Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (880) → Игумен Дамиан (Залетов): Преображение Господне – кульминация земного пути Спасителя

Игумен Дамиан (Залетов): Преображение Господне – кульминация земного пути Спасителя

№31 (880) / 16 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – Преображение Господне. Почему Преображение считается кульминацией земного пути Спасителя?

– Я бы сказал иначе: не кульминация, а подготовка к ней. Если использовать слово «кульминация», то оно, скорее, относится к страданиям и Воскресению Господа. Вознесение – завершение земного пути и нашего преображения.

Преображение готовит христиан к этим великим событиям и осмыслению Иисуса Христа как Спасителя мира. В богослужебных текстах праздника мы слышим слова о подготовке апостолов, о том, что они нуждались в углублении понимания Христа. Нам тоже требуется углублять свое понимание Христа.

С другой стороны, конкретно апостолам требовалась подготовка к предстоянию Голгофе. Это было большое испытание для них, и мы знаем, как непросто оно проходило. Но и мы должны идти этим путем, хотя формально мы и знакомы с Евангельскими событиями, знаем о распятии Христа, о Его Воскресении. Но часто наше понимание поверхностно, и нам требуется проникнуть в эти события, стать их соучастниками.

Что требуется, чтобы стать соработником, сотрудником? Надо стоять где-то рядом, быть близко. Это требует от нашей человеческой природы изменения. Надо изменяться, то есть преображаться. Преображаться должны и наша душа, и наша жизнь. По мере нашего внутреннего преображения, работы над собой мы становимся все ближе ко Христу.

Результат, или, как мы говорим, кульминация – это Воскресение Христа. Апостол Павел пишет, что без воскресения тщетна наша вера. Воскресение – окончательное и уже бесповоротное преображение Христа. Если после Преображения Господь еще вернулся в Свой облик, сокровенный для человека, в смиренный облик Сына Человеческого, то после Своего Воскресения Он – уже постоянно преображенный Сын Божий, явленный нам через человеческую природу.

Апостол Павел поэтому пишет: мы уже не знаем Христа до распятия, мы знаем Его только воскресшего. И первый опыт этого знакомства апостолы получили во время Преображения. Хотя они многое не сумели осознать, но опыт – это очень важно.

Это очень поучительно и для нас – надо стараться, трудиться, даже если мы еще чего-то не понимаем. Например, опыт поста, опыт молитвы. Некоторые говорят, что им что-то непонятно или что-то тяжело, но сам опыт – это уже постепенное знание, он и подает человеку необходимое. Если мы будем все время откладывать, то можем никогда этого и не приобрести.

Преображение – прежде всего Евангельское событие, отражающее событие в жизни Христа, но, с другой стороны, оно вечно отражается в нашей жизни и нашей практике. Что было необходимо, чтобы стать соучастником Преображения?

Не все апостолы поднялись на гору со Христом. Почему Он взял с собой только трех учеников?

– Само событие Преображения говорит, что оно носит всеобщий характер, а для этого важно не количество участников, но само событие и участие в нем человека, ученика, апостола, христианина. Так же, как не все были свидетелями Воскресения, но теперь все мы – участники Воскресения до скончания века и всеобщего воскресения.

Символическое восшествие на гору означает, что мы отрываемся от земного, поднимаемся к Небесному. У Христа все важные события происходят на возвышенностях, поскольку это помогало отрешиться, оторваться от суеты. Ты выше – ближе к Небу.

Те, кто были на горе искушений, на горе Фаворской, горе Блаженств, знают, что любая гора требует совершить усилие по восхождению на нее: требует и физического, и духовного усилия. Поднятие на гору – это труд. Отрешиться – хорошо, а что для этого нужно? Приложить усилие, покарабкаться – это тоже огромная школа души.

Праздник Преображения приходится на время Успенского поста. Это тоже мудрое домостроительство Церкви. Мы карабкаемся по горе поста, и этот праздник как раз должен приходиться на время поста. Проникнуться праздником Преображения можно только «карабкаясь» в посте, находясь в его труде.

Мы можем предположить, что, когда апостолы поднимались на гору, они не несли с собой сумок с яствами и питиями. Может быть, и был какой-то родник на горе Фавор, возможно, какие-то дикие фрукты, трава… Понятно, что в таких условиях у учеников был пост – хлеб и вода. Это всегда были восхождения не быстрые – значит, возникала какая-то мера поста. То есть все это было невозможно без поста, какой-то работы над собой.

Здесь надо уловить такой момент: не просто тот, кто потрудился, получает награду, а те, кто трудятся, уже этим меняют себя. Ты трудишься над собой, преодолеваешь – это и есть преображение человека.

Преображение состоялось до распятия и Воскресения Христа, почему же праздник Преображения празднуется после Пасхи?

– У нас существует богослужебный год, который мы называем «богослужебный круг», и в него вставлены вся жизнь Спасителя и праздники, связанные с Божией Матерью, другими церковными событиями, и есть определенная накладка. Но если начать просчет, многие праздники взаимозависимы и дополняют друг друга. Если мы говорим о круге богослужений, то почему «после»? Может быть, и «до»? Ведь это спираль, и люди, которые знают богослужебный устав, видят эти закономерности.

Весь год за каждым богослужением мы вспоминаем и Рождество Христово, и Его распятие – каждые среду и пятницу, каждое воскресенье. В периодах этого круга постоянно присутствуют все эти темы.

Преображение – это завершающая часть года, поскольку богослужебный год заканчивается в августе. В сентябре начинается новолетие. Праздник Божией Матери – Успение – завершает в августе богослужебный год. Новый церковный год начинается праздником Рождества Божией Матери. Потом будет Воздвижение Креста Господня: Крест – орудие нашего спасения. Эти воспоминания Христа, Его страданий, Воскресения всегда присутствуют в нашем богослужебном круге. Одно немыслимо без другого.

Почему Преображение иногда называют вторым Спасом?

– Это народная терминология – восприятие народа, связанное с окончанием лета, началом осени, поспеванием фруктов. Так возникают некие привязки. Сначала выделяется Преображение, потом Нерукотворный Образ, и эти праздники называют Спасами, «округляют», связывают с освящением определенных продуктов, но это отдельная тема.

Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Главная идея, закрепленная в нашем богослужении, – освящение начатков первых фруктов и в целом плодов. То, что появляется нашим трудом и благодаря Господней милости, которая посылает нам силу, погоду, дарование нам всего этого в пищу. И мы за это благодарим Господа. Начатки – результаты любого труда.

Раньше в пределах нашей Русской Церкви в целом были схожие плоды и овощи, и поспевало все примерно в одно время, поэтому привязка была к Преображению. Но она не связана с глубоким историческим осмыслением этого события.

Идея – в освящении начатков. Например, мы собрали в своем огороде первую горсточку малины, а еще будет много. Первую горсточку созданного нашим трудом продукта мы являем Господу и говорим Ему: «Благодарим Тебя, Господи, что ты даровал нам этот благословенный Тобой плод». И за смирение, послушание и благодарность Господь благословляет и наш труд. Мы посвящаем первый плод Господу. На земле Господа являет Церковь, Тело Христово, значит, мы приносим плоды в Церковь как пожертвование – нищим, нуждающимся: не все себе, а первое мы отдаем Первому, благодарим Господа и отдаем.

Читается молитва на освящение, и это явное явление благословения Божия на все остальное, что выросло. Если человек так поступил, весь его урожай благословлен.

Мне кажется, что у нас сейчас есть два ошибочных нюанса. Во-первых, привязка к Преображению, поскольку у нас сейчас разнообразие плодов, созревающих в разное время. Так надо поступать со всем – с первыми огурчиками, помидорчиками: в этом действие любви и смирения. Не должно быть жесткой привязки к дате – иначе как быть с другими плодами и другими сортами?

Во-вторых, это должно касаться тех плодов, которые мы должны создать своим трудом, так как сейчас, в отличие от недавнего времени, большинство населения – городские жители, и у нас есть фрукты и овощи круглый год.

Праздник Преображения, конечно, может остаться, как некое общее благодарение за все. Но остается вопрос, что надо сходить в магазин, таким образом приложив результаты своих трудов, но не чтобы потом есть это дома, а чтобы поделиться с ближними и Церковью. Это борьба с нашим потребительством: мы вспоминаем, откуда все проистекает, – все от Господа. Когда мы забываем это, то потом имеем печальные результаты наших трудов.

Но если мы имеем большой успех, то он может быть нам и не во благо – как в притче о некоем человеке, что собрал большой урожай, запихнул все в амбары и сказал: «Всего припасено у меня на долгие годы. Душа, радуйся, ешь, пей, веселись!». А Господь говорит ему: «Безумный, в эту ночь душу твою истяжут от тебя. Кому ты все это приготовил?»...

Как раз один из аспектов этой притчи говорит: радость, счастье и удовлетворение не от количества и спелости, а от того, что ты потрудился и можешь кого-то порадовать – Ты в единстве с Господом, сотрудник Бога. Господь все это сотворил, Он посылает влагу, солнце, без которых ничего не будет, а ты тоже трудишься – пропалывал, поливал. Сотрудничество с Богом – вот подлинная радость, которая пришла в итоге твоего труда, и ты хочешь этой радостью поделиться.

Каков смысл явления Моисея и Илии на Фаворской горе?

– Это очень замечательная деталь Преображения Господня, которая есть свидетельство вечного существования души, того, что у Бога все живы.

Господь в свое время объяснял саддукеям и прочим, в чем смысл воскресения и говорил: «Не знаете ни Писания, ни силы Божией, а у Господа все живы. Он есть не Бог мертвых, а Бог живых».

Здесь это – свидетельство для тех, кто стремится быть с Господом: эти люди, величайшие праведники, есть в этом мире, и они близки Господу. Это утешение для них – будь верен Господу и всегда окажешься рядом с Ним.

Праведники – одни из самых ярких личностей Ветхого Завета. Пророк Илия – участник всей всемирной истории – глубокого Ветхого Завета, времен пророков, борьбы за истину, затем таинственное изъятие из этого мира, затем участие в Первом и Втором Пришествии Христа. Иоанна Предтечу называли явившимся пророком Илией. Два этих великих человека своими глазами увидели то, во что они верили и на что надеялись. Конечно, они не сомневались в бытии Бога, но как осуществится Спасение? Они верили, что Господь не оставит, хотя это было очень далеко от них. И то, что они теперь увидели это своими глазами, какое это торжество для них.

Мы знаем, что затем Господь сходит во ад, в шеол, и выводит оттуда праведников – Моисея, всех пророк, праотцов, древних патриархов. Все они увидели Спасителя, стали причастниками. Для нас, христиан, это вдвойне вдохновение и наде-жда, ведь мы уже участники Преображения, Воскресения Господа. Насколько мы должны быть тверды и непоколебимы! Они видели спасение в тумане будущего, а мы видим спасение уже реально, поэтому у нас нет повода унывать и отчаиваться.

Как Илия и Моисей, мы сами уже сейчас предстоим Христу и лицезреем Его в храме Божием, в таинствах и просим Его: дай нам быть участниками Твоего Воскресения.

Икона Преображения хорошо показывает нам это – в центре Христос; гора, как важный символ; сверху – Моисей и Илия, как некий образ истинных христиан; апостолы, которые лежат в страхе (это еще мы – мы в росте, мы в уповании).

Апостол Петр, увидев преобразившегося Христа, сказал: «Хорошо нам здесь быть». И мы это говорим, и церковные, и нецерковные люди: Господь помогает нам, спасает, хорошо нам на Божией земле. Но этого мало: мы не просто потребители, мы – участники, сотрудники, мы призваны к большему.

Уникальные слова Бога Отца, которые звучат как бы в противовес словам апостола Петра. Явления Бога Отца в евангельской истории редки, и вот Он говорит: «Это Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».

То есть слушайте не себя – нам хорошо, а слушайте Христа – и будет еще лучше, будете предстоять, как Моисей и Илия.

Каков смысл слов апостола Петра о трех кущах?

– Три кущи – три домика, три шалаша: остановить мгновение, некая статичность – «больше ничего и не надо!» – это тоже особенность человеческого мышления.

Замысел Божий иной – чтобы мы бесконечно радовались и совершенствовались в Боге. Есть путь еще прекраснее, это лишь отблеск, а впереди еще Воскресение и путь страданий к нему. К сожалению, Петр еще успеет произнести другие слова.

Эта статичность не решает вопроса: хорошо-то хорошо, но человек еще слаб, еще не разобрался в себе, не испытал себя, не отказался от земных страстей и страхов. Надо стать участником… Величайшая задача, поставленная перед нами Христом, – будьте святы, как Я свят. Поэтому статичность неприемлема… Слушать не себя, а Христа – заповеди, Евангелие, Голгофа, Воскресение, и все, что было до Вознесения, когда надо было слушать Его и следовать за Ним. Там все стало по-другому, и уже не нужны были кущи, но «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» – «всему миру несли благую весть и свою радость».

Кстати, здесь подсказка для поведения некоторых лиц и групп лиц: если подлинная радость и счастье от Бога, то когда кто-то где-то запирается (то, что мы называем отделившимися сообществами или расколами), – в этом статичность, она несовместима с ними. Церковь постоянно растет, она постоянно со Христом, даже Царство Небесное – это постоянное движение в бесконечной благости Божией. В Боге нет никакой статичности, но бесконечное усовершенствование и радость. Но этого надо достичь, а для этого надо слушать Христа. Здесь напоминание, что нужно читать Евангелие, прямая заповедь Бога Отца: «Его слушайте» – кто не слушает Христа, не слушает Бога Отца, находится в грустном состоянии: состоянии сна и «кущности», то есть ограниченности, примитивности.

После Своего преображения Господь Иисус Христос спустился с учениками с горы Фавор и совершил чудо исцеления бесноватого отрока. Имеет ли это исцеление символическое значение?

– Конечно. В Евангелии есть таинственный момент: сказано, что люди подбегали и как-то по-особому приветствовали Христа. Видимо, даже те, кто не участвовал в преображении Христа, хотя Он уже был в обычном виде, все-таки чувствовали веяние внутреннего света и тепла от Него. Некая притягательная сила от Него, которая вызывала, может быть, даже неосмысленное желание быть со Христом.

Конечно, события исцеления отрока имеют глубокую связь с предшествующим преображением на горе Фавор. Это продолжение мысли о том, что мы должны быть соучастниками и соработниками Бога.

Ученики не справлялись с исцелением этого отрока, и тогда Господь сказал очень важную фразу: только молитва и пост сокрушают силы дьявольские. Казалось бы, какое отношение имеют наши пост и молитва к кому-то другому? Оказывается, имеют: если мы трудимся над собой, мы становимся сопричастниками Божиего домостроительства спасения, мы становимся сотрудниками Бога. А у сотрудников Бога уже есть силы от Бога, коль они Его сотрудники, – силы для борьбы с дьяволом и злом.

Значит, у учеников было недостаточно сил?

– Может быть, была самонадеянность. Мне кажется, здесь тоже разоблачение лжецелителей, которые частью – пройдохи, но остальные – сотрудники дьявола: подлинный дар дается трудящемуся с Богом. Некоторые возомнили, что они хорошие и правильные сами по себе. Так с кем трудятся они?

Ведь трудящийся с Богом слушает Христа, вся жизнь должна быть поставлена по Евангелию – блаженны нищие духом, блаженны милостивые, и далее. Вот что дает право быть с Богом, и тогда Господь дает, кому нужно, дары. Мы знаем, что многие святые имели различные дары именно потому, что они трудились с Богом. Вот об этом и говорит Господь в словах сей же род изгоняется только молитвою и постом: не какие-то магические формулы и акты, а самоусовершенствование человека постом и молитвой. Труд должен быть именно со Христом, и это Его власть – давать тому, кому Он Сам хочет. Все это зиждется на покаянии и смирении.

В Евангелии сказано, что учеников Христа на горе Фавор осенило облако. Каково символическое значение этого облака?

– Это еще один замечательный образ. Мы имеем полное право назвать праздник Преображения днем Святой Троицы. Преимущественно мы называем так праздник Пятидесятницы, ведь в этот день в полноте явилась благодать Святого Духа: более яркого присутствия Святой Троицы, как Дары Святого Духа и Его Церковь, в мире уже не будет. Это как бутон, распустившийся в день Пятидесятницы: окончательное, реальное спасение благодаря милости всех Трех Лиц Святой Троицы.

Прикровенно Святая Троица не раз являлась в Ветхом Завете. Но это было предуказание: мирового сотериологического действия Ее в мире еще не было (может быть, лишь по отношению к Аврааму, а в нем – по отношению ко всему будущему человечеству).

Но первое яркое явление Святой Троицы – это день Богоявления. Сын крестится, раздается глас Бога Отца, и Святой Дух является в виде голубя. Тоже очень важная параллель: Богоявление – Преображение. Без нашего Крещения невозможно наше преображение. Крещение – начало преображения: Крещение, Преображение, а затем Воскресение – все взаимосвязано, идет четкая логическая сотериологическая линия.

Преображение – Сын являет Свою Божественную природу, слышится глас Бога Отца, и появляется облако, которое символизирует Святой Дух. В Евангелии четко сказано о сакральном характере этого облака. Снова является вся Святая Троица, и это напоминает нам и Кто наш Бог, и в чем суть нашего спасения – в возвращении к Богу. Это возвращение даровано нам через служение Бога в Лице Иисуса Христа. Он воплотился и присовокупил человеческую природу «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», дал нам залог спасения. Это очень красивая, вдохновительная догматическая тема.

Все удивительным образом взаимосвязано – служение Христа, Евангелие, все эти события. Все явления Святой Троицы идут по нарастающей – Крещение, Преображение, Пятидесятница, когда Святой Дух явился в виде огненных языков. Это уже наша частица, наша жизнь, наша практика. Человек как бы готовился к этому – в виде апостолов, учеников, ведь они были первые священнослужители, первые епископы Церкви, и они так готовились к своему служению. Недаром, когда выбирали апостола вместо предателя Иуды, выбирали того, кто был со Христом от момента Крещения Его от Иоанна. То есть некий полный курс «духовной академии» со Христом и соучастия, сопереживания.

Бог становится все ближе и ближе к нам, Он идет к нам навстречу, как отец идет навстречу блудному сыну, но воссоединиться с Ним мы могли лишь после событий на Голгофе и Его Воскресения. Пока не было прославления Христа на Кресте, ведь когда кто-то жертвует собой, как бы страшно это не выглядело, это слава человека, а в данном случае Богочеловека. Это высшая Жертва, которая только может быть на земле.

Так что это прекрасный и вдохновительный праздник, и дай Бог, чтобы мы не сужали его до яблок и фруктов, хотя это вопрос и важный для нас.

Большое спасибо, отец Дамиан! Благословите наших телезрителей.

– В замечательный Праздник Преображения Господня всем желаю прочувствовать радость божественного фаворского света, чтобы он освещал наш жизненный путь и был залогом вечного солнца правды Воскресшего Господа. Храни всех Господь!

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс