внешних ударов. Только за это мы можем почитать стариков. Выражение «почитать старость» не должно превратиться в самолюбование стариков самими собой. Без конца слышишь от моих сверстников или людей чуть постарше: «А нам обязаны. А почему нам не дают это? Почему врачи не принимают нас без очереди?». Слушайте, объясните, а почему они должны вам давать, принимать? Подразумевается, что меня должны подлечить, чтобы я дальше мог приносить пользу, а не чтобы я ехал на курорт или сидел на лавочке, болтал ногами.

Иногда смотришь, какая хорошая была совершена акция: представители местной администрации собрали молодых людей, и они все вместе красили детскую площадку. Хочется спросить: простите, а старики что делали? А почему бы старикам не собраться вместе и не сказать: «Знаете, молодые люди, вы и так вкалываете всю седмицу, вы уж поспите, а мы, старики, сейчас соберемся и покрасим эту детскую площадку». Вот это было бы дело. А тот, кто не может покрасить детскую площадку, пусть подползет и скажет: «Ребята, вы красьте, а у меня сил нет, я Псалтирь пока почитаю, чтобы у вас дело легче шло». Вот это были бы старики, которые достойны уважения и которым можно было бы поклониться в ноги.

Мое представление такое: уважение и почет старикам – в первую очередь тогда, когда они до последнего своего дыхания стараются принести пользу. Конечно, наступает период смирения, когда мы не можем ничего сделать, и каждый пожилой человек знает, что такое головокружение: меняется погода, и влежку лежишь, головы от подушки оторвать не можешь. Лежи – молись. Господь тебе показывает: хватит прыгать и скакать. Твое дело теперь – молиться, чтобы другие могли в это время делать какие-то дела своими руками и ногами. Тогда действительно не надо будет уговаривать людей проявлять почет и уважение к старикам. Простите, мы же не напоминаем перед праздником: «Слушай, сбегай за тортом или за бутылкой» – все помнят: Новый год или Рождество на носу, надо шампанского купить или тортом запастись ко дню рождения. Никто им не напоминает, это само собой разумеется. А почему мы должны напоминать: уважайте стариков, уважайте людей преклонного возраста. Почему люди не помнят, что их надо уважать? Значит, нет в этом потребности – в торте на праздник есть потребность, а уважать старика нет потребности. Почему ее нет? Значит, мы не заложили ее. Значит, мы себя ведем как-то не так.

Тема очень непростая. Поэтому мне бы хотелось, чтобы люди пенсионного, преклонного возраста чаще задумывались не над тем, что их должны почитать или уважать или чем им обязана Родина, а чем ты еще можешь послужить этой Родине. Чем ты еще можешь послужить молодежи, которая тебя окружает, – своим внукам, близким. Нет у тебя по каким-то причинам детей и внуков или они уже выросли и уехали? Послужи окружающим, близким своим, другим старикам, более немощным. Твоя соседка лежит, встать не может? Сходи для нее за хлебом. Да, шаркающей походочкой, не торопясь, пойди купи хлеба, молочка, сырку, приди к ней: «Аннушка, ты лежишь, но ничего, не волнуйся, вот я тебе сделаю бутербродики с сырком, как придешь в себя, можешь скушать». Тогда у нас не надо было бы организовывать эти тимуровские команды: «Давайте посетим стариков! Давайте для них сходим в магазин!». Заботились бы друг о друге, и молодые, глядя на этих стариков, сказали бы: «Надо же, как они любят друг друга! И нам надо так же вести себя и между собой, и по отношению к этим людям». Невольно будет любовь.

Поэтому, конечно, чадца мои возлюбленные, когда говорим о преклонном возрасте, о старости, не должно быть бесконечного «дай, дай», «нам обязаны», «а почему нам не дают». Это неправильное понимание старости, ведь мы все-таки надеемся спастись – под «спастись» подразумевается, что Бог нас примет в Царство Небесное. Уже другого выбора нет: вот они мы, вот седые волосы – как первые нотки того колокольного траурного звона, который зазвучит, когда нас будут выносить. Но мы должны подготовиться, правильно принять эти нотки.

Например, ко мне приходит одна семья и говорят: «Батюшка, так и так, у нас дома с мамой споры, скандалы». Пригласил всех – и пожилую маму, и молодую семью: «Ну что у вас происходит? Что за дележка? У вас трехкомнатная квартира. У молодежи есть ребенок». Знаете, что мне сказала эта пожилая женщина? «А они хотят второго родить. Да я умру, если они родят!». Простите, первая реакция была сказать: «Благословляется, умри – лучше ты умрешь, а они родят и второго, и третьего, и пятого, чем ты истеришь и считаешь, что молодые ничего не делают».

Наоборот, функция людей преклонного возраста, стариков – проявлять самопожертвование. Мы говорим с вами о самопожертвовании, говорим о Жертве Христовой, когда Он распялся за всех людей. Тебе не предлагают ни распяться, ни принять мучительную смерть, тебе не предлагается испытать побои, которые Господь испытал, когда Его били римские солдаты, кидали камни, заушения творили, тебе не предлагается мучительная смерть. Тебе предлагается пожертвовать собой, чтобы началась другая жизнь, и в твоем роду были и один, и два, и пять детей, и ты до последнего дыхания говорил: «Господи, благодарю Тебя, вот сколько я могу еще дышать, столько постараюсь содействовать тому, чтобы мой род разрастался». Помните, в венчальных молитвах любая молодая пара слышит: «Благословение Божие на вас увидеть детей детей своих». «Детей детей» – то есть своих внуков. Там не сказано – увидеть одного ребенка, а подразумевается множество детей. А ты, человек преклонного возраста, должен стать той доброй почвой, на которой семья будет разрастаться, – вот в этом и есть благодать Божия.

Отец Александр, Вы говорили о бабушках, можно шире раскрыть роль бабушки в семье?

– «Мама в квадрате» – говорят в народе. Некоторые становятся бабушками в 41 год – знаю таких бабушек, а другие в 72. Будучи дедушкой, я сам могу об этом смело рассуждать: необыкновенное ощущение рождается с появлением новой жизни в твоей семье.

Смотрите, вы сделали акцент на бабушках. Почему на дедушек не обращают внимания? Они у нас выпадают из процесса воспитания?

Не успел задать этот вопрос.

– Понятно. Перебирая дореволюционные документы, сохранившиеся в одном старом доме, и не первый раз слыша подобные вещи, мы обратили внимание на то, что в крестные раньше брали бабушек и дедушек. Например, бабушку по одной линии рода и дедушку по другой линии. Это был очень мудрый поступок.

Кто так привязан к ребенку, как не его прямая родня? А кровное родство рождает любовь и желание молиться. Ведь мы подразумеваем, что бабушки и дедушки – это молитвенники, ходатаи перед Богом. У родителей нет времени – им надо трудиться, зарабатывать деньги, кормить ребенка, а вот бабушки и дедушки уже становятся молитвенниками. Поэтому, когда мы с вами говорим о почитании стариков, то подразумеваем, что почитаем их потому, что они молитвенники за нас с вами. Они становятся наставниками: имея жизненный опыт, они могут поделиться с молодой мамой, с молодым папой тем, что не должно делать по отношению к ребенку. Притом это вещи, которые ни один врач или медсестра не скажет, это чисто житейские вещи.

Или, наоборот, имея собственный жизненный опыт, могут наставить в том, что принесет пользу младенцу и пользу отношениям между родителями: это непростой период, когда рождается ребенок и возникает мощное нервное напряжение и на папу, и на маму. Тут бабушки и дедушки, надеюсь, становятся еще некими громоотводами, воспринимая ряд тяжестей на себя. Предположим, младенец не спит – мама не может переносить бессонные ночи, ей становится плохо, а отцу утром на работу. Тут и должны бы включаться бабушки и дедушки. У них уже стариковская бессонница – сон рваный, иногда всю ночь не спят. Вот и пусть молодые отдадут тебе ребенка, а ты качай коляску. Ты молишься, качаешь ребенка, если он вдруг ночью взялся гулять, ты его развлекаешь и даешь родителям выспаться. И они могут поменять тебя в предрассветные или утренние часы в нормальном состоянии, отпустить тебя выспаться, а сами будут исполнять свои обязанности.

Конечно, здесь бабушки и дедушки незаменимы. Они должны бы гулять с ребенком и всю нагрузку, которую выполняла бы нянечка, в полной своей любви и силе должна была бы принять на себя бабушка. Тогда молодым маме и папе не придется уже напоминать: почитайте своих бабушек и дедушек. Они их обожают. Иногда приходится слышать от молодых мам: «Да я без своей бабушки жизни не представляю, она берет на себя колоссальный труд по помощи в моей семье». Это как раз связано, что надо куда-то с ребенком пойти. Нередко видишь добросовестных бабушек, которые водят детей в школу или на какие-то другие занятия, спортивные секции, встречают их. Видишь, как они переживают за своих детей, сидя в спортивном зале, глядя, как ребенок тренируется, поддерживая его добрыми репликами. В этих словах и поступках и есть настоящая жертвенность бабушек и дедушек, ради которой мы с вами и почитаем наших добрых стариков, которые становятся нам в этом добрым примером.

А кто еще расскажет детям, как перед этим жила страна, как было до того, как ты родился? Конечно, авторитет бабушек и дедушек, которые рассказывают, как выглядели улица или город, в котором ты сейчас живешь, или где мы жили до того, как ты родился. Это и привязывает нас к родным местам, к своему роду. Мы начинаем осознавать, когда говорим «род-Ной» человек, то есть «род Ноева». Не к собачке или кошечке относится выражение, которые не могут быть родными, а вот человек становится именно родным по роду Ноеву. Вот это и есть то, о чем должны бы говорить бабушки и дедушки.

Вопрос телезрительницы: – Отец Александр, с какого возраста начинается старость и как в этот период должно строиться молитвенное правило?

– Наверное, очень тактичный вопрос по отношению ко мне: «Батюшка, а вы себя считаете старым?». Вы знаете, телом – да, а умом не догоняю, отстаю, честное слово. Сколько я знаю почтенных людей преклонного возраста (даже язык не поворачивается назвать их стариками) – они настолько разумно мыслят, грамотно рассуждают о происходящих событиях, о том, как человеку надо строить жизнь. И думаешь: вот бы мне иметь хотя бы сотую часть от этого умения рассуждать, как этот сидящий перед тобой седовласый человек с палочкой рассуждает о жизни и возрасте.

Поэтому с какого возраста... не знаю. Мы с вами опираемся на Священное Писание, на псаломский возраст, а какой он буквально, в прямом смысле слова? Или можно поднять вопрос, влияют ли как-то современные технические условия, цивилизация и можно ли считать стариком человека с седыми волосами, но обожающего, предположим, любовные сериалы? Или человек, у которого едва-едва появилась седина на висках, а он уже становится добрым наставником и помощником, дает хорошие советы, а еще и имеет силу в руках, может сделать хорошие дела. Вот он уже старый или еще нет? О ком из них правильно сказать: старик?

Поэтому будем говорить условно. Если на пенсию выходят с 60 лет, будем считать, что с этого времени мы уже старые.

Как же все-таки пожилому человеку, человеку в летах правильно относиться к смерти и к ней подготовиться?

– К ней мы, наверное, готовимся всю свою жизнь. И псалмопевец нам с вами об этом говорит, и Ветхий Завет нередко повторяет устами своих пророков и царей. Человек к своей смерти готовится всю свою жизнь – с этой темы мы начали нашу беседу, но старость является преддверием, экзаменационной сессией, как мы ее назвали. И важно, чтобы у нас с вами (я подразумеваю слушающих нас телезрителей, а не нашего молодого ведущего) было православное отношение к смерти. И пример нам – святые. Чтобы далеко не ходить за примерами. Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Любой священник встречается с такими ситуациями:– Вот Вы почитаете этих святых, а что там? – Ой, а я молюсь, чтобы дети мои были здоровы, Вере, Надежде, Любови и матери их Софии...

Неужели все так примитивно: здоровье или удачно сдать экзамены? Девочки благородного происхождения, красавицы, которых соблазняли богатством и предлагали находиться в стенах царского двора, выбирают Христа (условием было отказаться от Христа). Мать их поддерживает. Палачи избирают изощренную пытку. Они не мать убивают, а на ее глазах мучают ее дочерей и казнят их за веру во Христа. Она не закричала: «Ой-ой, не надо!». Или: «У девочек такая перспектива!». Например, быть «первыми леди» государства. Она укрепляла их быть верными Христу, у нее самой – в оставшиеся дни ее жизни, которые, может быть, растянулись для нее на века, в те часы, которые она провела на телах своих убитых дочерей, – абсолютная вера во Христа, никакого ропота.

Посмотрите на современного человека, он все время ропщет. «Господи, почему у меня ножка болит?», «почему у меня спину схватывает?», «вот я хожу в храм, свечечки ставлю, а у меня онкологическое заболевание?». Или: «Я столько акафистов прочел, а мои близкие болеют». Ребята, а о чем мы тогда молимся, зачем почитаем Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию? Не в этом ли мы должны укрепиться в ожидании Царства Небесного?

И мы, люди преклонного возраста, старики, как раз должны укреплять своих близких в вере, которая станет потом знанием, то есть в вере во Христа. Никаких сомнений, никакого выбора быть не должно – и никаких отказов от Христа быть не должно. Ты строишь свою жизнь так, как ты собираешься прийти в Царство Небесное. Вот этого мы и ждем от наших старых людей. Тогда действительно у нас с вами будет почитание, когда мы о любом старом человеке будем говорить: «Вы знаете, он живет как христианин, и умирает как христианин, и умер как христианин». Тогда не надо будет никаких поползновений в сторону. Никак ум не должен будет отвлекаться. У нас с вами просто не будет выбора, кроме желания попасть в Царство Небесное. Да у нас по-хорошему и никакой демагогии быть не должно.

Давайте подытожим сделаем какой-то вывод и обратимся к нашим телезрителям.

– Как поется в знаменитой песне: «Не думай о секундах свысока, наступит время...» И вот наше время пришло.

Дорогие телезрители, я искренне благодарю вас за внимание. Искренне рад, если Господь нас наставил, и мы ответили на какие-то вопросы, а сам бы хотел обратиться с просьбой: давайте с вами поддержим наш замечательный православный телеканал. Сейчас на экране должен появиться счет телеканала «Союз», я сам очень люблю его передачи и прошу вас поддержать его своими материальными вложениями. Да поможет вам Господь, а мы будем надеяться, что наш дорогой телеканал сохранится и будет радовать своими замечательными передачами.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс