Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (892) → Иеромонах Кирилл (Порубаев): Книга Исход. Что она для нас значит?

Иеромонах Кирилл (Порубаев): Книга Исход. Что она для нас значит?

№43 (892) / 15 ноября ‘16

Беседы с батюшкой

Отец Кирилл, мы знаем, что очень важно читать Священное Писание, открывать для себя его богатство, постигать смыслы. Книга Исход – вторая Книга Ветхого Завета. Что это за Книга и о чем она?

– Вы совершенно верно сказали, что чтение Священного Писания очень важно для верующего человека, и не только Нового Завета, как некоторые думают, но и Ветхого. Книга Исход – вторая Книга так называемого Пятикнижия Моисеева. Она содержит описание очень важных событий библейской истории – не просто истории, а Священной истории, где описывается рождение израильского народа, в котором через несколько столетий родится наш Спаситель, Господь Иисус Христос.

Что это за Книга, что в ней описывается? Название говорит само за себя – Исход: исход еврейского народа из Египта – основное событие этой Книги; в ней описываются приготовления к исходу из Египта, события, предшествовавшие исходу израильского народа из Египта, и то, что произошло после исхода.

Все мы знаем десять заповедей Моисея. Так вот, эти заповеди в Священном Писании впервые приводятся именно в Книге Исход, вскоре после описания того, как еврейский народ покинул пределы Египта. Вскоре после этого на горе Синай Моисею Господь в откровении дал эти заповеди.

Не только десять заповедей были даны Моисею на этой горе, но и указания относительно того, как именно еврейский народ должен был совершать жертвоприношения Господу, как приготавливать себя к тому, чтобы молиться и приносить жертвы. И это вторая составляющая Закона; Закон – это именно то, что было дано еврейскому народу на горе Синай.

Первая составляющая – десять заповедей и другие, так скажем, этические заповеди. Вторая составляющая, которую Господь дал Моисею на горе Синай, – заповеди богослужения. И третья составляющая, тоже очень важная для еврейского народа в Ветхом Завете, – это заповеди устройства общества, заповеди закона социального, если можно так сказать. Вот эти три составляющие можно назвать одним словом – Закон. Он определял жизнь еврейского народа вплоть до Пришествия Господа Иисуса Христа. Поэтому значение Книги Исход для всего Ветхого Завета и для Нового Завета (мы, наверное, об этом сегодня еще поговорим) очень и очень велико.

Книга Исход, наряду с Книгой Бытие (Бытие – это первая Книга Ветхого Завета), очень важна. Эту группу Книг – Исход, Бытие и другие – называют еще Книги законоположительные, так как в них дается Закон: даются заповеди, как именно еврейский народ (а многие из этих заповедей унаследовали и мы, христиане) должен был жить.

Теперь хотелось бы поговорить об авторстве. Кому приписывается Книга Исход, кто считается ее автором?

– Книга Исход была написана пророком Моисеем. Я уже упомянул, что эта группа Книг – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие (первые пять Книг Ветхого Завета, вы можете прочитать их названия, если откроете оглавление Библии) – называется Пятикнижие Моисеево; это означает, что Моисей их и написал. Впрочем, в современной науке, преимущественно на Западе, существует множество мнений относительно того, кто именно написал эти Книги. И, конечно, возникает вопрос: а почему вообще люди сомневаются в традиционной точке зрения, что Моисей – автор Пятикнижия?

Оказывается, в этих Книгах фигурируют названия городов, имена и описания событий, о которых Моисей знать не мог, – так называемые анахронизмы. Приводится название города, которое совершенно точно появилось после того, как Моисей жил. И люди, особенно на Западе, исходя из этого факта, говорят, что, значит, не Моисей написал эту Книгу, и, значит, Церковь нас обманывает, не хочет верить науке, прислушиваться к объективным данным.

Но, конечно, это неправда, и неправильно так мыслить. Потому что Ветхий Завет (так же, как и Новый Завет) возник не сразу, он формировался на протяжении многих столетий, он редактировался. И когда переписчик переписывал книгу, в частности Книгу Исход, он мог заменить старое название, не понятное его современникам, на новое название. И потом именно оно дошло до нас, а старое было утеряно или использовалось в другом месте, где переписчик по какой-либо причине не заменил название. Или, быть может, переписчик заметил, что в Книге Исход или в какой-то другой Книге не указана какая-то деталь, о которой знали все его близкие, все представители иудейской общины того времени. Все о ней говорили, и он решил ее зафиксировать, поскольку был твердо уверен, что это событие истинно.

Самый яркий пример – описание смерти Моисея. Конечно же, Моисей не мог сам описать свою смерть, а именно в Пятикнижии описывается смерть Моисея. Но вполне логичным было дополнить Пятикнижие Моисея описанием кончины этого пророка. Конечно, этот фрагмент был написан не Моисеем, но, безусловно, ядро, основная часть, практически вся Книга Исход и другие Книги Пятикнижия были написаны пророком Моисеем. У нас нет никаких веских оснований отвергать эту точку зрения. Мы можем несколько корректировать ее, но говорить, что не Моисей написал Исход, у нас нет оснований.

Конечно, если человек осознанно хочет опровергнуть традиционную точку зрения Церкви, то он будет говорить: «Вот, посмотрите, я нашел зацепку и теперь говорю, что из-за этой зацепки, из-за этого маленького несоответствия утверждение, что Моисей написал Книгу Исход, неверно». Но для этого нет никаких оснований. Таким образом, традиционно считается, и мы должны так считать, что Книгу Исход, как и прочие Книги Пятикнижия, написал пророк Моисей.

Очень интересно, спасибо, отец Кирилл. По поводу датировки еще спрошу Вас: я знаю, что Вы этим вопросом тоже интересуетесь. Какие есть мнения?

– Датировки события исхода? Есть еще другой вопрос, но мы не будем его касаться: когда именно была написана Книга Исход, когда именно она редактировалась. Но мы говорим именно о событии.

Да, именно о самом событии.

– Это очень интересный вопрос, поскольку мы верим, что в Священном Писании и Нового Завета, и Ветхого Завета описываются вполне реальные события – это не мифы, не сказки, это реальные события; впрочем, иногда акцент делается на моментах, кажущихся наиболее важными автору. И некоторые моменты, которые показались бы историку более важными, нивелируются, описываются очень кратко. Но, тем не менее, мы верим, что в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов описываются реальные события, не образы. Мы можем, конечно, использовать и образы, но за ними стоят реальные события.

И если мы в это верим, значит, мы должны говорить, что и исход израильского народа из Египта имел место. И тогда мы должны спросить себя: а когда это произошло?

Я немножко оговорюсь. В православной богословской науке говорится, что первые главы Книги Бытие мы не должны трактовать только как историю в нашем понимании смысла этого слова. Это события надысторические. Мы верим в то, что они имели место, что сотворение мира действительно произошло, что Господь сказал: «Да будет свет», – и стал свет. Но Книга Бытие не дает точного описания – когда, и поэтому мы не задаемся этим вопросом. Здесь большое значение имеет образность описания. Но даже и здесь мы говорим, что события, которые описываются в Книге Бытие, – сотворение мира, всемирный потоп, вавилонское столпотворение, – имели место.

Но если мы попытаемся приписать им конкретные даты, то потерпим неудачу, хотя это не означает, что мы ошиблись, признавая их реальными, это означает, что мы, быть может, не знаем все, и это значит, что автор стремился не дать нам историческое описание сотворения мира, а передать что-то другое. Например, показать, что именно Господь сотворил мир, что до того, как Господь захотел сотворить мир, мира не было, – это была задача автора.

А в Книге Исход мы уже вполне можем говорить об историчности событий. Значит, возникает вопрос: когда произошел исход еврейского народа из Египта?

Конечно, не только археология позволяет дать датировку события исхода, но и само Священное Писание. В Священном Писании мы можем найти два момента, которые приводят нас к двум разным датировкам событий.

Один момент – это сама Книга Исход, где говорится, что еврейский народ, когда уже он был притесняем египтянами, построил для Египта два города – Пифом и Раамсес, в тексте Священного Писания они называются «города запасов». Город Раамсес, известный из небиблейских источников, был построен в XIII веке до Рождества Христова. Ученые находят предполагаемое место, где город Раамсес мог находиться. Считается, что это был город под названием Пи-Рамсес (одна группа ученых так считает). И поскольку известно, что город был построен в XIII веке до Рождества Христова, отсюда делается вывод, что значит и исход произошел в XIII веке до Рождества Христова, при фараоне Рамсесе II.

Однако в тексте Священного Писания, в одной из Книг Царств приводится точная дата, когда Соломон (царь, живший много лет спустя после событий исхода) начал строить ветхозаветный храм в Иерусалиме – сейчас он разрушен, мы можем приехать и посмотреть лишь на то место, где он находился, однако приводится вполне конкретная дата (я ее сейчас точно не помню, известно, что спустя 500 лет после исхода, могу ошибиться), когда Соломон построил этот храм.

Когда Соломон построил храм, нам известно достаточно точно, все ученые здесь сходятся во мнении. И, отталкиваясь от этой даты, мы можем определить, когда был исход. Мы просто отсчитываем назад примерно 500 лет, и оказывается, что исход произошел в XV веке до Рождества Христова, даже указывается более или менее точно год – 1443 год до Рождества Христова, поскольку Соломон построил свой храм в IX веке до Рождества Христова.

Но мы видим здесь расхождения. Один текст Священного Писания указывает, что исход произошел в XV веке до Рождества Христова, а другой говорит, что в XIII веке до Рождества Христова. Как мы можем согласовать эти два момента? И дальше возникают две группы ученых-археологов, одни находят археологические данные в подтверждение того, что исход произошел в XIII веке до Рождества Христова, а другие говорят и находят данные в подтверждение того, что исход произошел в XV веке до Рождества Христова.

Наиболее подтвержденной считается все же точка зрения, что исход произошел в XV веке до Рождества Христова. Я упоминал города запасов Пи-Рамсес и Пифом, говорил, что есть предполагаемое местонахождение этих городов, дальше производится датировка. Те ученые, которые говорят, что исход произошел в XIII веке до Рождества Христова, нашли города, действительно существовавшие в XIII веке до Рождества Христова. Но другие ученые говорят (и они обосновывают свою точку зрения, это не голословные утверждения): «Нет, вы неправильно определили местоположение вот этих двух городов запасов, которые построили евреи». И указывают на другие города, построенные значительно ранее, в XV веке до Рождества Христова.

Я уже сказал, нам сложно точно утверждать, хотя наиболее обоснованна точка зрения, что исход произошел в XV веке до Рождества Христова. Почему сложно утверждать? Сложно согласовать археологические данные. Быть может, завоевание Земли Обетованной не произошло быстро, в один момент, как мы предполагаем, а произошло, быть может, в течение нескольких десятилетий, и поэтому нам сложно согласовать хронологию. Однако говорить, что события исхода не было, что Библия не описывает реальные события (а ведь речь идет именно об этом, и это очень важно), у нас нет никаких оснований. И если те или иные ученые говорят, что исхода не было, они, вероятнее всего, имеют предвзятую точку зрения.

Зачастую люди нецерковные полагают, что члены Церкви лишь только верят, но не хотят обращаться к фактам. Так вот, конкретно в этом случае я могу твердо сказать: это не так.

У нас остается немного времени, и хотелось бы посвятить его разговору об актуальности Книги Исход для нас, сегодняшних христиан. Что мы можем открыть для себя, какое послание эта Книга несет нам в сегодняшний день?

– Я слышал такое недоумение людей нецерковных, которые спрашивали меня: «А зачем вам нужен Ветхий Завет, если сейчас вы, христиане, не исполняете многие заповеди, данные Моисею на горе Синай? Например, вы не приносите жертвы, как это было описано Моисею. Почему вы не удалите эти моменты из текста Ветхого Завета?». Действительно, почему?

Ответ очень прост. Есть фраза, характеризующая важность для нас Ветхого Завета. Вслушайтесь в нее: быть может, ее не очень просто сразу понять – «Новый Завет в Ветхом Завете сокрыт, а Ветхий Завет в Новом раскрывается»; есть очень тесная связь между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Весь Ветхий Завет, в том числе события, описанные в Книге Исход, был приготовлением к Пришествию Господа Иисуса Христа: я уже упоминал сегодня, например, праздник ветхозаветной пасхи, когда каждый первенец в Египте умер, – праздновалось не это событие, а то, что еврейский народ освобождается. Этот праздник – прообраз Пасхи новозаветной. Посмотрите, в ветхозаветной пасхе происходит рождение народа: они жили в Египте как рабы, до этого вообще не было народа, была лишь одна семья, но этот народ исходит из Египта, ему дается Закон – и рождается народ. Так же и новозаветная Пасха – после Воскресения Христова, после праздника Пятидесятницы рождается новый народ, новый Израиль. В Ветхом Завете рождается ветхий Израиль, а после праздника Пятидесятницы, после Воскресения Христова рождается новый Израиль, новый народ Христов. И ему тоже дается закон – уже новый, закон любви.

Праздник пасхи в Ветхом Завете состоял в том, что евреи закалывали агнца, готовили его и съедали, и это было как бы сердцем праздника. Праздник представлял собой трапезу, которую совершала вся семья, – праздничный ужин, если можно так сказать. И этот агнец был жертвой. Так вот, Господь Иисус Христос тоже является Жертвой, поэтому Господа Иисуса Христа мы называем Агнцем, поскольку Он принес Себя в Жертву за наши грехи. И если мы не будем знать событий Ветхого Завета, то у нас не будет ни малейшей возможности понять символику Нового Завета. Зная Ветхий Завет, мы понимаем, почему событие произошло в Новом Завете именно так, а не иначе. А, с другой стороны, когда мы знаем Новый Завет, мы понимаем, почему какие-то события, немножко странные для нас, произошли именно так, а не иначе в Ветхом Завете.

Например, есть очень интересная и важная деталь – в празднике пасхи, который предшествовал исходу из Египта израильского народа, а потом праздновался ежегодно (Господь дал такую заповедь – праздновать ежегодно), евреям было заповедано, что когда они будут вкушать этого агнца, то не должны ломать кости его: его костей не сокрушайте. Почему? Непонятная деталь. Но евреи, конечно же, соблюдали это правило.

Однако в Новом Завете мы видим: воины, посланные Пилатом, пришли перебить голени двум разбойникам и Господу Иисусу Христу, которые находились на крестах, чтобы ускорить их кончину, и они увидели, что Господь Иисус Христос уже умер и не перебили Ему голени. И мы понимаем – вот эта связь: уже тогда Господь знал, что произойдет в Новом Завете, как именно пострадает Господь Иисус Христос, и дал нам для уверения, что Ветхий Завет это не просто, как некоторые нецерковные люди думают, описание каких-то образов, не просто миф, это реальность. Уже тогда было известно Господу.

Вот поэтому очень важно для нас именно событие исхода, поскольку исход – это рождение ветхого Израиля, а для нас – нового Израиля, праздник ветхозаветной и новозаветной Пасхи, а Пасха для нас – самый главный праздник.

То есть получается, что исход – выход из рабства, и Господь тоже нас освобождает от рабства, от греха.

– Да. Тогда было рабство египетское, а теперь Господь освобождает нас от рабства греховного за счет того, что Сам принес Себя в Жертву. И когда люди недоумевают, это происходит просто потому, что они не знают. Христианство – это то, что можно и нужно изучать всю жизнь, это удивительная глубина.

Стоит, наверное, вспомнить произведение святого Мелитона Сардийского «О Пасхе». Вы наверняка знакомы с ним...

– Да, конечно. Не только это произведение, множество святых отцов осмысляли события исхода. Вот вы упомянули Мелитона Сардийского, который в стихах описывает события исхода и на протяжении всего произведения приводит сравнения о том, что «вот, была ветхая пасха, посмотрите, как было тогда, а посмотрите, как Господь устроил в Новом Завете, и посмотрите, как это связано». Это удивительно красивое произведение, построенное вот на таких сравнениях. Вы можете его легко найти в интернете.

Но не только это произведение. Например, известный святой отец Григорий Нисский написал произведение «О жизни Моисея Законодателя» (понятно, почему Законодателя, поскольку именно через Моисея Господь дал закон еврейскому народу, который отчасти унаследовали и мы, христиане) и он осмысляет и дает нам трактовку, понимание, что именно означало то или иное событие в Ветхом Завете. Поэтому, конечно, нам следует изучать и изучать Книгу Исход.

Но для меня особо интересен вопрос именно датировки. Если кто-то вам скажет, что все это сказки и исхода не было, вы можете вполне твердо сказать: конечно, быть может, не так просто согласовать археологические данные с данными библейского текста, но это сделать гораздо проще, чем подтвердить, что исхода не было.

Спасибо, отец Кирилл! Действительно, очень ценно узнать эти мнения, понять, что это такое. Вы можете пожелать что-то от себя нашим телезрителям в рамках сегодняшней темы.

– Мы сегодня много говорили об археологии, упоминали и писания святых отцов, и христианских авторов. И, быть может, я как студент первого курса магистратуры нашей академии, пожелаю вам образовывать себя, знакомиться с удивительными сокровищами христианства. Но только следует это делать под руководством человека опытного. Пожалуй, мы можем всегда прийти в храм, спросить священника. А священники, которые в большинстве своем учились в семинарии, в академии, помогут вам, посоветуют книги.

Быть может, и студенты слышат нас сейчас – я вам желаю начать ваш собственный учебный год, чтобы открыть для себя новые и новые сокровища не только в Священном Писании, но и в церковной истории, в устройстве богослужения и в других церковных дисциплинах.

Благодарю Вас за очень ценную беседу.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс