Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (880) → Протоиерей Олег Стеняев. Преображение Господне: Евангельский смысл

Протоиерей Олег Стеняев. Преображение Господне: Евангельский смысл

№31 (880) / 16 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Отец Олег, сегодня у нас день Преображения Господня. Двунадесятый праздник – вся Полнота Русской Церкви отмечает этот день, и сегодня предлагаю Вам разобрать смысл этого праздника: посмотреть Евангельский отрывок, который читался сегодня в храме, и понять, какой смысл заложен в этих словах. Итак, сегодня в храмах читалось Евангелие от Матфея, глава 17 с 1 по 8 стих. 1-й стих вот такой: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних». Почему есть это уточнение «по прошествии шести дней»?

– Действительно в Писании нет лишних слов. Каждое слово имеет какую-то свою нагрузку. Как Христос сказал: «Ни одна черта, ни одна йота не прейдет из Закона, пока не исполнится все». В святоотеческой традиции число 6 – это человеческое число, которое указывает на человеческую заземленность и ограниченность. И когда говорится, что это удивительное событие приобщения к тайне Божества Сына Божия происходит по прошествии дней шести имеется в виду, что, поднявшись на гору Фавор, апостолы как бы преодолели всю человеческую слабость, человеческую невозможность быть приобщенными к Божественному: следующее после числа 6–7, которое означает в Писании, по истолкованию святых отцов, благодатную полноту.

Мы видим в Апокалипсисе Христа, стоящего посерди семи золотых светильников. Апокалипсис говорит, что есть семь ангелов, которые оберегают христианские Церкви, и есть семь таинств церковных, которые совершаются Духом Святым и сообщают нам необходимую благодатную помощь. Поэтому здесь дается некий намек, что преодолев человеческую заземленность, человек возвышается до богообщения, люди становятся по благодати причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью, как пишет апостол Петр (2 Петр. 1).

И в Евангелии от Луки говорится уже о восьмом дне в связи с этим событием. А восьмой день в православном миропонимании – это день будущей жизни, когда мы выходим за пределы человеческой седмицы и уже входим в восьмой день. Как понять, живя на земле, как можно войти в восьмой день? Отцы подсказывают нам, что жизнь, которую мы проводим в храме, в молитвах, в изучении слова Божия, за богослужением, принадлежит уже не жизни временной, но жизни вечной – мы, живя на земле, уже становимся причастниками вечной жизни.

А почему именно трех учеников взял с Собой Господь на гору?

– Он взял их как свидетелей. Закон Моисеев устанавливает, что любое свидетельство верно при двух-трех свидетелях. Он берет трех, это уже как бы полнота свидетельской меры.

Он берет апостола Иакова, который символизирует собой мученическое страдание, апостола Петра, который есть символ преданного служения, и апостола Иоанна Богослова, который символизирует особую любовь ко Христу. Этим самым Господь как бы подсказывает нам, что, когда человек, как Иаков, совершает мученическое служение, – он восходит на высоту богообщения, или, как апостол Петр, всецело принадлежит церковной деятельности, восходит на эту полноту, или, как Иоанн Богослов, пламенеет любовью к Господу, он тоже может восхитить эту тайну Преображения Господня, приблизиться к ее пониманию.

Во 2-м стихе говорится: «…и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Скажите, что означает это преображение, почему одежды и лицо Его просияли как свет?

– Здесь обращается внимание, что о Лице и об одеждах говорится отдельно. О Лице говорится, что оно просияло как солнце, а об одеждах, в других Евангелиях поясняется, они были такими светлыми, как белильщик не может выбелить. И отцы поясняют: Лицо Его, которое просияло как солнце, обозначает, что Он показал в Своем человечестве (лицо это есть объект человеческого тела) свое истинное Божество – и в то же время святость Своей души. Об этом пишут и Иоанн Дамаскин в своих исследованиях этого события, и Блаженный Августин.

А вот по поводу одежд, которые были белы, как белильщик не может выбелить, святые отцы, в частности Иероним Стридонский, указывают, что преображение доступно всем верующим, которые последуют за своим Учителем, ведь Церковь называется телом Христовым. Как раз тело прикрыто этими одеждами – и здесь как раз свидетельство, что преобразившийся Господь преображает и Свою Церковь: Он сообщает силу преображающей благодати и верующим в него людям. Такой символический смысл в том, что и Лицо Его просияло, т.е. Его тело и одежды стали невероятно белого цвета.

Следующий стих, 3-й: «И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие». О чем Христос мог беседовать с ветхозаветными пророками Илией и Моисеем?

– Говорится в других Евангелиях, что они беседовали о предстоящей славе. Слава Христова заключалась в тех страстях, которые Он претерпел, и в казни на Голгофе; после этого Он совершил великое дело – искупление рода человеческого.

Но есть такое понимание об этой беседе у отцов в разных истолкованиях. О чем Господь мог разговаривать с Моисеем? Дело в том, что в Писании, в Новом Завете говорится, что Христос страдал и умер по Закону. Как это – по Закону? Так, как это предусмотрено Моисеевым Законом. В нем сказано: проклят висящий на древе. И Он повис на древе Креста и взял на Себя все проклятие наших грехов. В Законе Моисеевом говорится, что не бывает прощения грехов без пролития крови. И Христос истекает кровью на Голгофском Кресте. Закон Моисеев предусматривает, что за грех – смерть. И Он умирает на Кресте именно по Писанию, по Закону, который Бог изрек через Своего пророка Моисея.

А о пророке Илие есть святоотеческая точка зрения, что Христос говорил с ним не только о славе Своих страданий, но и о славе Своего Второго Пришествия. Ведь, по библейскому учению и по святоотеческой традиции, когда в мире произойдет всемирное отступление от веры и воцарится антихрист, Бог пошлет с Неба двух верных Своих свидетелей – пророка Еноха, который жил до потопа и был живым взят на Небо, и пророка Илию, который тоже живым был взят на Небо в вихре огненной колесницы: они сойдут во дни антихриста и будут проповедовать о славном Втором Пришествии Сына Божия и будут обличать царство антихриста. В других текстах Евангелия мы видим, что они говорили о предстоящей славе, и о славе Его Второго Пришествия.

А почему были выбраны именно эти пророки?

– Моисей был именно Законодатель, тот человек, который записал Пятикнижие. И как мы установили, Христос умер по Закону. Илия – это личность, которая примет деятельное участие перед Его Вторым Пришествием.

4-й стих говорит: «При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Как можно оценить такое поведение апостола Петра?

– Евфимий Зигабен, византийский ученый-монах XII века, называет такое поведение Петра священным безумием. Петр был импульсивный человек… Хотя он был человек в возрасте, старший по возрасту среди апостолов, у него были юношеская душа и юношеский характер. Смотрите как он ведет себя на Тайной Вечере, когда Христос говорит, что один из вас предаст Меня. Он говорит: «Если все отрекутся, я не отрекусь!». Смотрите, как он себя ведет в лодке, увидев Воскресшего Христа на берегу – он препоясался одеждой, прыгнул в воду и поплыл быстро к Господу Иисусу. И на горе Фавор он проявляет свой импульсивный характер. Он говорит: «Господи, как хорошо нам всем здесь быть!».

И действительно, сегодня люди, которые были в храмах, праздновали день Преображения, могут вместе с апостолом Петром сказать: «Нам было так хорошо за Литургией в день Преображения!». Я был на горе Фавор, посещая Святую Землю, и видел, что монахи сделали эти три символических кущи, в каждой из которых изображение Христа, и камень, на котором по-гречески написано: «Как хорошо нам здесь быть». А ведь «камень» – это и есть имя Симона, который дал ему Христос: «Петр» – «кифа», что означает «камень».

Следующий, 5-й стих: «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Что за облако? Мы видим его не один раз в Священном Писании, что оно символизирует?

– Облако символизирует присутствие Божие.

Осеняющее облако мы видим во дни исхода еврейского народа из египетского рабства. Облако присутствия Божия сопровождало их днем как облако, а ночью как огненный столп.

Мы видим это же облако, когда было Богоявление Господне, день Крещения Христова, когда Он крестился в струях Иордана – Иоанн Креститель Его крестил. Над головой Его был Дух Святой, осеняющее облако, и звучал глас Бога Отца – это мы видим при Крещении. И там Бог говорит, что в Нем Его благоволение. И вот отличие сегодняшнего события – здесь Бог говорит «Его слушайте»: Христос начинает учить только после того, как Он прошел Крещение и искушение в пустыне. Дополнение с гласом, который звучал из облака на горе Преображения, обусловлено тем, что теперь люди не просто знали, что в Нем благоволение (оно в Нем было от Его непорочного зачатия), а должны были понять, как относиться к Его Учению. И Бог говорит: «Его слушайте». И как при Богоявлении, при Крещении Господнем мы видим Святую Троицу: Бога Сына, стоящего в струях Иордана, Бога Отца, глас Которого звучал из облака, и Духа Святого, Который в виде голубином парил над головою Сына Божия. Так и в день Преображения святые отцы говорят, что мы зрим Христа, Который преобразился и показал Свою Божественную сущность, мы слышим голос Бога Отца, и осеняющее облако в данном случае символизирует Духа Святого.

Это, по сути, второе Богоявление?

– Да, как бы второе Богоявление. Но оно происходит накануне Его страданий, чтобы потом, когда апостолы увидят Его распятым на Кресте, они бы поняли, что это страдание вольное, т.е. добровольное. Ведь это было бы великое искушение для них, когда бы они видели Его на Кресте и перед этим не было тайны Преображения.

Но Господь специально показывает им Свое Божественное величие, святость Своей души, чтобы они поняли: все, что потом будет с Ним происходить, – это страдание вольное...

Однажды, когда апостолы пытались заступиться за Него (в частности, апостол Петр), Он сказал: «Неужели вы думаете, что Я не могу молить Отца, и Он не пошлет Мне легион ангелов, которые защитят Меня?». Тем самым Он хотел сказать, что Он добровольно идет на страдания, мучения и крестную смерть, которая Ему предстоит «нас ради спасения». Все, что Сын Божий делает здесь, на земле, он делает «нас ради человек и нашего ради спасения».

6-й стих: «И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались». Чем можно объяснить этот страх?

– Страх Божий, сказано в Писании, есть начало премудрости. Оказавшись посвященными в тайну Божества Христа Иисуса, они преклонились перед Ним, как перед Богом.

И это было для них великое потрясение. Мы видим, как изображается на иконах это событие, когда лучи от преображенного Христа способствуют их особому преклонению перед Богом на этой святой горе.

И 7-й и 8-й стих сегодняшнего Евангельского чтения: «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса». Вот это выражение «они никого не увидели, кроме одного Иисуса» – какова смысловая нагрузка в этих словах?

– Смысловая нагрузка такая: через Сына мы познаем Бога Отца, через Сына, через Его ходатайство мы имеем доступ к Духу Святому: однажды просили ученики Христа: «Покажи нам Отца, и будет нам довольно», и Он говорит: «Сколько Я с вами, и вы не видите? Видевший меня, видел и отца». А о Духе Святом Он говорит: «Я пойду к Отцу, умолю Отца, и Он пошлет вам Духа Святого».

Сошествие Духа Святого стало возможным только после искупительной Жертвы Христа Иисуса, потому что для принятия благодати Духа Святого надо было предуготовить людей, очистить их души, купить их драгоценной кровью Сына Божия и сделать их способными принять благодать Духа Святого. Поэтому все эти события – и страдания Сына Божия, и Его смерть, и последующее Воскресение, и день Пятидесятницы, день схождения Святого Духа – очень взаимосвязаны, одно событие с другим.

Но самый главный вывод, который мы можем делать из тайны Преображения, – что Христос есть истинный Бог. Наверное, все знают: есть люди, которые сомневаются в том, что Христос – Бог. Но если Христос не Бог, тогда Библия не есть слово Божие, и тогда не Бог сотворил мир.

Вот смотрите, что говорится в Священном Писании: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1 Петр. 1, 10–11) – Дух Христов издревле «говорил в пророках», т.е. Он через них давал нам наставления.

И если кто-то допускает кощунственную мысль, что Христос не Бог, тогда Библия не есть слово Божие, а есть слово Христа, если отсечь от Христа понятие о том, что Он – истинный Бог. Из Писания мы видим, что Христос есть то самое Божественное Слово, Которым Бог сотворил мир, Небо и землю: «…образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол. 1, 15–16). Т.е., если кто-то допускает эту странную мысль, что Христос не Бог, а мир творится именно Божественным Словом, Христом, то мир не сотворен Богом – это будет дикое противоречие утверждать. И Писание со всей достоверностью нам, что Он говорил издревле в пророках, Он – Бог, и Библия называется словом Божиим. Его словом Отец сотворяет мир, и Он, Бог, есть Творец этого мира.

В Библии есть много текстов, свидетельствующих о Божественности Иисуса Христа. Наиболее яркий текст – «потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Некоторые ошибочно говорят, что Его не называли Господом, Его называли Господином. Эти еврейские слова похожи: «Адонай» – это «Господь», а «адоним» – «господин», как и в русском языке «Господь» и «государь» однокоренные слова. Но давайте зададимся вопросом: здесь мы прочитали «и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».

Чтобы назвать человека господином или государем, мне нужен Дух Святой? Нет, Дух Святой нужен, чтобы открыть человеку, что Иисус из Назарета – это Господь, это Бог. Вот в этом нужен Дух Святый, а не когда человек из уважения к кому-то называет кого-то господином.

И когда апостол Петр исповедовал его Сыном Божиим, Сын – единосущный с Отцом, как, например, ваш ребенок от вашей плоти, а Сын Божий – света от света, Бога истинна от Бога истинна. Но так мы и выясняем, что тайна этого Божественного воплощения открывается от Отца Небесного – когда Петр исповедует Христа Сыном Божиим, Христос говорит: «Не плоть и кровь тебе это открыли, но Отец мой, Который на небесах». И то, что никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым, перекликается со словами, что только Отец Небесный может открыть эту тайну – она рационально непостижима.

Сказать, что Бог один может каждый человек, иудей и мусульманин. А сказать, что Бог триедин, «одно равняется трем, три равно одному» – это сверхъестественное понимание Бога, это свидетельство о Его непостижимости, которая естественно ускользает от нашего рационального эго и открывается только верующему сердцу Духом Святым.

Батюшка, Вы сказали, что Дух Святой не мог сойти на род человеческий до крестных страданий Спасителя – почему? Ведь в Ветхом Завете мы читаем, что Дух Святой неоднократно сходил в виде облака на иудейские племена, на еврейский народ.

– Надо сказать со всей достоверностью библейской, что Дух Святой почивал над этими людьми. Но так, чтобы Дух Святой входил в их жизнь органически, как это происходит в день Пятидесятницы, – такого, конечно же, не было. Было только одно человеческое Существо, Которое сподобилось принять Духа Святого до Пятидесятницы – это Пресвятая Дева Мария. И Иоанн Дамаскин пишет о том, что она пережила две Пятидесятницы: первая Пятидесятница – Благовещение, когда она исполнилась Духа Святого, и потому рождаемое от Нее было наречено Святым. И второе снисхождение она получает в день Пятидесятницы с другими верующими: сказано в Книге Деяний, что апостолы собрались с Матерью Иисуса. Что означают два снисхождения на одного человека Духа Святого? Если христианин крестится в детстве или зрелом возрасте приняв веру Христову, он становится чадом Церкви, его помазывают миром один раз. Второй раз христианина помазывают миром, когда он становится царем и его возводят на царство. Таким образом мы устанавливаем, что Дева Мария, которая пережила две Пятидесятницы, – Царица Небесная.

И уже последний вопрос: как православному человеку отмечать праздник Преображения Господня?

– Радостно – потому что хорошо нам быть на Фаворе. И когда мы в храме отмечаем это праздник, мы как бы духовно восходим на эту гору и радуемся со святыми апостолами чуду Христова Преображения.

Спасибо, батюшка, за столь интересную беседу, в завершение прошу: благословите наших телезрителей.

– Божие благословение, с праздником.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс