Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (880) → Иерей Максим Устименко: О преображении личности

Иерей Максим Устименко: О преображении личности

№31 (880) / 16 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Батюшка, Вы – клирик Преображенского собора. Расскажите, пожалуйста, о Евангельском сюжете Преображения Господня.

– Праздник Преображения – особый день, в том числе и в моей жизни. Я служу в Преображенском соборе уже долго – в 2015 году в праздник Преображения исполнилось 6 лет, как я был посвящен в сан пресвитера в этом же храме. Храм знаменит в Петербурге, он никогда не закрывался. Ему более 260 лет. Это собор гвардейского Преображенского полка.

Имеет смысл напомнить телезрителям о Преображении – Евангельском событии, главными героями которого стали Христос и три Его ученика. О нем говорится во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Иоанна Богослова. Евангелисты Матфей, Марк и Лука описывают его почти одинаково и в том же хронологическом порядке. В науке эти три евангелиста называются синоптиками, а их Евангелия – синоптическими, что в переводе с греческого означает «со-наблюдающие».

Евангелисты писали свои Евангелия в следующем порядке: сначала Марк – это первое Евангелие, самое древнее, затем Матфей и Лука, Иоанн Богослов – последний, и его Евангелие отличается от трех предыдущих. Матфей, Марк и Лука все описывают практически одинаково, но существуют некоторые отличия (например, у Луки своя интерпретация событий). У них, по всей видимости, есть и другой источник – это ставит синоптическую проблему Евангелий в науке.

Но наша цель – напомнить, что такое Преображение. Итак, произошло оно в Галилее, в северной части Палестины. Господь направлялся на север от города Кесарии Филипповой, где Он спросил Своих учеников, за кого почитают Его люди, и они говорили: кто за Илию, кто за Иоанна Крестителя, который к тому времени был уже казнен. Он спросил: «За Кого вы почитаете Меня?». И Петр, названный «камнем веры» за исповедание Сына Божия, говорит: «Ты Христос, Сын Бога Живого». И Господь запрещает им рассказывать остальным людям, что Он Христос, Мессия, Тот, Кого израильский народ ждал тысячелетиями и после этого предсказывает, что Ему надлежит очень много пострадать в Иерусалиме, быть распятым и на третий день воскреснуть. И предсказывает в том числе Свое Второе Пришествие. Евангелисты говорят, что Господь берет трех Своих учеников (Лука говорит, что через 8 дней, Матфей и Марк – что через 6 дней) – Петра, первоверховного апостола, который исповедовал Его Сыном Божиим, Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, и восходит с ними на гору помолиться.

Пожалуй, за все время земного служения Христа мы практически не видим Его молящимся с учениками. Обычно Он молится с ними во время трапезы, но это была иудейская традиция. А вот индивидуальная молитва у Господа, как правило, была наедине с Его Небесным Отцом, то есть Он уединялся. Лишь на Фаворе и в Гефсиманском саду мы увидим учеников рядом с Ним, причем и в случае Преображения, и во время гефсиманской молитвы ученики спят и, пробуждаясь, видят Христа молящимся.

Три ученика, очнувшись, видят Его преображенным: Его лицо сияет, одежды сделались белыми, как снег, такими, «как не может на земле белильщик выбелить ткань» (поскольку все ткани были серыми, то их нужно было либо окрашивать, либо белить). И рядом с Ним они видят двух мужей, очень важных для израильского народа, – Моисея, законодателя, через которого был дан Закон, и пророка Илию, самого главного в пророческой традиции.

Дело в том, что иудеи почитали Закон (Тору) – пять книг, по преданию, написанных Моисеем, которому на Синайской горе были даны скрижали Завета. Илия же – ревностный пророк. Закон и пророки – два очень важных богооткровенных направления в иудейской традиции.

И вот они беседуют с Ним о том, о чем Господь говорил с ними ранее: что Ему надлежит страдать, быть распятым и на третий день воскреснуть. И апостол Петр, даже не понимая, что происходит, говорит: «Хорошо нам здесь быть. Поставим три кущи» (то есть три палатки, три шатра). У иудеев есть праздник суккот – воспоминание, как израильский народ стоял у горы Синай, когда Моисей беседовал с Богом и получал Закон. Они вышли из Египта, были в путешествии по пустыне, и Господь, избравший их Своим народом, с ними присутствующий в облаке, в столпе огненном, давший на этой горе Свой богооткровенный Закон, открывает Свое имя. Воспоминания Петра были связаны именно с этим ветхозаветным праздником. Хотя само событие происходило не в этот праздник и не в период Пятидесятницы, между праздником песах и праздником дарования Торы, а примерно за 40 дней до страданий Господа Иисуса Христа. Это примерно февраль, если считать по отношению к новозаветной Пасхе.

И это видение исчезает. Христос предстает перед ними в обыкновенном облике, нет уже этих мужей. Это символизирует то, что время Ветхого Завета прошло, и наступило время Нового Завета, Христос явлен им в Своем Божественном величии. Это событие, конечно, для всех трех евангелистов самое главное, пожалуй, кульминационное событие в земном служении Иисуса Христа до Его страданий, Его смерти и перед Его Воскресением и неразрывно связано с будущим воскресением из мертвых: Христос приоткрывает ту славу человеческого естества, которая будет по воскресении. Христос воплотился, Он принял человеческий образ, человеческую плоть, и, будучи Богом, обожил человеческое естество.

То, что Он преображает в Себе, в этот момент приоткрывает и будущее – окончательное Преображение, обожение, уже неотъемлемое от человеческой природы, то, чему надлежит быть и с Ним, и со всеми, кто уверует в Него как в Сына Божия, распятого и Воскресшего, то есть в то, что ждет каждого человека.

Вопрос телезрительницы из Самарской области: «Преображение Господне произошло днем или ночью?».

– Евангелисты не уточняют времени суток, не уточняются ни дата, ни время года. Но мы считаем, что это случилось примерно за 40 дней до страданий Христа. Это событие глубоко символично и наряду с Крещением становится своеобразной иконой в Священном Писании, библейской иконой. У нас есть образы Спасителя, Богородицы, святых. Иконы пишутся по определенному канону, и в этом каноне все символично. Икона – не фотографическое и не просто живописное изображение, она несет на себе определенную смысловую нагрузку. Нимб вокруг головы – символ обожения. Если это Христос – обожение, воспринятое человеческой природой, а если Богородица, святые – обоженная через Христа, через веру в Него, через благодать Святого Духа человеческая природа. С событием Преображения Господня то же самое.

Указание двух пророков на Него как на Мессию, слова Бога Отца «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» – отсылка ко второму мессианскому псалму. В Ветхом Завете слова «Сын возлюбленный» употребляются только в отношении персонажа по имени Исаак (сына Авраама). Мы помним эту историю. Авраам был бездетен, но Бог по обетованию даровал ему сына, назвал ребенка Ицхак (Исаак). И отец должен был принести его в жертву. Таким образом Бог испытывал веру Авраама. Авраам в своей жизни безусловно доверился Богу. Он вышел из Месопотамии и ушел далеко-далеко, куда указал ему Господь, когда, уже будучи человеком в преклонных годах, стариком (и его жена была, по человеческим меркам, бесплодна), поверил в обещание Бога, данное ему в явлении трех путников, что через год у него будет сын (и он должен дать ему имя Исаак). Когда Бог потребовал от него принесения в жертву его сына Исаака на горе Мориа, Авраам доверился Господу, соорудил жертвенник и уже занес нож, и тогда ангел остановил его руку.

Возлюбленный сын – это Исаак, который был прообразом Мессии, Христа. Гора в Ветхом Завете связана с особым присутствием Божиим – на ней Моисею был дарован Закон, а Илии было видение в пещере. И оба они – боговидцы. Но в Ветхом Завете говорится, что невозможно было увидеть Бога и остаться в живых. Об этом сказано Моисею. И Илия Пророк не смог увидеть Его ни в шуме ветра, ни в землетрясении, а только в легком прохладном ветерке почувствовать присутствие Бога. Все теофании в Ветхом Завете были прикровенными. Здесь же Бог является воочию. Моисей, кому была дана Тора, и Илия, очень важный в ветхозаветной традиции пророк, воочию видят то, что было обещано и одному, и другому. Поэтому это словесная икона: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», гора, присутствие двух пророков.

Вот почему для евангелистов было неважно, в какое время и в каком месте произошло Преображение. Гора Фавор – это всего лишь христианская традиция, которая идет со времен императрицы Елены, когда император Константин подписал Миланский эдикт, даровал христианам свободу, и Елена обрела в Иерусалиме Крест, когда был построен храм Воскресения Христова, существующий до сих пор, а в Вифлееме – базилика Рождества. А на горе Фавор она основала монастырь с храмом, который был посвящен Преображению (либо трем апостолам – свидетелям Преображения, либо Христу и двум пророкам – Моисею и Илии, достоверно неизвестно).

Фавор – гора, которая традиционно связана с Преображением. Современная библейская наука предполагает, что это была не гора Фавор, а гора Ермон, поскольку Христос шел на север, в сторону границ с Сирофиникией, а гора Ермон как раз находится на границе Галилеи и Сирии. Кстати, в прокимене (то есть предшествующем стихе из псалма перед чтением Евангелия на утрени) 89-го псалма написано: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». Слово «Фавор» (звучит как «Табор» или «Табур») переводится с еврейского языка как «пуп», «пуп земли». И, вероятнее всего, в новозаветные времена это была не единственная возвышенность, было несколько таких гор, что, с научной точки зрения, говорит в пользу того, что это была гора Ермон.

Согласно церковной науке, библейской археологии и самим библейским данным, скорее всего, горой Преображения была гора Ермон. Евангелисты пишут, что одежды Христа стали белее снега. Гора Ермон покрывается зимой снегом. И поскольку событие произошло приблизительно в феврале, то вполне возможно, что в то время снег там был. А гора Фавор снегом никогда не покрывается – это раз. Во-вторых, во времена Христа на самой вершине Фавора была римская крепость. Она существовала со времен завоевания Палестины войсками Антиоха Великого Эпифана. То есть в крепости стояло римское войско. После Христа, уже в 70-е годы, иудеи подняли восстание против римлян, и крепость была уничтожена. Кроме крепости на склонах еще существовали поселения. Христос же молился в уединении, и на вершине горы Ермон никого не было. К тому же, полагаю, что поскольку гора Фавор не единственная возвышенность, которая была так названа, то вблизи Ермона были еще какие-то отроги, которые могли так называться.

Но, так или иначе, со времен равноапостольной императрицы Елены, когда был построен храм Преображения, традиция связала само событие с горой Фавор. И более того, люди, посещающие Палестину, Галилею в праздник Преображения Господня, видят, что именно в этот день на гору сходит облако, которое спустилось туда во время Преображения и скрыло Моисея и Илию и из которого раздавался голос (присутствие облака опять направляло людей к Библии – к тому, как евреи переходили Красное море, а Бог находился в облаке). Для евангелистов главное, какую символику несет в себе Преображение, будучи апогеем, вершиной земного служения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

По-гречески слово «преображение» звучит как «метаморфоси»: «мета» – это «изменение», а «морфи» – «форма». По-латыни – «трансфигурация». То есть «изменение внешнего образа». Христос воспринял образ человеческий, но в Нем этот образ изменяется. Цель Причастия, участия в таинствах Церкви – это наша метанойя: покаяние, изменение нашего разума, обращение к Богу посредством благодати Божией. Поскольку мы знаем, что Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь не умрет, но будет жить вовек: Я воскрешу его в последний день», мы причащаемся «во оставление грехов и в жизнь вечную» и знаем, что в нас, в нашем естестве произойдет преображение. Но так как Христос сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (и оно приходит для нас не где-то в будущем, а сейчас и здесь), то поэтому и преображение – во всяком случае, нашей человеческой души – возможно здесь. И не только души, но и нашего внешнего облика.

Сейчас очень популярны разнообразные восточные движения, производные от восточных религий, и часто используется тема просветления: «просветленный учитель», «достигнуть просветления». Синонимичны ли эти понятия с Преображением и можно ли их использовать православному человеку?

– Безусловно, эти понятия абсолютно несинонимичные. Метаморфоза, «метаморфоси», «преображение» – это изменение образа человека. А просветление в восточных культах, в буддизме предполагает некий выход души из человеческого тела, медитацию, уход в астрал. В буддизме предполагается нирвана – уход человека в никуда, в небытие; мы же говорим, что человек уникален, уникальна каждая личность – сколько бы нас ни было миллионов, миллиардов за все существование людей от Адама до сегодняшнего дня, до конца всех времен. Человек бесценен в очах Божиих, даже несмотря на то, что образ Божий может быть помрачен грехами. Бог любит каждого. И поэтому цель христианской жизни – это не уход в нирвану, в небытие, а приход к Богу, к вечной жизни, к Царствию Божию.

Как православный священник и верующий человек, я могу сказать, что это, скорее всего, не просветление, а ложный путь, путь самообольщения, путь к гордыне, путь Денницы, бесовский. В одном из тропарей канона Октоиха звучит: «Не к тому змий мне ложне обожение подлагает». То есть змей большего не предлагает мне, чем ложное обожение через поклонение себе, идолам, через идолослужение. А Христос – «Богоделатель человеческого естества», Который сделал человеческое естество Божественным. Он предлагает мне новый путь – путь преображения, воскресения из мертвых. И я, веруя в Него, обретаю Свет Божий. Поэтому мы говорим, что Преображение – праздник Света.

Кстати, каждое всенощное бдение в русской традиции оканчивается первым часом, где звучит такая молитва: «Христе, Свете истинный, иже просвещая и освещая всякаго человека, грядущаго в мир. Да знаменается на нас Свет лица Твоего… да в нем ходяще, узрим Свет неприступный». Свет неприступной славы Божией должен светить в нашей жизни. И этот свет может быть виден и через нас. Конечно, мы далеки от достижения такого подобия Божия, которого достигли преподобные. Может, кто-нибудь и сподобится такой великой славы, ведь Церковь и существует для того, чтобы была святость. Мы верим, что, поскольку есть благодатная жизнь, святые в Церкви будут до скончания времен. Но и через наш обыкновенный христианский подвиг ежедневного делания мы можем показывать свет всему миру, что мы – соль земли. Христос говорит Своим ученикам (а значит – и нам с вами): «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного».

В Преображении мы видим некий отблеск жизни будущего века. Можем ли мы рассуждать, каким будет человек после Второго Пришествия Христова?

– Мы можем об этом говорить, можем почитать святых отцов, апостола Павла, который сказал: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Мы можем предполагать, каким будет это изменение. Мы знаем, что будет примерно так, как описали евангелисты в сюжете Преображения. Мы знаем, что по Воскресении из мертвых Христос изменился, ведь ученики Его очень часто не узнавали. Мария Магдалина, которой Он является первой, узнает Его лишь по голосу, по особому обращению, когда Он обращается к ней по имени. Ученики узнают Его в преломлении хлеба. Когда они рыбачили на озере Галилейском, а Христос был на берегу, они узнают Его лишь по каким-то жестам, словам, то есть облик Его стал иным – осязаемым, тем же самым, но при этом Христос преобразился так, что, например, мог проходить сквозь стены.

Реалии этого мира становятся для человека иными по его воскресении из мертвых. Древние отцы рассуждали, что такое свет Преображения. В частности, впервые этот вопрос был поднят отцами Каппадокийцами не столько относительно события Преображения, сколько относительно обожения. Они ввели такие понятия – природа Бога (по-гречески «усия» – ousia: «сущность»,) и ипостась отдельных Личностей, Лиц Святой Троицы. Каппадокийцы – это Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Они говорили, что, поскольку Бог запределен миру, Он, будучи Существом неизменяемым, простым, не может быть причастным этому тварному миру, так как это будет предполагать какое-то изменение. Но Бог, между тем, не оставляет попечения об этом мире – мы говорим, что даже существует Промысл Божий. Он присутствует в этом мире посредством благодати. Григорий Палама, память которого мы празднуем в Великий пост (а пост – это особый подвиг, мы пытаемся достигнуть чего-то, стяжать благодать Божию), говорил, что достигнуть этой благодати возможно. И об этом говорит все учение древних отцов Восточной Православной Церкви.

Слава Богу! Всех с праздником Преображения! Да светит свет Христов, свет Фаворский, в нашей жизни! Мира вам и благодати Божией. Храни вас Господь.

Расшифровка:
Арсения Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс