Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в № 42 (891)
Начинаются три подготовительные недели (к Великому посту). Задумаемся, почему не две, не одна, а три. Смотрите, какие притчи поставлены, в какой последовательности. Ведь можно было бы в богослужении поставить первой притчу о Страшном Суде, чтобы люди так побоялись не поститься… Если не будете поститься, тут вам смерть сразу! Нет, первая притча – о мытаре и фарисее. То есть в первую очередь Ева пала, оттого что возжелала древа познания доброго и лукавого, которое было смертоносным. Господь сделал его живоносным. Мы символично как бы находимся на вершине Горы Афон (фото в студии), которой управляет Матерь Божия. Здесь поставлен православный крест. Это же символ преложения зла в добро. Получается, мы должны прелагать. Это не символ смерти. Некоторые сейчас в интернете пытаются снять с православных крестики и говорят, что мы носим символ смерти. Мы носим не символ смерти, а символ жизни. Мы все зло, которое этот мир обращает против нас, прелагаем в добро. И в первую неделю нам, в первую очередь, надо очистить наш ум, который тщеславится. Поэтому и говорится: ум, не гордись, как фарисей, помнишь, как Ева пала, захотела быть всезнайкой, прости Господи, то есть всезнающей?
Вторая неделя – блудного сына. А почему не Страшного Суда? Надо подтянуть свои чувства. А когда почувствуешь благодать, тогда уже сам человек своим умом и чувством желает работать, тогда уже третья неделя – Страшного Суда. А за что нас Господь на Страшном Суде будет ставить по правую и по левую сторону? За благодать, которую мы получили от добрых дел, за смирение.
То есть воля.
– Да, ум, чувства, воля. Смотрим дальше. Первая неделя Великого поста – Неделя торжества Православия. А почему не Крестопоклонная, не преподобной Марии Египетской? Сделали бы сразу Марии Египетской, вот вы все грешники. Нет, торжества Православия. Ум, ты не будь как фарисей, а исповедуй веру. Опять ум. Смотрите, прошел цикл: ум, чувства, воля. Теперь опять ум. Торжество Православия – мы предупредили свой ум, чтобы не гордился, теперь даем ему рамки: думай так, как думали святые отцы. Это первая неделя.
Вторая неделя, как вы уже догадываетесь, связана с нашими чувствами. А кто у нас учил о благодати, нетварной энергии, синергии Божественной и человеческой воли? Святитель Григорий Палама. Вот, ум, стремись; чувства, стремитесь к этой благодати! Не будьте блудными сыновьями. А третья неделя? Вы и наши слушатели уже догадываетесь.
Воля.
– Воля! А где воля? Крестопоклонная неделя. Так же? Прошел первый подготовительный цикл, потом второй цикл, а теперь третий. Как вы думаете, что по поводу ума, дара рассудительности, кто нас учил восходить по тридцати ступенькам лествицы добродетелей?
Иоанн Лествичник.
– Преподобный Иоанн Лествичник учит нас рассуждать, потому что можно перепоститься, перемолиться, можно чувствовать, да не то, а надо все делать с рассуждением. То есть рассуждение опять… Смотрите, Неделя мытаря и фарисея нас научает смиряться, в Неделю торжества Православия ум ограничивается догматикой, правильным учением о Троице и Двоице, Символ веры. А в Неделю преподобного Иоанна Лествичника мы опять занимаемся умом.
Какая следующая неделя после ума? Опять чувства. Кто у нас опустился почти на глубину ада (причем не мужчину выбрали, а женщину)? Преподобная Мария Египетская. Семнадцать лет она свои чувства отдавала сатане, а потом сорок семь лет пребывала в таком посте и молитве, что подымалась в воздух и даже благословила игумену и молилась за весь мир.
Ну а последняя неделя – опять надо заниматься волей. Так это Похвала Матери Божией, Которая всю жизнь стремилась ко Господу, принимала волевые усилия. Ну и Сам Господь, Страстная седмица. Где укрепляется наша воля, когда мы на финишной прямой?
Мы проходим Пасху – и то же самое. Антипасха – неделя Фомы. А что у Фомы-то было? Блаженное Фомино неверие. Фома сомневался. Наш ум все время, даже после Пасхи, сомневается. А после Фомы какая неделя? Уже догадываетесь – чувства. Кто у нас пошел к камню, ученики «дверьми затворенными», а женщины – мироносицы. Пошучу немножко, у них ничего не сработало: камень привален, разбойники могут их захватить, воины – убить, ночь кромешная, дикие звери могут быть. Ничего не сработало. Зов сердца, чувство, настолько они полюбили Господа, что им неважно было, убьют их или нет. Они пошли за Христом. Жены-мироносицы стали апостолами для апостолов. Третья неделя – опять воля. Неделя о расслабленном. Мы все расслабленные.
Видите, как антропология влияет на богослужение… А если посмотреть на то, как построена молитва «Отче наш», – точно так же. Это учение Православной Церкви, образец молитвы. Я не буду продолжать дальше, дам вам возможность самим порассуждать, там опять будет ум–чувство–воля, ум–чувство–воля, пока до Пятидесятницы не дойдем. То есть пятьдесят дней до Пасхи и пятьдесят дней после – сто дней одна сплошная символика. Черный цвет, символ покаяния, символ земли, а в Священном Писании постоянно одна символика.
Так вот, теперь мы понимаем, антропология – это богослужение… Богословие, конечно, есть в текстах. Учение о Троице («слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»), о Двоице постоянно перемежается. Возьмем даже девять песней канона. Ведь это символический язык. Почему девять, а не восемь, семь, двенадцать, как в акафистах тринадцать? Девять – это же девять заповедей блаженств. Символично. Если внимательно посмотреть, мы все время произносим три по три ектеньи. После трех песней канона – ектенья; мы просим: на этом уровне, Господи, закрепи нас. «Яко Ты еси Бог наш», – говорит священник.
Потом опять поднялись по заповедям блаженств. Смотрите, первая заповедь блаженств: блаженны нищие духом. То есть я осмыслил, что я грешник. Вторая: блаженны плачущие… То есть чувства. Третья: блаженны кроткие. Так это проявление воли. Не просто ты в келье или дома смиряешься, сам по себе, а когда тебе уже наступили на ногу, а ты говоришь: так я тоже другим наступал на ногу. Тебя обидели – ты прикладываешь усилия и останавливаешь свою злобу, уже не мстишь, проявляешь кротость. А это и есть метанойя – изменение образа мыслей, чувствования, действия. Ортодоксия превращается в ортопраксию.
Ектенью сказали. А почему исчезает вторая песнь канона? Мы поем первую, а за ней сразу третью на всенощной. А потому что в Священном Писании есть такие слова: «Что, жены, плачете, воскрес Господь, не плачьте». Вторую убираем, а Великим постом вторая песнь появляется – в Каноне Андрея Критского. Потому что она покаянная, мы плакать должны. А когда мы во Христе, мы уже можем не плакать. Ну и так далее, четвертая песня – четвертая заповедь блаженств, занимаемся умом. Я уже не буду дальше продолжать, три по три, ум–чувства–воля, когда дошли до чистоты, потом опять ум–чувства–воля, даже до мученического венца. То есть все время цикличный подъем, цикличное духовное возрастание, это символический язык.
Наверное, слушатели знают, своим я тоже все время говорю: в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Вот они, православные традиции. То есть модуль Священного Писания переходит на богослужение, богослужение влияет на традиции. А традиции – что самое главное в передаче? Традиции созданы для передачи опыта. Как отдать свою доченьку замуж, как воспитывать детей. Ведь это самая главная, глобальная традиция. Как сделать мальчика мужчиной, девочку женщиной, хозяйкой. Должны быть и соответствующие игрушки.
Вот наши русские народные сказки. Как они замечательны! В тридевятом царстве, тридесятом государстве… Это начало просто изумительно, кто эту сказку придумал… Ни одна сказка ни в одном народе так не начинается. Там, где верят в Троицу, исполняют десять заповедей. Сначала девять заповедей. Причем вначале идет тридевятое царство, то есть царство для нас, православных христиан, важнее. А тридесятое государство – это чтобы на земле ад не наступил. Государство нужно, чтобы на земле не наступил ад. Вот именно там и печка ездит, и Ванюшка… И там сказано: по щучьему велению, по моему хотению. Не сказано: по моему хотению, щука, выполняй. Нет, по щучьему велению, а щука – это чувство, благодать, действие Духа Святого. Вот что Дух Святой мне скажет, то и буду делать. А по моему хотению – мое хотение чистое сердцем, оно совпадает с тем, что щука хочет. Соответственно, и печка едет, и все перемещается. То есть русские народные сказки имеют замечательную символику.
Соответственно, и огромное количество наших православных традиций, все они укоренены и начинают всплывать, раскрываться, когда мы только попросим: Господи, открой нам этот символический, покаянный, антропологический язык, учение о трехсоставности сущности человека (тело, душа и дух). Это мы увидим и в Священном Писании, и в богослужении, и в наших народных традициях.
Дальше – три свойства души: ум, чувство, воля. Как гласит нам басня Крылова?
Лебедь, рак и щука?
– Да. Рак – это наша воля, она все время пятится назад, она немощная, хочет спрятаться в конуру, в свою келью, в своем доме уйти от проблем. А некоторые даже – уколоться, напиться, забыться и так далее. Лебедь – это наш ум, устремленный к Богу. А щука живет за счет других, но здесь чудная щука. Она выполняет пожелания. Ванюшку она не съела. То есть чувство. Она не должна кого-то есть, капризных детей не надо воспитывать, надо воспитывать тех, которые будут отвечать за себя. Когда ко мне подходят и спрашивают, как сделать так, чтобы ребенок был верующим, я отвечаю: первое – научите его ответственности. Это по поводу воли, волю ребенка надо укрепить, то есть налагать ответственность, потому что вера налагает на человека ответственность. А второе – еще для ума нужна пища.
Как поступали в русских народных сказках богатыри, как они ломали эту иголку-гордыню у Кощея Бессмертного, какие испытания проходили (русалки, то есть разврат, чувственное наслаждение, клубочек)… Баба-Яга – это хороший тренер, она же все-таки не сварила Ванюшку, она его научила, как обойти, как быть хитрым, напоила и накормила и клубочек дала, сказала, где меч находится (слово Божие). Чтобы победить. То есть если присмотреться внимательно, то все Священное Писание, православное богослужение и православные традиции написаны, еще раз повторюсь, на символическом языке, покаянном. Устремляют в Небо нашу душу, настраивают наши свойства гармонично (как гитарист, или баянист, или любой, кто занимается духовыми инструментами: настраивает, и вдруг инструмент запел; или, например, регент хора – камертоном).
Символический язык – это и есть своего рода камертон, причем он одинаковый. Символический язык, о котором сказано в Священном Писании, Ветхом Завете, напрямую связан с новозаветным языком. Возьмем пророков и Иоанна Богослова. Они символически совпадают. Возьмем Псалтирь Давида и Евангелие – символический язык совпадает. Возьмем притчи Господа и притчи Соломона – тоже совпадают. То есть как будто люди говорили на одном языке, хотя язык не в буквальном смысле, этимология (французский, немецкий), а язык символический.
И еще очень важный термин – христоцентрический. То есть язык символический, покаянный, антропологический – для спасения души, этим всем написаны и Библия, и богослужение. Спасение души – вот что центральное. А еще и христоцентрический. Ведь без Христа мы ничего… все три слова, которые я произнес (символ, покаяние, антропология) без Христа (указательный палец, символично) невозможно понять; и Священное Писание тоже.
А последний критерий – это Церковь. Потому что вне Церкви – да, ты будешь христианин; например, будешь знать свою антропологию, будешь каяться в своих грехах. Но если ты не причащаешься, если не участвуешь в богослужении, если не являешься членом Церкви, то как ты можешь спастись? Преподобная Мария Египетская 47 лет пробыла в пустыне, однако она попросила, чтобы ее в конце жизни причастили, хотя ходила по водам и вообще, можно сказать, не нуждалась… А где получить Причастие? Только в Церкви. Вот этого боятся наши враги. Они хотят наш язык уничтожить, буквально начиная с Петра I и завершая сегодняшним днем уничтожают. Вместо этой нашей духовной, покаянной, спасительной, антропологической, экклезиологической символики они оставят свой глас.
Чего нужно опасаться современному человеку, какими путями искажается символический язык?
– Он искажается как раз через неправильное мировоззрение, неправильное чувствование и неправильное волевое устремление. Пример искажения мировоззрения. Вот возьмем учебник, утвержденный Министерством образования. Этот учебник издан не сейчас, а года три-четыре назад, 17–18-й урок, как помню. Детей учат на английском языке, тема «Клык», изображен вурдалак, вампир, и на английском языке написано: «Представьте себе, что в вашу шею впивается вампир, пытается пить вашу кровь. Ваши действия? Напишите ответ». Ну, то есть там позвонить по телефону доверия, не знаю что.
Это учебник английского языка?
– Да, для школы. Восемнадцатый урок, тема – привидения. Изображено привидение, которое вечером влазит через форточку чуть ли не под одеяло ребенка, стоит звездочка: урок выполнять вечером. То есть получается, эти гномики, какие-то вурдалаки, привидения проникают в систему образования; изучают уже, как кого обмануть. Возьмите вы Священное Писание, возьмите то, что спасает детскую душу, а не то, что развращает. А почему идут на это? Потому что выгодно. Россия – большая территория, надо, чтобы людей было поменьше, мировые запасы, чтобы сюда переехали те, кто хочет вольготно жить, паразитировать на другом человечестве.
Почему не запретить эти игрушки?
– Дело в том, что система после революции (или государственного переворота) 1917 года продолжает существовать в тех рамках, в которых и была. При Сталине ее пытались исправить, вернуть даже раздельное обучение, но опять перестроечные варианты и влияние заграничных коллег, как их называют, проникают во все сферы. Они понимают, что Россию внешним оружием не взять. Вопрос просто, как говорится, в корень, потому что ее можно разложить. А с помощью чего? С помощью символического, антиантропологического. Есть такое понятие, как трансгуманизм. То есть сделать детей киборгами, роботами, поставить им уже в детском садике или даже при родах чип и так далее. Это очень страшное оружие расчеловечивания. Голливудская программа, голливудские фильмы как раз на этом и построены, мультфильмы для детей наполнены колоссальной символикой. За полчаса там насчитали тысячу символов наших врагов масонов.
Какие это символы?
– Всякие наколки, египетские изображения, звезды, пентаграммы, то есть это символы, которые закладываются в ребенке на уровне подсознания, а потом, когда он вырастет, он уже не будет вспоминать сказку о золотом петушке, о царевне-лягушке. Он будет воспринимать это нормально: это жизнь, я же это в детстве слушал, меня же переодевали в пирата, в разбойника, я в детстве был Кощеем Бессмертным, ребра у меня были. Я хочу быть таким вот, супергероем, чебурашкой, не дай Бог еще вампиром. Идет война, незаметная для родителей. И родители, что удивительно, не разбираются, покупают компьютерные игры, планшеты, дают своим детям. Он вроде как тешится, а в его душе идет кошмарная война, в его душу через компьютерные игры, через планшеты залазит всякая нечисть, грязь. И потом (я сам при этом присутствовал, просто удивился, я раньше не видел такого) у ребенка отбирают планшет или еще что-нибудь, а у него волчий оскал, он готов тебя просто разорвать, глаза волка, глаза зверя в ребенке. Представляете? А почему? Потому что современные компьютерные игры, технологии переформатируют наше сознание, открывают душу.
Сколько уже в интернете можно найти информации (меня это удивило), когда в загробном мире оказался молодой человек – наркоман, алкоголик, пьяница… Бес достает из кармана (конечно, это образный язык, карманов там никаких нет, но смысл такой) какую-то душу, символично, отдает сатане и говорит: этот сегодня продал свою душу за компьютерную игру, где стреляют и убивают. То есть символы являются неким мостом, через который входит или благодать, или… И надо, чтобы этот мостик был от земли на Небо. И чтобы наши дети и мы с вами становились земными ангелами и Небесными человеками, а не земными сатанистами или бесами и адскими людьми.
То есть получается, сейчас началась самая страшная война. Раньше, в ХХ веке, война была по уничтожению православной символики – именно той, какой я сказал: символической, покаянной, антропологической, христоцентрической и экклезиологической. Это пять характеристик нашего языка. Во всех предметах – богослужение, история Русской Церкви, история Древней Церкви (шестьдесят предметов насчитывается на наших курсах при академии). А получается, если нет этого фундамента, соответственно, мы можем потерять даже духовный смысл. И в ХХI веке началась самая главная, страшная война – под христианской символикой продвинуть… Христианская символика остается, как, например, католики организовывали униатов. Они оставляли православную символику, но поклоняться надо папе Римскому. То есть воспитали предателей. Этот результат мы видим на Украине. Это результат того, что мы отдали свою символику и не замечаем. Да ничего страшного, ребенок надел одежду, у него какой-то бэтмен нарисован. Папа надел какого-то головореза, да ничего страшного, это так.
Совершенно неразборчиво.
– Неразборчиво. Дети одеваются, покупают… Дорогие родители, братья и сестры! До чего мы дошли, покупая футболки с различными плохими изображениями, покупая игрушки с плохими изображениями...
Получается, программируем.
– Мы программируем своих детей. И потом в Евангелии нам становятся понятны слова: восстанут дети на родителей и убьют их. Не просто выгонят, не просто ударят, а убьют. А что в Америке? Папа вытащил из розетки компьютерную игру, ребенок с ружья застрелил и папу, и маму, и потом, когда они умирали, он их бил ногами. У него в суде спрашивали: понятно, ты убил своих родителей, а зачем ты мертвых бил ногами? А он искренне рассказывает: потому что папа компьютер не разрешал, а мама на улицу не отпускала. Понимаете, мы сами своими руками открываем дверь символического языка, да не ту дверь. Надо открывать Небесную дверь православной символики. И именно духовный смысл, потому что это самая страшная война… Дьявол войдет в антихриста и будет использовать, не побоюсь сказать это, православную символику. Чтобы мы не догадались спрятаться.
В русских народных сказках очень замечательно сказано, перечитывайте их детям. Сказка о курочке, которая оставила своих курчат. Помните, лиса пришла, переоделась, дети не поверили, не пустили «курочку», лису, переодетую в перья, у нее голос был не тот. Лиса пошла к кузнецу, перековала голос. То же самое – семеро козлят и волк. Та же самая аналогия. И вот две курочки стоят и две козочки. Как детям определить, кто истинная, а кто ложная мать? Это как раз вопрос детям. И когда курочка, или особенно медведь как символ справедливости (как одного из свойств, можно сказать, божественного суда), говорит, как Соломон: дети, давайте мы зададим маме вопрос, кто из них разрешит детям купаться? Переодетая лиса закричала: купайтесь, играйте в компьютерные игры, стреляйте, убивайте, бегайте, надевайте любые футболки, все вам, ювенальная юстиция вам поможет. А настоящая мама сказала: ни в коем случае, дети, вы утонете. И дети, которые привыкли чувствовать благодать, в этом замечательном мультфильме, сказали (конечно, судья и сам догадался): вот наша мама, потому что дети с детства приучены к благодатному, жертвенному служению.
Знаете, как я это проявляю на уроке Закона Божия? Первый урок начинается приблизительно так. Дорогие дети, мы с вами знакомимся, я буду преподавать Закон Божий. Что такое закон? Что-то строгое? На самом деле я буду преподавать вам любовь Божию, которая является через ограничение зла. Как ограничить зло, чтобы в вас проявилась любовь? Скажите, вы любите свои игрушки? Есть ли у вас любимая? Или любимое животное. Поднимают руки, перечисляют. А чем они вам нравятся? Они такие-то, мы ухаживаем за ними… Второй вопрос: а вы можете отдать свою куклу, подарить кому-то? Вот уже начало. Привязанность земная – это хорошо, а на ней должна быть уже привязанность Небесная. Сможет ли этот ребенок отвязаться от земного и выйти на духовную любовь, с чего мы начали сегодня, на символический язык? Это символ чего-то. Кошечка – мягонькая, с ней поиграть, собака преданная, это дружба. А сможете вы этот символ на Небо отправить и отдать кому-то? Да, я подарил. А что ты чувствовала? Ты лишилась игрушки? Да. А кто тебе подсказал? Бабушка, дедушка подсказали отдать игрушку. Хороший у тебя дедушка, передайте им, что я им «пять» ставлю.
Говорю дальше: а сможете ли вы отдать эту игрушку врагу? Вот тут-то всё, ответит один или вообще детей нет. Поэтому, дорогие братья и сестры, символический язык Православной Церкви спасительный, он христоцентрический, антропологический, экклезиологический. Храните эти символы, потому что это наше спасение. Именно когда будет пробита эта брешь, тогда и войска, и все остальное… Наши дети предадут нас. Мы должны сделать, чтобы у них был духовный стержень, у нас должен он быть. А символический язык – это мышцы нашей веры. Чем больше мы знаем образов священного покаяния, Священного Писания, образов покаяния из житий святых, из богослужения, образов покаяния в нашей традиционной православной жизни, тем крепче мы духовно. Мы сможем побеждать врага силою Животворящего Креста, самым главным нашим символом, возвышающимся на Горе Афон – нашем форпосте.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.