Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (876) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Нужно найти в себе смирение

Протоиерей Димитрий Смирнов: Нужно найти в себе смирение

№27 (876) / 19 июля ‘16

Беседы с батюшкой

Хочу начать с такого вопроса: «Из Евангелия мы знаем, как Господь помазал брением очи слепому и послал его умыться к купели Силоам. Почему? В других случаях Он не отсылал никуда человека, а подавал исцеление сразу».

– Я думаю, это было испытание веры слепого, дополнительное задание, как раз та малость, которой не хватало до удостоверения. Господь и в нашей жизни очень часто именно так Себя проявляет. Понятно, что Господь может все, и даже без брения обойтись. Но брение в данном случае является своеобразным вспомоществованием слепому, чтобы он осязал, что прилагается некое врачевство, для укрепления веры. А то, что он пойдет в купель Силоам...

Слепому, который никогда не видел, нужно найти дорогу, которую он не знает...

– Да, я думаю, связано с этим. Хотя, понятное дело, это всего лишь толкование моего окаянства.

Часто Господь человеку подает что-то, казалось бы, без его усилий...

– ...и даже без просьбы...

...а от другого требует очень много и времени, и силы, посылает серьезные испытания.

Вопрос: «Подскажите, как, на Ваш взгляд, можно ли искать будущего мужа на православном сайте знакомств? Или лучше ждать, когда Господь Сам пошлет с ним встречу?».

– Известно из опыта, что под лежачий камень вода не течет.

Все-таки какой-то поиск человек должен предпринять?

– Ничего и никому он не должен. Это зависит от веры человека и от молитвы. Если есть вера, человек может помолиться, и гора сдвинется и ввергнется в море.

Ну, такой веры мы давно не наблюдаем.

– Тем не менее, такая вера присутствует. Я помню, еще в юности читал в одном патерике, как один пожилой монах пришел в какой-то монастырь и говорит: «А есть у вас монахи, которые могут горы двигать?». И только он это сказал, гора двинулась. Он ей говорит: «Я не с тобой разговариваю». И она вернулась назад.

Вот в патерике это можно найти.

– Если человек имеет твердое упование на Бога, если молится, и если Богу угодно… Часто бывает, что у Бога об этом человеке другой план. Это тоже бывает, и нужно найти в себе смирение.

Иногда человека мучает какое-то событие давних-давних дней, и даже возникает ощущение греха.

– Ощущение греха – это вещь нормальная для грешного человека. Потому что если человек не ощущает себя грешником, то значит, у него что-то болезненное в душе. Есть такое русское выражение: с грехом пополам. Это вся наша жизнь. Поэтому такое ощущение может примешиваться. Лежит или не лежит?.. Даже если лежит, если какое-то событие ты воспринимаешь как грех, приди на Исповедь и покайся.

Чувство собственной греховности должно быть постоянно с человеком? Не приведет ли оно к унынию, если человек не очень крепок в вере?

– Дело в том, что Господь достаточно нам посылает всяких утешений, поэтому в унынии невозможно все время пребывать. Во всяком случае, это чувство должно быть близко, в шаговой доступности.

Вопрос телезрительницы: «Бог встречает души умерших, как бы получается, что Бог общается с этой душой первым. А есть ли понятие общения душ между собой?».

– Понятие есть. Но есть ли на самом деле общение, мы твердо не можем знать, об этом не сказано. Но есть об этом намек в одной притче – о богатом и Лазаре. Можете ее перечитать, там есть на это указание. Правда, это не событие, а именно притча, но она вполне дает нам такие основания.

Вообще, этот вопрос очень людей волнует: встретимся ли мы с душами наших родных, тех, кого любили, кто нас любил? Если эта встреча будет, значит, и общение будет.

– Конечно, людей это волнует. Как бы я хотел, чтобы людей так же волновала встреча с Господом, какое это будет общение, и как бы я хотел, чтобы люди ожидали этой встречи так же, как встречи со своими родичами… Как бы я хотел, чтобы люди поняли, что тот, кто не возненавидит отца, мать и всей жизни своей, не может быть учеником Христовым… Как бы мне хотелось, чтобы люди услышали эти слова Господни и поняли их! Тогда, возможно, души и встретятся.

Со слышанием и пониманием здесь, конечно, проблема.

– Да не только здесь – в Африке тоже.

Вопрос телезрителя: «Можно ли добрыми делами искупить свой грех? Или все-таки надо каяться?».

– Да зачем каяться? Искупайте: идите в купальню и там купайте. Родной мой, грехи наши искупил Христос на Кресте. Когда же вы все это усвоите? Сколько же можно говорить? Десятилетиями? А мы можем приобщиться к этому искуплению, если будем каяться. Неохота вам, я вас понимаю. Это непростая операция для души. Но другого пути у вас нет, его вообще нет.

Никакими способами человек сам искупить никакой грех не может.

– Конечно. Даже всяческие искупительные дела есть только «свидетели» покаяния. Если покаяния нет, то эти дела не имеют, собственно, никакой цены. Только внутри покаяния.

Апостол говорит об отсутствии любви в человеке: что все остальное, если любви нет? Хоть тело свое отдай на сожжение...

– ...медь звенящая и кимвал звучащий.

Вопрос: «Дочке шесть лет, очень любит, когда ее хвалят, сама выпрашивает похвалу. Как правильно поступать, чтобы в ней не развилось тщеславие?».

– Уже развилось.

Уже привилось, но еще пока не выросло.

– Тщеславие – вещь бесконечная, может расти всю жизнь и даже уже за гробом. Например, человек при жизни может заказать себе настолько помпезный мемориал, что будет удивлять прохожих своей безвкусицей и дороговизной.

Надо ребенка воспитывать. Нужно провести контрработу – десять тысяч раз, спокойно и вовлекая в диалог, объяснять, что воспитанные девочки так не стремятся к похвалам, это производит плохое впечатление. И вот тут тщеславие будет помогать: тщеславный человек очень заботится о впечатлении, которое производит, и сначала устно он перестанет желать похвалы. Потом надо переходить к более сложным вещам, чтобы и в уме этого не было, не было хвастовства и так далее. То есть это серьезная работа не на один год, гораздо больше, чем эти шесть лет.

Интересно, как в совсем маленьком человечке, еще только начинающем жить, уже взрослые грехи.

– Основное формирование человеческой личности происходит к четырем годам.

То есть эти четыре года важнее...

– Это фундамент. Конечно, всякое бывает движение. Про одного моего знакомого мальчика (ему сейчас 10 лет) одна доктор сказала: «Можно ожидать, что он догонит сверстников в развитии к своим 28 годам». То есть придется ждать довольно долго, практически две жизни.

А с чем связано его отставание?

– С травмами, которые нанесли ему, как их теперь называют, биологические родители.

В эти 4 года его жизни?

– Раньше даже.

Человечек родился вполне здоровым психически?

– Сейчас это трудно сказать. Известно, что были травмы, причем такие мощные, что они ушли в подсознание.

И теперь нужно ждать...

– Нет, не ждать. Нужно с ним активно заниматься, его развивать. Если ждать, то будет Маугли, он даже никогда не научится говорить. В доме, где диалоги «бу-бу-бу» и еще употребляется группа непечатных слов, ребенок не развивается, он не может учиться, у него нет никакой тяги.

Вопрос: «Я одна, скоро 32 года. Хочу семью, хочу заботиться о детях, о муже, не курю, не пью, но это никому не нужно. Вроде бы не страшная, но меня за всю жизнь никто не любил, всегда любила я, и из этого ничего хорошего не выходило. Как смириться со своей участью и одиночеством?».

– Чтобы что-то сказать, нужно расшифровать фразу: «всегда любила я» – что человек в это вкладывает?

Вообще, это может быть разночтимое понятие.

– Да, особенно в наш век.

У некоторых любовь – очень тяжело переносимое заболевание.

– Поэтому сказать трудно, это вопрос не для радио и телевидения, а все-таки для индивидуальной беседы.

Но когда действительно Господь судил человеку быть одному...

– Нет. Не хорошо быть человеку одному – слова Господни. Жизнь, которая могла бы быть исполнена счастья, люди сами превратили в кошмар, построенный совершенно против воли Божией. Им внушили: женщина должна реализоваться, должна кем-то стать, она – то, она – се… Никто никогда ни в учебном заведении, ни в детском саду не объясняет, что женщина должна реализоваться как мать. А когда выйдет на пенсию или откажет всем своим женихам – пожалуйста, пусть играет на арфе или строит мосты, ничего в этом плохого нет. Но если она хочет быть счастлива, жить в гармонии с Богом, с собой, то ей обязательно нужно реализовать свое материнство. Даже женщинам, которые родили только одного ребенка, не хватает этого счастья.

Вот, она пишет: «Хочу семью».

– Я слышу. Но люди у нас в Европе построили совершенно другую цивилизацию – антисемейную и антидетскую. Люди во всех странах Европы десятками миллионов убивают детей! И кто-то из них хочет детей. Но человечество – это же единый организм. И если будет война в соседнем государстве, других это тоже касается. Войны теперь, начиная с XX века, очень быстро перерастают в мировые, которые касаются всех, причем даже тех, кто склеивает эти войны, им тоже достается. Но сейчас нет нужды самому возглавлять войско, возглавляют только твои деньги, и чьи деньги победят, тот больше и наживется.

То есть, получается, сейчас идет война против собственных детей?

– Против человечества. А дети, старики и на третьем месте женщины – это самая незащищенная часть, вот они и страдают. Страдающая женщина – это продукт нашей цивилизации. Причем все эти постулаты продолжают действовать, их продолжают внушать. Наша же государственная школа должна готовить не юристов, экономистов, а должна готовить мать, учить женщину материнству, воспитывать ее. Должны быть такие предметы в школе – возрастная детская физиология, психология. Она должна к 17–18 годам, когда окончит школу, быть теоретически готовой матерью и знать все, начиная от бальных танцев и заканчивая тем, как пеленать младенца, знать все основные группы лекарств, все детские болезни, домоводство. Наша цивилизация калечит людей душевно, делает их несчастными.

80% вопросов, которые люди задают, связаны с нестроениями в семье, воспитанием...

– Да, конечно. С недостатками, которые люди допустили при воспитании своих детей, с полным непониманием, что это такое. Современный человек учит детей незнамо чему.

Обычно дети сами учатся. Их просто отпустили на свободу...

– Да, что-нибудь, где-нибудь и когда-нибудь. В основном школа – это воспитание халтуры: учителя имитируют деятельность, а школьники имитируют свое учение. Когда беседуешь с родителями, говоришь им: «Учи их дома сам», слышишь ответ: «Ой, я не смогу». – «Ты школу кончал?» – «Кончал. А я ничего не помню, ничего не знаю». Значит, тебя ничему не научили, значит, ты 10 лет провел зря, выплюнул их, и у тебя нет никакого среднего образования, это утопия, иллюзия. В родном языке ты делаешь чудовищные ошибки, родной литературы не знаешь, история – это вообще конец света, что такое философия, никогда не знал, как устроена Вселенная – тоже. Как построить семью – не знают. Современные молодые люди не умеют даже за девушками ухаживать. Умеют какие-то простые вещи, которым и шимпанзе можно научить, – покурить, поржать… Хорошие животные – лошадь и обезьяна, но для человеческого счастья совершенно недостаточно безобразничать, как обезьяна, и скакать, как лошадь.

Так внушается как раз, что достаточно, зачем тебе остальное?

– Внушается. А просто поразмыслить?.. Некоторые люди в Германии придумали вот эту «систему образования» и по этой системе жестко образовывают всех, независимо от того, крестьянин человек или портной. Единственное исключение – это наша музыкальная школа: там учат музыке, а остальные какие-то предметы идут, но на них не обращают внимания. Тогда, собственно, вырастает музыкант, он к этому готовится, этого хочет. И предметы там музыкальные – музыкальная литература, сольфеджио, история музыки. Он в этот мир входит, и получается какой-то результат. Если он хочет выдающихся результатов, тогда он должен читать. Хотя Карузо – гений теноров, а ноты не знал.

Вопрос: «Я поклялся Богу в том, что теперь выполнить не в силах. Как мне быть? Можно ли с меня эту клятву как-то снять?».

– Да как нечего делать: пришел на Исповедь, покаялся: «Прости, Господи, меня, дурака – самонадеянного, горделивого и тщеславного, нарушителя Священного Писания, которое говорит: не клянись вовсе. Прости меня, Господи, неграмотного болвана, я больше никогда в жизни так делать не буду». Все. Священник прочтет разрешительную молитву – и иди с Богом.

Вопрос телезрителя: «Зачем Христос должен был умереть на Кресте, если Он Своей жизнью и проповедями уже указал людям истинный путь?».

– Дело не в проповеди, проповедь – не самое главное. Самое главное – это Его вочеловечение и Воскресение. Проповедь – только пояснение к этим событиям. Пояснения может и не быть. Если человек будет молиться Богу, он и сам может понять через созерцание Креста и через свидетельства апостолов и учениц Христовых о Воскресении. Если Христос не воскрес, то наша вера тщетна. Но вера живет и действует даже в нашем обществе, где люди часто не способны ни читать книги (тем более Божественные), ни понимать их.

Для человека, начинающего воцерковляться, первые несколько глав Евангелия от Матфея, Нагорная проповедь уже все открывают о христианстве...

– Да, но человек не понимает.

...а суть вочеловечения Христа и Его Крестной Жертвы уходит на второй план после этих заповедей.

– В православной иконе используется прием обратной перспективы – то, что дальше, то больше.

Просто заповеди понятнее.

– Ну, что делать? Понятнее, чем на Своем примере, никто не может объяснить, как Господь. Создатель вселенной – Сын Божий пришел с Небес на землю (как святые говорили: «преклонив Небеса»), стал Человеком, прожил человеческую жизнь, говорил, создал Церковь, отдал Себя арестовать, был убит и на третий день Воскрес. О Воскресении Он говорил все время, и цель Его Пришествия на землю – Воскресение. Он открыл путь к воскресению из мертвых каждого человека, Он «смертью смерть попрал» – Он ее уничтожил.

Люди цепляются за земную жизнь, а Господь предлагает вечную. А люди не понимают. Что делать? Почему не понимают? Потому что веры нет. Есть вера в Бога, в высшие силы, в загробную жизнь, даже какая-то вера в Церковь есть, но нет веры в воскресение мертвых: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Все говорят о душах, о том, будут ли души общаться… Да каждая душа тело получит! Как будто Символ веры не написан на стене храма, как будто это нас не касается, как будто дети воскресной школы не выучивают этот текст наизусть.

Но для начала хочется пожить здесь.

– Так я сам хочу, еще лет сто я бы пожил с удовольствием – мне так все нравится!

Даже мировые события, которые Вы так резко критикуете? Мир-то лучше не будет становиться.

– Это просто манера у меня такая. Нам тренер всегда говорил: «Резче, резче!». И я привык – все резко. Но на самом деле я вообще не резкий. Наоборот, кто меня близко знает, мне говорят: «Ты очень мягкий человек, даже сентиментальный». Это просто манера, поэтому на это не надо обращать внимания. Речь идет о другом. Человек должен понять Христа, он должен услышать. Вера от слышания.

Но для этого нужно отвергнуться того, что есть.

– Да, и себя тоже отвергнуться. И родичей отвергнуться, но не потому, что они плохие и так далее, а в том случае, если они являются препятствием к познанию истины, имеется в виду, отвергнуться от их влияния (а не горделиво отстраниться или перестать оказывать им помощь, перестать любить их – нет).

Этого достичь смогли немногие, их мы именуем святыми, которые действительно смогли оставить все и устремиться только ко Христу.

– Церковь и прославляет святых, ставит их на пьедестал, чтобы светили всем в доме. Не надо ничего изобретать – смотри на преподобного Сергия, ведь это главный русский святой, и в нем есть все – в красоте его лика, в поступках. А много ли слов от него осталось? Нет, несколько фраз.

Вопрос: «Когда-то мечтала пожить для себя, говорила, что детей рожать не буду. Потом все эти глупости прошли, вышла замуж, но детей нет. Это за мои прошлые слова? И как умолить Бога о прощении, чтобы Он благословил нас ребеночком?».

– Самый лучший способ – усыновить сироту. Как только человек усыновит сироту, так и дети пошли. Я постоянно с этим сталкиваюсь. А сегодня вообще был такой случай: ко мне подошла беременная женщина и говорит: «Благословите меня сироту взять». То есть ей не терпится. Вот это правильный подход.

Что ж, дай Бог нам уразуметь...

– ...в чем счастье.

Счастье – это отдельная тема.

– Да, к сожалению, «промыли мозги». Некоторые думают, что счастье – это победа на «Евровидении», а несчастье – когда нет победы на «Евровидении».

Записала
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс