Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (880) → Иерей Даниил Рябинин: Миссия Церкви в современном обществе

Иерей Даниил Рябинин: Миссия Церкви в современном обществе

№31 (880) / 16 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Гость программы хорошо известен нашим постоянным телезрителям. До недавнего времени он сам был ведущим православного телеканала «Союз»: до 2010 года вел программу «Беседы с батюшкой», с 2010 по 2012 год – программу «Архипастырь», а с 2013 года был соведущим программы «Читаем Евангелие вместе с Церковью». Сегодня у Вас, я так понимаю, дебют в нашей программе?

– В некотором смысле дебют. В этой студии я не первый раз, но в кресле гостя в священном сане – первый, и очень рад, что вы меня пригласили.

Поздравляем Вас! Волнуетесь?

– Конечно, некоторое волнение перед камерой, думаю, всегда присутствует у каждого, кто или ведет программу, или приходит в качестве гостя.

Сегодня тема разговора непростая – мы поговорим о миссии Церкви в современном обществе: с кем, если не с Вами, поговорить о ней, тем более что Вы не так давно стали возглавлять Миссионерский отдел (о работе Миссионерского отдела в епархии мы тоже поговорим). Как получилось, что Вы приняли священнический сан? Расскажите о своем пути.

– Здесь не будет какой-то сверхувлекательной истории. Скажу так: когда любой молодой человек приходит в духовную школу, семинарию (я поступил в семинарию в 2004 году), наверное, где-то в глубине своей души, сердца он чувствует призвание Божие, полагает, что когда-то будет служить и совершать свое служение у престола Божия в том или ином качестве. Поэтому, избрав такую форму обучения (для этого были свои причины, в том числе личного порядка), будучи одним из молодых людей, жаждавших церковного служения, я вступил на этот путь. И в какой-то момент жизни он реализовался – Божиим благословением через архипастырские руки нашего Владыки я приступил к совершению этого служения.

То есть для Вас это не было неожиданностью? Или было, в какой-то мере?

– Я думаю, неожиданность всегда случается, но в хорошем смысле этого слова. Все-таки пройден долгий путь, были разные послушания. Как вы упомянули, я начал вести эту программу, когда еще был студентом. У меня было, скажем так, вверенное мне послушание. То, как выполнялась работа, удовлетворяло в том числе и наше руководство. После завершения обучения в духовной школе я остался в семинарии и трудился там на самых разных послушаниях, какие только можно было нести. Поэтому старался максимально использовать знания, полученные в духовной школе. Достигнув некоторого момента своей жизни, я совершил священническое служение.

Сейчас Вы сказали очень важную мысль: Вы старались на всех послушаниях, служениях, которые Вам вверялись, быть максимально полезным, эффективным.

– Да. На самом деле, это задача любого христианина, миссия в какой-то мере. Наша миссия – быть порядочным человеком и исполнять свое дело в любом месте, где ты находишься, по-христиански добросовестно. Это одна из главных задач.

Вообще, все люди призваны к миссионерству. Это задача Церкви, задача каждого христианина. Мы всегда говорим: неважно, где ты работаешь, чем занимаешься, кто ты в социальном плане – будь христианином, оставайся им, это будет самая хорошая миссия. Господь Сам говорит об этом в Евангелии: «Видя добрые дела твои, прославят Отца Небесного, Который есть на Небесах». Если ты стал христианином, то необязательно все бросить, уйти в лес, закрыться в избушке... Такое призвание есть, но не обязательно каждому уходить в затвор. Мы видим, что среди нас тысячи и тысячи христиан живут порядочной жизнью, и это вдохновляет тех, кто окружает их.

Недавно совершалась память святого Серафима Саровского. Одни из самых знаменитых его слов: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот, собственно говоря, и принцип миссии – не надо ставить себе сверхзадачи, бороться с ветряными мельницами, выходить на площадь, кричать в микрофон: «Покайтесь!», еще что-то… Сейчас этого не требуется. Сейчас требуется быть порядочным человеком. Спросят тебя: «Как справляться с существующими проблемами (хотя мы говорим не «проблемы», а «задачи»), как ты справляешься, почему всегда позитивно смотришь на жизнь?». А ты ответишь: «Потому что я христианин. Взгляни на мир сквозь призму Евангелия, и тогда ты поймешь». Тебе ответят: «Да? Дай-ка я попробую…». И, думаю, это и будет одним из Евангельских семян, которые принесут хороший, добрый плод.

Мы заговорили о семенах и плодах, вообще о миссии. Что подразумевается под выражением «миссия Церкви»?

– Вопрос интересный. Если вспомним Символ веры, там перечисляются свойства Церкви: единая Святая Соборная Апостольская. А что значит «апостольская»? Вот все мы – Церковь? Мы – Церковь, мы – Апостольская Церковь.

А что значит Апостольская Церковь?

– Часто отвечают на этот вопрос так: Церковь Апостольская, поскольку она устроялась святыми апостолами и созидалась их трудами, в первую очередь по тому обетованию, которое дал им Господь наш Иисус Христос.

Все это верно, но мы еще не должны забывать, что это есть свойство Церкви, то есть оно определяет качество Церкви. Одно из этих качеств – апостольство. Каждый член Церкви апостоличен, поэтому Церковь, скажем так, вне реализации миссии не существует, поэтому в ней все направлено на миссионерство, в том числе богослужения и все, к чему бы мы ни прикоснулись. Везде мы находим отклик завета, который дает Господь: «Идите научите все народы и крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Эта заповедь остается актуальной во все времена. Нельзя сказать, что тогда она была актуальна, а сейчас нет – такого же не бывает и не будет никогда, поэтому каждый христианин, который становится членом Церкви, несет, в некотором смысле, апостольское служение.

А если человек только входит в церковную ограду, только изучает веру?

– Я понял ваш вопрос. Здесь речь как раз-таки о том, с чего мы начали. В этом смысле служение или проповедь не означают, что человек, только что пришедший в храм, должен обладать глубинными богословскими знаниями и тонкостями. Нет. Мы говорим о, скажем так, нормальном поведении человека, о повседневном христианском поведении, христианском осмыслении происходящего.

Апостол говорит: «Мир лежит во зле». Христианин призван избавить мир от этого зла своей жизнью, в том числе освятить. Вспомним опять слова Серафима Саровского… Тысячи людей вокруг нас не спасаются. Вокруг кого-то, может быть, спасаются, но вокруг нас конкретно? Если не спасаются, значит, мы не до конца реализовываем потенциал, который Господь дал нам, в том числе через таинство Крещения. Исправляй свою жизнь, освящай ее дарами Святого Духа – и люди вокруг тебя будут это видеть и меняться.

Вы сказали, что достаточно быть христианином в повседневной жизни. Даже не достаточно, а надо стремиться к этому. То есть не обязательно разбираться в догматах?

– Не то что не обязательно… Тогда мы придем вот к чему. Иногда люди говорят: «Зачем нам эти глубокие вещи, я хожу в храм, ставлю свечи, в воскресенье, пусть не в каждое, бываю в церкви, исповедуюсь раз в месяц или в пост (не суть), но вопрос: зачем мне все это надо? Зачем читать, разбираться в толкованиях, изучать догматические формулы? Это же так тяжело!». Кто-то скажет, что просто не может это делать физически, устал по жизни. Говорят: буду ходить в церковь, но этими вещами заниматься не буду. Это тоже крайность. Знаете, почему? Здесь надо задаться вопросом. Человек говорит: «Ну, я же, в принципе, заповеди исполняю». Таких людей много.

Никого не убивал...

– Да, «никого не убил, не украл в больших размерах, веду себя, в общем, целомудренно, со своей супругой живу…»

Даже детей воспитываю...

– Да, «отца и мать своих почитаю. Что еще-то от меня надо?» Все хорошо и прекрасно. Ну, не надо забывать, что из десяти заповедей человеку обычно приходят на ум три-четыре, которые мы сейчас перечислили. Их можно назвать универсальным нравственным законом. Нормальное общество, в принципе, живет по таким критериям: убивать нехорошо, налево-направо ходить нехорошо. Поэтому мы задаемся вопросом (может быть, он не совсем корректный): а что выше, главнее, что идет впереди – заповедь или догмат (догмат как вероучительная истина)? Как вы думаете?

Не знаю. Наверное, все-таки заповедь.

– Да. Поэтому мы и говорим, что заповедь идет впереди, она главнее, поэтому я исполняю десять заповедей – и все. Извините, тогда ничего дальше не надо.

Развития не надо...

– Но, если мы рассудим и подумаем над этим, все будет несколько не так. Догматы – это не просто некие формулировки, которые кто-то когда-то придумал. Это богооткровенные истины, преподаваемые и усвояемые Церковью как общеобязательные истины для всех верующих христиан. Так, если мы не знаем, Кто такой Бог, мы не ответим, чего Он от нас вообще хочет. Тогда десять заповедей, может быть, и будут нам понятны. Но давайте откроем Евангелие и найдем там заповеди Блаженств. А в них говорится: блаженны нищие духом, блаженны, когда вас избивают и гонят, когда вас убивают.

Зачастую неправильное их понимание приводит к вопросам.

– Да, это что вообще? Получается, когда мы говорим о заповедях, то начинаем ориентироваться на заповеди Ветхого Завета, но заповеди Нового Завета не понимаем. Но к нам-то Господь пришел и сказал: «Даю вам новую заповедь любви». Этот закон любви, принцип любви раскрывается в заповедях блаженств. Но если мы не понимаем, Кто такой Господь, мы не поймем, почему Он от нас хочет жертвенности.

Люди приходят в церковь крестить ребеночка. Спрашиваешь: для чего вы хотите креститься или крестить? Бывают разные ответы, один из топовых – чтоб не болел, чтобы было все нормально. Кто-то скажет, что появляется ангел-хранитель, который будет оберегать. Простите, но с чего вы взяли, кто вам пообещал, что после того, как вы станете христианином, у вас в жизни все будет нормально? Мешок денег свалится? На работе все отлично станет?

Почему так? Напротив, Господь не обещает нам легкой жизни, это надо понимать. Откройте Евангелие, почитайте. Господь говорит: «В мире этом скорбны будете, но дерзайте, ибо Я победил мир». Господь дает нам путь и возможность справиться с проблемами мира, с его задачами, преодолеть их. Отсюда мы и читаем заповеди блаженств: блаженны миротворцы… Почему мы должны смириться с какими-то несправедливостями нашей жизни? Как противостоять этому злу? Христиане говорят: ты смирись, потерпи. Человек скажет: ну как так, что это такое, ударили тебя по щеке – подставь другую?

Зачастую этим и оперируют люди...

– Да. А почему? Потому что мы не знаем, Кто такой Бог, – поэтому и не знаем, что Он от нас хочет. Если мы знаем, что Бог есть любовь, тогда понимаем, в чем заключается принцип любви, и говорим: да, с одной стороны, наша жизнь есть свидетельство о Христе в самых простых и мелких делах. Да, наша жизнь состоит из каких-то серьезных моментов, но, в общем, она складывается из мелочей, и на них мы тоже должны обращать внимание. Как паззл, состоит она из мелких общений, пересечений, действий.

Понятно, что на существенные вещи мы обращаем внимание, но мелочи нужно христианизировать, скажем так. А вместе с тем нужно помнить: если ты не будешь обращать внимание, в том числе, на свое вероучение, не будешь к этому стремиться, говоря, что тебе это не надо, что ты не понимаешь, тебе тяжело, с этим не разберешься, такой путь может стать тупиковым. Или мы столкнемся в жизни с таким вопросом, на который не сможем ответить никогда. Вот и все. Если мы не будем понимать или рассуждать о том, Какой Бог, ради чего мы живем, какие цели и смысл жизни у нас имеются, – если мы не отвечаем на эти вопросы, тогда даже если мы хорошие, добрые люди, все это может просто рассыпаться.

У нас звонок от телезрителя Евгения: «Святые много предупреждали, что самое страшное – привыкнуть к своей вере. Те люди, которые давно уже живут церковной жизнью, делают все «на автомате». Богослужения и молитвы повторяются изо дня в день. Как бороться с тем, чтобы не привыкнуть к вере? Каков Ваш совет?». Да, вопрос, как жить, чтобы этой привычки не было, и с другой стороны, дополню вопрос: кто вообще должен с этим бороться, и что значит «бороться»?

– Да, такое бывает. Мы констатируем, что некие религиозные священнодействия, обряды могут войти в обыденную жизнь и стать чем-то таким, что человек будет исполнять «на автомате». Ярким примером тому может быть фарисейство, о котором говорит Господь в Евангелии.

Как с этим бороться? Надо внимательно смотреть за собой. Если ты заметил, что просто «на автомате» бурчишь себе под нос молитву или приходишь в храм, крестишь лоб, а сам думаешь совершенно о других вещах… Конечно, надо себя ловить на этом.

Если такое происходит, значит, нужно попытаться избавиться от этого или, по крайней мере, переключить свое внимание на богослужение. Понятно, есть различные советы. Можно почитать духовных старцев и духовную литературу – Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), их труды о молитве и о многих вещах, в которых обсуждается этот вопрос; они самые известные для нас. Но, в принципе, это тема фарисейства. Из Евангелия мы помним, кто такие были фарисеи. Господь и обличает их за подобное отношение к религиозным вещам.

Еще один телефонный звонок от телезрительницы из Екатеринбурга: «Все ли могут быть миссионерами? Кому это противопоказано?». Можно я дополню вопрос? Что значит «я – миссионер»?

– Интересный вопрос… В самом начале мы сказали, что апостольство, или миссионерское служение, присуще всякому христианину. Но не всякий может его реализовать верно. Господь все-таки избирает двенадцать апостолов. Почему, по каким критериям? Что, какие-то люди были лучше или хуже? Или эти двенадцать апостолов были великолепными, блестящими ораторами знаменитых иудейских школ? Нет, это были «люди сомнительные» – на кого можно было возложить дело миссии? – совершенно непонятные люди, рыбаки какие-то...

Это первый момент – мы вообще не должны бояться фразы «я – миссионер». Такого страха не должно быть, независимо от того, работаешь ты дворником со средним образованием, образно говоря, или кандидат исторических наук. То есть наша миссия – сказать слово о Христе, вести себя как христианин – возможна в любом случае. Кому это противопоказано? Здесь должно быть чуткое руководство. Ведь миссионер – не просто объявивший себя миссионером, вышедший на улицу человек, что-то говорящий. Все-таки это человек, который ходит в храм, у него есть духовник, понимающий церковную жизнь, Евангелие.

Очень часто на тропу миссионера выходят люди, только что пришедшие в Церковь. Их сердце горит ярким огнем, они готовы сейчас же одним словом сдвинуть все горы. Подчас сталкивается человек с непониманием или ему говорят: «Простите, мы вас потом послушаем». Это говорили и апостолам, – но здесь нужна твердость веры. Если ты таковой в себе не ощущаешь, если ты еще не готов, то лучше готовься. Как спортсмен – он же тренируется, он же не допинги употребляет, а тренируется, готовится к соревнованиям, слушает тренера, понимает, какую нагрузку выбрать. И когда тренер его допускает, тогда он выступает. Вот такое христианское понимание своего служения тоже должно быть. Но быть христианином, как мы говорили, нужно везде и всегда, в любом случае, в любом деле, в любой работе. Это будет самая хорошая миссия сейчас.

У нас еще звонок, от телезрительницы Натальи: «Как быть миссионером для своих родителей? Они воспитаны совсем в другом мировоззрении. Как говорится, яйца курицу не учат, я же не могу говорить ничего своим родителям, это вызывает у них раздражение. Как быть?».

В социальной сети телезрительница Эльвира тоже оставила подобный вопрос: «Как разговаривать с неверующими людьми о вере, особенно с родственниками и близкими?».

– С родными и близкими возникает всегда больше проблем, чем с другими людьми. Это понятно, об этом прекрасно говорится в Евангелии – Сам Господь говорит слова: «Нет пророка в отечестве своем». Не слушают почему-то. Такой вот принцип жизни… Это – с одной стороны. С другой стороны, необязательно миссия должна быть вербального характера, словом. Наш добрый пример тоже посеет в сердце человека Евангельские, христианские принципы. Вот что важно.

Иногда мы все наше дело сводим к высоким речам, словам. Кто-то слушает священника с амвона, потом воспроизводит эти речи у себя дома – может быть, много пафоса и много чего другого. На самом деле, от человека-то не это требуется. Все это прекрасно, когда есть такие замечательные слова, потому что они нам нужны. Евангелие – это замечательные слова. Но какое самое духовное Евангелие? Евангелие от Иоанна Богослова. Оно написано самым простым языком, там использовано меньше всего слов по сравнению с другими евангелистами. Но оно самое духовное.

Поэтому – доброе слово, добрый пример, так же, как в супружеских отношениях. Часто люди жалуются, что их супруги неверующие и вообще плохо смотрят на то, что они ходят в храм. Как быть? Таких ситуаций огромное количество – чаще в храм приходят девушки, женщины, как жены-мироносицы идут за Христом. Мужчины уже потом идут, потом слышат слово о Христе. Но это тоже путь.

Как быть? Быть мироносицей. Поучиться у этих женщин примеру скромности, послушания своему супругу, любви к нему. То же самое, когда речь идет о наших родителях. Приходится терпеть человека в таких условиях. Он не воспринимает, не слушает, яйца ведь курицу не учат. Действительно, такая поговорка существует. Ну и не надо учить: не все призваны к учительству, как говорит апостол, одних Господь призвал учителями, других евангелистами, третьих пророками и так далее. Доброе слово, добрая жизнь, складное поведение, никаких склок и раздоров – тогда и скажут: мой сын или дочь живут христианской жизнью, добрый человек, хороший, а не злющий как собака, и с него хочется взять хороший пример.

Давайте подведем итог нашей передачи. Как Вам понравилось на месте гостя студии?

– Вполне комфортно и уютно. Самое главное – не бояться и не стесняться. Наши силы во многом ограниченны, но силы Божии безграничны. Иногда нам кажется, что труд неподъемный, непосильный для нас, но мы должны помнить притчу, которой Господь утешал Своих апостолов, в том числе посылая их на проповедь. Он говорил им: «Посмотрите, горчичное зерно маленькое, но вырастает огромным деревом. Так же есть и Царство Божие, так же и ваши силы». Да, наши силы малы, но с Божией помощью мы все можем сделать. Господь нам, каждому из нас, сказал самые прекрасные слова в мире, которые мог бы слышать человек: «Я с вами во все дни до скончания века». Это означает, что если мы действительно выбрали путь Христов, действительно хотим им идти, то Бог нам настолько близок, что мы даже не можем себе это представить. Может быть, и вместить в себя в полном смысле эту фразу не можем.

Поэтому, какие бы события ни произошли в нашей жизни, какие бы люди ни появились, мы должны помнить, что ни одного случайного человека в нашей жизни нет. Всех нам посылает Бог, и мы кому-то тоже посланы Господом. Будем знать, что с нами Бог Господь, что все получится.

Если мы стремимся и идем к Богу, это значит, что Господь делает в ответ большее количество шагов по направлению к нам. Вот весь принцип нашей жизни. Он всегда таким был и будет. Если мы идем к Богу, значит, Господь с нами, и никакие препятствия и трудности не смутят нас, все, что происходит вокруг нас, не будет ни страхом, ни переживанием, ни скорбью. Никакие кризисы или события за границей. На все надо смотреть по-христиански, сквозь призму Евангелия. Это будет залогом, в том числе, нашей счастливой жизни, потому что счастье мы обретаем рядом со Христом.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс