Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (876) → Священник Марк Кравченко: Святой равноапостольный Великий князь Владимир

Священник Марк Кравченко: Святой равноапостольный Великий князь Владимир

№27 (876) / 19 июля ‘16

Беседы с батюшкой

Почему князя Владимира называют святым, равноапостольным и Великим?

– Все три определения связаны с великим служением князя Владимира русскому народу и государственности в целом, которое было положено краеугольным камнем в основание нашего Отечества и веры Православной в земле Русской.

Равноапостольным он называется в силу того, что был первым человеком, с которым крестился весь народ на Руси. Мы знаем, что ранее были крещены княгиня Ольга и многие другие мученики (Феодор и Иоанн, к примеру), люди известные и малоизвестные исповедовали христианство и до Крещения Руси, но именно в масштабах государства, когда крестятся и князь, и простолюдины, все от мала до велика, – такое было только при князе Владимире. Благодаря его трудам по распространению веры Христовой в пределах его земель он и назван равноапостольным, потому что, как и апостолы, трудился на ниве проповеди Христова Евангелия, положил ради нее много сил и здоровья. Собственно, крестившись, всю свою жизнь он посвятил Богу и трудился ради того, чтобы, освободившись из языческого плена греховного, стать действительно просвещенным светом Христова учения.

Поэтому он и святой, и великий?

– Да, в силу того, что он уже до Крещения Руси пользовался популярностью (как сказали бы мы сейчас), и она еще больше усилилась с проповедью Христова Евангелия, с заботами по благоустройству государства, которые он взял на себя после Крещения Руси. Благодаря всему этому люди и дали ему определения – Великий князь, равноапостольный, Красное Солнышко, потому как видели его отеческую любовь, старание, заботу, благодаря которым народ доверял князю (что сейчас подчас немыслимо, когда люди не доверяют власти, к сожалению, а власть не доверяет народу). Такое наименование никому из князей ни до, ни после не давали.

Мы видим в князе Владимире пример тех взаимоотношений, которые замечательно возводят наш ум к тому яркому и красочному образу, воспетому в том числе в церковных песнопениях, которые мы поем, когда совершаем богослужение в честь святого равноапостольного Великого князя Владимира. Эти песнопения являются тем избытком чувств, от которого уста глаголют.

Князь Владимир выбрал для Руси Православие – каков исторический смысл этого выбора?

– Исторический смысл велик. Ведь князю Владимиру можно было выбрать любую веру: и мусульмане приходили к нему, и иудеи, и со стороны немцев было предложено принять Крещение князю и его народу, но Владимир принял греческое Православие. Хотя тогда, как мы знаем, раскола еще не было, но тенденция устремления к земной власти уже была заметна в римско-католическом ответвлении Православной веры. А князю хотелось, чтобы на Руси Православие было воспринято немного по-другому. Поэтому, когда мы читаем его житие, и в истории, и в летописях, то понимаем, что он не просто принял Православие, а фактически его завоевал, чтобы впоследствии на все будущие столетия русский народ не зависел бы ни от греков, ни от немцев, ни от кого-то еще.

Эта независимость и позволила нам сейчас иметь ту Церковь, которая наряду с другими Поместными Церквями по численности уже даже превосходит те, что в древности были более славными. Благодаря князю Владимиру Церковь Русская имеет своего Предстоятеля. Конечно, исторически мы отдаем дань Греческой Церкви как той, от которой восприняли Крещение. Но в целом заслуга князя Владимира состоит в том, что то, что после Крещения он оставил и буйность языческой жизни, и гордость, и прочие свойства, что позволило ему пойти путем, отличным от руководителей многих других, даже христианских, государств, которые и поныне являются зависимыми от других государств и Церквей. Им был выбран иной исторический путь.

Проявленная князем Владимиром независимость, когда он, показав свою силу, завоевал Херсонес и потребовал принцессу Анну, как раз и заложила тот факт равнозначных отношений, которых греки не хотели, но которые Владимир, как говорится, навязал мечом. И когда нас убеждают, что Русь крестили обманом или еще как-то, то это, конечно, ложь и незнание истории. Веру не навязали князю Владимиру, не он находился в какой-то ущербной ситуации, а, наоборот, Византийская империя в тот момент переживала распри, внутренние нестроения, междоусобицы, и Владимир, в том числе и поэтому, Промыслом Божиим смог крестить Русь, так как это невозможно было бы сделать ранее. Поэтому падение Херсонеса, города, считавшегося одним из ключевых для Византийской империи, стало ощутимым ударом, который позволил диктовать условия на равных.

И еще один момент, который следует упомянуть: исторически, если бы (хотя, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения) князь Владимир крестил Русь не в Православие, а, к примеру, принял бы мусульманство, то христианская Европа гораздо раньше исчезла бы с лица земли. И то, что мы видим в Европе сейчас, когда христианские храмы закрываются и превращаются в мечети, произошло бы гораздо раньше. Христианство сохранялось в Европе именно благодаря тому, что Русь приняла Православие и князь Владимир укрепил свое государство, расширил его до тех пределов, которые были бы невозможны, если бы он был язычником и покорял бы только с мечом в руках.

Благодаря его равноапостольным трудам земли присоединялись на добровольных началах многими князями, видевшими в князе Владимире человека, который не предаст, а будет действительно надежным братом и защитником. Для язычника это подчас недостижимый идеал – он ожидает удара в спину, а христианская любовь князя Владимира к людям, ко всем, с кем он общался, позволяла укреплять границы Руси, хотя в то же время, как мы знаем, он продолжал делать это и мечом во время набегов, совершаемых другими народами. Поэтому князю Владимиру Европа в общем-то тоже обязана. И то, что сейчас она отдает свои христианские святыни под мечети, тоже свидетельствует нам о многом. С одной стороны, о том, что на Руси нет князя Владимира, который бы защитил Европу. С другой стороны, понятно, что так происходит из-за упадка христианства в Европе. Ее население, утратив христианские ценности, пришло к такому состоянию, что их порабощают – духовно, физически, материально. Конечно, мы видим протест этому, но я думаю, что европейцам надо бы все-таки вспомнить князя Владимира, помолиться ему, чтобы он избавил их от невзгод, междоусобиц, нестроений, того потока греха, который устремляется в том числе из Европы и к нам.

А каковы ценности и принципы, которые лежат в основе Православия и становятся мощным толчком для развития культуры, цивилизации?

– Мы с вами знаем, что любой человек любого вероисповедания, может быть, даже и неверующий, все равно от сотворения мира имеет нравственный закон, данный Богом. И знает, образно говоря, что такое хорошо и что такое плохо. Когда человек эти ценности теряет, что неминуемо происходит, как только он начинает грешить, то начинается смерть человека, его родословной, народа в целом. Недаром святые отцы говорят, что грех есть начало смерти. Поэтому христианство, Православие дает нам ту жизнь в Боге и с Богом, благодаря которой человек не превращается в животное и не становится потом еще хуже скота, а, напротив, взращивает в себе образ Божий и, следуя за Христом, спасает и душу, и тело.

Ведь мы знаем, что история, в том числе нашего многострадального государства, неразрывно связана с тем фактом, что как только оскудевала вера, мы терпели унижения от неприятелей. И, напротив, подчас даже не имея каких-то материальных возможностей противостоять превосходящим силам противника, с верой в Бога наши воины творили чудеса. Поэтому до сих пор Европа помнит и Ушакова, и Суворова, и многих других наших полководцев, которые спасали неблагодарную Европу от тех многих бедствий, которые она бы претерпевала, если бы не русский штык.

А Великая Отечественная война – это проявление духа предков? Ведь формально народ был неправославным?

– Знаете, как свидетельствовали многие воины, ряды духовенства, которое было расстреляно, уничтожено, сослано в лагеря и ссылки, восполнило духовенство, пришедшее с полей сражений. Мы знаем и архимандрита Кирилла (Павлова), и многих других священнослужителей, славные жизнеописания которых читаем уже как жития святых. На войне неверующих не было, а если они и были, то мы видим, что неверующие люди не возвращались с полей гораздо чаще, чем люди верующие. Об этом говорят воины-афганцы и многие другие. То, что люди уверовали в Бога в пламени войны, увидев все самое страшное, привнесло в Церковь ту крепкую веру и крепкое стояние в истине, благодаря которым Церковь выстояла до нынешних дней, невзирая ни на какие хрущевские гонения и другие трагические события, личные или общенациональные. Поэтому здесь мы можем однозначно сказать, что вера утверждает человека во всем. И христианин никогда не будет чего-то бояться, потому что боится он одного – прогневать Бога. Боится греха, а все остальное для него не столь важно.

Ваш храм во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира находится при Казачьем кадетском корпусе. Расскажите, как жизнь корпуса связана с жизнью Вашего храма?

– Наш храм построили три с небольшим года назад, чтобы кадеты, которые обучаются с 5-го по 11-й классы, не ездили куда-то далеко, тем более что сопровождение группы мальчишек, да и вообще детей представляет большие сложности. В Москве иной раз сложно улицу перейти без риска для жизни, поэтому сопровождающие испытывали трудности. Обучаясь именно в Казачьем кадетском корпусе, кадеты учились, в том числе, и казачьим традициям, которые неразрывно связаны с Православием, – они посещали Николо-Перервенский монастырь или храм Влахернской Иконы Божией Матери, который находится в Кузьминках, но это было и неудобно, и рискованно. Тем более, что расписание у кадет составлено очень и очень плотно – много секций, кружков, и найти дополнительное время, которое тратилось бы на дорогу, сложно.

Поэтому решили построить сначала часовню, затем к ней пристроили алтарь, и по благословению Патриарха Кирилла уже храм был освящен епископом Воскресенским Саввой, викарием Святейшего Патриарха. Меня с первых дней назначили его настоятелем. Впоследствии храм и алтарь расширили, пристроили колокольню, потому что кадеты стали приходить в храм-часовню, а она изначально была рассчитана всего на 50 человек, и мы, конечно, не справлялись с тем, чтобы мальчишки не мерзли на улице.

У нас обучается около 380 кадет, и на данный момент храм тоже маловат. Спокойно стоять и молиться в нем могут 150 человек, и когда в начале года брать благословение приходит весь кадетский корпус, то мы вынуждены делить их на группы. Ребята стоят на улице, где мы сделали навес рядом с храмом, чтобы хотя бы не дул ветер и не лил дождь. Ведь на нашей совести и здоровье наших детей. К кадетам я отношусь как к своим детям. Когда меня спрашивают: «Батюшка, сколько у Вас детей?», я говорю, что восемь своих и 380 приемных. Поэтому мы стараемся создать для них все условия. Под уличным навесом положили деревянный настил, чтобы мальчишки, приходящие к нам в храм, не стояли бы совсем на асфальте. И в том числе чтобы не было претензий со стороны родителей, потому что родители у кадет разные и им тоже важно, чтобы дети не простужались. В будущем, я надеюсь, с Божией помощью в Кузьминках будет построен храм еще большего размера, чтобы он мог вмещать больше кадет и местных жителей.

Сейчас наш храм – единственный на территории Кузьминок, остальные, даже если рядом, относятся к другим районам. Влахернский храм – к Выхино-Жулебино, храм Святителя Тихона – к Люблино, фактически наш храм один на 120 тысяч человек населения. Даже если предположить, что часть людей другой веры или атеистически настроены, все равно наш храм на 150 человек – это капля в море. Конечно, работы непочатый край, особенно, учитывая то, что раньше храма не было, а сейчас храм наш Божиим Промыслом построен так, что в него могут приходить и жители города, не только кадеты.

Вот сейчас у нас в храме молятся лишь несколько кадет, которые живут рядом, остальные разъехались на каникулы, и к нам приходят местные жители, которые тоже нуждаются в храме Божием и которым далеко добираться куда-то еще. Поэтому наш храм несет служение не только по окормлению Казачьего кадетского корпуса, но и является светильником для жителей микрорайона, к которому они могут прийти, затеплить свечу перед иконой Спасителя, помолиться о живых и усопших. И это очень важно. А наши бабушки, когда видят, как к нам на Литургию приходят кадеты, иной раз плачут, умиляются или переживают, что их дети, внуки не ходят в храм. И это тоже служит воспитанием и для старых, и для молодых.

Как я понимаю, жизнь храма тесно вплетена в жизнь кадетского корпуса?

– Так издревле было на Руси, что при каких-либо более или менее значимых учебных заведениях всегда находился храм, что с молодых корней воспитывало людей не в грехе, а в добродетелях Божиих. Этот свет никогда не должен угасать, и, я считаю, каждое нормальное высшее учебное заведение должно иметь свой храм. К такой традиции на Руси стали возвращаться, мы видим, что и при высших учебных заведениях, и при других устраиваются храмы, молельные комнаты или налаживаются взаимоотношения с храмами, которые находятся рядом, чтобы они окормляли то или иное высшее учебное заведение.

Если мы этого совершать не будем, то свято место пусто не бывает – его займут сектанты, иноверцы, проповедники, может быть, даже те, кто увлекается сатанизмом, и мы можем просто потерять молодежь как будущее нашей страны.

В преддверии праздника расскажите, какие планируются богослужения в храме и как добраться желающим?

– Наш храм находится в микрорайоне Кузьминки, ближе к станции метро «Волжская». В принципе, можно добраться и от станции «Кузьминки», но от «Волжской» можно и пешком, а от метро «Кузьминки» надо проехать две остановки на любом транспорте в сторону Люблино до Московского казачьего кадетского корпуса (остановка так и называется, и любой из местных жителей ее знает). Хотя не все местные жители, к сожалению, знают о том, что в Кузьминках есть храм и он действует. Наде-емся, что с помощью вашего телеканала местные жители о нем узнают.

Богослужения у нас будут следующие: накануне праздника в 17 часов состоится всенощное бдение, Исповедь мы начинаем чуть раньше, так как храм маленький, молитву перед Исповедью начинаем в 16.40. После всенощного бдения у нас будет небольшой праздничный концерт для прихожан. Так как праздник в этот рабочий день и не все смогут остаться после молебна, Литургии и крестного хода, мы решили провести праздничный концерт именно вечером. В сам день праздника в 8 часов утра будет отслужен молебен, в 9 часов начало часов и Божественной литургии, по окончании которой будет совершен крестный ход, так как это наш престольный праздник.

Всех Владимиров хотелось бы поздравить с днем ангела! А также поздравить и всех сотрудников Внутренних войск с днем Небесного покровителя, которым для них является князь Владимир, и, конечно, пригласить всех, кто будет иметь такую возможность, посетить наш храм.

Несмотря на то, что храм построен относительно недавно, Божиим Промыслом у нас есть много различных святынь, собранных с разных частей света, – частица мощей Феодора Ушакова, Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, святой княгини Ольги, других святых. Есть иконы, которые мы освящали на мощах во время паломнических поездок с прихожанами нашего храма в Иерусалим и Грецию. Многие из приходящих с удивлением обнаруживают, что есть кому помолиться, причем есть образа даже довольно редких святых, которых не увидишь в большинстве московских храмов. Они привезены со Святой Земли, из Греции. Люди, благодаря СМИ, интернету, телевидению, узнают об этих святых, хотят приложиться, помолиться. Это замечательно и для наших кадет, и для прихожан.

Так что всех поздравляю с днем памяти святого князя Владимира и приглашаю на нашу торжественную службу. Дай Бог, чтобы страна наша, воинство и все именинники находились под его особым водительством и всегда подражали равноапостольному князю в добром преображении, которое он принес к алтарю Божия Царства, благодаря чему были устроены храмы по всей нашей земле.

Всем помощи Божией и успехов в трудах молитвами святого равноапостольного князя Владимира!

Расшифровка:
Даша Бецис

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс