Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (892) → Священник Григорий Григорьев: Любовь и здоровье

Священник Григорий Григорьев: Любовь и здоровье

№43 (892) / 15 ноября ‘16

Беседы с батюшкой

Дорогие друзья, наша тема сегодня – «Любовь и здоровье». Батюшка, как Вы считаете, взаимосвязаны ли эти понятия?

– Человек, если мы говорим о физическом здоровье, – это храм Божий, и главное условие существования храма Божия – Дух любви. Любовь – самое большое, что есть в мире, без любви не может быть здоровья ни духовного, ни психического, ни физического. Любовь – главное условие здоровья человека во всех трех ипостасях.

Батюшка, но любовь бывает разная – как отношение к человеку, к Богу, плотская, духовная, к предметам или, например, к алкоголю. Как разграничить эти виды?

– Господь сказал Своим ученикам: «Ищите прежде Царствия Небесного, все остальное приложится вам». Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Есть три вида капитала – денежный, чиновный и духовный». Если высшие нравственно-духовные ценности становятся главным в жизни человека, то ни деньги, ни чины не повредят. Поэтому любовь в высшем проявлении – любовь к Богу – никогда не повредит человеку. Об этом говорит наиглавнейшая заповедь: «Возлюби Господа Бога своего всей силою своею, всею крепостию и всем разумением, и ближнего своего – как самого себя». Прежде всего – любовь к Богу, но и к себе, желание себе попасть в Царствие Небесное и желание того же своему ближнему.

Всякая любовь включает в себя три ипостаси: духовную, психическую и физическую. Невозможно их разделить, разграничить. Если же мы говорим о каких-то низших проявлениях любви, чисто физических, то любовью это трудно назвать: любовь выше всего на свете. Как сказал апостол Павел в Послании к Коринфянам: «Если я буду иметь все знания Вселенной и горы передвигать, и мертвых воскрешать, но любви не имею, то моя вера ничто. Любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине, всему верит, все прощает, на все надеется. Любовь никогда не прекратится, хотя и знания упразднятся и пророчества исчезнут».

Любовь подразумевает любовь к высшему, вечному, к тому, в чем невозможно разочароваться. А если убрать главенствующее значение духовной составляющей, то любовь психическая, эмоциональная и физическая неизбежно приводит к разочарованию, и ее нельзя назвать любовью в полном смысле этого слова.

Если мы говорим о людях, наверное, это увлечение. Когда мы сильно увлекаемся, то потом сильно разочаровываемся – «не сотвори себе кумира».

Говорят: «От любви до ненависти один шаг». От любви до ненависти шагов быть не может. Настоящая Божественная любовь и ненависть – вещи несовместимые. Когда «от любви до ненависти один шаг», мы говорим о человеческих очарованиях, эмоциях, состояниях, то есть человеческая любовь всегда обречена на разочарования. В этом драматизм многих подобных человеческих состояний.

Батюшка, на светском телевидении постоянно ведется пропаганда свободных половых отношений, и часто это преподносится как здоровый образ жизни, но о духовной любви говорится мало. Что бы Вы могли сказать?

– Если что-то преподносится, то какое-то начало в этом есть. Если посмотреть с медицинской точки зрения, то в этих «отношениях» все органы и железы работают, внешне в этом есть здоровое начало, по крайней мере, в регулярных подобных «отношениях». Но, с другой стороны, вспомним апостола Павла, который говорит, что плотская любовь приводит к очень многим болезням. И опять же, с медицинской стороны, ни одна сфера человеческой жизнедеятельности не дает такого количества заболеваний.

Если любовь рассматривается вне рождения детей, то кроме болезней, скорбей и немощей ничем это не заканчивается. Пропаганда «свободной любви» приводит к огромному количеству заболеваний, начиная от СПИДа, апогея проявления «свободной любви», и кончая огромным количеством других инфекционных и венерических болезней. Когда люди живут в семье, когда партнеры постоянные, то они защищены от этого. «Свободная любовь» – верный путь к потере здоровья.

Лукавый никогда не врет, он говорит половину правды – это в принципе полезно, если не получить сифилиса, болезней по типу СПИДа, иммунодефицита и многих других.

На практике «свободная любовь» неизбежно заканчивается разочарованиями, опустошениями и повреждением здоровья. В этом отношении апостол Павел сказал: «Жаль мне вас, что будете иметь многие болезни через это». Так реально и получается.

Батюшка, а если подняться выше, от плотского к душевному – как Вы считаете, насколько любовь к созерцанию и прекрасному полезна или вредна?

– В любом проявлении любовь – бесценный Божий дар, но человек должен его преумножать, благодарить Бога за него и просить, чтобы этот дар перешел в дар духовный.

Иначе говоря: люди встретились, полюбили друг друга, создали семью. При совместной жизни первое романтическое отношение начинает блекнуть, быт и реальная проза жизни начинают разбивать лодку любви… Очень важно, чтобы люди понимали это и постоянно просили Бога о преумножении духа любви. Как только эти чувства начинают угасать, надо просить Бога, чтобы Он не оставил, чтобы любовь перешла в духовную сторону.

Любовь – это единственная возможность создать нормальную семью. Если в семье есть любовь, то это домовая Церковь. Она – основа любой Церкви. Если из семьи уйдет любовь, то будет сущий ад, человек будет с трудом притираться к другому человеку. Дух любви все компенсирует. Человек любящий, по образному выражению старца Паисия, это пчела, которая повсюду видит цветы и мед, а человек, у которого дух любви начинает оскудевать, неизменно превращается в муху. Так и получается – начали за здравие, а закончили за упокой: от любви да ненависти только шаг.

Поначалу идет идеализация, видение хорошего (может быть, даже того, чего нет), а потом начинается видение плохого (может быть того, чего тоже нет). Ведь всяк человек есть ложь, и наше эмоциональное восприятие другого человека всегда ошибочно и лукаво, только Господь знает всю правду. Сам о себе человек иногда не может сказать до конца, что он из себя представляет. Даже если он что-то утверждает, но если спросить у него: «А ты сам-то веришь в то, что говоришь?», он может засомневаться, если искренне об этом подумает.

Любовь – это единственная форма всякой земной правды и, в первую очередь, – любовь Божественная. Всякая эмоциональная любовь есть дар Божий, и это путь стяжания благодати Святого Духа. Но очень важно – благодарить Бога за это, радоваться.

Фактически через любовь происходит все наше мировосприятие. У человека пять органов чувств – зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Солнышко светит, птичка поет, травка зеленеет… Мы получаем определенные эмоции, которые физиологически изменяют весь организм. Это система нашего мировосприятия.

Даже если мы говорим о физиологическом устройстве организма человека, то в центральной нервной системе, в головном мозге, вырабатывается более полутора тысячи гормонов радости, то есть у любви, радости более полутора тысячи оттенков, а у горя – всего пять. Количество нервных клеток в головном мозге, вырабатывающих гормоны радости жизни, в семь раз больше, чем количество нервных клеток, которые вырабатывают гормоны горя. Если бы мы жили по заповедям Божиим, то, согласно Божественному Промыслу, семь дней мы бы радовались и только на восьмой день кратковременно огорчались бы.

Про современного человека можно сказать, что он максимально эксплуатирует зону стресса и минимально – зону радости. Можно провести аналогию с созданием мира, когда семь дней Господь создавал мир, – шесть дней работал и на седьмой отдохнул. Почему зона мозга, вырабатывающая гормоны радости, в семь раз больше зоны стресса? Это великая тайна Господа Бога. Это говорит о Божественном замысле, что мы созданы для радости, счастья. Для этого нужно выполнить два условия. Первое – жить по заповедям Божиим, и второе – никогда не сворачивать с трудных дорог, потому что только на трудных дорогах происходит встреча человека с Богом. Когда мы встречаемся с жизненными трудностями, и кажется, что нет сил их преодолеть, то вдруг появляется второе дыхание, приходит благодать и происходит встреча с Богом.

Любовь – единственная форма общения человека с Богом, будь то духовная, эмоциональная или физическая. Самое главное – помнить об этом и не выделять какую-то одну часть. Любое выделение приведет к повреждению, изменению и сильным потерям: любовь самодостаточна, полна, трехсоставна. Любящий Бога будет любить все творения Божии – людей и все живое и неживое, и за все будет благодарить Бога.

Без любви нет ничего в мире. Любовь – это закон вечности. Она снижает нашу внутреннюю ложь, лукавство. Без нее человек уподобляется падшему ангелу, который, имея все знания Вселенной, лишился Божественной любви. У темной силы нет духа любви, в этом ее главное отличие от ангельских войск и от Господа Бога. Любовь – главная основа приближения к Богу и в том числе нашего земного счастья.

В психологии существует такое понятие как «любовная зависимость». Насколько это можно назвать любовью и насколько эта зависимость крепкая?

– «Зависимость» по латыни называется «аддикция». Зависимое поведение – это аддиктивное поведение.

Человек, совершающий грех, нарушающий Божии заповеди, становится рабом греха. Нарушение духовных законов приводит к физическому и физиологическому повреждению. Нормальная, здоровая физиология, которую заложил в нас Господь при рождении, это основа психического и физического здоровья. Можно говорить о физиологии греха, или, как сказано в медицине, патологической физиологии: есть нормальная физиология, а есть патологическая. Любой талант без духа любви становится грехом.

Описано более 400 наименований, медицинских диагнозов аддиктивного, зависимого поведения от любви (имеется в виду физическое, физиологическое состояние). Есть понятие «страсть», когда у человека вся физиология повернута в одном направлении, и сколько бы он ни пытался измениться, пока не восстановится его физиология, ему очень сложно будет это сделать. Зависимость от физической любви сопоставима с героиновой наркоманией, это тяжелая наркотическая зависимость. Например, кто-то занимается блудом на стороне, хотя есть семья, любящая жена и дети: человек понимает, что делает плохо, но его тянет куда-то на сторону. Это зона темной силы, которая очень эксплуатируется, – приворотные зелья, отворотные...

Я вспоминаю одного из моих любимых святых – священномученика Киприана. Уместно кратко вспомнить его житие. Его родители в 5 лет отдали на обучение колдовскому искусству, и почти 30 лет он учился. Достиг выдающейся силы в этой области зла – сатана называл его самым страшным колдуном всех времен и народов. Он ходил по воде, летал по воздуху – наводил страх и ужас на всех людей. При жизни он носил титул князя бе-совского, и у него был полк бесов в личном услужении. Такого не было случая, чтобы плотской человек был князем бесовским, так как князь бесовский – бесплотный дух. Киприан не знал, что есть другая Сила. Он знал, что есть мистическая сила, и столкнулся с сатаной.

Многие люди, пытающиеся развить в себе мистические способности и выходяшие в невидимый мир, занимаясь оккультизмом или какими-то духовными тренировками, сами того не ведают, что всегда соприкасаются с миром зла. Они просто этого не понимают. Такое понятие силы было и у Киприана.

В пору своего расцвета и могущества пришел к нему молодой богатый юноша города Антиохии по имени Аглаид и говорит: «Я полюбил девушку Иустину, но она отказалась выйти за меня замуж. Помоги мне». Киприан ответил: «Иди домой, пока придешь, она сама к тебе прибежит!». Это говорит о том, что эта зона духовной практики была для Киприана обычной, то есть он много привораживал, за этим к нему обращались, приносили огромные деньги (он был богатейшим человеком).

Киприан вызывает одного из бесов, который, похваляясь, говорит: «Киприан, ты же знаешь, я стравливал народы, устраивал войны… Это легкое дело. Вот тебе бутылочка, окропи дом Иустины, и она сама прибежит к Аглаиду!». Киприан окропил дом Иустины. Когда на вечерней молитве она стала поминать имя Господа нашего Иисуса Христа, в ее голову полезли блудные мысли. Она почувствовала это воздействие и усилила молитву, которая разрушила это воздействие.

Киприан впервые столкнулся с силой, которую не смог преодолеть. Он удивился и вызвал беса посильнее, ведь на кону стояла его репутация как самого страшного колдуна всех времен и народов. Более опытный бес говорит: «Эти неопытные молодые бесы толком ни в чем не разбираются. Нужен другой подход к этой девушке». Бес превращается в пожилую женщину-странницу и приходит проситься на ночлег к Иустине. После трапезы он ей говорит: «Дочка, ты молодая, красивая, тебе замуж надо выходить. Господь не против замужества». И эта «бабушка» начинает цитировать Ветхий Завет о полезности брака. Иустина посмотрела-посмотрела и перекрестила эту «бабушку» – бес исчез от силы животворящего креста.

Второй раз Киприан столкнулся с этой Силой и вызвал третьего беса, а тот говорит: «Киприан, Иустина очень вредная девушка (он не говорил, что она первая христианка). Когда она будет спать, мы перенесем к ней Аглаида по воздуху, и он завладеет ею в сонном виде». Когда Иустина стояла на вечерней молитве, она увидела летящего по воздуху Аглаида (собственно, он не летел, его нес бес, но беса не было видно). Иустина перекрестила Аглаида – бес исчез, и Аглаид начал падать, зацепился за край крыши и начал просить: «Иустина, помоги мне!» Иустина спасла Аглаида.

Киприан, столкнувшись с Силой, которую не мог преодолеть, стал мстить городу – начались засуха и падение скота. Все богатые, уважаемые люди города Антиохии (Антиохия – это территория современной Турции, тогда это была Сирийско-Антиохийская Церковь) пришли к Иустине просить ее выйти замуж за Аглаида, чтобы Киприан оставил их в покое. Тогда Иустина спокойно им сказала: «Что вы волнуетесь? Бедный, несчастный Киприан, колдун, заблудший человек, не овечка, не собачка, не коровка – бедный, несчастный колдун. Давайте мы все за него помолимся, и он больше ничего нам не сделает». Совместная молитва полностью разрушила чары Киприана, и наполнился православный храм жителями Антиохии.

На Киприана это произвело такое сильное впечатление, что он вызвал самого сатану и спросил: – Почему мы не можем справиться с Иустиной? – Тот долго не хотел говорить, а потом сказал: – У нее есть знамение… – Какое знамение? – Зачем тебе? – Скажи! – Крестом она нас отгоняет.

– Ты боишься креста? – сказал Киприан. – А что будет с тобой, когда придет распятый на Кресте? (он еще не знал имени Спасителя, но слышал об этом).

– Мы тебя самого уничтожим, – сказал сатана.

Киприан только успел прокричать: – Бог Иустины, помоги мне! – и сатана исчез.

Тогда Киприан пришел в храм и сказал: «Пока не крестите меня, не уйду из храма». Он понял, что есть Сила, превосходящая его силу, и что плотская, физическая любовь ничто по сравнению с духовной. Иустина, восемнадцатилетняя девушка, которая нигде не училась, победила духом любви самого страшного колдуна.

Киприан крестился, стал чтецом, диаконом, священником, епископом, архиепископом города Антиохии, а Иустина при нем была диакониссой. Когда начались гонения на христиан при императоре Диоклетиане, они претерпели мученическую смерть за Христа – их главы усекли мечом. Сейчас их главы хранятся на острове Кипр, в селении Менико, неподалеку от Никосии, столицы Кипра.

Дух любви все изменяет – превращает колдуна в великого православного подвижника, архиепископа, священномученика, готового жизнь отдать за Христа. Православие – вера любви. Но если малосведущий человек прочитает Священные Писания или Евангелие, то он может сказать: «Есть в Евангелии такое место: «Молитесь за врагов ваших, тем самым вы соберете им на голову горящие уголья». Вы хотите поджарить своего обидчика?» Нет, сначала в переводе было «соберете пепел покаяния» – иудеи, когда уходили в покаяние, посыпали голову пеплом. На каком-то этапе при переводах «пепел покаяния» превратился в «горящие уголья». Когда мы с любовью молимся за наших обидчиков, они меняются, приходят к покаянию. Если мы молимся за человека, и он не изменяется, это говорит о том, что нет в нас духа любви. Если бы Иустина помолилась, человек сразу же изменился бы.

Прежде чем просить Бога о преумножении духа любви, надо просить о прощении всех, кого мы обидели и кто нас обидел. Когда мы умрем и предстанем пред Христом, он нам скажет: «Ты же знаешь, все твои грехи прощены. Но ты, по Моему примеру, простил тех, кто тебя обидел?» – «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Если кто-то обидел нас незаслуженно – значит есть какие-то невидимые, неосознанные нами грехи, скрытые до времени по милости Божией, чтобы мы не впали в уныние. Грехи откроются по мере духовного укрепления. Святые отцы встречались вечером и спрашивали друг друга: «Как, отец, день провел?». И если никто не оклеветал, не полил грязью, отвечали: «Плохо, отец». А если наоборот, то говорили: «Обильно унавозили, теперь мы расцветем пышным цветом».

Когда мы подходим к Чаше и у нас есть обиды на каких-то людей, мы не сможем встретиться со Христом: Он пройдет сквозь нас, мы ничего не почувствуем. Пуще всего надо просить Бога о том, чтобы простить всех, кто нас обидел, и о преумножении Духа любви. Это квинтэссенция всей духовной жизни. Тогда грехи превратятся в таланты, и душа расцветет пышным цветом. Если же мы этого не добьемся, то обряды, традиции, правила, которые перешли к нам от наших дедов и прадедов, весьма мало помогут – мы не будем приближаться к Богу, а может, даже удалимся. Только по преумножении духа любви мы можем сказать, что находимся на правильном пути. «Стяжи мирный дух и тысячи возле тебя спасутся», – сказал преподобный Серафим Саровский.

Батюшка, когда Вы говорили о священномученике Киприане, сказали, что человек даже жизнь готов отдать за Христа. Жертвенность – высшая мера любви. Но с точки зрения биологической, физиологической: человек жертвует своим здоровьем, жизнью – ради идеи. Как это сочетать?

– Можно сказать, что физиология такого человека становится другой – он живет в мире видимом и мире невидимом. Жертва для него становится высшей формой любви, высшей потребностью и радостью. Как мы можем понять Андрея Первозванного? Когда он был на кресте, произносил проповедь, и люди слушали его, многие крестились. Они даже свергли царя, который повелел распять Андрея, и пришли снимать его с креста. Но он сказал: «Нет, оставьте меня на кресте. Я уже прошел свой земной путь и иду ко Спасителю». Для него это было высшей формой радости, как земной, так и Небесной.

А когда апостола Павла спрашивали ученики, страшится ли он смерти и желает ли побыстрее попасть ко Христу, он говорил: «Влечет меня и то, и другое. Несомненно, для меня гораздо благодатнее было бы быть со Христом, но здесь я остаюсь ради вас». Для такого человека жертва – земная жизнь, а то, что мы называем смертью, в любви, во Христе есть высшая форма духовного освобождения.

Такое духовное состояние полностью изменяет физиологию человека: даже его физическое тело изменяется и превращается в нетленные мощи, которые хранятся в вечности. С точки зрения здравого смысла, это невозможно: всякая материя есть тлен и прах, из земли мы вышли и в землю уходим. Но при духе любви человек превращается в нетленные мощи. Мы видим это на примере сонма святых.

То, что для нас страх, преодоление, для них – высшая радость. Они знают, что смерти нет. И они точно знают, когда умрут. Один из признаков святости – знание времени своей смерти. Мы этого не знаем, мы грешные люди. Если бы знали, то грешили бы до последнего, а в последний момент покаялись и попали бы в Царствие Небесное. Святые подвижники неспособны были к нарушению заповедей Божиих, греху, поэтому им открывалось время смерти. Смерть была для них самой великой Божией милостью, потому что она соединяла их с Источником вечной любви – Господом нашим Иисусом Христом.

Расшифровка:
Вероника Можарова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс